Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двигательной недостаточности Гуревича




Фронтальная форма

Дело касается случаев с резко выраженной подвиж­ностью, видимым богатством и неутомимостью движений, когда ребенок хватает одну вещь, быстро ее бросает, чтобы схватить другую, приводит вокруг себя все в крайний беспорядок. За ви­димым богатством движений кроется их крайняя непродуктив­ность, бесцельность. В действительности ребенок не в состоя­нии производить целесообразные последовательные движения, не может сам одеться, даже самостоятельно есть и т. п. Вместе с тем у него отсутствуют неврологически констатируемые дви­гательные расстройства; движения при всей непланомерности достаточно плавны, сильны и даже нередко пластичны в проти­воположность движениям моторных дебиликов типа Дюпре, не говоря уже о моторных инфантиликах Гомбургера; равным об­разом в таких случаях мы не находим нарушений защитных и автоматических движений и установок, а также, как правило, расстройств со стороны статики и со стороны мышечного тону­са. Сущность двигательного расстройства в таких случаях зак­лючается в отсутствии формул (энграмм) движений и способно­сти их вырабатывать, следствием чего является невозможность производства последовательных рядов целесообразных движе­ний при наличии правильных элементов движений, указываю­щих на отсутствие расстройства пирамидных и стриальных мо­торных систем. Отсутствие или недостаточность двигательных формул объясняется поражением или недоразвитием высших фронтальных систем. С такой локализацией можно связать на­личность в таких случаях ряда явлений, которые также дают указания на поражение фронтальных систем; сюда относятся: 1) частые недостатки, а иногда полное недоразвитие речи при сравнительно хорошем ее понимании;

2) чрезмерная подвижность, которая может быть объяснена как расторможение подчиненных лобным системам моторных центров и является фронтальным симптомом;

3} резкий недостаток активного внимания;

4) повышенное настроение, мориоподобные состояния, столь часто наблюдаемые при фронтальных поражениях (Feuchtwanger);

5) изредка наблюдавшаяся нами легкая мозжечковая атаксия также свойственна фронтальным расстройствам {поражение фронтального отрезка фронто-церебелярной системы). Следует отметить, что в некоторых случаях речь, напротив, находится в достаточно развитом состоянии, причем в ней отмечаются mutatis mutandis те же особенности, что и в прочих движениях субъек­та, именно беспорядочность, непоследовательность, аграмматизм, акатафазия при достаточной внешней выразительности (экстра­пирамидного происхождения).

В описываемой нами фронтальной форме двигательной не­достаточности нетрудно найти аналогию с моторными особен­ностями того периода детства (2—5 л"ет), которое характеризу­ется большой подвижностью, грациозностью, но в то же время недостатком точности, последовательности движений, завися­щим от свойственного этому возрасту недоразвития высших фронтальных центров моториума.

Явления фронтальной моторной недостаточности имеют так­же значительное сходство с симптомами, получаемыми у жи­вотных при удалении фронтальных долей. Такие животные бес­цельно подвижны, бросаются во все стороны и мало способны к дрессуре, т. е. к обучению сложным и последовательным дви­жениям.

Патогенез фронтальной двигательной недостаточности, как и других форм, бывает различный. Часто такие состояния раз­виваются после детских инфекций, сопровождающихся энцефа­литами фронтальной области, а также после тяжелых травм го­ловы. В других случаях мы имеем дело с явлениями врожденно­го недоразвития (особенно часто при микроцефалии). Для иллюстрации приведем следующий случай.

Мальчик 7 лет из наследственно неотягощенной семьи. До 3 лет развивался правильно, ходить и говорить начал вовремя, с 2 лет опрятен. Около 3 лет — инфекционное заболевание (точ­ный диагноз неизвестен) с высокой температурой, рвотой, было два судорожных припадка (в дальнейшем не повторялись). Пос­ле болезни перестал говорить, стал очень беспокоен, подвижен, неряшлив, требует постоянного присмотра.

 

Статус. По росту и весу соответствует возрасту. Невыражен­ный strabismus convergens, неравномерная иннервация лица, зрачки N, сухожильные рефлексы живые, патологических реф­лексов нет; Вассерман отрицательный.

Сила конечностей хорошая, защитные и ассоциированные движения имеются, ходит и бегает хорошо. Мимика однообраз­ная, но достаточно живая и адекватная; движения быстры, доста­точно ритмичны. Последовательных рядов движений не может выполнить, не научился одеваться и раздеваться, сколько-ни­будь систематически заниматься с игрушками и т. п. Повышен­ная подвижность, бегает, вскакивает на стулья, лазит по сто­лам, хватается за всякую вещь, какая попадется, но быстро ее бросает, чтобы схватить что-нибудь новое, очень цепко держит вещь, если ее у него отнимать, любит также цепко охватывать, прижиматься к окружающим; в общем отдельные движения сильны и достаточно ловки. Статика и равновесие в порядке. Ест крайне неряшливо, быстро и жадно, обливается, засовывает в рот слишком большие куски и убегает, не сидит на месте. Обследование очень затрудняется крайней подвижностью. Пос­леднее время стал произносить некоторые слова, но граммати­чески правильных фраз не выговаривает; свои чувства выража­ет большей частью визгом и криками. Слух сохранен, понимает значительно больше слов, чем произносит, иногда выполняет не­которые требования — показать язык, закрыть глаза, подать руку и т. п., близких узнает. Настроение повышенное, в общем доб­родушен, иногда раздражается (если ему мешают двигаться, что-нибудь схватить и т.п.), но не надолго, быстро отвлекается.

Таким образом, мы видим в данном случае при сохранности экстра пирамидных и пирамидных компонентов ясно выражен­ную фронтальную моторную недостаточность, характеризующу­юся описанными выше особенностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.