Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рисунки одаренных детей




Представляется весьма любопытным, что детские ри­сунки легче выявляют отставание субнормальных детей, чем ус­коренный темп развития детей одаренных. У нас есть хорошие образцы того, как бесспорная общая одаренность сочетается с заурядной способностью к рисованию. Такого рода расхожде­ние встречалось нам неоднократно. Оно несколько затушевыва­ется привходящими обстоятельствами: точным выполнением за­даний, интенсивным вниманием, хорошей работой воображения. Примитивные рисунки сопровождаются часто обширными дра­матическими комментариями. Иногда можно услышать забавный монолог, указывающий на юмористическое отношение к собствен­ным произведениям.

В этих случаях блестящей интеллектуальной одаренности умеренный темп развития нервно-мышечного аппарата указы­вает на то, что высокий умственный уровень не базируется на общем подъеме всей психической структуры, а зависит от спе­цифических факторов.

На это же указывают и сравнительно редкие случаи ранне­го проявления изобразительного таланта. Мы не имеем возмож­ности подвергнуть детальному изучению такого рода случаи, но об одном из них стоит здесь упомянуть. Произведения Y. Z. (рис. 4) говорят сами за себя.

В З'/г года эта девочка рисовала человека в различных поло­жениях и даже в профиль. Первый из приведенных здесь ри­сунков изображает веселого клоуна. На втором изображено, как

3 года 5 мес.

3 года 6 мес

[годаЛиес

Рис. 4. Рисунки Y, Z. (наследственная одаренность).

солнце печет пешехода. Дальше этот же пешеход нарисован в профиль. Этого ребенка не обучали специально рисованию, во ее дед и дядя ее матери были талантливыми художника тми.

Необходимо добавить, что изображение человеческою лила в профиль появляется обычно не раньше семи лет. Y. I была ровно в два раза моложе, когда впервые по собственному почи­ну нарисовала человеческий профиль..:

Эти исключительные рисунки интересно сравнить с рисун­ками двух ранее упомянутых умственно выеокоодареиных де­тей, N. О. и О. Р., имевших в пятилетнем возрасте интеллекту­альные коэффициенты 140 и 150 IQ.

Девочка N. О. превышала по уровню развития семь лет; ее словарный запас и решение тестов на сообразительность соот­ветствовали восьмилетнему возрасту. Несмотря на свой бесспорно высокий интеллектуальный уровень, она давала весьма зауряд­ные рисунки. Она могла срисовать квадрат, но бню буквально поставлена в тупик треугольником. Она рисовал* челоюса не лучше, чем это делала Y. Z. в УА года, но свою работу он гсопро-вождала следующим остроумным замечанием: «Я не мо^* нари­совать человека, но могу нарисовать девочку. Волосыу ыееслиш-ком длинные, надо взять ножницы и немножко их по,а»аричз1.

Подобным же образом О. Р. в возрасте 5 лет.лтоял м свое­му умственному развитию на уровне 7 лет и обладал словар» ем восьмилетнего ребенка. Своими удачными и неуд-шьиуяи реше­ниями тестов он удивительно напоминал предыдущего

 

Рис.5. Рисунки принадлежат детям с очень высокой умственной одаренностью и ^называют на весьма скромную способность к рисованию.

Оба они проявляли несомненно интеллектуальное превосходство, но в отношении изобразительной деятельности держались на среднем уровне своего возраста. Квадрат был нетруден также и для О. Р., но с треугольником борьба его была безуспешна. Рисунок человека был сделан весьма посредственно.

Не так просто 7становить момент, когда именно ребенок на­чинает рисовать. Старый взгляд, по которому период каракулей есть просто фаза некоординированных движений, предшеству­ющая изобразительному рисованию, не позволяет установить ге­нетическую точку зрения на обширный ряд явлений. Изучение детского рисунка связано неразрывно с учением о развитии не­рвной системы. Изобразительная деятельность ребенка в усло­виях эксперимента может подобно рефлексам служить показа­телем степени созревания нервной системы. Неврологическая значимость детскою рисунка особенно выявляется в некоторых случаях леворукосчи, сочетающейся с зеркальным рисованием.

Детский рисунок представляет бесчисленное количество пос­ледовательных фаз, генетически связанных друг с другом. Где же нужно поместить нулевой пункт этого вида деятельности? Нужно ли его приурочить к схватыванию карандаша, к тыка­нью карандашом в бумагу, к первым попыткам дать подража­тельные штрихи? Представляют большой интерес психологичес­кие особенности, свойственные начальным фазам различных ви­дов рисования: подражательного, совершающегося под влиянием побуждения, и спонтанного. Не являясь безошибочным измери­телем умственной одаренности, рисование позволяет заглянуть в процессы психомоторного созревания. Благодаря этому оно становится важным показателем того, как совершается разви­тие растущего ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.