Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики созревания поведения




Э. Леннеберг

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКА1

Почему дети начинают говорить в период с 18-го по 28-й месяц своей жизни? Конечно же, не потому, что все мамы обучают их языку именно в это время. Нельзя с очевидностью сказать, что вообще имеет место хотя бы какое-либо сознатель­ное систематическое обучение языку, так же как этого нельзя сказать и об обучении ходьбе и stance2.

На первый взгл_яд соблазнительна идея о том, что ребенок начинает говорить в то время, когда речь становится ему необхо­дима. Однако из-за того, что понятие «необходимости» крайне субъективно, у нас нет метода, чтобы проверить это предположе­ние. Здесь мы сталкиваемся с такими же логическими трудно­стями, как при определении универсального принципа удоволь­ствия, который рассматривается в качестве ведущей мотивации. Чтобы уйти от неизбежной дискуссии, мы должны поставить воп­рос, является ли из мнение потребностей ребенка в возрасте полутора лет следствием того, что усложняется среда, с которой он взаимодействует*, кли же следствием важных и закономер­ных изменений, происходящих в нем самом. Общество и роди­тели ведут себя по-ушному с младенцем и уже подросшим ре­бенком, и поэтому ребенок попадает под все новые и новые вли­яния окружения пер>едтем, как начинает говорить, следовательно, изменения социального окружения в большей степени ответ­ственны за изменения в способностях ребенка и его поведении. Вполне понятно, что наибольшее различие между «доразговор-ной» и «послеразговорной» стадиями проявляется в росте ин­дивидуальности ребенка, а не во внешнем мире или в связи с изменением стимулов, имеющихся в распоряжении ребенка. Тем не менее гипотезы, которые строятся на предположении о «не­обходимости», могучбыть пересмотрены: появление определен­ных потребностей к 18-му месяцу жизни, которые и ведут к разви­тию речи, — это вс «цело заслуга общих процессов созревания, происходящих в индивиде. Так как потребности могут быть оп­ределены только субъективно и в логически замкнутой манере, то тщетно начинать исследование фактов, относящихся к развитию

«The genesis of language». The M.l.T. Press, Cambridge, Massachusetts and London, England, 1966, pp. 219—252. Перевод О. Букиной. Stance (англ.)— поза, положение тела.

речи с точки зрения гипотезы потребностей. Вместо этого следует попытаться понять природу процессов созревания. Центральная и наиболее интересная проблема здесь — является.ли появле­ние речи заслугой общих способностей, которые сформировы­ваются до критического минимума к 18 месяцам, чтобы сделать речь и другие способности доступными, или существуют факторы, специфические для речи и языка, которые формируются и явля­ются чем-то независимым от других, более общих: процессов.

К сожалению, важность и роль созревания в развитии: «язы­ковой готовности» не может быть исследована прямим экспе­риментом, и поэтому у нас нет возможности делить некоторые предположения и выводы из наблюдений. Поведение — это да­леко не устойчивый, однозначный, самоочевидный феномен, как утверждали психологи прошлого века. Разные аспекты поведе­ния проявляются в совершенно различные периоды жизненно-, го пути человека и в разнообразных случаях.

Критериев появления поведения, которое контролируется общими процессами развития, четыре:

1) регулярность и согласованность появления основных вех, коррелирующих с возрастом и другими сопутствующими фак­торами развития;

2) очевидность того факта, что возможности стимуляции из­вне всегда одни и те же в период роста ребенка, но младенец испбльзует разные аспекты этой внешней стимуляции на раз­ных ступенях развития;. '.

3) появление поведения частичного либо полного до того, как оно начинает использоваться индивидом;

4) очевидность того, что неуклюжие проявления поведения не являются признаками целенаправленной практики.

Первое и второе утверждения очевидны и не ну^кдаются в пояснениях. Третье положение имеет место и в эмбриологии по­ведения. Обширная область двигательных паттернов наблюда­ется при спонтанной активности или при стимуляции эмбрио­нов задолго до того, как животное смогло бы использовать по­добное поведение. Так называемая Leerlaufreaktion, или вакуумная деятельность, наблюдаемая этологами, является Ajyrmi приме­ром появления поведения на определенной стадии развития при отсутствии какого-либо использования или необходимости его (см.: Hess, 1964; Lorenz, 1958).

Четвертое утверждение о малой роли практик и в становле­нии поведения было хорошо продемонстрировано на ^животных (Carmichael, 1927; Grohmann, 1938; Ttjomas и Schallor, 1954).

 

Подобный эффект можно наблюдать и у детей, чьи ноги вслед­ствие коррекции врожденных дефектов были обездвижены гип­сом. После выздоровления эти дети были способны хорошо дер­жать равновесие и, в сущности, знали, как ходить, несмотря на то, что их ноги были еще слишком слабы, чтобы выдерживать даже собственный вес.

В целом есть основания считать, что видоспецифичные пат­терны моторной координации появляются согласно общему по­рядку созревания в индивидуальном темпе и при наличии адек­ватной среды. Появление таких паттернов не связано с трени­ровкой или с нес войственной формой ответа. Когда животное «созрело» до уровня, на котором эти паттерны уже присутству­ют в действительности, мы можем говорить о том, что они за­висят либо от внешних или от внутренних стимулов (например, от определенного ур°вня гормонов в крови), либо от того и дру­гого (Lehrman, 1956).

Цель этих комментариев — направить ваше внимание к по­тенциальным возможностям поведения и подчеркнуть форму/мат­рицу поведения вместо рассмотрения его как специфического акта. Если мы найдем, что появление определенного поведения может быть частично или полностью атрибутом изменений, про­исходящих в организме, а не в окружающей среде, то тогда мы должны попытаться раскрыть, что это за органические измене­ния. До тех пор, пока мы не покажем соматический базис, все наши размышления бесполезны.

Четыре характеристики развития поведения, идущего под контролем общего созревания организма, будут использованы нами в качестве основных пунктов при обсуждении того, явля­ется ли процесс появления языка следствием общих процессов развития организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.