КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генетическая связь между избегающим и амбивалентным типами привязанности
Амбивалентная привязанность Ребенок, амбивалентно привязанный к матери, тяжело переживает разлуку с ней, с нетерпением ждет ее возвращения, однако быстро разрушает реальный контакт, реагируя агрессией или истериками на едва уловимые погрешности матери во -взаимодействии (небольшая задержка ответа, кратковременное переключение внимания с ребенка и др.). Амбивалентная привязанность характеризуется бурными всплесками эмоций (гнев, отчаяние, депрессия), соответствующих острой реакции ребенка на разлуку (Bowlby), вне контекста, т. е. в ситуациях с низким стрессом, когда разлука ребенку не угрожает. Симбиотическую привязанность можно рассматривать как частный случай амбивалентной привязанности. Как показывают наши наблюдения, избегание младенцем глазного и голосового контакта может сочетаться с эксплуатацией им особо тесного тактильного контакта по типу прилипания, который является наиболее рудиментарным способом защиты от тревоги (ребенок требует, чтобы его постоянно носили на руках, не пытаясь вступить в общение со взрослым: отсутствуют лепет, гуление, улыбка, интерес к лицу взрослого). В дальнейшем упор на тесный физический контакт может приобрести сексуальную окраску, особенно если мать поощряет развитие контакта в этом направлении. Тогда эмоциональная близость приравнивается ребенком к физической близости (ночью), а отвержение ребенком матери также выражается в интенсивном физическом действии: жестокой агрессии (днем). Легкие проявления амбивалентности отмечаются и в норме, особенно в период, когда мать стимулирует самостоятельную активность ребенка, отвергая его претензии на слишком интенсивный и длительный телесный контакт с ней. Чаще всего это наблюдается сразу после рождения младшего ребенка (Харлоу Г., Харлоу М., Суоми, 1975). Однако в патологии колебания в отношении к ребенку являются очень сильными и устойчивыми. Для поведения матери, стимулирующей проявления амбивалентности у ребенка, характерны следующие симптомы (Waters et al., 1995): — избирательно отвечает на сигналы дистресса у ребенка, но игнорирует проявления им положительного аффекта; — старается никогда не расставаться с ребенком; — воспринимает непослушание ребенка прежде всего как попытку досадить ей лично; — проявляет враждебность по отношению к ребенку, часто беспричинно (для наблюдателя) разрушая гармоничное взаимодействие; — проявляет очень сильный аффект, часто негативный, взаимодействуя с ребенком. Мы рассматриваем соотношение избегающей и амбивалентной привязанности как проявление в первом случае значительного угнетения основной функции привязанности (функции обеспечения безопасности), во втором случае —ее хотя и усиленной, но искаженной работы: ребенок подает сигналы неблагополучия при отсутствии реальной угрозы либо намеренно создаёт угрожающие жизни ситуации для провоцирования материнской заботы. Избегающая привязанность соответствует конечной стадии отделения от матери, по Bowlby18, и фазе хронической тревоги (фазе истощения) в модели реакции на стресс, по. Селье, в то время как амбивалентная привязанность соответствует стадии протеста, по Bowlby, и мобилизационной фазе, по Селье19. Поскольку динамика развития «небезопасной» привязанности при раннем детском аутизме и эмоциональной депривации такова, что элементы избегания постепенно ослабевают, в то время 18 Bowlby выделяет три фазы в реакции ребенка второго года^жизни на отделение от матери: стадию протеста, на которой ребенок ищет мать и реагирует агрессией на ее возвращ'е'ние, тем самым наказывая ее; стадию отчаяния, на которой преобладают депрессивные реакции; стадию отделения, на которой восстановление привязанности между ребенком и матерью уже невозможно (Bowlby, 1979). 19 Ганс Селье выделяет три фазы общего адаптационного синдрома: на первой фазе, фазе тревоги, организм меняет свои характеристики: сначала уровень сопротивления уменьшается, после чего вновь начинает увеличиваться; на второй фазе реакции тревоги практически исчезают, а сопротивление организма достигает наивысших возможных значений; на третьей фазе истощаются запасы адаптационной энергии, тревога вновь появляется, но вызываемые ею изменения в организме уже необратимы (Селье, 1982). как агрессия и негативизм усиливаются, то разделение между этими двумя типами небезопасной привязанности в известной степени условно. Кажущиеся различными механизмы сохранения близости с матерью (подавление негативных сигналов при избегающей привязанности и провокации и требования при амбивалентной) на самом деле отражают уровень активности ребенка. Механизмы защитного избегания доминируют в раннем детстве, когда ребенок ограничен в средствах реагирования на негативную стимуляцию со стороны взрослого (например, до 7 месяцев ребенок «игнорирует» выражение гнева на лице взрослого, по данным Изарда). Усиливающиеся в ходе естественного развития ребенка или же специально стимулированные механизмы уровня аффективной экспансии включаются позже, на втором году жизни, и не только повышают устойчивость ребенка к негативным эмоциональным сигналам матери, но и делают привлекательной для ребенка ее интенсивную аффективную реакцию на его провокации. Среди наблюдаемых нами детей с синдромом раннего детского аутизма, психологический возраст которых не превышает 2—3 лет, избегающая привязанность встречается чаще, чем амбивалентная.. В некоторых случаях у детей с РДА фиксируется самая ранняя форма симбиотической привязанности к матери, когда мать берет на себя основные психические функции ребенка, выполняя роль его Эго; вся связь с реальностью осуществляется через мать, ребенок не строит своих индивидуальных отношений с миром, не имеет собственных предпочтений и интересов, у него не сформированы навыки самообслуживания (собственные наблюдения). (В этих случаях рекомендуется разорвать эту симбиотическую связь через изменение среды, возможно госпитализацию, для того чтобы у ребенка появилась возможность образовать более зрелую привязанность, которая позволила бы ему развиваться.) Если сензитивный период развития привязанностей (первые 2—3 года) формально завершен, то попытка переключения ребенка с симбиотической связи на другой тип отношений со взрослым чрезвычайно болезненна для ребенка и чаще всего оканчивается неудачей. Для детей с эмоциональной депривацией характерна недифференцированная поверхностная привязанность. Дети легко вступают в контакт с целью получения приятных ощущений, но сразу же прерывают его, как только взрослый предпринимает попытку установить какие-либо правила или определить границы поведения ребенка. (Эти дети очень сложны в индивидуальной психологической работе, где они проявляют неконтролируемые ярость и агрессию. В то же время в группе они способны принять ограничения и правила, если они предлагаются и поддерживаются сверстниками, так как эти дети расширяют поведенческий репертуар реагирования на фрустрацию путем подражания ровесникам; паттерны поведения, предлагаемые взрослым, такой ребенок отвергает.) В случаях тяжелой эмоциональной депривации (около 10% детей, живущих в детских домах), осложненной ранним болевым опытом, формируется привязанность избегающего типа; при правильно организованных на ранних этапах (первые два-три года) заботе и уходе она может превратиться в амбивалентную, в противном случае мы получаем устойчивые психогенные формы аутизма с избегающей привязанностью. Таким образом, по мере развития ребенка характер привязанности меняется: избегающая привязанность может трансформироваться в амбивалентную.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |