Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделениеиндивидуальных профилей поведения




И их изменение на втором и третьем году жизни

Индивидуальные профили поведения

Объект в 68% случаев. Также если отдавание сопровождается вокализациями с частотой от 400 до 540 герц, то ребенок-полу­чатель берет объект в 76% случаев, в то время как беззвучное отдавание заканчивается приемом объекта лишь в 34% случаев. Таким образом, в возрасте до 12 или даже до 15 месяцев вокализации проясняют значение еще нечетких паттернов ком­муникации (неоднозначные комбинации мимики, жестов, поз и прикосновений) и способствуют улучшению их понимания ад­ресатом.

В возрасте 24—36 месяцев можно объединить поведе­ние просьбы и отдавания в одну функциональную категорию, поскольку они выполняют общую функцию связи и поддержки (Montagner et al., 1973—1983). Возможно также объединить в одну большую категорию поведение захвата (отбирание объекта) и агрессию, поскольку в этот период между ними существует зна­чимая положительная корреляция (антагонистическое поведение). В результате для каждого ребенка ежемесячно можно подсчи­тывать число паттернов, относящихся к этим большим катего­риям поведения, а после этого вычислить их соотношение меж­ду собой и соотношение с другими категориями поведения, та­кими, как изоляция, страх, приближение к другим и приближение других (аттракция). Если рассматривать также взаимодействия, смысл которых неясен на данном этапе исследования, то мож­но проследить, когда и как возникают и развиваются общие по­веденческие тенденции у маленьких детей в группе сверстни­ков. Анализ показывает, что между 2 и 3 годами у большинства детей появляется тенденция к предпочтению тех или иных ка­тегорий поведения. Соответственно можно говорить о выделе­нии более или менее выраженных стилей взаимодействия или поведенческих профилей. Данный анализ также выявил близость (взаимосвязь) между различными категориями поведения. В целом было выделено 7 поведенческих профилей: 1. Дети, которые часто включаются в соперничество и довольно в нем успешны. Частота поведения связи и поддержки выше, чем антагонистического поведения. Поскольку они мало агрес­сивны, им охотно подражают другие дети (чаще и дольше, чем другим). Паттерны коммуникации таких детей комбинированные,

а их последовательность вариативна. Эти дети не агрессивны и не пугливы. В группе они выступают в роли зачинщиков и орга­низаторов различных новых игр, к которым подключают осталь­ных. Их можно рассматривать как лидеров, поскольку они час­то увлекают за собой остальных.

2. Дети, участвующие и успешные в соперничестве, с наи­большей частотой паттернов агрессивного и вообще антагонис­тического поведения (угроза, захват). Эти дети отличаются от предыдущих в первую очередь высокой частотой агрессивных действий. За ними меньше следуют и меньше им подражают, чем лидерам. Поскольку паттерны агрессивного поведения мо­гут возникать у таких детей без видимой причины во время сво­бодной или организованной взрослым активности или во время еды, они часто дезорганизуют поведение других детей. Комму­никативные паттерны этих детей отличаются менее сложными и разнообразными комбинациями и последовательностями, чем у лидеров, а также включают больше элементов угрозы и аг­рессии. Они предпочитают привычные игры и реже являются зачинщиками новых игр. Группы, которые формируются вокруг них, дезорганизуются быстрее, чем те, которые формируются вокруг лидеров. Дезорганизация группы часто сопровождается плачем выходящих из нее детей. Надо отметить, что такие груп­пы формируются в основном из детей с таким же профилем («доминантно-агрессивные») и из пугливых детей, которые тер­пят агрессию со стороны первых.

3. Дети, участвующие и успешные в соперничестве, у кото­рых частота паттернов различных категорий варьирует день ото дня. В течение дня или недели они могут вести себя как лиде­ры, а другой день или другую неделю как «доминантно-агрес­сивные». Такая вариабельность поведения присуща им посто­янно на протяжении всего года.

4. Дети, которые редко вступают в соперничество или вообг ще этого не делают, обычно неуспешные в нем. У них отмеча­ется наибольшая частота паттернов плача и страха. По сравне­нию с лидерами поведение связи и поддержки выражено так же или несколько сильнее, частота плача и страхов значитель­но выше, а частота угрозы и агрессии значительно ниже. По сравнению с «доминантно-агрессивными» у них значительно выше процент поведения поддержки, плача и страхов и на по­рядок ниже процент паттернов угрозы и агрессии. Эти дети в основном следуют за детьми первых трех групп («сопровождаю­щие»). В ситуации конфликта именно на них чаще всего направ­лена агрессия и угроза других детей. Обычно они ищут помощи

и успокоения у воспитателя. Им требуется больше времени для адаптации в новой группе, чем детям первых трех групп (сте­пень адаптации измеряется длительностью и частотой плача и изоляции). Эта группа условно названа «подчиненно-пугливые».

5. Дети, которые редко вступают в соперничество или вооб­ще этого не делают, обычно неуспешные в нем. При этом в от­личие от «подчиненно-пугливых» у них высок процент агрес­сивного поведения. Их агрессия может возникать и развивать­ся без видимой причины и зачастую не связана с борьбой за обладание объектом, при этом она носит очень настойчивый ха­рактер. Поведение таких детей представлено сменой плача, стра­ха, агрессии и изоляции. Частота и длительность изоляции у та­ких детей очень велика. Они могут часами и даже целый день пребывать в изоляции, так что другие формы поведения возни­кают лишь мимолетно и имеют при этом рудиментарный харак­тер. На примере этих детей можно отчетливо видеть, что за­пуск и развитие паттернов агрессии не всегда жестко связаны с внешней ситуацией (в частности, с ситуацией соперничества и конфликта). Эта группа условно названа «подчиненно-агрес­сивные».

6. Дети, которые редко вступают в соперничество или вооб­ще этого не делают, обычно неуспешные в нем. У этих детей поведение поддержки значительно преобладает над антагонис­тическим поведением, плачем и страхом. Комбинированность и последовательность паттернов поведения у них такая же, как у лидеров. Частота антагонистического поведения всегда очень низкая. Им подражает и следует небольшое количество детей (от 2 до 4). Так же как и лидеры, они организуют новые ситуа­ции и игры. Следовательно, способность увлекать сверстников и создавать новые ситуации не имеет жесткой связи с феноме­ном доминирования. Эта группа условно названа «подчиненные с особенностями коммуникации лидеров».

7. Дети, склонные к частой и длительной изоляции. Частота поведения связи и поддержки у таких детей очень низкая по сравнению с другими «подчиненными» детьми. Антагонистичес­кое поведение практически отсутствует. У части таких детей пе­риоды изоляции постепенно сокращаются на протяжении 3-го и 4-го года жизни. Но у других оно может сохраняться очень длительное время. Данная группа чрезвычайно гетерогенна. Для более точной характеристики этих детей необходимо другое, бо­лее подробное исследование.

В большинстве случаев описанные профили поведения оказы­ваются устойчивыми и становятся более очевидными с 3 до 4 лет.

При этом они могут в значительной степени изменяться от ме­сяца к месяцу или даже от недели к неделе. Во всех случаях, когда между 2 и 4 годами отмечалось значительное изменение профиля поведения ребенка, одновременно можно было конста­тировать значительные изменения в поведении родителей, осо­бенно изменения материнского поведения по отношению к ре­бенку. Следовательно, профили поведения не являются застыв­шими раз и навсегда, особенно это касается маленьких детей. Часто профили приобретают все большую отчетливость от 3 к 6 годам (а в большинстве случаев и далее), и, вероятно, это в значительной степени подкрепляется позицией родителей в от­ношении ребенка, особенно если ребенка ежедневно забирают из сада. Например, подобную тенденцию можно отчетливо на­блюдать у агрессивного ребенка, чья мать также начинает от­вечать ему агрессией (что связано со стрессами и усталостью работающей женщины). Возрастание агрессивных паттернов у ребенка, в свою очередь, связано с усилением направленной на него агрессии. В результате формируется ненормальная ситуа­ция в семье, когда агрессия начинает превалировать над ос­тальными формами взаимодействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.