КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематический план дисциплины 1 страница
(очная форма обучения)
(заочная форма обучения (на базе среднего и высшего образования))
Модуль 1. Общая часть Тема № 1.1 Общие положения уголовно-исполнительного законодательства РФ I. Задание для самостоятельной подготовки 1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции. 2. Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля): 1. Определите понятие уголовно-исполнительного права. 2. Каковы цели и задачи уголовно-исполнительного права? 3. Каковы функции уголовно-исполнительного права? 4. Назовите принципы уголовно-исполнительного права. 5. Раскройте содержание принципа законности. 6. Охарактеризуйте принцип гуманизма. 7. В чем проявляется принцип демократизма? 8. Дайте характеристику принципа равенства осужденных перед законом. 9. Раскройте содержание принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний. 10. В чем состоит принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения? 11. Охарактеризуйте принцип соединения наказания с исправительным воздействием. 12. Что является предметом уголовно-исполнительного права? 13. Каковы методы уголовно-исполнительного права? 14. Определите предмет, метод и задачи науки уголовно-исполнительного права. 15.Что является источником уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации? 16. Каковы условия действия уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве? 17. Каковы основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера? II. Рекомендации по выполнению заданий Изучение уголовно-исполнительного права следует начинать с уяснения социального назначения уголовного наказания как одного из инструментов борьбы с преступностью. Как известно, предупредительная функция уголовного права заключается главным образом в закреплении наказания за те или иные общественно опасные деяния. При этом наказание воздействует на сознание населения двояко, как угрозой его применения (в отношении неустойчивых граждан), так и реальным его исполнением (в отношении лиц, уже совершивших преступление). Любое наказание (не только уголовное) – есть психолого-педагогическое воздействие на личность наказуемого. На уголовно-исполнительное законодательство возложена огромнейшая ответственность – отрегулировать в нормах права сложный и многогранный процесс наказания с тем, чтобы достичь тех гуманных целей, которые поставлены уголовным законодательством перед наказанием (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений). III. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, № 23. Ст. 71 2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (в последней ред. ФЗ от 07.12.2011 №420-ФЗ) // Российская газета. 1996. 16 января. Глава 1 3. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учебник. – М.: Контракт, Волтерс Клувер 2009. — 368с. 4. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд. 5-е. Ростов-на-Дону: Феникс, МарТ, 2010. – 334с. 5. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РФ РТА, 2008. – 236с. 6. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право. 2-е издание. М.: Высшее образование, 2008. – 422с. 7. Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. – М.: Илекса, 2008. - 876с. 8. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2005. – 768с. Дополнительная литература 1. Блохин Ю.И. Призонизация как проблема исправления осужденных // Юридический вестник 1999, № 1. 2. Дзигарь А.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспектива. Монография. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2001. – 201с. 3. Кашуба Ю.А., Пономарев С.Н. Основы современной уголовно-исполнительной политики России в отношении несовершеннолетних. Монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. 4. Мелентьев М. Пенитенциарная политика на рубеже двух веков и проблема обеспечения правового статуса осужденных // Человек: преступление и наказание № 1. 2000. С.30-35. 5. Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XXвв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 610с. 6. Ююкина М.В. Принцип гуманизма в уголовном, уголовно-исполнительном праве и уголовной политике и его реализация при назначении наказания. Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Тамбов, 2006. Тема № 1.2 Уголовно-исполнительные правоотношения I. Задание для самостоятельной подготовки 1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции. 2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам, вынесенным на обсуждение. 3. Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля): 1. Какие правоотношения регулирует уголовно-исполнительное законодательство? 2. По какому критерию различить уголовно-исполнительные правоотношения от иных правоотношений, возникающих между осужденным и государством? 3. Назовите юридический факт, вызывающий возникновение уголовно-исполнительных правоотношений. 4. Ст. 7 УИК, помимо приговора, вступившего в законную силу, в качестве оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера называет и акт помилования или акт об амнистии. В каких случаях названные акты могут служить основанием исполнения, а не освобождения от отбывания наказания? 5. Приведите пример различных видов юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение или прекращение уголовно-исполнительных правоотношений. 6. Оцените соотношение понятий «прекращение уголовно-исполнительных правоотношений» и «освобождение от отбывания наказания» II.План семинарского занятия Продолжительность – 2 часа 1. Понятие, признаки и классификация уголовно-исполнительных правоотношений. 2. Субъекты и иные участники уголовно-исполнительных правоотношений. 3. Содержание и объект уголовно-исполнительных правоотношений. 4. Понятие и классификация юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение или прекращение уголовно-исполнительных правоотношений. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Подготавливаясь самостоятельно по настоящей теме, необходимо ознакомиться с конспектом лекции, соответствующими разделами предложенных учебников. Желательно, чтобы использовалось как минимум два учебника. После ознакомления с учебниками, монографиями, выводы по отдельным положениям задания рекомендуется законспектировать в рабочей тетради. При подготовке к семинарскому занятию необходимо освежить уже имеющиеся знания из теории права о правоотношениях. Так, правоотношения – это те общественные отношения, которые урегулированы нормами права. В зависимости от отрасли, содержащей эти нормы, правоотношения делятся на отраслевые (уголовно-правовые, административные, уголовно-исполнительные и т.п.). В отличие от некоторых других отраслей права в уголовно-исполнительных правоотношениях целесообразно различать субъектов и участников. Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений наделены наибольшим объемом корреспондирующих друг другу прав и обязанностей. Содержание их правоотношения, возникнув, продолжается до окончательного прекращения правоотношения. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений выступают осужденный с одной стороны и государство в лице учреждений и органов, исполняющих наказания – с другой. Участники же эпизодически вступают в уже существующие правоотношения и выходят из них до прекращения отношений между осужденным и государством. В качестве участников могут выступать лица, прибывшие на свидание с осужденным, представители общественности, участвующие в исправлении осужденных и др.
IV. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (в последней ред. ФЗ от 07.12.2011 №420-ФЗ) // Российская газета. 1996. 16 января. Глава 1 2. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд. 5-е. Ростов-на-Дону: Феникс, МарТ, 2010. – 334с. 3. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РФ РТА, 2008. – 236с. 4. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учебник. – М.: Контракт, Волтерс Клувер 2009. — 368с. 5. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право. 2-е издание. М.: Высшее образование, 2008. – 422с. 6. Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. – М.: Илекса, 2008. - 876с. 7. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2005. – 768с.
Дополнительная литература 1. Минаков Г. Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и гарантии их реализации. Учебное пособие. - М., 1993. - 73 с. 2. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. Учебное пособие. -Рязань, 1993. Тема № 1.3 Правовое положение осужденных I. Задание для самостоятельной подготовки 1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции. 2. Подготовка сообщений по вопросам, обсуждаемым на семинаре. 3. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия (изучение и конспектирование учебной и научной литературы, отдельных статей периодических изданий). 4. Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля): 1. Источники определения правового статуса осужденного 2. Соотношение правового статуса гражданина и правового статуса осужденного 3. Приведите примеры прямых и косвенных ограничений в правовом статусе осужденного к лишению свободы. 4. Удовлетворение половых потребностей осужденными к лишению свободы затруднено вследствие однополого изолированного содержания. Таким образом, это – косвенное ограничение (осужденный ставится в условия, затрудняющие возможность пользования некоторыми правами, хотя он и не лишен их по приговору суда). Оцените правовую природу такого ограничения правового статуса, как запрет мужеложства и лесбиянства под страхом признания этого деяния злостным нарушением режима (ст. 116 УИК) 5. Соотношение субъективных прав и законных интересов 6. Почему законные интересы не перевести в разряд субъективным прав? Какой смысл законных интересов? 7. Наличие каких по характеру условий необходимо для удовлетворения законного интереса осужденного? 8. В тексте закона найдите примеры законных интересов осужденного. II.План семинарского занятия Продолжительность – 2 часа 1. Соотношение правового статуса осужденных с правовым положением иных граждан. 2. Понятие общего, специального и индивидуального правового статуса осужденного. 3. Понятие юридической обязанности, субъективного права и законного интереса осужденного. 4. Значение закрепления статуса осужденных для обеспечения законности при исполнении наказания. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Изучаемая тема перекликается с изучаемой в курсе теории права и государства темой «Правовое положение личности». Осужденные не лишаются гражданства, поэтому обладают правовым статусом граждан Российской Федерации (если они таковыми являлись до осуждения). Однако, в сравнении с правовым статусом законопослушных граждан, в правовом статусе осужденных устанавливаются изъятия и ограничения в связи с их наказанием. Особенностью правового положения осужденных является также конкретизация и дополнения в элементах правового статуса. Элементами правового статуса (содержанием) являются юридические обязанности, субъективные права, а также законные интересы. Следует иметь в виду, что эти элементы устанавливаются не только уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, но и целым рядом других отраслей права. Это и понятно, так как не стоит забывать о том, что осужденные - граждане России, поэтому некоторые их права или обязанности, а также законные интересы могут устанавливаться, например, конституционным правом, трудовым, гражданским и т.д. Наибольшую сложность вызывает понимание такого элемента правового положения, как законный интерес. Сложность заключается в том, что законный интерес схож с субъективным правом. Однако есть и отличия. Наиболее существенное из них в том, что субъективное право государство в лице уполномоченных учреждений и органов обязано удовлетворить независимо от каких бы то ни было условий (характеристика осужденного, его поведение и т.п.). В то же время удовлетворение законного интереса происходит по усмотрению представителей учреждений и органов, исполняющих наказания, да и то только при наличии определенных условий. Такие условия, как правило, связываются с поведением осужденного и имеют педагогическую направленность. То есть, исполнение законного интереса осужденного чаще всего выступает стимулом к правопослушному поведению. При изучении правового положения осужденных не следует забывать о существовании общего, специального и индивидуального правового статуса. Такое разделение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, при выяснении условий и порядка отбывания того или иного наказания необходимо иметь в виду субъективные права, юридические обязанности и законные интересы не только данной категории осужденных, но и правовое положение всех осужденных, независимо от вида наказания, и правовое положение граждан России в целом. Например, права осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима на обычных условиях, определяются ч. 1 ст. 122 УИК РФ. Однако не стоит заблуждаться относительно того, что в данной норме содержится исчерпывающий перечень прав. Многие из них перечислены ранее в главах, определяющих правовое положение всех осужденных к лишению свободы (Глава 13 УИК РФ), независимо от вида исправительного учреждения, всех осужденных (Глава 2 УИК РФ), независимо от вида наказания и т.д. Закрепление правового положения осужденного означает одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иначе говоря – правовую гарантию обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
IV. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, № 23. Ст. 71 2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (в последней ред. ФЗ от 07.12.2011 №420-ФЗ) // Российская газета. 1996. 16 января. Глава 1 3. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учебник. – М.: Контракт, Волтерс Клувер 2009. — 368с. 4. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд. 5-е. Ростов-на-Дону: Феникс, МарТ, 2010. – 334с. 5. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РФ РТА, 2008. – 236с. 6. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право. 2-е издание. М.: Высшее образование, 2008. – 422с. 7. Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. – М.: Илекса, 2008. - 876с. 8. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2005. – 768с.
Дополнительная литература 1. Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации - М.:НОРМА, 2001. - 320 с.
Тема № 1.4. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания I. Задание для самостоятельной подготовки 1. Самостоятельное изучение учебной темы в целом (используя источники, указанные в списке рекомендуемой литературы). 2. Конспектирование учебной и научной литературы, отдельных статей периодических изданий. 3. Выписать из ст. 44 УК все виды наказаний, а из ст. 16 – органы или учреждения, исполняющие каждое из них. Данные органы и учреждения классифицировать по ведомственной принадлежности с указанием наказаний, исполняемых каждым из них. 4. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия. 5. Подготовка сообщений по вопросам, обсуждаемым на семинаре. 6. Самоконтроль (ответы на вопросы задания для самоконтроля): 1. Какие учреждения образуют уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации? 2. Какие органы исполняют уголовные наказания? 3. Каков порядок применения к осужденным принудительных мер медицинского характера? 4. Каков порядок применения обязательного лечения осужденных и кто его применяет? 5. В каких основных формах осуществляется взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с судом? 6. В каких основных формах осуществляется взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с прокуратурой? 7. В каких основных формах осуществляются взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с милицией? 8. Какие виды контроля предусматривает УИК РФ за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания? 9. В каких основных формах осуществляется контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления? 10. В каких формах осуществляется судебный контроль? 11. Какие основные формы предусматривает ведомственный контроль? 12. В чем выражается прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания? 13. Каковы задачи содействия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания? 14. Какой порядок посещения учреждений и органов, исполняющих наказание, определяет УИК РФ? II. Рекомендации по выполнению заданий
Для подготовки по настоящей теме рекомендуется из статьи 44 УК составить перечень уголовных наказаний. Затем, внимательно ознакомившись с положениями Главы 3 УИК (в частности, ст. 16), напротив каждого наказания выписать орган или учреждение, на которое возложено его исполнение. Учитывая, что некоторые органы или учреждения исполняют несколько наказаний, предлагается составить другой перечень в обратном порядке – наименование органа или учреждения, напротив которого указать наказание (наказания), исполняемые им. Далее рекомендуется систематизировать учреждения и органы в зависимости от их ведомственной принадлежности. Не охваченным никаким ведомством останется суд. Все остальные органы и учреждения будут представлять Минобороны и Минюст. В последнем целесообразно рассмотреть учреждения и органы, входящие в Федеральную службу судебных приставов и уголовно-исполнительную систему Федеральной службы исполнения наказания. Все указанные учреждения и органы можно подразделить на специализированные и неспециализированные. Классификация производится в зависимости от того, является ли исполнение данного наказания для указанного учреждения или органа основной функцией (например, исполнение ареста для арестного дома) или исполнение происходит наряду с выполнением другой основной функцией (например, исполнение ограничения по военной службе для командования воинской части). В главе третьей УИК детально прописаны виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания – судебный, ведомственный, общественный, прокурорский надзор) III. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, № 23. Ст. 71 2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (в последней ред. ФЗ от 07.12.2011 №420-ФЗ) // Российская газета. 1996. 16 января. Глава 3 3. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учебник. – М.: Контракт, Волтерс Клувер 2009. — 368с. 4. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд. 5-е. Ростов-на-Дону: Феникс, МарТ, 2010. – 334с. 5. Блохин Ю.И. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РФ РТА, 2008. – 236с. 6. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право. 2-е издание. М.: Высшее образование, 2008. – 422с. 7. Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: учебное пособие / под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. – М.: Илекса, 2008. - 876с. Дополнительная литература 1. Букреев В.В., Фаргиев И.А. Исполнение специальных видов наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Книга, 2004. 2. Греков М.Л. Тюремные системы: история и современность: Кубанский государственный Университет. 1999. - 147 с. 3. Дзигарь А.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспектива. Монография. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2001. – 201с. 4. Печников А.П. Тюремные учреждения Российского государства (1649-октябрь 1917): Историческая хроника. – М.: Щит-М, 2004. – 325с. 5. Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XXвв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 610с. Вопросы теста по модулю 1: Место уголовно-исполнительного законодательства в системе законодательства РФ:
Что является предметом уголовно-исполнительного права?
Цели уголовно-исполнительного права:
Что является методом уголовно-исполнительного права?
Исправление осужденных включает:
Задачи уголовно-исполнительного законодательства:
Средством исправления осужденных является:
Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ:
Основание исполнения уголовного наказания:
Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации:
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |