Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика антимонопольно-конкурентного законодательства




Государственное регулирование конкуренции и монополизма осуществляется на таких принципах (принципах): с целью удовлетворения потребностей населения как конечных потребителей, что достигается путем защиты прав потребителей как экономически более слабой стороны в отношениях с товаропроизводителями, обеспечение свободы конкуренции, что стимулирует развитие соперничества между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров с целью расширения их ассортимента, улучшение качества и т.д., содействие предпринимательству, обеспечивающий беспрепятственный выбор и воплощение поощряемой законодательством хозяйственной деятельности.

Нормативное регулирование осуществляются прежде Верховной Радой Украины путем принятия соответствующих законов:

Конституции Украины (ч. 4 ст. 13 предусматривает обеспечение государством социальной направленности экономики Украины, согласно п. 8 ст. 92 исключительно законами Украины определяются правила конкуренции и антимонопольного регулирования, согласно п. 24 ст. 85 и п. 14 ст. 106, председатель Антимонопольного комитета назначается и освобождается Президентом с согласия Верховной Рады Украины);

Хозяйственного кодекса Украины - глава 2 (ст. 18 «Ограничение монополизма и содействие состязательности в сфере хозяйствования»), глава 3 "Ограничение монополизма и защита субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции» (статьи 25-41), глава 28 «Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольно-конкурентного законодательства»(статьи 251-257). Однако следует отметить, что ГК содержит менее обстоятельные положения о антимонопольного регулирования, чем специальный Закон - «О защите экономической конкуренции»;

Гражданского кодекса Украины - ст. 13, согласно которой пределы осуществления гражданских прав включают и необходимость соблюдения требований антимонопольно-конкурентного законодательства;

«О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г. и устанавливает основные принципы регулирования экономической конкуренции с целью ее защиты от недобросовестной конкуренции и монополистических злоупотреблений; предусматривает ответственность за определенные виды таких нарушений и средства предупреждения монополизации товарных рынков;

«О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.1996 г. устанавливает ответственность за определенные виды и проявления недобросовестной конкуренции;

«Об Антимонопольном комитете» от 26 ноября 1993 г. определяет правовое положение антимонопольных органов во главе с Антимонопольным комитетом Украины, его состав, порядок назначения руководящих работников комитета, его основные функции, компетенцию;

«О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г., закрепляя равенство правового положения отечественных и иностранных субъектов хозяйствования на рынках Украины, с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей предусматривает возможность применения мер дискриминационного характера в отношении нерезидентов в ответ на аналогичные действия правительств их стран по украинских производителей (ст. 29);

«О естественных монополиях» от 20.04.2000 г., (1) определяет понятие естественной монополии (состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые производятся субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары / услуги), субъекта естественной монополии / монопольного образования (предприятие со статусом юридического лица любой формы собственности, который производит (реализует) товары на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии), (2) определяет сферы деятельности естественных монополий (ст. 5) и смежные рынки (ст. 6); (3) устанавливает основные принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий (уполномоченные органы, осуществляющие такое регулирование; лицензирования деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках; предмет регулирования деятельности естественных монополий; принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий и обязанности последних, ответственность субъектов естественных монополий, их должностных лиц и органов, регулирующих их деятельность);

блок законов, направленных на защиту национального товаропроизводителя от злоупотреблений иностранных производителей на рынках Украины (от 17.07.1997 г. «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции», а также три закона от 22.12.1998 г.: «О защите национального товаропроизводителя от субсидируемого импорта», «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», «О применении специальных мер относительно импорта в Украину»), «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания» от 17.01.2002 г.

76. Антиконкурентные согласованные действия: понятие и проявления.

Антиконкурентные или монополистические злоупотребления - это поведение (обычно действия) участников экономической конкуренции, направленная на недопущение, устранение, ограничения или искажения конкуренции, что в конечном итоге приводит (может привести) к монополизации товарных рынков.

На основании анализа Закона «О защите экономической конкуренции» (далее - Закон) эти злоупотребления можно разделить на следующие основные группы: антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования (групповые монополистические злоупотребления); злоупотребление монопольным положением на рынке (индивидуальные монополистические злоупотребления) антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля; ограничительная и дискриминационная деятельность субъектов хозяйствования, объединений экономическая концентрация без получения соответствующего разрешения Антимонопольного комитета в случае обязательности такого согласия.

Антиконкурентными согласованными действиями признается заключение субъектами хозяйствования в любой форме соглашений, принятие объединениями в любой форме решений, создание нового предприятия с целью координации их конкурентного поведения с интересами учредителя (учредителей) на рынке определенного товара или любая другое согласованное конкурентное поведение (деятельность, бездеятельность), которая привела или может привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. Проявлениями антиконкурентных согласованных действий может быть: установление цен или других условий приобретения или реализации товаров; ограничение производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними; распределения рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретение, по кругу продавцов, покупателей или потребителей или другим признакам; искажению результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров устранение с рынка или ограничение доступа на рынок (выход из рынка) других субъектов хозяйствования, покупателей, продавцов; применять различные условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами хозяйствования, ставит последних в невыгодное положение в конкуренции; заключение соглашений при условии принятия другими субъектами хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета этих соглашений; существенного ограничения конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин.

Совершение антиконкурентных согласованных действий считается правонарушением и влечет ответственность по закону, кроме предусмотренных законом случаев и при соблюдении установленных типовых требований к согласованным действиям. Такими случаями являются:

• добровольное сообщение о факте нарушения антимонопольных органов лицом, совершившим антиконкурентные согласованные действия, раньше других участников этих действий и при условии, если заявитель не был инициатором или руководителем таких действий и предоставил все доказательства или информацию о совершенного нарушения, которыми обладал или мог беспрепятственно получить;

• согласованные действия малых и средних предпринимателей по совместному приобретению товаров, которые не приводят к существенному ограничению конкуренции и способствуют повышению конкурентоспособности малых и средних предпринимателей;

• согласованные действия по поставке и использовании товаров (использование поставленных товаров, приобретение у других субъектов хозяйствования или продажа другим субъектам хозяйствования или потребителям других товаров, приобретение товаров, которые по своей природе или согласно торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности не относятся к предмету соглашения формирование цен или других условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям), если такие действия не приводят к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или значительной его части, его монополизации, ограничение доступа на рынок других субъектов хозяйствования или к экономически необоснованному повышению цен или дефицита товаров;

• согласованные действия относительно прав интеллектуальной собственности (соглашений о передаче прав интеллектуальной собственности или об использовании объекта права интеллектуальной собственности в той части, в которой они ограничивают в осуществлении хозяйственной деятельности сторону соглашения, которому передается право, если эти ограничения - по срокам, территории действия, вида деятельности, сферы использования, минимального объема производства - не выходят за пределы законных прав субъекта права интеллектуальной собственности);

• согласованные действия, которые хотя и по общему правилу запрещается (ст. 6 упомянутого Закона), однако в установленном порядке разрешены антимонопольными органами или Кабинетом Министров Украины, если их участники докажут, что эти действия способствуют решению общественно важных, определенных законом проблем (относительно совершенствования производства, приобретения или реализации товара; технико-технологического, экономического развития, развития малых и средних предпринимателей; оптимизации экспорта или импорта товаров; разработки и применения унифицированных технических условий или стандартов на товары; рационализации производства) и при условии, что эти действия существенно не ограничивают конкуренцию на всем или в значительной части рынка или положительный эффект от таких действий для общественных интересов преобладает негативные последствия ограничения конкуренции.

77. Доминирующее (монопольное) положение: понятие и виды злоупотребления им.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 11.01.2001 г. «О защите экономической конкуренции» (далее - Закон), монопольное положение - это доминирующее положение субъекта хозяйствования, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами хозяйствования ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Предприятие согласно ст. 12 Закона занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если: на этом рынке у него нет ни одного конкурента; не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или других обстоятельств.

Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля кого на рынке товара превышает 35 процентов, если не докажет, что испытывает значительную конкуренцию. Также монопольным (доминирующим) может быть признано положение субъекта хозяйствования если его доля на рынке товара составляет 35 или меньше процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности, вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, принадлежащих конкурентам (бремя доказывания этого факта положено на АМК и его территориальные отделения).

Наряду с указанным, введены специальные правила определения монопольного положения нескольких субъектов хозяйствования при следующих условиях: что каждый из двух или более субъектов хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если в отношении определенного вида товара между ними нет конкуренции или есть незначительная конкуренция и относительно них, вместе взятых, положение каждого из нескольких субъектов хозяйствования, если относительно них выполняются такие условия; совокупная доля не более чем трех субъектов, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке превышает 50 процентов; совокупная доля не более чем пяти субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке превышает 70 процентов - и при этом они не докажут, что относительно них не выполняются условия ч. 4 ст. 12 Закона.

Методика устанавливает этапы определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования как на государственном, так и на региональных рынках. Их количество и последовательность проведения зависят от фактических обстоятельств, в частности особенностей товара, структуры рынка, объемов имеющейся информации о рынке и т.д..

Целью определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке является получение необходимой информации для принятия решений по вопросам развития и защиты экономической конкуренции, в частности, демонополизации экономики, антимонопольного регулирования, контроль за согласованными действиями, концентрацией, контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, защиты интересов субъектов хозяйствования, групп субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений.

Само по себе монопольное (доминирующее) положение того или иного субъекта хозяйствования на рынке не является правонарушением (ст. 27 ГК, ст. 12 Закона), только злоупотребление же этим положением. Согласно ч. 1 ст. 13 Закона, злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, являются действия или бездеятельность субъекта хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, в частности, ограничения конкурентоспособности других субъектов объектов хозяйствования, или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, которые были бы невозможными при условиях существования значительной конкуренции на рынке.

Дела о злоупотреблении монопольным (доминирующим) положением субъектов хозяйствования на рынке в соответствии с ч. 6 ст. ГК Украины и ст. ст. 3 и 7 Закона о АМК рассматривает АМК и его органы. При рассмотрении этой категории дел обязательно исследования общегосударственного (регионального) рынка с доказательством наличия монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на нем.

78. Антиконкурентные действия органов власти, местного самоуправления и административно-хозяйственного управления и контроля: понятие и проявления.

79. Недобросовестная конкуренция: понятие и проявления.

Согласно ст. 1 Закона Украины от 07.06.1996 г. «О защите от недобросовестной конкуренции» (далее - Закон) недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности, которые осуществляются в рамках хозяйственной деятельности и выполняются с намерением повлиять конкурентную ситуацию. Торговым и другим честным обычаям, согласно ст. 7 Гражданского кодекса Украины принятого 16.01.2003 г. (далее - ГК) считаются правила поведения, которые не установлены актами гражданского законодательства, но есть общепринятыми в определенной сфере гражданских отношений. Обычай может быть зафиксирован в соответствующем документе или имеет характер правовых аксиом.

Выделяют следующие признаки недобросовестной конкуренции: недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями; такие действия будут рассматриваться как правонарушение, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости; субъектами недобросовестной конкуренции могут быть только субъекты хозяйствования; целью активных действий является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности; в результате действия конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации.

Положения ст. 1 Закона распространяются на все известные и неизвестные формы недобросовестной конкуренции. Но для облегчения применения настоящего Закона в статьях 4-19 перечислены нарушений, которые считаются проявлениями недобросовестной конкуренции. Системно они объединены в три группы: неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования (предпринимателя), создание препятствий субъектам хозяйствования и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции; неправомерный сбор, раскрытие и использование коммерческой тайны.

Неправомерное использование деловой репутации. К этой группе правонарушений относятся: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия; сравнительная реклама.

Создание препятствий предпринимателям и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции. К этой группе правонарушений, согласно ст. 15 Закона «О защите от недобросовестной конкуренции» относятся: дискредитация субъекта хозяйствования; купля-продажа товаров, выполнение работ, предоставление услуг с принудительным ассортиментом; склонение к бойкоту субъекта хозяйствования (предпринимателя); склонение поставщика к дискриминации покупателя (заказчика) склонение предприятия (предпринимателя) к расторжению договора с конкурентом; подкуп работника поставщика подкуп работника покупателя (заказчика); достижение неправомерных преимуществ в конкуренции.

Дискредитация субъекта хозяйствования - это распространение в любой форме неправдивых, неточных или неверных сведений, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствования, которые нанесли или могли нанести ущерб деловой репутации субъекта хозяйствования. Деловой репутацией считается оценка профессиональных качеств, общественная оценка деятельности предприятия и его продукции (товаров, работ, услуг), приобретенная в течение длительного времени.

Куплей-продажей товаров, выполнением работ, предоставлением услуг с принудительным ассортиментом является купля-продажа одних товаров, выполнение работ, предоставление услуг при условии купли-продажи других товаров, выполнение работ, оказание услуг, не нужных потребителю или контрагенту.

Склонением к бойкоту субъекта хозяйствования (предпринимателя) считается побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных связей с этим субъектом хозяйствования (предпринимателем).

Склонением поставщика к дискриминации покупателя (заказчика) является принуждение поставщика конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, к предоставлению поставщиком конкуренту покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком) без достаточных на то оснований.

Склонением предприятия (предпринимателя) к расторжению договора с конкурентом другого субъекта хозяйствования (предпринимателя) является совершенное из корыстных побуждений или в интересах третьих лиц побуждение субъекта (предпринимателя) - участника договора к невыполнению или выполнению ненадлежащим образом договорных обязательств "обязательств перед этим конкурентом путем предоставления или предложения субъекту (предпринимателю) - участнику договора, непосредственно или через посредника, материального вознаграждения, компенсации или других преимуществ.

Подкуп работника поставщика - это предоставление или предложение ему конкурентом покупателя (заказчика), непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником поставщика служебных обязанностей, вытекающих из заключенного или связанные с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом покупателя (заказчика) определенных преимуществ перед покупателем (заказчиком).

Подкуп работника покупателя (заказчика) - это предоставление или предложение ему конкурентом поставщика, непосредственно или через посредника, материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя (заказчика) служебных обязанностей, вытекающих из заключенного или связанные с заключением между поставщиком и покупателем договора поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, что привело или могло привести к получению конкурентом поставщика определенных преимуществ перед поставщиком.

Достижением неправомерных преимуществ в конкуренции является получение таковых относительно другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) путем нарушения действующего законодательства, которое подтверждено решением государственного органа, наделенного соответствующей компетенцией.

Неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны. К этой группе правонарушений относятся: неправомерный сбор коммерческой тайны; разглашение коммерческой тайны; склонение к разглашению коммерческой тайны; неправомерное использование коммерческой тайны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.