Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств




Главный распорядитель средств соответствующего бюджета является участником бюджетного процесса, на которого возложены полномочия по составлению проекта бюджета и его исполнению, а также контролю за исполнением в части, относящейся к сфере деятельности данного органа исполнительной власти. Главным распорядителем выступает, как правило, орган исполнительной власти, для которого его бюджетный статус является дополнительным и необходимым условием осуществления тех функций и решения задач, ради которых он и был создан.

Основная роль, которую играет главный распорядитель в бюджетном процессе, заключается в определении объема бюджетных средств, необходимых для решения государственных задач в определенной сфере общественной жизни, получении этих средств, их эффективном использовании в соответствии с условиями предоставления, составлении отчета о целевом и эффективном использовании бюджетных средств.

Разнообразие задач, решаемых в рамках бюджетного процесса, заставляет законодателя наделять полномочиями главных распорядителей не только органы исполнительной власти, но и иных субъектов, среди которых можно выделить несколько типов главных распорядителей бюджетных средств:

· орган исполнительной власти

· иной государственный орган

· орган управления государственным внебюджетным фондом

· бюджетное учреждение.

Отличаются типы главных распорядителей по объему предоставленных им

бюджетных полномочий, объединяет их общий признак – включение в ведомственную классификацию и приобретение, таким образом, правомочий первого прямого получателя бюджетных средств. Максимально широкие полномочия предоставлены органам исполнительной власти.

Главный распорядитель – орган исполнительной власти. Следует обратить внимание на то, что на федеральном уровне к числу указанных органов, относятся включенные в Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» министерства, агентства и службы.

Субъекты РФ самостоятельно определяют систему своих органов исполнительной власти (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ). В Ленинградской области к органам исполнительной власти отнесены управления, комитеты и инспекция (Постановление Губернатора Ленинградской области от 14 мая 2007 г. №72-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Ленинградской области»), именно они и выступают главными распорядителями бюджетных средств городского бюджета, что подтверждается ведомственной классификацией (структурой расходов) (приложение 5 к Областному закону Ленинградской области от 13 ноября 2006 г. №130-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2007 год»). В Санкт-Петербурге главными распорядителями выступают отраслевые и структурные подразделения Администрации Санкт-Петербурга – комитеты, главные управления, инспекции, лицензионная палата (приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга от 27 ноября 2006 г. №564-91 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2007 год»).

Муниципальные образования также самостоятельно определяют своих главных распорядителей бюджетных средств и закрепляют в ведомственной структуре расходов местного бюджета.

Полномочия главных распорядителей относящихся к первому типу перечислены в пункте 1 статьи 158 БК РФ. Среди них можно выделить несколько групп основных полномочий:

1. регулятивные (осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; др.)

2. распорядительные (составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись; распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателя бюджетных средств; исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные задания); определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений; др.)

3. обеспечительные (обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств; составляет обоснование бюджетных ассигнований и др.)

4. контрольные (обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий; организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль; др.)

5. организационные (формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств; формирует бюджетную отчетность главного распорядителя; др.).

Отличительной особенностью этого типа главных распорядителей является наличие у них подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств, что предопределяет наличие полномочий по установлению государственных (муниципальных) заданий; утверждению бюджетных смет; распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным им получателям бюджетных средств.

Главный распорядитель - иной государственный орган. Понятие государственного органа шире, чем понятие государственного органа исполнительной власти. В качестве главного распорядителя бюджетных средств могут выступать также государственный органы представительной и судебной власти, а также такие государственные органы как Прокуратура РФ; Центральная избирательная комиссия, Счетная Палата РФ и др. Главным распорядителем бюджетных средств выступает, например, Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и т. д. Для этого типа главных распорядителей характерно отсутствие подведомственных им распорядителей и получателей, поскольку многие из них выступают в единственном числе (Государственная Дума, Конституционный Суд РФ и др.). Поэтому нет необходимости в таких полномочиях как формирование государственного задания или утверждения смет получателям и соответственно – распределение бюджетных средств. В то же время такое важнейшее полномочие как составление, утверждение и ведение бюджетной росписи остается обязательным у такого рода главных распорядителей. Если же у государственного органа имеются подведомственные получатели (Прокуратура РФ, Высший арбитражный суд РФ) то они осуществляют полномочия в полном объеме (пункт 1 статья 158 БК РФ).

Бюджетное учреждение выступает главным распорядителем в исключительных случаях и является скорее первым прямым получателем, нежели главным распорядителем, в силу отсутствия подведомственных получателей. По сложившейся практике таковыми традиционно выступают Российская академия наук, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Большой театр России, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и др. (приложение 10 к Федеральному закону от 19 декабря 2006 г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»). Статус главного распорядителя предоставляет большую самостоятельность в бюджетной сфере таким сложноорганизованным бюджетным учреждениям.

На главных распорядителей бюджетных средств возложена еще одна правообязанность, они уполномочены выступать в суде от имени соответствующего субъекта (Российской Федерации, субъекта Федерации муниципального образования) (пункт 3 статьи 158 БК РФ). Законодатель называет два основания предъявления иска к публичному образованию, когда главный распорядитель будет признан надлежащим ответчиком. Первое основание - иски о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления) или их должностных лиц по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов, не соответствующих закону или иному правовому акту. Обязанности главного распорядителя в этом случае определены в статье 242.2 БК РФ. Некоторые нюансы определения надлежащего ответчика – главного распорядителя бюджетных средств установлены в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ».

Второе основание предъявления исков - в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Указание на второе основание представляется не вполне оправданным, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 161 БК РФ, бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и, кроме того, статья 242.3 БК РФ свидетельствует о том, что именно бюджетные учреждения получают процессуальный статус ответчика по своим денежным обязательствам, а порядок обращения взыскания не требует процессуального участия главного распорядителя в суде (пункт 5 статьи 242.3).

Распорядитель бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств могут выступать такие же субъекты права как и главными распорядителями – органы власти и бюджетные учреждения. Различие между главным распорядителем и рядовым заключается в ограниченном объеме полномочий. Распорядители бюджетных средств наделены тремя полномочиями, необходимыми им для выполнения возложенных на них государством (муниципальным образованием) задач и функций (пункт 2 статьи 158 БК РФ). В отличие от главных распорядителей они не осуществляют таких полномочий как составление, утверждение и ведение бюджетной росписи; формирование государственных (муниципальных) заданий; определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений; контрольные полномочия; ведение реестра расходных обязательств; др. Однако распорядители бюджетных средств могут осуществлять отдельные полномочия главного распорядителя в случае и порядке, им установленном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 7815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.