Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово - правовые нормы. Общая характеристика




Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.

Субъекты финансового права.

Финансово - правовые нормы. Общая характеристика.

2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды.

Финансово – правовые нормы, так же как и нормы иных отраслей права, обладают отличительными свойствами: это писанные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке, по определенной форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Помимо общих признаков, отличающих номы права от иных социальных норм, финансово – правовые нормы права обладают и специфическими чертами. Так, они регулируют права и обязанности субъектов – участников финансовых отношений, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства. Основная особенность финансово – правовых норм состоит в том, что они носят государственно – властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово – правовых отношений выражаются в категоричной форме. Участники финансовых отношений. урегулированных номой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условия ее применения.

Государственные органы принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и другие внебюджетные фонды. Финансово – правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово – правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов – участников – этих правоотношений.

Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно должно получить от своей деятельности определенный доход.

Основа финансово – правовой деятельности – диспозиция – содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности.

Способом защиты правил, установленных финансово – правовыми нормами являются их санкции.

Санкции финансово – правовых норм указывают как правило, на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени, штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банком.

Финансово – правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово – процессуальные нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют юридические права и обязанности участников финансовых правоотношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов различных уровней.

По характеру взаимодействия на участников финансовых правоотношении на финансово – правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия, например платить налоги.

Запрещающие финансово- правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Так в настоящее время предприятиям и организациям запрещается иметь в наличном денежном обороте более установленной Банком России суммы денег. Совершение сделок за наличные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовое нарушение.

Уполномочивающие финансово – правовые нормы содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в норме.

В уполномочивающих финансово – правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы исходя из общих правовых принципов.

Кроме всех указанных признаков финансово – правовые нормы обладают еще и специфическими особенностями в связи с тем, что они регулируют именно финансовые отношения. Финансы выполняют в государстве определенные, присущие только им функции: распределительную, контрольную и стимулирующую. Естественно, что и нормы права, регулирующие данную область общественных отношений, также несут на себе эти нагрузки. Особенно важно обратить внимание на стимулирующую функцию норм финансового права: они должны конструируются так, чтобы не только служить аккумуляции средств в фондах денежных средств, но и содействовать при этом развитии экономики и социальных процессов в государстве.

В зависимости от характера регулируемых отношений финансово – правовые нормы делятся на бюджетные, налоговые, финансового контроля, страховые и т.д.

В зависимости от вида нормативно – правового акта, в котором содержатся финансово – правовые нормы, они могут быть разделены на нормы законов и нормы подзаконных актов.

 

2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды.

В результате воздействия финансово – правовых норм на финансовые отношения, последние приобретают форму правоотношения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

  • возникают в процессе финансовой деятельности государства;
  • одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;
  • они почти всегда возникают по поводу денег – денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, ограничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и является денежным, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирования фондов денежных средств, в наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно – властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно – имущественным отношениями.

Властно – имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация, реквизиция, административные денежные штрафы). Однако эти правоотношения возникают, изменяются, прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Исходя из основных функций право, финансовые правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово – правовых отношений носит характер регулятивный.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную функцию по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик.

Финансовые охранительные правоотношения возникают в связи с нарушением финансово – правовых ном на основе санкции финансово – правовых норм. Его надо отличать от всякого другого, в частности административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово – правовой нормы, но на основе административно – правовой санкции.

К финансовым охранительным правоотношениям относятся правоотношения, которые возникают в связи с налоговыми правонарушениями, предусмотренными гл. 16, 18 НК РФ. Кроме того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникшие в связи с:

§ невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

§ неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 209, 291 БК РФ) и др.

Соответственно все другие правоотношения, возникающие на основе норм финансового права, являются регулятивными.

Регулятивные финансовые правоотношения, в свою очередь, подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация основывается на особенностях способа индивидуализации субъектов. Относительными (двусторонне индивидуализированными) являются правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия. К таким правоотношениях, относятся межбюджетные правоотношения по уплате в бюджеты государственные внебюджетные фонды налогов и неналоговых платежей, по формированию финансовых фондов казенного предприятия, по бюджетному процессу и т.д.

Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Абсолютные (односторонне индивидуализированные) – это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Так к абсолютным правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.

По характеру финансово – правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно на основе процессуальных финансово – правовых норм.

К материальным правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа – требовать его уплаты; право предприятия обращаться у финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращением и принять по нему решение; и т.д.

К процессуальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения по бюджетному процессу, налоговому процессу.

Процессуальные правоотношения вторичны по отношению к материальным и служат гарантией реализации последних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово – правовых институтов. Такая классификация актуальна, так как позволяет охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:

Ø по государственному (муниципальному) финансовому контролю;

Ø бюджетные;

Ø по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Ø налоговые;

Ø по неналоговым доходам;

Ø по государственному страхованию;

Ø по денежному обращению и расчетам;

Ø по валютному регулированию.

Также финансовые правоотношения могут быть подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является, в качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

В число имущественных финансовых правоотношений входят отношения по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; по расходам бюджетов; по уплате неналоговых платежей и др. Неимущественными финансовыми правоотношениями являются отношения по бюджетному процессу, налоговому процессу, установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В связи с этим они подразделяются на простые и сложные. Содержанием простых финансовых правоотношений исчерпывается одним правом и одной обязанностью. Содержанием сложных финансовых правоотношений является несколько взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Например простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения.

 

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических лиц финансовых прав и обязанностей.

Так возникновение финансово – правовых отношений осуществляется на основании правового нормативного акта или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актов в области финансовой деятельности государства является ФЗ «О федеральном бюджете», который применяется ежегодно. Индивидуальным нормативным актом – извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой – либо налог.

Изменение финансовых правоотношений также происходит на основании нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений связано, например:

  • с погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • выполнением задания по государственным доходом, по бюджету или внебюджетным фондам;
  • использованием выданных бюджетных ассигнований;
  • осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.