Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности




Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, поскольку для реализации задач требуются финансовые ресурсы и регулирование финансовых отношений. Однако особенности их задач и правового положения обуславливают различия в содержании, масштабах и степени участия в финансовой деятельности тех или иных органов, необходимость разграничения между ними полномочий в этой сфере.

В таком разграничении финансовой компетенции органов учитываются: во - первых, необходимость соответствия полномочий упомянутых органов конституционным положениям о разграничении предметом ведения между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления (ст. 71 – 83 К РФ), во – вторых, принцип разделения властей на законодательную (представительную), и исполнительную (ст. 10 К РФ), а также установленные организационно – правовые формы деятельности органов.

Законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов и муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней (федерального, регионального, местного), установление налогов, сборов.

Согласно принцип разделения властей и прерогативой представительных органов государственной власти является принятие законов по вопросам финансов (ст. 104 К РФ).

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика, обращается с ежегодным посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 К РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно – кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово – кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, правительство или администрации субъектов Федерации) принимают меры к реализации законов, обеспечивают исполнение бюджета (ст. 101, 114 К РФ). В структуру аппарата Правительства РФ и при Правительстве в целях обеспечения Координации действий федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и денежно – кредитной политики создаются департаменты, комиссии, советы и т.п. подразделения (например Департамент экономики и финансов Правительства РФ).

Функции финансовой деятельности выполняют также органы исполнительной власти РФ и субъектов Федерации, осуществляющие государственной управление в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Они обеспечивают выполнение задач этих органов в соответствующих отраслях. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления администраций).

Вместе с тем, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово – кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В связи с экономическими преобразованиями, обусловленными переход к рыночным отношениям, система финансово – кредитных органов в России существенно перестроена, соответственно изменились и их функции. К данным органам относятся:

1. Министерство финансов, которое являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики На него возложено и нормативно – правовое регулирование в следующих сферах: в финансовой (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей (в части их уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. К его компетенции относится также выработка финансовой политики в области государственной службы и судебной системы. В круг важнейших функций Министерства финансов РФ входит обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организация и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности.

2. Федеральное казначейство (федеральная служба) создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципов единства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ внутренними и внешним долгом.

Налоговые органы. К системе налоговых органов относятся территориальные органы по субъекта РФ, межрегиональные инспекции и инспекции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. Это единая централизованная система органов. Налоговые органы входят в систему Федеральной налоговой службы, подведомственной Министерству финансов РФ.

Главной задачей налоговых органов РФ является обеспечением единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. Законодательство закрепляет права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающему из их функций в области налогообложения, а также применяемы ими меры в взысканию налогов и санкций к налогоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонарушений (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Федеральная таможенная служба входит в систему Министерства экономического развития и торговли РФ. В систему таможенных органов входят также региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централизованном подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразованиями в сфере страховых отношений эта деятельность перестала быть государственной монополией. Функции страхования осуществляют теперь как государственные (Росгосстрах, Военная страховая компания), так и негосударственные компании. Все они действуют на коммерческих началах. В структуре Министерства финансов РФ создана Федеральная службы страхового надзора.

Банки. Банковская система. Банки принято именовать кредитными организациями в связи с тем, что основным направлением их деятельности является именно кредитование.

Банковская система состоит из двух уровней: 1. Центральный банк РФ (Банк России);

2. кредитные организации (коммерческие банки), а также их филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным является банк, который зарегистрирован на территории иностранного государства и признан банком по его законодательству.

Центральный банк РФ, занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, он является государственной собственностью. Получение прибыли не является целью Центрального банка (в отличии от коммерческих банков). Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной особенностью Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно – кредитных отношений. Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе, его председатель назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Целями деятельности Центрального Банка РФ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуществляет эмиссию денег и организует наличное денежное обращение; устанавливает правила осуществления денежных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, валютное регулирование и валютный контроль и др.

Выполняя свои функции, Центральный Банк РФ выступает в отношения с кредитными организациями (коммерческими банками), которые выполняют операции по непосредственному денежно – кредитному обслуживанию предприятий, учреждений, организаций граждан в соответствии в государственной денежно – кредитной политикой, реализация которой возложена на Центральный Банк РФ.

Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяют на банки и небанковские кредитные организации.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом «О банках и банковской деятельности».

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В отличие от этого небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).

Помимо перечисленных кредитная организация вправе выполнять и другие банковские операции, а именно: осуществление расчетов, инкассации денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю – продажу иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдачу банковских гарантий и др.

Они независимы от органов государственной власти и управления при принятии своих решений, связанных с проведение банковских операций.

Органы государственных внебюджетных фондов. К ним относятся органы Пенсионного фонда РФ, Фона социального страхования РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатно медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.

 

Вопросы к теме:

1. Определите понятие финансов, каковы их признаки?

2. Какие функции свойственны финансам?

3. Чем различаются понятия «деньги» и «финансы»?

4. Что вы понимаете под термином «финансовая система» (в экономическом аспекте)?

5. Дайте характеристику звеньям (институтам) финансовой системы.

6. Какие органы государственной власти и в какой форме осуществляют финансовую деятельность государства?

 

Рекомендуемая литература:

 

Основная:

1. Финансовое право / Отв. ред. Н.И.Химичева. – М.: Норма, 2007.

2. Финансовое право: Учебник/ Отв. ред. М.В. Карасева.- М.: Юристъ, 2007.

 

Дополнительная:

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М., 2001.

2. Грачева Е.Ю. Финансовое право: схемы с комментариями: учебное пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2008.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.