Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая деятельность государства как механизм социального управления




Финансовая система (структура финансов).

В структуру финансов входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) (схема № 2), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая взаимодействием всю экономику страну и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте – это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды – бюджетные, внебюджетные и т.д.

На данный этап в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

- бюджетная система, состоящая их государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов и муниципальных образований;

- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

- финансы предприятий, организаций, учреждений;

- финансы страхования;

- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Все они обладают свойствами финансов, но в силу особенностей по разному влияют на социально – экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованным. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджет) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.

Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный и муниципальный бюджет – денежные фонды общего назначения.

Центральное звено в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально – экономических программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды – новое звено финансовой системы РФ. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся в частности Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование.

Финансы предприятий, организаций, учреждений – обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяют две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли. Бюджетные организации такой цели не имеют.

Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создаются национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т.д.). Различают следующие формы страхования:

- имущественное и личное;

- социальное;

- медицинское.

По методам проведения страхование может быть: обязательным и добровольным.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и привлечении другим субъектом во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Различают две формы кредита:

- государственный и муниципальный;

- банковский.

Под государственным кредитом понимают прежде всего отношения посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намечены расходов. Государство этих в отношениях выступает в качестве заемщика, а лицо предоставившее ему средства, является кредитором. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственного займа, получения Правительством кредитов в банках и др. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.

Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях – бюджетные и иные ресурсы.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчет производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Российское государство и муниципальное образование в связи с использованием финансовой системы для выполнения своих задач осуществляют в лице своих органов соответствующую - финансовую деятельность. Она выражается в выполнении государством и муниципальными образованиями функций по созданию (формированию), распределению и использованию их денежных фондов и доходов в целях реализации своих задач. Неотъемлемым элементом этой деятельности является финансовый контроль, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально – экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важнейшей и необходимой составной частью механизма социального управления. Финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий, исходя из внешних и внутренних условий страны. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально – экономические процессы осуществляется не только посредством прямого выделения средств на соответствующие мероприятия, но и косвенно – путем предоставления налоговых льгот, беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п., а также с помощью мер ограниченного характера. Используя механизм финансовой деятельности, государство получает широкие возможности регулирования рыночных отношений. Важная сторона финансовой деятельности государства и муниципальных образований состоит в воздействии на развитие федеративных отношений государственного устройства и становление местного самоуправления в России. Таким образом, управляющая роль финансовой деятельности производится во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.