Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования




 

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования представляют собой денежные от­ношения, связанные с формированием, распределением и использова­нием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегули­рованы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государ­ственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды на­логов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды нена­логовых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ас­сигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения при­были предприятия.

Надо учитывать, что согласно ст. 2 Федерального закона от 14 но­ября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного веления, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муни­ципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Феде­рации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого, в правовом регулировании финансов государственных и муници­пальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основан­ные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного За­кона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно рас­поряжаются полученной прибылью. Эту прибыль они могут распреде­лять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государст­венным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственно­го ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федераль­ный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомст­венного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частно­сти, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федераль­ный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Феде­рацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Со­ответственно отношения между собственником имущества и государ­ственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-пра­вовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово-правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распре­деление прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законода­тельства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и пред­
приятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соот­ветствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное ка­зенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муници­пального образования — в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования.

После распределения прибыли казенного предприятия по норма­тивам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюд­жета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве опера­тивного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов рас­пределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятие своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и ка­зенным предприятием по поводу установления последнему нормати­вов распределения прибыли является финансово-правовым, так оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государст­ва по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает право­отношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-пра­вовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъя­тия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предпри­ятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом госу­дарственных и муниципальных расходов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.