Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, функции и виды налогов




Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов

ТЕМА10:Понятие налогов и сборов по российскому праву

10.1 Понятие, функции и виды налогов.

10.2 Соотношение налогов и иных обязательных платежей

10.3 Принципы налогообложения

 

 

 

Налоги - один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.

Для пополнения казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей. Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

Налоги как финансово - правовая категория – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему или во внебюджетные государственные фонды с определением их размеров и сроков уплаты.

Основная роль налогов фискальная. Они используются как источник доходов государственной казны, предназначенных для удовлетворения интересов общества и государства.

Налоги являются одним из действенных рычагов воздействия на экономику. В этом смысле можно отметить регулирующую функцию: благодаря механизмам налогообложения государство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, его структуру. В данной функции можно выделить три подфункции:

  • стимулирующую подфункцию, которая проявляется через систему налоговых льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей, субъектов малого бизнеса;
  • дестимулирующую подфункцию, позволяющую через повышение налоговых ставок ограничивать отдельные виды деятельности, не поощряемые государством (например, развитие игорного бизнеса), приостанавливать вывоз капитала;
  • воспроизводственную подфункцию, посредством которой аккумулируются средства для восстановления использованных ресурсов.

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Однако согласно ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Хотя здесь существует противоречие со ст.57 Конституции РФ, можно согласиться с тем, что налог является единственно законной формой отчуждения собственности физических и юридических лиц, не требующей решение суда.

Юридическое определение налога дано в п. 1 ст.8 НК РФ, где налогом понимается обязатель­ный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативно­го управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

На основании определения выделяют юридические признаки, присущие налогу:

· законность установления;

· ограничение права собственности или иного законного владения путём отчуждения части материальных благ в пользу публичных образований;

· социальная обусловленность, общеобязательность;

· индивидуальная безвозмездность;

· безвозвратность;

· денежный характер;

· принудительность изъятия;

· основанность на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

Формулирование общего понятия налога не исключает существен­ных различий между отдельными налогами. Известны классификации налогов по самым различным критериям.

Так, НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные нало­ги (ст. 12—15). К федеральным относятся налоги, которые устанавли­ваются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и зако­нами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местными налогами признаются на­логи, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми акта­ми представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны на территории соответствующих муниципальных обра­зований. При установлении региональных и местных налогов пред­ставительные органы власти соответственно регионального или мест­ного уровня вправе определять в порядке и пределах, предусмотрен­ных НК РФ: налоговые ставки; порядок и сроки уплаты налогов; налоговые льготы.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог

С 1 января 2010 г. на территории РФ вводится новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В связи с этим с указанной даты единый социальный налог отменяется (п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Не менее распространена как в экономической, так и в юридиче­ской науке классификация налогов по экономическим критериям. Различают налоги на доход, капитал и расходы. К налогам на доходы относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль орга­низаций, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, взимаемый в рамках одноименного специального нало­гового режима, единый социальный налог в случае его взимания с дохода предпринимателей и адвокатов (пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ). К налогам на капитал, как правило, относят поимущественные нало­ги, в частности, налог на имущество организаций и налог на имуще­ство физических лиц. К налогам на расходы, как правило, причисля­ют все косвенные налоги, а именно акцизы и НДС. Кроме того, к на­логам на расходы необходимо отнести единый социальный. налог в части, взимаемой с лиц, производящих выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ).

Широко распространено деление налогов по критериям «техниче­ского» характера (в зависимости от порядка исчисления и взимания налога): на прямые и косвенные; личные и реальные; пропорциональ­ные и прогрессивные (регрессивные). Так, в российском налоговом законодательстве предусматривается взимание налогов, одни из кото­рых по своим характеристиками могут быть отнесены к числу косвен­ных налогов (НДС, акцизы), другие — к прямым (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.). Под прямым налогом понима­ют любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество и который переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика субъекту, уполномоченному осуществлять взима­ние. Косвенные налоги именуются косвенными потому, что вместо то­го, чтобы быть непосредственно и поименно установленными в отношении определенных лиц, они налагаются в общем на объекты по­требления (товары), оказываемые услуги или выполняемые работы и только с этого момента могут быть выплачиваемыми косвенно теми, кто хочет потреблять определенные товары, работы или пользоваться услугами, облагаемыми налогом.

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные (например, на­лог на доходы физических лиц) и реальные (налог на землю, на имуще­ство физических лиц и т.п.). Личные налоги непосредственно направ­лены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и при­званы в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расхо­ды. Напротив, реальные налоги в большей степени должны быть наце­лены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в рас­поряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности, что и учитывается при взимании реального налога.

По другому критерию выделяют налоги пропорциональные и про­грессивные (регрессивные). Основная масса налогов, взимаемых в России, является пропорциональными, т.е. размер налоговых начисле­ний пропорционален величине налоговой базы, однако при увеличе­нии налоговой базы сама налоговая ставка не увеличивается (не уменьшается). Если же налоговая ставка увеличивается при возраста­нии налоговой базы, налог является прогрессивным (во многих совре­менных странах подоходный налог является прогрессивным и взима­ется по сложной шкале возрастающих ставок). В тех случаях, когда ставка уменьшается при возрастании налоговой базы, налог признает­ся регрессивным (к таким налогам по законодательству РФ относился единый социальный налог).

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения (а они в большей части таковыми и являются) зачисляются в бюджеты соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета.

Целевые налоги зачисляются в целевые внебюджетные фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.