КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции профессиональных союзов
Защита трудовых прав работников профессиональными союзами Основными функциями профсоюзов являются: 203. представительство работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления; 204. осуществление защиты прав и интересов работников. Профсоюзы представляют и защищают не всех наемных работников. По вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений профсоюзы представляют и защищают права и интересы только членов профсоюзов, а в области коллективных прав и интересов – права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах при условии наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст.11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»6). В тех случаях, когда работодатель нарушает субъективные трудовые права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только своих членов. Основными формами защиты профсоюзами прав и законных интересов работников являются: • осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и реагирование на выявленные нарушения; • выражение мнения при принятии работодателем решений, затрагивающих права и интересы работников. Право на осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную функцию. Профсоюзный контроль могут осуществлять: 100. профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя); 101. профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа; 102. профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспектора выборного профсоюзного органа; 103. профсоюзные инспекции труда (правовые инспекции труда профсоюзов); 104. профсоюзные инспекции по охране труда (технические инспекции труда профсоюзов). В целях профессионализации деятельности по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, профессиональными союзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профессиональных союзов и технические инспекции труда профессиональных союзов. Правовые инспекции труда осуществляют контроль за соблюдением законодательства и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля. Технические инспекции труда осуществляют контроль за соблюдением технических норм, правил по охране труда. Правом на создание указанных инспекций наделены, во-первых, общероссийские профессиональные союзы и их объединения и, во-вторых, межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующее на территории субъекта РФ (ст.370 ТК). Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профессиональным союзом или объединением профессиональных союзов (организаций профессиональных союзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях. Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена организациями, в которых работают члены профессионального союза (члены профессиональных союзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда. Профсоюзные инспектора труда вправе: 80. беспрепятственно посещать любых работодателей; 81. проводить в указанных организациях проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений (ст.370 ТК). При выявлении факта нарушения работодателем трудовых прав работника – члена профсоюза, лицо (орган), осуществляющее контрольную деятельность, предъявляет работодателю требование об устранении выявленного нарушения. Соответствующее требование должно быть рассмотрено работодателем в недельный срок с момента его получения (ч.2 ст.370 ТК). В течение этого срока работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профессионального союза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении соответствующего требования. В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения используются различные действия. Они могут применяться как по отдельности, так и в совокупности. Во-первых, возможно обращение в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Во-вторых, возможно обращение по поручению работника – члена профессионального союза в суд. В-третьих, возможно обращение в уполномоченные органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных правовых актов о труде; при установлении фактов нарушений трудового законодательства, допущенных руководителем организации, его заместителями работодатель обязан применить к этим лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 ТК). Выражение профсоюзным органом мнения при принятии работодателем решений, затрагивающих права и интересы работников, осуществляется с целью обеспечения максимального учета интересов работников, недопущения ухудшения их положения по сравнению с законодательством и нормативными актами социального партнерства, предотвращения нарушений прав и законных интересов работников. ТК устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа в следующих случаях: • при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; • при расторжении трудового договора с работниками – членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям; • при принятии отдельных управленческих решений ненормативного характера. Рассмотрим указанные случаи: • Мнение выборного профсоюзного органа учитывается работодателем при принятии таких локальных нормативных актов, как правила внутреннего трудового распорядка (ст.190 ТК), графики сменности (ст.103 ТК), графики отпусков (ст.123 ТК) и др. При этом работодатель обязан осуществить процедуру учета мнения не любого выборного профсоюзного органа, действующего в организации, а только представительного профсоюзного органа, т. е. представляющего интересы всех или большинства работников, занятых у данного работодателя. К представительным профсоюзным органам следует относить выборный орган первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников организации, либо которой работники организации на общем собрании (конференции) поручили представление своих интересов. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК. Даная процедура состоит из четырех этапов. I этап: работодатель направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации. II этап: выборный орган первичной профсоюзной организации рассматривает проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Если выборный орган первичной профсоюзной организации согласен с проектом, процедура завершена. Процедура учета мнения также считается завершенной, если выборный орган первичной профсоюзной организации не отвечает в установленный срок или представляет немотивированное мнение. III этап: работодатель рассматривает мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, которое не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию. Если работодатель согласен с предложениями профсоюза, он вносит в проект изменения и направляет его выборному органу первичной профсоюзной организации (см. I этап). IV этап: работодатель в течение трех дней после получения мотивированного мнения проводит с выборным органом первичной профсоюзной организации дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения. Консультации завершаются либо достижением согласованного решения, либо оформлением протокола разногласий. После подписания протокола разногласий работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а содержащий нормы трудового права, выборный орган первичной профсоюзной организации имеет право начать процедуру коллективного трудового спора. Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению (ст.8 ТК). • Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется и при принятии решения о расторжении трудового договора с работником – членом профсоюза в связи с сокращением численности или штата работников (п.2 ст.81 ТК), несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п.3 ст.81 ТК), неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п.5 ст.81 ТК). Учету подлежит мнение выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, действующей у данного работодателя и входящей в состав профессионального союза, членом которого является увольняемый работник. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по указанным основаниям установлен ст.373 ТК. Данная процедура состоит из трех этапов. I этап: работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. II этап: выборный орган первичной профсоюзной организации рассматривает проект приказа, и в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается. Если выборный орган первичной профсоюзной организации согласен с проектом, процедура завершена. III этап: выборный орган первичной профсоюзной организации в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность). С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации осуществляется принятие работодателем таких управленческих решений ненормативного характера, как привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК), к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113 ТК) в случаях, не отнесенных законодателем к чрезвычайным, не терпящим отлагательства, и др. Особой процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организациипри принятии работодателем такого рода решений ТК не устанавливает. Поэтому следует применять по аналогии правила ст. 373 ТК, поскольку она регламентирует процедуру учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем конкретного вида решений ненормативного характера.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |