Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отв-ть за нарушение зак-ва о жив. мире. 1 страница




Охрана и защита лесов. Предусмотренная лесным зак-вом система мер, направлен­ных на организацию рационального использования и воспроизводство ле­сов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожа­ров, вредителей и болезней, образуетпонятие правовой охраны лесов.

В соответствии с видами экол. правонарушений, наступает дисциплинарная, мат., адм., уг. и гражданско-правовая отв-ть. ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает 4 вида от-ти за нарушение зак-ва в обл. охраны окружающей среды: имущественную, дисциплинарную, адм. и уг..

Ответственность за экол. правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований зак-ва по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от гос. органов, уполномоченных применять меры юр. отв-ти к нарушителям экол. зак-ва.

Юр. Отв-ть за экол. правонарушения.Под юр. отв-тью за экол. правонарушенияпонимается отношение между гос-вом в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экол. правонарушение лицом (физ., должностным или юр.) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юр. отв-ти заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экол. требований.

Юр. отв-ть за экол. правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экол. правонарушения. Она представляет собой комплексный институт ЭП, выполняющий четыре основные функции: 1) стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний, к созданию мало- и безотходных технологий; 2) компенсационную (восстанавливающую), направленную на возмещение ущерба окружающей среде и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения зак-ва в обл. охраны окружающей среды; 3) превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений; 4) карательную, заключающуюся в применении наказания к нарушителю, совершившему экол. правонарушение.

 

 

55. Виды юр. отв-ти. Должностные лица и граждане, совершившие экол. правонарушение, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, адм., уг. отв-ть. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экол. правонарушения несут адм. и гражданско-правовую ответственность.

ДО. Законом "Об охране окружающей природной среды" (п. 2 ст. 82) установлено, что руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушение нормативов качества ОПС или природоохранительного зак-ва. Мат. отв-ть за экол. правонарушения — это имущественная отв-ть в соответствии с трудовым (а не гражданским) зак-вом должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экол. правонарушением.

УО за нарушения экол. зак-ва может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных УК РФ. Новые законы, предусматривающие УО, подлежат включению в УК РФ.

Адм. ответ-ть является наиболее часто применяемым видом юр. ответ-ти за нарушения экол. зак-ва. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экол. АП-нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об АП-ниях установлена адм. ответ-ть. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на фед. уровне только КоАП РФ содержит нормы адм. отв-ти за экол. Правонарушения.

Гражданско-правовая (имущественная) отв-ть наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред ОПС, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую отв-ть несут как юр., так и физ. лица.

 

 

56. Понятие и состав экол. правонарушения. По мнению М.М. Бринчука, экол. правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экол. вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов ЭП.

А.П. Анисимов предлагает следующее определение экол. правонарушения – это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юр. ответ-ти виновное деяние, посягающее на К-ное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.

Экол. правонарушение (его состав), как и любое др. правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом экол. правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, иных НПА-ах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Предмет эко. правонарушения – это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра и др.). Необходимо отметить, что объекты экол. правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам ЭП, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экол. ф-ции. Так, нельзя рассматривать в качестве экол. правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.

Для объективной стороны экол. правонарушения характерно наличие трех элементов: 1) противоправность поведения – деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр); 2) причинение экол. вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта ЭП; 3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экол. вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов ЭП.

Субъектами экол. правонарушения могут быть юр., должностные и физ. лица, в том числе ин. юр. лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией. Субъектный состав находится в зависимости от вида экол. правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются ДЛ и работники предприятий и организаций, уг. – ДЛ и граждане, адм. – юр. лица, ДЛ и граждане. В соответствии с зак-вом РФ, адм. и уг. отв-ть физ. лиц за экол. правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая отв-ть – с 18 лет, ограниченная гражданско-правовая отв-ть – с 14 до 18 лет.

Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст. 258 УК РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем – только по неосторожности (ст. 261 УК РФ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. В то же время, в природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещение которого регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

 

Объектом экол. правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экол. безопасности. В качестве объектов экол. правонарушения могут выступать отношения в сферах: 1. управления охраной окружающей среды и рационального природопользования; 2. установленного порядка использования природных ресурсов; 3. установленных правил охраны природных ресурсов и ОПС; 4. обеспечения экол. безопасности населения; 5. установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д. ОПС в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом экол. правонарушения.

Объективная сторона экол. правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом ее образуют следующие признаки: 1) нарушение экол. правил путем деяния (действия, бездействия); 2) причинение вреда экол. интересам личности, общества или гос-ва либо создание реальной опасности такого вреда; 3) наличие причинной связи между экол. опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека. По конструкции объективной стороны, составы экол. правонарушений подразделяются на формальные и материальные. Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе хар-ется с помощью только одного признака — нарушения экол. правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы — это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три вышеперечисленных признака объективной стороны. В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, обстановка, способы совершения правонарушения (ст. 256 УК РФ, 8.26 КоАП РФ и т.п.).

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины: умышленная или неосторожная. Признание лица виновным — это установление того, что экол. правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В УК РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный, а неосторожности — на легкомыслие и небрежность. Форма вины в конкретных экол. преступлениях либо указывается в диспозициях статей, либо подразумевается. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность. В КоАП РФ указаны две формы вины, применяемые в отношении физ. лиц: АП-ние признается совершенным умышленно или по неосторожности.

Субъектами экол. правонарушения могут быть физ. и юр. лица в зависимости от вида юр. отв-ти. Рос. правовая система предусматривает четыре вида отв-ти физ. лиц за правонарушения: 1) дисциплинарную (включая материальную); 2) адм.; 3) гражданско-правовую (имущественную); 4) уголовную.

Юр. лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к адм. и гражданско-правовой отв-ти.

Отв-ть наступает в соответствии как с ФЗ «Об охране окружающей среды», так и с иными законами: Трудовым кодексом РФ, КоАП РФ, УК РФ, ГК РФ др. актами трудового, адм., уг., гр. зак-ва. Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень отв-ти. В УК РФ и в КоАП РФ предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании.

 

 

57. УО за экол. преступления. В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к УО-ти в соответствии с УК РФ. Субъектом преступления является физ. лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается УО. За экол. преступления УО-ти подлежат лица, достигшие 16 возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

УО является важным элементом в системе мер правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Действующее зак-во содержит группу норм, предусматривающих УО за экол. преступления. Экол. преступление — виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экол. правопорядок, экол. безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде ОПС и здоровью человека.

УО определяется УК РФ. Он включает гл. 26 «Экол. преступления», в которой содержится 17 статей преступлений (ст. 246—262). Все эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие виды: 1). Экол. преступления общего характера (без указания конкретного объекта окружающей среды): ст.246—249 УК РФ. 2). Экол. преступления с указанием природного объекта, которые в свою очередь подразделяются на: основные природные объекты — загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение зак-ва РФ о континентальном шельфе и об исключительной эк-кой зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр (ст. 250—255 УК РФ); животный мир (фауна) и растительный мир (флора) (ст. 256—262 УК РФ).

Помимо перечисленных статей главы «Экол. преступления», существуют статьи и в др. главах УК РФ, связанные с элементами ОПС. В главе «Преступления против мира и безопасности человечества» введен совершенно новый состав преступления — экоцид (ст. 358). Диспозиция данной статьи предусматривает «массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экол. катастрофу». В главу «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» также включены смежные с экол.правом составы преступлений, напр., нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236).

И, наконец, в главе «Преступления против общественной безопасности» имеются составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2); и др.

Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на окружающую среду. Следует отметить, что не все экол. правонарушения и преступления выделены по признакам в статьях, посвященных экол. зак-ву. Поэтому следует иметь в виду, что целый ряд статей, как УК РФ, так и КоАП РФ регламентирует отв-ть за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь экол. значение, хотя в диспозиции об этом не упоминается.

 

 

58. Адм. ответ-ть является наиболее часто применяемым видом юр. ответ-ти за нарушения экол. зак-ва. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экол. АП-нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об АП-ниях установлена адм. ответ-ть. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на фед. уровне только КоАП РФ содержит нормы адм. отв-ти за экол. Правонарушения. Адм. экол. правонарушение — это противоправное, виновное действие или бездействие физ. или юр. лица, посягающее на К-ное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена адм. отв-ть.

КоАП РФ группирует экол. правонарушения в гл. 8 «АП-ния в обл. охраны ОПС и природопользования». Здесь предусматривается отв-ть за несоблюдение общих экол. требований (ст. 8.1—8.5), порчу земель и иные зем. нарушения (ст. 8.6—8.8). Ст. 8.9—8.11 посвящены нарушениям требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Нарушения правил охраны водных ресурсов, водопользования предусматриваются в ст. 8.12—8.15 КоАП РФ. Ст. 8.16—8.20 предусматривают адм. отв-ть за нарушение экол. зак-тва во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной эк-кой зоне РФ. Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха — выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических ТС с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст.8.21—8.23). Значительная часть АП-ний затрагивает такой объект окружающей среды, как лес: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.24—8.32). Ст. ст. 8.33—8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений. Охрана и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях урегулирована адм. отв-тью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ. Ст. 8.40 предусматривает адм. отв-ть за нарушение экол. требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и др. Ст. 8.41 устанавливает адм. отв-ть за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

За совершение АП-ний могут устанавливаться и применяться следующие адм. наказания (ст. 3.2 КоАП РФ): 1) предупреждение; 2) адм. штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета АП-ния; 4) конфискация орудия совершения или предмета АП-ния; 5) лишение спец. права, предоставленного физ. лицу (напр., права охоты и т.д.); 6) адм. арест; 7) адми. выдворение за пределы РФ ин. гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) адм. приостановление деят-ти. Причем в отношении юр. лица могут применяться адм. наказания, перечисленные в п. 1—4, 9.

Сроки наложения адм. наказания за нарушения зак-ва об охране окружающей среды предусмотрены в ст. 4.5 КоАП РФ (постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения АП-ния). При длящемся АП-нии сроки исчисляются со дня его обнаружения.

 

 

59. Гражданско-правовая (имущественная) отв-ть наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред ОПС, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую отв-ть несут как юр., так и физ. лица. В соответствии с ГК РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению ОПС за счет его сил и средств, например, проведение дезактивации зараженного участка местности и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление. В соответствии с ч. 3 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экол. зак-ва могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение 20 лет.

 

 

60. Понятие и виды вреда ОПС. Принципы возмещения. Вред, причиняемый нарушением правовых экол. требований, называется в доктрине права окружающей среды экол. или экогенным вредом. Под экол. вредом понимается любое ухудшение состояния окруж. среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экол. требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физ. и юр. лиц. Составными частями экол. вреда являются ущерб, упущенная выгода и моральный вред.

В ст. 86 Закона «Об охране ОПС» устанавливается, что вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с действующим зак-вом. Принцип возмещения вреда в полном объеме устанавливается и в ст. 1064 ГК РФ. Содержание этого принципа раскрывается в ст. 1082 ГК РФ. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред эк-кий и вред экол. Эк-кий вред причиняется эк-ким интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды. Экол. вред нарушает экол. интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде.

Экол. вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экол. вреда: *антропогенный вред — окружающая среда; *физиологический вред — здоровье человека; *генетический вред — будущее поколение человечества.

 

 

61. Вред эк-кий и экол. Вред эк-кий вытекает из эк-кой оценки природных ресурсов. Он посягает на эк-кие интересы природопользователя (собственника, владельца, пользователя, арендатора). Такой вред выражается в потерях запасов природных ресурсов (товарной древесины, полезных ископаемых и т.д.), мат. ценностей (урожая, с/х животных, и т.д.), неполучении дохода, который должен быть получен при норм. условиях производства. Так, эк-кий вред, возникший при нарушении правил пож. безопасности в лесах, включает: стоимость уничтоженной огнем товарной древесины, строений и сооружений, пострадавших при пожаре, затрат на тушение пожара и уборку территории, расходов по возмещению ущерба др. организациям и лицам. Однако не только этим измеряются потери, возникшие при пожаре. Перестал функционировать лесной массив, уничтоженный пожаром. Атмосферный воздух лишается ест. фильтра, очищающего окруж. среду от пыли и газов, а почвы и реки - от эрозии и обмеления. Отсюда возникает необходимость исчислять не только эк-кий, но и экол. вред. Он посягает на интересы человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни ОПС-ды. Мат. объектом его посягательства служит качество природной среды: состояние его экол. систем, т.е. обменные процессы, которые протекают в биосфере. Он проявляется в различных биол. формах, связанных с количественными и качественными изменениями в биосфере под влиянием хоз. деят-ти человека.

Экол. вред органически связан с эк-ким. Оба они исходят из одного и того же источника причинения и имеют одни и те же способы проявления. Положим, загрязнение водоема не только ухудшает качество вод, делая их экол. вредными, но и наносит ущерб товарным запасам рыб и других водных животных, приводит в негодность пляжи, места отдыха и туризма и т.д. Как правило, причинение вреда эк-кого порождает вред экол. и наоборот.

 

 

62. Механизм возмещения вреда ОПС и здоровью человека. В озмещение вреда, причиненного ОПС в результате экол. правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутствии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния ОПС с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в ОПС, либо перечисляются в гос. экол. фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению ОПС за счет его сил и средств.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия ОПС, вызванного деят-тью предприятий, учреждений, организаций или от дельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме. При определении величины вреда здоровью граждан учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; иные расходы, в том числе упущенные проф. возможности; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией; затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа гос. управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего. Сумма ден. средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств соответствующих гос. экол. фондов.

 

 

63. Недра как объект исп-ия и охраны. Недра представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ «О недрах» от 29.05.2002 г.).

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются гос.дарственной собст-тью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается ФЗ-ми. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в фед. гос. собст-ти, собст-ти субъектов РФ, мун., частной и в иных формах собст-ти.

Закон «О недрах» (ст. 23) определяет основные требования по рациональному использованию и охране недр:

– соблюдение установленного зак-вом порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

– обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

– проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– проведение гос. экспертизы и гос. учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

– достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

– охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

– предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

– соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

– предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

– предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

 

 

64. Управление фондом недр. Гос. фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории России и ее континентального шельфа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.