Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спонсорство в сфере спорта




Поступлений от благотворительной деятельности (спонсорства) отдельных граждан и организаций.

Самофинансирования, осуществляемого спортивными организациями за счет собственной предпринимательской деятельности, а также спонсорства;

Государственного финансирования, осуществляемого из республиканского и местного бюджетов;

Финансирование физической культуры и спорта.

В соответствии со ст. 65 Закона о физической культуре и спорте финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций физической культуры и спорта, безвозмездной (спонсорской) помощи и иных источников, не запрещенных законодательством. Вследствие этого способы и источники финансирования спортивных организаций весьма разнообразны и неоднородны: финансовые ресурсы на развитие физической культуры и спорта выделяются государственными органами, (республиканскими и местными органами власти), поступают по линии международных спортивных федераций, благотворительных и иных организаций, а также от отдельных спонсоров. Многие спортивные организации осуществляют собственную предпринимательскую деятельность - издают буклеты, справочники, выпускают сувениры, значки, вымпелы и иную спортивную символику, продают права на теле- и радиотрансляцию соревнований, осуществляют трансферты или куплю-продажу спортсменов, производят прочие виды коммерческой деятельности (см. схему на рис.2.)

 

Бюджетное финансирование
Внебюджетное финансирование
Спортивная организация
Республи-канское
Местные бюджеты  
Коммерческая деятельность
Реклама
Спонсорство (пожертвова-ния физич. и юрид. лиц)
Реклама компаний-заказчиков
Реклама собственного клуба
Финансирование по линии международных спортивных организаций
Издательская деятельность
Выпуск значков, атрибутики, сувениров
Продажа прав на трансляцию теле и радио-компаниям
Доходы от строительства
Доходы от аренды
Доходы от трансфертов и купли-продажи спортсменов
Доходы от депозитов и операций с ценными бумагами
Иные виды деятельности

Как видно из представленной структуры источников финансирования, они складываются из четырех основных групп:

3. Финансирования, осуществляемого по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций;

Очевидно, что все отмеченные группы источников финансирования значительно различаются по своей экономической природе, а также формам и способам получения денежных средств. Более того, даже внутри одной группы инструменты финансирования могут весьма существенно дифференцироваться.

Так, например, государственное финансирование может осуществляться в виде налоговых льгот (когда спортивная организация освобождается от части налогов и может потратить высвободившиеся таким образом средства на свое развитие), субсидий (денежных пособий и стипендий отдельным спортсменам) или субвенций (целевой помощи спортивным организациям под конкретные программы). То же самое можно сказать и о предприни-мательской деятельности в физкультуре и спорте, которая затрагивает самые разнообразные направления привлечения финансовых ресурсов.

В силу особой важности в Республике Беларусь рассмотрим более детально основные принципы финансирования физической культуры и спорта из бюджетных источников.

Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений. В частности, поддержка оказывается:

· На законодательном уровне, закрепляя благоприятные условия для функционирования и развития физкультуры и спорта;

· В части прямого финансирования физкультуры и спорта. Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и некоторые другие мероприятия;

· В виде косвенного финансирования. Например, если государство в законодательных и нормативных актах предусматривает льготное налогообложение и кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, то это, в сущности, эквивалентно предоставлению финансовой помощи, так как позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях;

· В виде прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных и туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования. В создании и укреплении материальной базы физической культуры и спорта также принимают участие и местные органы власти -они возводят за счет своих бюджетов новые спортплощадки, несут расходы по ремонту и содержанию уже существующих объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования.

Государство осуществляет финансирование по всем перечисленным направлениям не бессистемно, а на основе специально разработанных перспективных планов. Планы развития физической культуры и спорта формируются на республиканском, областном и районном уровнях, а также на уровне спортивных организаций. Все эти планы взаимоувязываются и согласуются друг с другом, образуя целостный единый план государственного развития физической культуры и спорта с обоснованием выделения определенных денежных сумм на запланированные мероприятия.

На основе составленных и утвержденных правительственными органами планов развития физической культуры и спорта формируются бюджеты соответствующих уровней по статьям расходов на спортивные мероприятия. Государственный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, осуществляет финансирование центрального аппарата управления, высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования.

Из местных бюджетов денежные средства выделяются на финансирование соревнований на первенство города и области, на покупку спортивного инвентаря, на содержание спортивных школ и спортивных команд. За счет областных и районных бюджетов ведется строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и в сельской местности.

Осуществляя бюджетное финансирование физической культуры и спорта, государство стремится к всестороннему развитию человека, утверждению здорового образа жизни, формированию условий для занятий любыми видами физкультуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Развивая национальный спорт, в том числе спорт высших достижений, государство тем самым консолидирует нацию, целенаправленно формирует чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Основным актом законодательства, регулирующим вопросы как бюджетного, так и внебюджетного финансирования организаций физической культуры и спорта, является Указ Президента Республики Беларусь № 191 от 15 апреля 2013 г. «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта».

В соответствии с его положениями поддержка организациям физической культуры и спорта оказывается:

1.в виде безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям в соответствии с законодательством денежных средств (в том числе путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в том числе имущественных прав, с включением сумм расходов по оказанию такой безвозмездной (спонсорской) помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения;

2. в виде субсидий за счет средств местных бюджетов;

3. в виде предоставления права спортивным организациям, созданным в форме общественных объединений (ассоциаций, союзов), осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности без образования коммерческих организаций и (или) участия в них;

4. в виде предоставления налоговых льгот;

5. в виде предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с Указом от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»;

6. в иных видах в соответствии с законодательством.

Местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых находятся клубы по игровым видам спорта, вправе за счет средств местных бюджетов оказывать поддержку этим клубам в виде субсидий на частичное финансирование (за счет средств местных бюджетов всех уровней не более 40 процентов суммы средств, исчисленной исходя из норм и нормативов для бюджетных организаций) в соответствии с перечнем видов расходов на обеспечение работы клубов по игровым видам спорта.

Формирование смет расходов клубов по игровым видам спорта осуществляется на основании календарных планов спортивных мероприятий, согласованных с областными, районными (городскими) управлениями (отделами) физической культуры и спорта местных исполнительных и распорядительных органов.

Клуб по игровым видам спорта вправе самостоятельно устанавливать условия оплаты труда работников за счет внебюджетных средств при достижении этим клубом высоких спортивных результатов на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта, в Континентальной хоккейной лиге и Молодежной хоккейной лиге в течение двух лет, следующих за спортивным сезоном, в котором достигнуты эти результаты. Уровень таких результатов, относимых к высоким, определяется Министерством спорта и туризма.

При осуществлении коммерческой деятельности спортивные организации имеют право:

1. размещать во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь денежные средства, полученные от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих им поддержку;

2. передавать, в том числе на возмездной основе, права на теле-, радио- и иные способы трансляции спортивных соревнований, продавать билеты на проводимые ими либо с их участием спортивные соревнования;

3. осуществлять сдачу в аренду собственного недвижимого имущества.

Спортивные организации, созданные в форме общественных объединений (ассоциаций, союзов), вправе осуществлять без образования коммерческих организаций и (или) участия в них следующие виды предпринимательской деятельности:

- деятельность в области спорта;

- туристическая деятельность;

- оптовая и розничная торговля;

- рекламная деятельность;

- прочая деятельность по организации отдыха и развлечений;

- прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования;

- деятельность водного транспорта;

- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию;

- услуги автомобильных стоянок;

- строительство;

- издательская деятельность;

- полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области.

Среди подзаконных актов, регламентирующих порядок использования получаемого организациями физической культуры и спорта бюджетного финансирования, выделим Постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июня 2013 г. за № 17 «Об установлении типовых штатов клубов по игровым видам спорта», от 24 июня 2013 г. за № 18 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 191» и ряд других.

 

Спонсорство как социально-экономическое явление появилось в нашей стране сравнительно недавно. Само слово «спонсор» (от англ. sponsor) означает поручитель, гарант. Под спонсированием в экономике понимается поддержка определенного вида деятельности в разных формах, среди которых преобладает финансовая. Спонсорство может осуществляться в безвозмездной или возмездной форме, но в отличие от кредитования, возмещение спонсорских затрат часто носит косвенный характер, т.е. имеет место не прямой возврат средств, а возмещение спонсорского взноса в виде удовлетворения иных интересов спонсора. В этом смысле следует отличать спонсорство от меценатства, поскольку меценатство означает оказание финансовой, материальной или какой-либо еще помощи безо всяких условий.

У всех спонсоров (как и у всех предпринимателей) есть одна общая черта, которая их объединяет - желание получить доход от спонсорской деятельности. Если спорт способствует достижению этой цели, то фирмы проявляют интерес к финансированию спорта.

Спонсор стремится подписать рекламный контракт со спортивными организациями или со спортсменами для достижения ряда целей. Прежде всего, он размещает логотип своей фирмы на форме или инвентаре, используемом спортсменом или командой. Если команда или спортсмен выигрывает соревнования, спонсор будет ассоциироваться с этой победой и использовать ее в своей рекламной стратегии. Если команда или спортсмен проигрывают, имя спортсмена или название клуба все равно будет замечено телезрителями, смотревшими соревнования.

Рассмотрим преимущества, которые могут извлечь из спонсорского контракта как сами спонсоры, так и спортивные организации.

Преимущества спонсирования заключаются в следующем:

- повышение престижа своего имени и своих изделий, товаров, услуг;

- использование спонсорства для расширения или продолжения уже существующей классической рекламной кампании;

- возбуждение в сознании потребителей связи между предприятием-спонсором и определенной группой потребителей (молодежь, семьи, женщины, и т.д.).

- установление более тесных контактов с потребителями продукции спонсора, населением какого-либо города (района) или даже проникновение на мировой рынок;

- стимулирование развития своей компании.

Что касается спорта (спортсменов, клубов и федераций), то он способен получить от спонсорства:

- частное финансирование;

- товары, производимые спонсорами и используемые спортсменами;

- услуги: транспорт, консультации в области управления, экономики, финансов, права;

- непосредственно производимую спонсором рекламу вида спорта, спортсменов, клуба, федерации.

В качестве субсидируемой стороны в договорах о спонсорстве могут выступать:

• спортивные коллективы;

• отдельные спортсмены;

• спортивные соревнования (мероприятия).

В обязанности спонсора может входить как полное обеспечение спортивного коллектива всеми видами ресурсов, так и некоторыми из них. Например, спонсор может предоставить спортивную форму, инвентарь, спортивное снаряжение или некоторые услуги.

В обязанности субсидируемой стороны может входить пропаганда фирменного наименования, включение его в название команды. Кроме того, другие элементы фирменного стиля спонсора, такие как логотип, эмблема фирмы, могут наноситься на спортивную форму Элементы фирменного стиля спонсора могут присутствовать не только на спортивной форме спортсмена, но и на спортивном инвентаре, оборудовании.

Во многих случаях спонсируются конкретные спортсмены, как правило, уже добившиеся определенных спортивных результатов и широкой популярности у публики. Спортсмен как правило обязан использовать спортивный инвентарь и форму, производимые только спонсором. Обязательным также является упоминание спонсора в интервью средствам массовой информации. Помимо этих обязательств, которые может принять на себя спонсируемый спортсмен, в условия договора могут быть внесены пункты о личном участии спортсмена (или команды) в рекламе фирмы и т.д.

Достаточно мощные в финансовом плане фирмы могут стать спонсорами крупных спортивных мероприятий, например, Олимпийских Игр, чемпионатов мира, крупных международных турниров и т. д.

Правовые основы спонсорства в Республике Беларусь установлены в Указе Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Согласно Указу № 300 юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь.

Согласно части второй п. 1 Указа безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей (определенных Указом) в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом. Следует отметить, что, в соответствии с нормами Указа, при оказании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями безвозмездной помощи в виде денежных средств они обязаны определить вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается.

Часть третья п. 1 Указа определяет, на какие случаи не распространяется его действие, а именно:

- на материальную помощь, оказываемую в соответствии с законодательством, работникам, в т.ч. бывшим;

- на содержание организаций, находящихся на балансе организации;

- на выделение средств из бюджета, государственных внебюджетных фондов;

- на передачу основных средств от одной государственной организации другой, осуществляемую в порядке, установленном актами законодательства.

- на предоставление общественными объединениями (за исключением политических партий), и их организационными структурами денежных средств, иного имущества, имущественных прав членам этих организаций, а также социальной помощи в виде денежных средств, другого имущества иным физическим лицам на сумму, не превышающую 10 базовых величин в год на одного человека;

- на передачу имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе средств государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов, в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, регулирующими порядок приобретения таких имущественных прав и распоряжения ими.

Согласно положениям Указа применительно к физической культуре и спорту безвозмездная помощь может предоставляться организациям и индивидуальным предпринимателям в целях создания и укрепления материально-технической базы; поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений. Физическим лицам безвозмездная помощь предоставляется также в рамках указанных целей.

На иные цели, не предусмотренные нормами Указа, предоставление помощи запрещается, за исключением случаев, в которых существует решение Президента Республики Беларусь или получено его согласие.

Указом установлены существенные условия договора, обязательные для указания в договоре о предоставлении безвозмездной помощи, заключаемом в письменной форме. В частности, в нем должны указываться:

- организация, индивидуальный предприниматель, предоставляющие безвозмездную помощь;

- получатель помощи;

- размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной помощи;

- цель предоставления безвозмездной помощи;

- виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной помощи;

- порядок представления получателем безвозмездной помощи (за исключением получателей - физических лиц) организации, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании;

- сведения об оказании безвозмездной помощи в установленных пределах - для органов, организаций, обязанных соблюдать такие пределы;

- иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа и других актов законодательства.

В соответствии с требованиями Указа Совет Министров РБ постановлением от 13.07.2005 г. № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» утвердил примерную форму договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи считается заключенным с момента согласования в установленном порядке, а в случаях, когда согласование не предусмотрено - с момента подписания.

Некоторые спонсоры в процессе предварительных переговоров по заключению договора безвозмездной (спонсорской) помощи настаивают на включение в договор условий о выполнении получателем спонсорской помощи встречных обязательств, например, по рекламе продукции или товарного знака спонсора. Однако предмет правового регулирования такого договора - именно безвозмездная передача собственности (меценатство). Если спонсор не согласен на таких условиях оказывать спонсорскую помощь, следует оформить отношения на других, установленных ГК условиях (договор возмездного оказания услуг и т.д.).

Согласно Указу при предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.

Индивидуальная государственная поддержка, льготы по уплате налогов, сборов (пошлин), в том числе право на включение в состав внереализационных расходов для целей налогообложения сумм безвозмездно переданных денежных средств, стоимости безвозмездно оказанных услуг (выполненных работ) и переданного имущества, в установленном порядке предоставляются Президентом Республики Беларусь или законом.

Следует отметить, что на данный момент принят ряд законодательных актов с учетом норм Указа, предоставляющих преференции в отдельных случаях оказания безвозмездной помощи.

Так, в соответствии с п. 13 Указа Президента Республики Беларусь № 191 от 15 апреля 2013 г. «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие поддержку спортивным имеют право на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи

- предоставлять помощь спортивным организациям без ограничения ее размера;

- при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены спортивными организациями (выполнены, оказаны для них) на эти средства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.