Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус Минфина




ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Метод финансового права.

Предмет финансового права.

Властно-имущественные и связанные с ними организационные отношения по перераспределению в пользу государства и муниципальных образований части совокупного общественного продукта посредством налоговых и неналоговых публичных изъятий, формированию публичных денежных фондов, распоряжению средствами этих фондов, а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

Преобладающим методом правового регулирования в указанной сфере становится метод власти-подчинения (или императивный метод), для которого характерна зависимость одной стороны отношений от юридически выраженной воли другой стороны.

При этом в качестве властной стороны выступает публичный субъект, уполномоченный выражать волю государства либо муниципального образования.

Инициатива возникновения этих отношений принадлежит именно властному субъекту.

Метод координации действий.

Допускается проникновение диспозитивного метода в регулировании отношений (инвестиционный налоговый кредит).

Можно ли говорить о том, что ФП – это комплексная отрасль, либо нужно уже говорить отдельно о налоговом праве и бюджетном праве как самостоятельных отраслях? Понятно, что НП и БП неразрывно связаны, ибо налоги формируют налоги бюджета. Традиционная точка зрения, что НП и БП формируют две подотрасли права финансового. Проблема в том, что у ФП нет выстроенной системы правовых норм.

Проблемы системы ФП.

Подотрасли: БП и НП. Правовые институты: денежное обращение, валютное регулирование и валютный контроль.

Источники ФП: нормативные правы и международные договоры (например, об избежании двойного налогообложения).

Нормативные акты: Конституция (ст.57, 8, 71, 72, 74, 75, 104, 106, 114), кодифицированные акты (НК, БК), федеральные законы (ФЗ о бюджете ежегодный), законы субъектов РФ, акты представительных органов МО.

НПА органов исполнительной власти, органов муниципальных образований, НПА ГВФ (государственный валютный фонд?) ЦБ РФ.

Акты высших судебных инстанций – как бы тоже источники права.

Какими НПА определяется статус Минфина?

БК, НК, ФЗ о федеральном бюджете, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329 «О Минфине».

Департаменты Минфина: департамент бюджетной политики и методологии, межбюджетных отношений, налоговой и таможенно-тарифной политики. Сайт Минфина – наш главный сайт на семестр.

Службы Минфина: Росфиннадзор, ФНС, Федеральное казначейство (это служба).

Основные полномочия Минфина:

В сфере бюджетных отношений (ст.165, 166 БК):

- нормативное регулирование

- разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики

- составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов

- составляет и ведет сводную бюджетную роспись. Если мы откроем закон о федеральном бюджете, то он содержит макропараметры. В законе не определяется финансирования конкретных учреждений. Что такое сводная бюджетная роспись? Это детализация параметры закона о бюджете, исходя из конкретной системы органов и получателей средств. Каждая служба, министерство и ведомство составляет свою роспись бюджетную, а сводную делает минфин.

- программа государственных внешних и внутренних заимствований

- программа государственных гарантий. Тут мы определяем, где мы даем госгарантии.

- ведет реестр расходных обязательств РФ. Если минфин ведет реестр расходных обязательств РФ, то что такое расходное обязательство? Это обязанность России выделить денежные средства из бюджета соответствующему лицу? Какова правовая основа для возникновения расходного обязательства у РФ? Из договора, из закона и нормативных актов. Как правило, из законов. Например, закон об образовании. Любой закон, где нужны финансовые затраты, создает расходное обязательство для РФ.

- ведет государственную долговую книгу (есть в электронном виде), управляет госдолгом

- управляет финансовыми активами и резервами РФ

- единая методология бюджетного учета, бюджетной классификации, бюджетной отчетности

- предоставляет бюджетные кредиты. Минфин заключает договор бюджетного кредита. Какой правовой характер носит бюджетный кредитный договор? Легче всего установить особые правила бюджетным кодексом, а в остальной части применять ГК. Так минфин и поступает.

Фишка в том, что БК содержит больше общие положения, тогда как конкретные механизмы разрабатываются и принимаются как раз приказами минфина.

В сфере налоговых отношений:

- нормативное регулирование (ст.4 НК РФ). Подзаконное регулирование допускается, если органы, которые могут регулировать, указаны в НК. Минфин в НК указан.

- разъяснение применения норм налогового законодательства (ст.34.2 НК РФ). Налоговые нормы очень сложные и непонятные. Для того чтобы обеспечить налогоплательщикам гарантии от произвола государственных органов, минфин и принимает письменные разъяснения налогоплательщику по его запросу. Следование таким разъяснениям минфина исключает вину налогоплательщика, а еще освобождает налогоплательщика от пени и штрафов.

- осуществляет нормативное регулирование в сфере валютной, банковской, страховой, аудиторской, бухгалтерской деятельности.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (ФК).

В отличие от минфина, которое не имеет территориальные органы, федеральное казначейство имеет территориальные органы (УФК – управление федерального казначейства). Есть еще ОФК – это подразделение УФК в районах.

Структура органов ФК.

Центральный аппарат, межрегиональное казначейство (Приказ Минфина 29.03.11 №36н), УФК, ОФК.

Какие основные функции выполняют органы ФК? Можно зайти на roskazna.ru.

Поскольку органы ФК – это те органы, с которыми мы будем иметь дело все 2 семестра, поэтому для того, чтобы возник первый уровень понимания, нам нужно с основными функциями ознакомиться, но они сложные. Поэтому РОЛИ ФК в организации и осуществлении операций со счетами бюджета.

Итак, у нас есть центральный орган ФК, есть управление ФК и отделения ФК. Есть еще межрегиональное казначейство.

Зачем государству понадобились органы ФК?

Деньги РФ лежат в ЦБ. В ЦБ открываются счета. Счета открываются лицам. Счета открываются органам ФК (самому ФК, УФК). Именно на этих счетах сосредотачиваются средства бюджетов (федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов).

Очевидно, ФК осуществляет операции по этим счетам, но собственного усмотрения по распоряжению средств на этих счетах ФК не имеет.

Кто должен давать ФК распоряжения? В УФК и ОФК открываются так называемые «лицевые счета». Кому они открываются? Органам государственной власти, бюджетным и казенным учреждениям. Это лицевые счета.

Лицевой счет – это НЕ банковский счет, это счет АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА (там отличается объем наших прав в денежном выражении). Исходя из того, какой у нас объем прав в денежном выражении, возникает ситуация, связанная с тем, что кто-то должен давать указания банку как тратить деньги. Эти указания дают учреждения казначейству, органы государственной власти и все лица, которые имеют лицевые счета. Причем важно, что те, кто оперируют бюджетными средствами, не имеют права открывать банковские счета.

Так вот когда у органов государственной власти и др. лиц возникает необходимость заплатить зарплату, заплатить по договору, они идут в ФК, где у них открыт лицевой счет. Когда орган ФК получит соответствующие указания, они принимают к исполнению те платежные документы, которые предоставляются ему от распорядителей бюджетных средств.

Дальше, ФК, проверяя представленные документы, либо дает разрешение на проведение данной операции, либо не дает такого разрешения.

После того, как орган ФК этот платеж санкционировал, денежные средства списываются со счета ЦБ.

Таким образом, кассовое исполнение бюджета (осуществление операций по учету) осуществляется органами ФК. Это всё на федеральном уровне.

У субъектов и МО ситуация более сложная, о чем мы будем говорить.

Казначейство – это большая как бы бухгалтерия. Это система органов, которая осуществляет учет и проведение операций.

Казначейство также осуществляет и операции по доходам. Ибо доходы так же вносятся на счета ФК в ЦБ.

Пример: когда мы платили госпошлину в суд, например, там пишется в платежке УФК по Санкт-Петербургу и т.д.

Основная роль органов ФК: на их счетах аккумулируются доходы всей бюджетной системы РФ, и с этих счетов осуществляется и расходование бюджетных средств. Все эти операции проводит ФК вместе с ЦБ. ФК осуществляет весь учет соответствующих операций.

Что касается субъектов РФ и МО, то где открыт счет Комитета финансов по СПб? В УФК по Санкт-Петербургу. УФК открывает счет этому комитету в ЦБ.

До некоторого момента законодатель давал возможность субъектам и МО открывать счета самостоятельно в кредитных организациях и ЦБ, но сейчас в ст.215.1 БК предусматривается, что обслуживание всех счетов кассовым образом бюджетной системы (в т.ч. субъектов и МО) должно осуществляться через органы ФК.

Кстати, ничто не мешает субъектам и МО создать собственное казначейство. Мы сейчас же говорим только о ФК.

Почему РФ сказала – все через органы ФК? Потому что РФ должна получать информацию, осуществлять контроль и управлять публичными финансами на всех уровнях.

Москва в свое время пошла в КС с требованием признать эту норму неконституционной. КС сказал, что ФК средствами не распоряжается, оно лишь будет исполнять указания органов и учреждений субъектов РФ и МО. То есть, по сути, эта норма призвана лишь раскрыть информацию по операциям субъектам и МО.

У нас 5 субъектов, которые вообще без дотаций живут: Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Ямало-Ненецкий, и еще какой-то нефтегазоносный регион. Все остальные субъекты РФ в той или иной степени получают дотации. При этом, все высокодотационные субъекты – это Кавказ.

Какие основные полномочия у органов ФК? Ст.166.1 БК РФ:

- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях (это исключение, общее правило – только в ЦБ) счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ,

- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленный БК, законом (решением) о бюджете,

- перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей,

- осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке,

- ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета,

- осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований)

- осуществляет приостановление операций по лицевым счетам (это принуждение, но не ответственность), открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах ФК,

- доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Минфином бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств,

- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, финансовых органов, распорядителей или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах ФК,

- осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета,

- осуществляет учет бюджетных обязательств,

- осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней, за исключением государственных внебюджетных фондов (до 2014 года).

На уровне субъектов и МО тоже есть свои финансовые органы. У нас в СПб – это Комитет финансов СПб.

У любого публично-правового образования должен быть финансовый орган.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.