Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страница 1 страница




Гамза

Ов Расу

ович (1923

2003)

знаменитый дагестанский поэт, писатель, публицист. Его произведения переведены на многие языки мира.

 

Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове НЕСЧАСТНЫХ согласная Т обозначает непроизносимый звук.
  2)

В слове ВСКОРЕ первый звук

[ф].

 

  3) В слове СЛУЧАЙНОСТЬ мягкость согласного [т’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).  
  4) В слове БРАТЬЯ звуков меньше, чем букв.

Конец формы

 

CE8432

 

Начало формы

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы... (3)Укинотеатра он спустился к самой воде.

(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря

в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.

(7)Над кораблями, над морем привычно носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка приметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду.

(13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные.

(14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть

раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция

это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.

(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.

(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26)Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

(31)Плыви,

сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море...

(33)Славка был счастлив.

(По В.П. Крапивину)*

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.)

советский писатель, автор книг о детях и для детей.

Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове ЗЕЛЕНЬЮ количество звуков и букв совпадает.
  2) В слове СНАЧАЛА все согласные звуки твёрдые.
  3) В слове ЯХТОЧКА все согласные звукиглухие.
  4) В слове ЯКОРЯ – три слога.

Конец формы

 

FEC0F0

 

Начало формы

(1)Кирилл Осипович подошёл и включил телевизор.

(2)Марковна, Жека, садитесь ближе! (3)Сейчас начнётся, а пока я расскажу сам. (4)Жека, взгляни в окно

видишь, башенные краны торчат? (5)Они везде торчат, а это вчерашний день строительства, потому что они неповоротливы и неудобны. (6)А теперь

смотрите, что изобрёл мой сын Лёвушка!

(7)На экране появился сутулый грузовичок, на спине которого покачивалась тонкая стрела. (8)Грузовичок подъехал к стройплощадке, задрал вверх стрелу, которая, всем на удивление, дотянулась до самого верхнего этажа. (9)И вот, подцепленная крюком, поплыла ввысь бетонная стена. (10)Она уплывала невесомо, стремительно. (11)Было непостижимо, почему грузовичок не наклоняется и не переворачивается, почему не гнётся, не обломится изящная тоненькая стрела.

(12)Вы посмотрите, Лёвушка строит эти машины не первый год, каждая новая модель была лучше прежних, но вот эта, последняя, особенно хороша!

(13)Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Кирилл Осипович вдруг умолк. (14)А тот, сгорбленный и от этого ещё более маленький, прищурившись, листал страницы учебника.

(15)Как это могло произойти?

внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом.

(16)Вот Лёвушкин учебник. (17)Пятнадцатилетней давности. (18)И вот здесь, на полях... (19)Здесь конструкция этой машины! (20)Выходит, он изобрёл эту машину ещё в институте и почему-то скрыл её, спрятал! (21)И строил вон те модели, первые, которые хуже! (22)Зачем, я спрашиваю? (23)Если это правда... (24)Это же страшно.

(25)Чего... страшного-то?

спросила Марковна.

(26)Кирилл Осипович обернулся к Жеке.

(27)Ты спортом занимаешься? (28)Предположим, ты прыгаешь в высоту. (29)Можешь прыгнуть на два метра, а рекорд

полтора. (30)Что ты сделаешь?

(31)Прыгну на два.

(32)Зачем?

резко спросил Кирилл Осипович.

(33)Этого никто не знает, и ты можешь это скрыть! (34)Поднимай планку по сантиметру

и побьёшь дюжину рекордов. (35)Очень выгодно!

(36)Не надо мне этого,

сказал Жека, глядя в пол.

(37)Потому что

обман? (38)Так ведь? (39)Это даже ребёнок понимает. (40)Лёвушка придумал отличную машину. (41)Но ведь потом надо придумывать следующую! (42)А это трудно! (43)И он все эти годы поднимал планочку по сантиметру: так легче.

(44)Но ведь не украл же он! (45)Своим распоряжался!

(46)Он украл, и немало: пятнадцать лет жизни! (47)Он работает не один, у него конструкторское бюро, помощники, исполнители. (48)Пятнадцать лет они были вместе. (49)Он глядел им в глаза, притворялся, а они не знали, кто он такой... (50)Если бы он пришёл ко мне, рассказал, я не позволил бы терять время! (51)Но он не пришёл, и оправданий этому нет... (52)Никаких оправданий ему нет, понимаете?!

(По Э. Шиму)*

 

* Шим Эдуард Юрьевич (настоящая фамилия

Шмидт) (1930

2006)

русский писатель, драматург.

 

 

Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове ИЗЯЩНАЯ все согласные образуют пары по твёрдости/ мягкости.
  2) В слове ЖЁСТКИМ согласная Т обозначает непроизносимый звук.  
  3)

В слове РЕКОРД последний звук

[т].

 

  4) В слове ПОБЬЁШЬ 6 звуков.

Конец формы

Начало формы

(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

(2) Ой, хочу шарик! (3)Продавщица улыбнулась:

(4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

(8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

(17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы

посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

(33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... (34)Чтобы ты его выпустил.

(По В.Ю. Драгунскому)*

 

* Драгунский Виктор Юзефович (1913

1972)

писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

 

Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове УЛИЧНОГО все согласные звуки твёрдые.
  2) В слове ВПРАВО первый звук [ф].
  3) В слове ЕЩЁ – четыре звука.
  4) В слове ДЕНЬГИ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

Конец формы

 

E1562D

 

Начало формы

(1)Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо украсить класс и каждый должен принести какое-нибудь растение. (2)Мы с папой зашли в цветочный магазин.

(3)Дайте мне, пожалуйста, вон тот, красненький,

робко попросила я продавщицу.

(4)Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.

(5)Это герань,

объяснили нам.

(6)Мне нравился цветочек. (7)Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. (8)Как будто ребёнок нарисовал.

(9)У меня в детстве была герань,

припомнил папа, и его лицо приняло особое выражение.

(10)Детство

хорошее время, когда ребёнка любят не за что-то, а просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвёл.

(11)Я сняла купленный цветочек с прилавка, прижала его к груди, и он так и засиял в моих руках. (12)А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка.

(13)Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (14)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (15)А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать.

(16)Много нельзя,

предупредила бабушка.

(17)Он захлебнётся.

(18)Я испугалась и даже ночью, вскакивая, проверяла, жив ли мой цветочек. (19)А утром я увидела, что огонёк ещё ярче, листья ещё бархатнее, а запах явственнее. (20)Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах

я наклонилась и вдыхала его долго-долго.

(21)Пусть оставит себе, раз ей так нравится,

предложила мама.

(22)Неправильно,

возразил папа.

(23)Надо уметь отдавать то, что нравится самой.

(24)На душе было тяжело: мне было жаль отдавать цветочек. (25)Но папа, конечно, был прав, и я сказала:

(26)Я отнесу его в класс, и мы все вместе будем на него смотреть. (27)Приятно ведь смотреть в компании. (28)Как картины в музеях...

(По В.С. Токаревой)*

 

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.)

современный

писатель- прозаик и сценарист.

Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове МАРЬЯ количество букв и звуков совпадает.
  2) В слове РОБКО на месте согласного Б произносится звук [п].
  3) В слове ПРИЖАЛА все согласные звуки образуют пару по твёрдости и мягкости.
  4) В слове ЖИВОЕ – три слога.

Конец формы

 

195D52

 

Начало формы

(1)Однажды вечером я сидел во дворе и ждал маму. (2)Она задерживалась.

(3)И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки. (4)Мне захотелось есть. (5)А мамы всё не было.

(6)И в это время во двор вышел Мишка. (7)Он сел справа от меня и взял в руки мой самосвал.

(8) Ого!

сказал Мишка.

(9)Где достал? (10)Дашь мне его домой?

(11)Я сказал:

(12) Нет, не дам: это подарок.

(13)Мишка надулся и отодвинулся от меня. (14)На дворе стало ещё темнее, а мамавсё не шла. (15)Тут Мишка говорит:

(16)Не дашь, значит, самосвал?

(17)И протянул мне коробку от спичек. (18)Я взял её, открыл и сначала ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.

(19)Что это такое, Мишка?

(20)Это светлячок. (21)Хорош?

(22)Мишка,

шёпотом сказал я,

бери насовсем мой самосвал, а мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...

(23)Мишка схватил мой самосвал и убежал. (24)А я остался со своим светлячком, глядел на него и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издали... (25)И я слышал, как стучит моё сердце. (26)И я не мог ровно дышать, и хотелось плакать.

(27)Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете.

(28)Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. (29)А когда стали пить чай и я совсем успокоился, то сказал:

(30)Я, мама, променял свой самосвал. (31)На светлячка! (32)Вот он, в коробочке живёт. (33)Погаси-ка свет!

(34)В комнате стало темно, и мы сталивдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

(35)Это волшебство!

сказала мама.

(36)Но как ты решился отдать свой самосвал за этого червячка?

(37)Да как же ты не понимаешь?! (38)Я так долго ждал тебя, и мне было так скучно, а этот светлячок оказался лучше любого самосвала на свете. (39)Ведь он живой! (40)И светится!..

(По В.Ю. Драгунскому)*

* Виктор Юзефович Драгунский (1913

1972)

писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

 

Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове ОДНАЖДЫ все согласные звуки звонкие.
  2) В слове СПИЧЕК все согласные звуки имеют пару по твёрдости и мягкости.  
  3) В слове ОГОНЬКИ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4) В слове СЕРДЦЕ звуков меньше, чем букв.

Конец формы

 

57F3AA

 

Начало формы

(1)Соловей и лягушки поют всегда вместе.

(2)Певец любви, правду сказать, грязнуля порядочный. (3)Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков. (4)Ничего удивительного, что тут же сидят лягушки. (5)Неподходящее место для песен о любви.

(6)Моё знакомство с соловьём началось ошибкой. (7)Меня, которому тогда только исполнилось девять лет, в жаркий весенний вечер позабыли на берегу озера. (8)Представьте положение мальчишки, впервые в жизни очутившегося перед огромной водной пустыней. (9)Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание. (10)Я в ужасе притаился под кустом, ожидая своей погибели.

(11)И вдруг из ближней гряды каких-то цветущих зарослей грянул заливистый длинный свист, понёсся, оборвался трелью, щёлкнул, заскакал, рассыпался и серебристым эхом отозвался везде

и в кустах, и в лесу, стоявшем тёмной стеной, и на другом берегу заснувшего озера. (12)И я, никогда до тех пор не слышавший соловья, сразу понял: вот он!
(13)А угрожающее урчание лягушек нисколько не страшно!

(14)Прошло лет десять. (15)3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. (16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, несколько наклонившись, слегка распустив крылья.

(17)Конечно, не всегда он поёт. (18)Он прыгает по грязи, он роется в мусоре, ест червей. (19)А когда поёт, то его неизменно сопровождает голос лягушек, квакающих из грязного болота.

(20)Однажды вечером я маялся на маленькой станции в ожидании поезда. (21)Бесчисленные лягушки надсадно кричали над рекой. (22)И этот квакающий хор, и душный воздух прожжённой за день солнцем станции, и скука ожидания

всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски.

(23)И вдруг брызнули с реки звонкие соловьиные песни. (24)Лягушачий хор продолжал греметь ожесточённо, но теперь он звучал иначе: он дополнял, оттенял звонкие голоса пернатых певцов. (25)Разноголосицы не было. (26)Всё пело... про любовь.

(27)И когда подошёл долгожданный поезд, жаль было покидать ненавистную станцию.

(По Е.В. Дубровскому)*

 

* Дубровский Евгений Васильевич (1870

1941)

русский, советский писатель, публицист. Главные темы творчества

природа, животные, жизнь леса.

 

Укажите ошибочное суждение.
  1) В слове СОЛОВЬЁМ количество звуков и букв совпадает.
  2) В слове НЕИЗМЕННО все согласные звуки звонкие.  
  3) В слове ПЕВЕЦ все согласные звуки образуют пару по твёрдости и мягкости.  
  4) В слове СТАНЦИЮ – три слога.

Конец формы

 

A97793

 

Начало формы

(1)Балуясь с собакой, я стал раскачиваться на стуле, не удержался, схватился за край скатерти и сдёрнул её со стола. (2)Послышался звон... (3)Сердце у меня замерло: на полу валялись черепки любимой папиной чашки. (4)Я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой очень берегли каждую его вещь.

(5)Из кухни послышались быстрые шаги.

(6)Что это?

(7)Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.

(8)Папина чашка...

горько произнесла она. (9)Потом подняла глаза и с упрёком посмотрела на меня.

(10)Это ты?

(11)Колени у меня дрожали, язык заплетался.

(12)Это... Бум! (13)Он чуточку подпрыгнул... и лапами...

(14)Лицо у мамы потемнело. (15)Она взяла Бума за ошейник и вывела его за дверь. (16)Я с испугом смотрел ей вслед.

(17)Он будет жить в будке,

вернувшись, сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась.

(18)Если ты... нечаянно,

медленно начала она.

(19)Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

(20)Это не я... (21)Это Бум... (22)Прости его, пожалуйста!

(23)Но мама была непреклонна.

(24)Бум будет жить в будке.

(25)Бум лежал на крыльце, положив морду на лапы. (26)Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. (27)Я вышел на крыльцо, присел рядом с собакой. (28)Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму: она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. (29)Тогда, боясь, что она обо всём догадается, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

(30)Не надо было разбивать чашку.

(31)После ужина небо вдруг нахмурилось. (32)Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. (33)И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. (34)То ближе, то дальше слышался его расстроенный лай. (35)Бум бегал от двери к окнам, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. (36)Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку, однако решиться ни на что не мог. (37)Вдруг, с силой ударив в окно, ветер распахнул его настежь, и крупные капли дождя забарабанили по подоконнику. (38)Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

(39)Мама! (40)Это я разбил чашку! (41)Это я! (42)Пусти Бума...

(43)Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. (44)Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. (45)Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. (46)Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.