КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация норм конституционного права: особенности, способы 1 страница
В теории права под реализацией прав-х норм понимается претворение в жизнь правовых норм в практической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан. Особенности реализации:1) Процесс реализации Конституции носит универсальный характер. Сферой реализации Конституции явл. все стороны жизни общ-ва, в этом процессе участвуют все субъекты права. 2) В отличие от других правовых актов Конституция обладает учредительными свойствами, нормы КП имеют особую значимость в силу предмета правового регулирования, и поэтому их реализация не может сводиться только к практической деятельности людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей. 3) Многие конс-о-прав-е нормы – отправные, к-е не ведут к созданию конкретных к-п-х отношений, а устанавливают правовые состояния. 4) Особенность реализации к-п-х норм закл. в том, что его активными участниками явл. народ и г-о.5) Процесс реализации Конституции имеет многоуровневый характер. 6) На особенности реализации конституционных норм влияет волеизъявление субъектов конституционного права. В одних случаях реализация норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов, во других случаях – бездействия, а в третьих – реализация зависит от желания либо нежелания субъекта воспользоваться своим правом. 7) Прямое действие к-п норм, но отдельные нормы требуют принятия дополнительных нормативных правовых актов, чтобы быть реализованными Выделяют следующие методы (формы) реализации: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение предполагает пассивное поведение чел, и связано с запретом совершать определенные действия. Следует отметить, что требование соблюдения к-х норм адресовано ко всем субъектам права. Исполнение к-х норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое к-й нормой. Субъектами исполнения явл. все субъекты КП. В КРБустановлены следующие формы исполнения: - все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы - государство, его органы и должностные лица обязаны исполнять возложенные на них обязанности;- граждане обязаны исполнять свои обязанности Использование как форма реализации права связано с процессом осуществления прав и свобод. Его субъектами являются не только физические лица, но и все иные субъекты конституционных правоотношений, которые наделены правами, в том числе и государство в целом как участник государственно- и международно-правовых отношений.Применение – в соответствии с выработанной в общей теории права моделью представляет собой властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел, в результате которой издаются индивидуальные предписания. 8. Гарантии реализации Конституции и норм конституционного права. Можно выделить следующие гарантии реализации Конституции: 1) юридические. В самой Конституции закреплены правила, устанавливающие высшую юридическую силу Конституции, меры по охране Конституции, обязанность всех субъектов права соблюдать Конституцию. Кроме того, на основе анализа конституционных норм можно вывести принцип прямого действия конституционных норм. 2) конституционный надзор – предполагает меры, принимаемые различными органами (Прокуратура, Президент, Парламент, суды и т.д.) в рамках своей компетенции по охране конституционных положений. 3) конституционный контроль – осуществляет специализированный орган, проверяющий конституционность правовых актов, а также действий соответствующих органов и должностных лиц. В Республике Беларусь таким органом является Конституционный Суд. 4) конституционная и иные виды ответственности за нарушение конституционных норм. 9. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения. Конституция определяет порядок разрешения коллизий между нею и иными НПА В РБ не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Основным Законом РБ установлены следующие правила разрешения юр. коллизий. Конституция обладает высшей юр. силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии сКРБ. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. 10. Ответственность за несоблюдение к-п-х норм. Кон-прав. санкции и их особенности. Кон. – пр-я ответственность – это закрепленная кон-но – пр. нормами обязанность субъекта кон. – пр. отношений отвечать за несоответствие своего юр-ки значимого поведения тому, к-е предписано ему этими нормами, обесп-мая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер гос. или общ.воздействия.Ос.З.РБ прямо не признает кон.-пр. ответственность в качестве отдельного института,но слово «отв-сть» упот-ся в некоторых его статьях: ст. 2, 59, 97,106,110.Особо следует подч-ть, что метод возложения ответственности – это не только обязанность совершать опред-ные д-я либо возде-ся от них, но и предостережение о неблагоприятных последствиях при невыполнении обязанности. Итак, кон.– пр.от-ть – это сам-ый вид юр. ответственности, осущ. мер которой (в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устан-ся кон– пр. нормами, но и направлено прежде всего на защиту кон.–пр. отношений. Ее кон-е и законод-ое признание как одного из видов юр. ответственности будет повышать эф-ть кон.–пр. норм, усиливать их влияние на общественно – полит.практику.К.-п.санкция - это опр-я нормами КП мера гос. либо общ. воздействия в сфере кон.– пр.отношений, к-я прим-ся в случае несоответствия фактического поведения должному поведению, уст-ому диспозицией кон.-пр. нормы, и которая содержит ее итоговую оценку.В РБ сл-ась целая с-ма кон.-пр. санкций. С опред. долей условности рассмотренные меры конс.-пр. ответ-ти можно сгруп-ать. Первая группа санкций обращена к физ.лицам и направлена на правильное оформление их отн-ий с гос-вом. Вторая группа:пред-ет меры, прин-ые в отн-ии пол-х партий, иных общественных объединений, религиозных организаций и других коллективных субъектов. Третья группа: Базовым здесь яв-ся положение о том (ст. 2КРБ), что гос-во ответственно перед гражданином за обес-е сбоды,разв-я личности. 11. Понятие и предмет науки КП. Источники науки КП. Наука КП– это систематиз-ое и объек-ое знание об отрасли КП, ее р-и в прош-м и нас-ем, прогноз-ии тенденций ее разв-я в будущем. Наука КП отл-ся от отрасли тем, что пред-ет собой с-му знаний, а отрасль – это с-ма пр-х норм. Сущ-ие науки КП обусловлено сущ-ем самой отрасли, так как наука изучает данную отрасль, ее элементы, развитие и т.д. Кроме того, различно и функциональное значение: у науки – изучение, у отрасли – регулирование. Если предметом отрасли явл. кон-пр. отношения, то предметом науки КП явл.:- нормы КП и их формы выражения (акты кон-го зак-ва);- кон. правоотношения, их субъекты, объекты, содержание;- эффективность реал-и и возд-ия кон.-пр. норм на правоотношения;- историческое раз-ие отрасли;- правоприменительная практика. Источниками науки КП явл. источники отраслиКП, практика, скл-ся в процессе реализации кон.-пр норм, труды ученых-конституционалистов. 12. Методологические основы исследования в науке конституционного права. Методы, исп-ые в науке КП:- общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение);- диалектический – дает возможность изучать кон-пр нормы и институты в движении, ра-и и всесторонне;- формально-юр. анализ – исследование содержания нор. материала;- сравнительно-правовой метод – используется для сравнения зарубежного и отечественного КП в целях выявления наиболее эффективных моделей кон-пр-ого рег-ия и возможности их перенесения в то или иное гос-во;- исторический – изучение кон-пр институтов в ист-ом раз-и;- с-ый – позволяет рассматривать отрасль КП как с-му взаимосвязанных составных частей;- статистический – использует при изучении КП статистические данные;- социологический – позволяет изучать конституционное право на основе общественного мнения, проведения различных социологических экспериментов;- метод правового моделирования – идеальное воспроизведение исследуемых объектов применительно к определенной ситуации. 13. Возникновение и развитие науки конституционного права. Наука конституционного права возникла во 2-ой половине 19-20 в. и развивалась параллельно с отраслью конституционного права. Беларусь в этот период находилась в составе Российской империи, поэтому наука конституционного права до обретения Беларусью независимости общая с российской, а затем – советской. Этапы развития: А) дореволюционный период (2-ая пол. 19 – нач. 20 в.) Чичерин Борис Николаевич – один из идеологов либерализма. В 1866 г. Чичерин защитил докторскую диссертацию «О народном представительстве». В данном периоде можно выделить два этапа: А) до принятия Манифеста 1905 г. – акцент в науке был сделан на изучении зарубежных форм правления; Б) после 1905 г. – разработка теории новой формы правления в России; акцент на проблемы народного представительства и его соотношения с верховной самодержавной властью. Следует отметить тесную связь науки с философскими учениями. Отсюда можно выделить три направления в науке конституционного права того периода:- либерализм. Чичерин Б.Н.: пытался перенести в Россию западную модель государственной власти, обосновывал необ-ть кон.монархии, предлагал 2-хпалатный парламент с сословным предст-ом, придерживался идей естественного права, правового гос-а, разделения властей, охраны гос. прав человека, незав-ти суда.- позитивизм.Коркунов Н.М.:выст-л против признания естес-го права; иссл-л предмет гос.права, в к-й включал орган-цию гос. власти, уст-ие прав и обязанностей чел-ка;. Алексеев А.С.:усм-л связь КП с соц иологией, соц. факторами, соц.-пол. явлениями; признавал приоритет законов в пр.гос-ве.2)советский период 25 октября 1917 г. был принят Декрет о власти, оформивший гос. переворот. Наука КП пошла по иному пути раз-я. В основу легло учение марксизма-ленинизма. Наука хар-сь классовым подходом. Приз-сь руководящая роль государства в об-е, отрицались дем-ие принципы, прои-ло усиление испол-ой власти и т.д.3)80-90-е годы хар-ись радикальным изменением взглядов ученых, отказом от коммун-ой идеологии, поворотом к дем-им ценностям.4) сов-ый период. Основой для ис-ий явл приз-ие идеи верховенства права, дем-ма, граж. общ-ва. 14. Понятие, сущность Конституции и ее социальное назначение. КРБ– Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. В настоящее время сущность конституции заключается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы. Кроме того, конституция в силу объективного развития человеческого общества уже не ограничивается лишь утверждением сложившихся отношений, но использует и другие методы. Можно выделить три варианта:1. Конституция закрепляет уже сложившиеся в обществе отношения. 2. Конституция своими нормами даёт основу для возникновения новых, не существовавших ранее, общественных отношений. 3. Конституция своими нормами программирует общественное развитие на будущее. Используются нормы программного, целеполагающего характера. Функции Конституции. Под функциями конституции понимают ее общественное предназначение. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой выделяют три основные функции конституции.Первая функция конституции – юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений. Вторая функция – политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Третья функция – идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.). 15.Форма и структура Конституции РБ. Структура Конституции – это ее организационное строение, внутренняя последовательность расположения ее составных частей. Структура большинства кодифицированных конституций имеет общие черты и состоит из: - Преамбулы (введения); - Основной части; - Заключительных и переходных положений.Иногда встречаются приложения. КРБтакже состоит из данных элементов. В преамбуле сжато сформулированы руководящие начала, на которых базируется Конституция. Основная часть состоит из восьми разделов, в которых заключено 6 глав. Девятый раздел представляет собой заключительные и переходные положения. 16. Юридические свойства Конституции. В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. КРБ– Основной ЗаконРБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Исходя из данного определения, можно выделить характерные черты КРБ. Главной явл. её высшая юр.сила. Конституция – это нормативный правовой акт, которому должны соответствовать все остальные акты законодательства. Наличие данного признака неоднократно прослеживается в различных статьях самого текста Конституции.- Основополагающий, учредительный характер – заключается в том, что Конституция учреждает основы развития общ-а и гос-а, регулирует наиболее важные общ-е отношения.- Предмет кон-го регулирования – еще одна отличительная черта Конституции, к-я выводит ее на первый план в системе права (см. вопрос 2).- Реальность, которая обозначает, что Конституция соответствуют фактически существующим общественным отношениям.- Прямое действие. Важным свойством любой конституции является её непосредственное действие (либо большей части её норм). Данное свойство основного закона не позволяет превратить его в декларативный, недействующий документ. Принцип прямого действия не избавляет субъектов правотворчества в целом ряде случаев от необходимости конкретизировать положения Конституции в законодательстве, принимая нормы как материального, так и процессуального права. Таким образом, исключения из данного правила могут быть предусмотрены в самом тексте Основного Закона, когда для регулирования какого-либо вопроса устанавливается необходимость принятия специального нормативного правового акта, к которому и отсылает Конституция.- Стабильность – это длительность действия конституции без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет - Особый порядок принятия и изменения. 17. Толкование Конституции Республики Беларусь. Под толкованием понимается деятельность по установлению точного содержания правового акта для его практической реализации. Толкование не должно противоречить самому толкуемому акту и не должно создавать новых правоотношений.КПБпредоставляет Парламенту право принимать законы о толковании Конституции. Конституции круг субъектов зак-й инициативы по отношению к данным законам так же, как и у законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, сужен (Президент или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом).для принятия таких законов требуется не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. Толкование Конституции Парламентом может быть обусловлено необходимостью уяснения смысла норм. В отличие от Парламента, КС РБ может дать казуальное толкование норм Конс-и. 18. Действие Конституции, порядок её изменения и дополнения. Согласно действующей редакции Конституции вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум. А разделы Конституции I, II, IV и VIII могут быть изменены только путём референдума. Т.о., согласно действующей КРБ правом на предложение о внесении изменений и дополнений обладают:1) Президент, Национальное собрание и избирательный корпус в количестве не менее 450 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при изменении путем референдума);2) Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при внесении законопроекта в Парламент).Данный вариант пересмотра Конституции, предусматривающий усложнённую процедуру принятия закона, является более сложным. Во-первых, определены периоды, в течение которых названный закон приниматься не может: в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Во-вторых, установлена необходимость двух его обсуждений с промежутком в три месяца и принятие его квалифицированным большинством в 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В-третьих, разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путём референдума. Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее 2/3от полного состава каждой из палат.. Таким образом, КРБ относится к категории жёстких конституций, изменение которых связано с прохождением более сложной процедуры, чем требуется для принятия обычных законов. 19. Значение, основные принципы, особенности и структура КРБ. Дей-ая КРБ 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на рес-х референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., – пятая в истории конституционного развития страны. Конституция 1919 г.Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 г. Однако принятие ее стало не итогом долгого пути правового развития государства, наработки реального правового фундамента, а скорее политической декларацией с минимальным оформлением структуры власти, конституционным обозначением переломного момента истории. Характеристика:1) закрепила образование республики и ее классовую сущность – диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства.2) установила основные принципы социалистического строя и советской формы власти в ССРБ. Поставлена задача полного подавления буржуазии, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров, установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. Закреплена идея предст-ой демократии – было провозглашено: «Власть должна прин-ть целиком и исключ-но трудящимся массам и их полномочному представительству – Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», 3) определила структуру органов власти и управления:- съезд Советов Белоруссии;- Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК); - Малый президиум, Большой президиум, которые формировались ЦИКом. На Большой президиум возлагались функции правительства (ст. 27, 29), так как Конституция не предусматривала создания СНК. 4) декларировала права трудящегося и эксплуатируемого народа.5) в Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете республики. В дальнейшем, 25 августа 1991 г., Декларации о гос. суверенитете специальным законом был придан статус кон-го закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в К1978 г. В таких правовых и политических условиях велась разработка новойКРБ, к-я была принята 15 марта 1994 г. Согласно К1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в РБ явл.Верховный Совет. Он сос-ял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. КРБ1994 г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию. В 1996 г. Конституция Республики Беларусь подверглась изменениям, которые существенным образом изменили ее содержание. Конституционная реформа была обусловлена конфликтом между законодательной властью и исполнительной властью во главе с Президентом. Наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации и деятельности высших органов государства – Президента, Парламента, Правительства и судов. Произошло перераспределение полномочий между указанными органами, их уточнение. 20. Преемственность в конституционном строительстве РБ. Отличие конституции РБ 1994 г. от предыдущих Конституций. Отличительными признаками Конституции Республики Беларусь являются: - провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью государства и общества; - отсутствие идеологических привилегий (деидеологизированный характер); - закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности на средства производства; - закрепление в качестве направления для развития законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права; - разделение и взаимодействия властей; - прямой характер действия норм Конституции. 21. Понятие Конституционного строя. Принципы Конституционного строя. Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов и норм, их регламентирующих. Современное определение Конст. Строя заключается в двух аспектах: Исходя из широкого понимания, основы конституционного строя – находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. В узком, формально-юридическом смысле основы конституционного строя – это самостоятельный конституционно-правовой институт. Белорусские ученые определяют основы общественного строя как совокупность правовых норм, закрепляющих основополагающие принципы экономической, политической, социальной и духовно-культурной сфер жизни общества в их органическом единстве и взаимозависимости, имеющие базовую, определяющую значимость в данном государстве. Можно выделить четыре главные стороны общественного строя:- основы экономических отношений;- основы социальных отношений;- основы политических отношений;- основы духовно-культурных отношений. Исходя из норм Конституции Республики Беларусь, можно выделить следующие принципы, на которых основывается конституционный строй: 1. Провозглашение государственного суверенитета. 2. Гуманный правовой статус человека, при котором он сам, права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - главной обязанностью государства; равенство перед законом и право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств; базовые принципы гражданства.3. Верховенство права в смысле всеобщей подчиненности ему и основанной на нем Конституции, ее прямого действия и непосредственного применения; подчиненности высшему закону всех иных правовых актов; указание на соотношение внутригосударственного и международного права. 4. Народовластие, включая определение народа как носителя суверенитета и единственного источника государственной власти; правовые принципы непосредственного народовластия, гарантии народного представительства и предусмотренных Конституцией выборов. 5. Политический и идеологический плюрализм, включая гарантии многообразия и свободного участия граждан в политической жизни; гарантии саморазвития гражданского общества, свободы его институтов, в частности общественных объединений. 6. Общие принципы действия государственной власти, установление республиканской формы правления, принципа разделения, самостоятельности и взаимодействия властей, необходимых сдержек и противовесов. 7. Унитаризм как принцип государственно-территориального устройства. 8. Принцип социального государства, основные социальные задачи и обязанности государства во имя развития личности, достижения благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан. 10. Многообразие и свобода экономической деятельности, гарантии права собственности и равенства правовой защиты всех ее форм; соотношение регулирующей экономической роли государства и свободы хозяйственной деятельности; принцип социального партнерства как ведущий в экономических отношениях; гарантии единства внутреннего экономического пространства страны. 11. Геополитические принципы: основы создания союзов с другими государствами; основные принципы внешней политики и равноправного участия в мировом сообществе; обязанность соблюдать общепризнанные принципы (не нормы!) международного права. 12. Целостность и устойчивость конституционного строя, взаимодополняющее действие и применение его правовых основ, их верховенство по отношению к другим положениям Конституции, незыблемость и особый порядок изменения. 22. Характеристика конст. Строя РБ. Конституционный строй в его демократическом понимании обладает определенными свойствами (чертами), которые характеризуют его с позиций демократизма, гуманизма и справедливости:- подчинение государства праву;- признание и гарантированность прав человека (соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права);- разделение власти и система сдержек и противовесов;- многообразие форм собственности;- политический плюрализм;- наличие гражданского общества. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя.Конституционный строй представляет собой систему отношений в связке «человек-общество-государство». Исходя из этого, можно провести анализ основ конституционного строя, касающихся трех элементов: 1) характеристики государства и государственной власти; 2) статус человека; 3) основы гражданского общества. Характеристики государства и государственной власти. Ст. 1 Конституции Республики Беларусь дает следующее определение: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок». Ст. 16. «Религии и вероисповедания равны перед законом».Исходя из этого, можно вывести следующие характеристики государства: республиканское; унитарное; демократическое; социальное; правовое; суверенное; светское. Кроме того, в основы конституционного строя входят нормы внешней политике государства, его территориальном устройстве, о государственных языках и символах Республики Беларусь. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе принципов:народного суверенитета; верховенства права;высшей ценности прав человека;разделения властей и механизма сдержек и противовесов; политического плюрализма; приоритета общепризнанных принципов международного права. Статус человека. Отправной нормой в регулировании данных отношений является ст. 2 Конституции Республики Беларусь о человеке, его правах, свободах и гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. В этом проявляется единство прав и обязанностей. Конституция также определяет основы правового положения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев, лиц, принадлежащих к социальным, национальным и другим общностям. Основы гражданского общества. В качестве основ гражданского общества, закрепленных в первом разделе Конституции, можно выделить:- многообразие политических институтов, идеологий и мнений (ст. 4);- основы социально-экономических отношений (например, многообразие и равные условия для развития всех форм собственности, развитие кооперации, социально е партнерство), духовно-культурных отношений (сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей). 23. Понятие суверенитета народа, нации, государства. В самом общем виде суверенитет можно определить как верховенство, самостоятельность и независимость власти. Доктрину суверенитета ввел в политическую науку Ж Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1576). Выделяются три основных вида суверенитета: 1) народный суверенитет. Концепция народного суверенитета предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником любой власти – государственной (что, как правило, прямо закрепляется в конституциях), муниципальной и общественной – является народ. 2) государственный суверенитет – выражается в верховенстве государственной власти внутри страны, ее самостоятельности и независимости. 3) национальный суверенитет – возможность и способность нации самостоятельно решать как внутренние вопросы (языка, письменности, обычаев, культуры, традиционных промыслов и др.), так и проблемы, касающиеся отношений с иными нациями, народностями. 24.Декларация о государственном суверенитете РБ. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая 27 июля 1990 г., которой в 1991 г. был придан статус конституционного закона, провозглашает полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. Ст. 1 Декларация указала на первичность национального суверенитета, который проявился в праве нации на самоопределение, а также народного суверенитета, проявляющегося в принадлежности именно народу верховной власти и права самостоятельно решать свою судьбу. Ст. 2 также указывает на главенство народного суверенитета и его проявление путем непосредственной либо представительной демократии: «Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти».Декларация устанавливает, что провозглашение государственного суверенитета преследует главную цель - свободное развитие и благополучие, достойная жизнь каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами. Далее в Декларации закреплены важнейшие принципы государственного суверенитета, такие как территориальная целостность и неприкосновенность, верховенство Конституции, наличие гражданства, собственности, вооруженных сил, национальных символов. Указывается, что государственная власть самостоятельна в решении всех вопросов внутренней и внешней политики. Отдельная статья Декларации посвящена целям и деятельности государства в области охраны природы и по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |