КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация норм конституционного права: особенности, способы 3 страница
Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:> содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;> равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;> создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;> формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;> обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; 37. Гражданство РБ. Принципы гражданства Гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношений человека с государством, под юрисдикцией которого он находится, независимо от того проживает лицо на территории этого государства или находится вне его предела. Принципы гражданства. 1)равное гражданство (нет отличий в правовом статусе между лицами ставшими гражданами по различным основаниям); 2)сохранение права на гражданство; 3)никто не может быть лишен права изменить гражданство; 4)сохранение гражданства за лицом постоянно проживающим за границей; 5) невозможность выдачи гражданина РБ иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами РБ; 6) заключение или расторжение брака гражданином РБ с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов. Лицо, которое заключило брак с гражданином РБ, приобретает гражданство РБ при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных Законом; 7) отрицание признания Беларусью двойного гражданства; 8) государство гарантирует гражданам РБ защиту и покровительство как на территории РБ, так и за ее пределами; 9) недопустимость лишения гражданства; 10) принцип «крови» т.е. ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, «почвы» ребенок становится гражданином того государства на территории которого он родился. Исключение дети иностранных дипломатов и консулов. 38. Условия и порядок приема в гражданство РБ. Прекращение гражданства. (Закона о гражданстве) гражданство РБ приобретается: 1)по рождению; 2)в результате приёма в гражданство; 3)в порядке регистрации; 4)по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами РБ. Ребенок приобретает гражданство РБ, если на день рождения ребенка: 1)хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве РБ независимо от места рождения ребенка; 2)находящийся на территории РБ ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином РБ. «принцип крови» и «принцип почвы». Приём в гражданство предполагает соответствие лица определённым требованиям. Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РБ, если оно: 1)берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию РБ и иные акты законодательства РБ; 2)знает один из государственных языков РБ в пределах, необходимых для общения; 3)проживает на территории РБ в течение семи лет непрерывно; 4)имеет законный источник средств существования;5)не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства РБ. Для некоторых лиц устанавливаются особые условия приёма в гражданство. Срок непрерывного проживания в РБ в течение семи лет может быть сокращен либо не применяться вовсе для: 1)белорусов и их потомков (дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории РБ; 2)лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед РБ, в науки, техники, культуре и спорте либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для РБ; 4)лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве РБ. Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие: 1)выхода из гражданства РБ; 2)утраты гражданства РБ. Выход из гражданства РБ – добровольное прекращение лицом отношений гражданства. Утрата гражданства РБ – прекращение отношений гражданства, не связанное с волеизъявлением лица. Гражданство РБ утрачивается: 1)вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства; 2)по заявлению родителей в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство РБ; 3)по основаниям, предусмотренным международными договорами РБ. Прекращение гражданства РБ не допускается, если гражданин РБ: 1)является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; 2)имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед РБ, ее юридическими и физическими лицами; 3)не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения. Лишить гражданства могут если при его приобретении представлялись заведомо ложные сведенья и документы. 39. Порядок рассмотрения вопросов, связанных гражданством РБ. Решения о приеме в гражданство РБ и его прекращении принимаются Президентом РБ или в установленном им порядке. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства РБ, являются: Президент РБ; органы внутренних дел; органы дипломатической службы РБ за рубежом. Полномочия Президента РБ:- определяет порядок приобретения гражданства РБ и его прекращения;- издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства РБ;- издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства РБ. Полномочия органов внутренних дел РБ:- принимают от лиц, постоянно проживающих в РБ, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;- направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства РБ на рассмотрение Президента РБ;- определяют принадлежность лиц, находящихся на территории РБ, к гражданству РБ;- регистрируют утрату гражданства РБ лицами, постоянно проживающими на территории РБ;- решают вопросы изменения гражданства по основаниям, предусмотренным международными договорами РБ;- осуществляют контроль за прекращением иностранного гражданства у лиц, принятых в гражданство РБ. Полномочия органов дипломатической службы РБ аналогичны полномочиям органов внутренних дел, только указанные выше вопросы они рассматривают в отношении лиц, постоянно проживающих за границей. Заявления по вопросам гражданства РБ подаются в органы внутренних дел РБ по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, – в соответствующий орган дипломатической службы РБ. Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями. Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РБ не должен превышать одного года. Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства РБ не должен превышать шести месяцев. Лицо приобретает гражданство РБ:- при рождении – со дня рождения ребенка;- при усыновлении – со дня усыновления ребенка;- в остальных случаях – со дня вступления в силу указа Президента РБ или со дня принятия решения уполномоченным им органом. Гражданство РБ прекращается со дня вступления в силу указа Президента РБ или принятия решения уполномоченным им органом. Исполнение решений. Решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих в РБ, исполняются органами внутренних дел РБ, а в отношении лиц, проживающих за границей, – органами дипломатической службы РБ. Обжалование решений. Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом РБ, могут быть обжалованы в Верховный Суд РБ. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом РБ, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды. Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд. 40. Правовой статус граждан РБ как конституционно-правовой институт Конституционно-правовой статус граждан – конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражают наиболее существенные, основополагающие начала, которые определяют положение человека в обществе и в государстве, а также принципы взаимоотношений в сфере человек – общество – государство.Элементы конституционно правового статуса личности: 1) гражданство – правовая связь человека с государством. В зависимости от этого правовой статус лица может быть: гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства; 2) право- и дееспособность; 3)конституционные принципы правового статуса (гуманизм; равноправие и равенство; неотчуждаемость прав и свобод; гарантированность прав, свобод и обязанностей); 4)конституционные права, свободы и обязанности граждан – ядро правового статуса личности; 5)гарантии правового положения личности. 41. Принципы прав человека. Классификация основных прав и свобод граждан. Принципы прав человека определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, отражают основополагающие, существенные, устойчивые идеи, на которых базируется система прав человека. Выделяют следующие важнейшие принципы прав человека: 1)ценность человека, его прав и свобод (принцип гуманизма); 2)принцип свободы; 3)п. естественности и неотъемлемости прав; 4)всеобщности и универсальности прав человека; 5)равноправия; 6)общепризнанность и общеобязательность норм международного права в области прав человека; 7)принцип уважения, поощрения и соблюдения прав человека; 8)принцип терпимости (толерантности); 9)принцип справедливости. Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Классификация прав человека по сферам их действия. Особенности основных прав и свобод: 1)имеют повышенную значимость для общества; 2)составляют ядро других прав, получают свое развитие в правах, установленных другими отраслями права; 3)обеспечиваются повышенной правовой охраной. Классифицируются основные права и свободы:1. Традиционные права и свободы делятся на две группы: 1)естественные права человека – принадлежат человеку от рождения (право на жизнь, свободу совести); 2)позитивные права граждан – предоставляются государством и могут им ограничиваться (право на труд, избираться и быть избранным).2. По времени возникновения выделяют три поколения прав: 1) личные (гражданские) и политические права. Сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций. Выражали «негативную свободу» обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы; 2)социально-экономические и культурные права («позитивные права»); 3)коллективные права (формировались после Второй мировой).3. По содержанию делятся на: 1)личные (гражданские); 2)экономические, социальные и культурные права; 3)политические.4. В зависимости от субъекта: 1)права и свободы человека; 2)права и свободы гражданина.5. По способу реализации: 1)индивидуальные; 2)коллективные.Права и свободы чел. и гражд. закреплены в конституции, раздел II «Личность, общество, государство». 42. Личные права и свободы граждан, их содержание и гарантии. Личные права принадлежат всем лицам, независимо от гражданства. Личные права закрепляются Конституцией. Личные права: 1)право на жизнь; 2)право на свободу и личную неприкосновенность; 3)неприкосновенность частной жизни; 4)неприкосновенность жилища; 5)право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства; 6)свобода совести; 7)свобода мнений и убеждений; 8)право на национальную принадлежность пользование родным языком; 9)право на судебную защиту; 10)защиту международных организаций; 11)на юридическую помощь; 12)право на уважение достоинства, присущего человеческой личности; 13)на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения и наказания; 14)право на гражданство; 15)право на создание семьи и охрану семьи. 43. Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии. Политические права относятся только гражданам РБ. Они закреплены в Конституции. К политическим правам: 1)право на управление делами общества и государства; 2)право избирать и быть избранным в государственные органы; 3)на обращение в государственные органы; 4)на свободу объединений; 5)свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; 6)получение, хранение, распространение полученной достоверной информации о деятельности государственных органов, общ. объединений, о политич., экономич., культурной и международной жизни, состояния окружающей среды; 7) право на равный доступ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой; 8)на свободу мысли, совести и религии; 9)на свободу убеждений и свободное выражение их; 44. Социально-экономические права и свободы граждан, их содержание и гарантии. Экономические, социальные и культурные права: 1)право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. на выбор профессии, рода занятости и работы в соответствии со своими способностями, проф. подготовкой, обществ. потребностями; 2)здоровые, безопасные условия труда; 3)справедливая доля вознаграждения за труд; 4)на отдых трудящихся; 5)право собственности; 6)право на предпринимательство; 7)на жилище; 8)на свободное распоряжение рабочей силой; 9)право человека на достойный уровень жизни; 10)на социальную защиту; 11)на социальное обеспечение; 12)на жилище; 11)право на отдых; 12)право на благоприятную окружающую среду; 13)на охрану здоровья. 45. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан РБ КРБ содержит гарантированный механизм обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан. Гарантии прав. своб. и обяз. граждан – условия и средства, которые обеспечивают их осуществление. Два уровня конст. гарантий прав, свобод и обяз. Первый уровень – гарантированный механизм, заложенный в тех статьях Конституции, которые провозглашают сами права и свободы граждан. Второй уровень – специальные конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей граждан. Пример: никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией РБ, ее законам либо отказам от своих прав. Государство обязуется предпринимать меры для создания внутреннего и международного правопорядка, необход. для полного осущ. прав и свобод граждан РБ. Гос. органы и лица, которые исполняют гос. функции обязаны в пределах своих компетенций предпринимать меры для осущ. Защиты прав и свобод граждан. Они несут ответственность при нарушении прав. Система гарантий, включает: 1)гос. гарантированность прав и свобод чел. и гражданина возможна в условиях демократического правового государства; 2)важная гос. гарантия признание прав и свобод чел. действующими; 3)признание приоритета прав свобод человека и гражданина; 4)гарантам прав, свобод человека и гражданина явл. Президент РБ.Вместе с общими государственными гарантиями прав и свобод выделяют специфические юридические гарантии: 1)судебная защита (конституционное, гражданское, админ., угол., судопроизводство); 2)административно-правовые способы защиты (обращение в гос. органы); 3)охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотребление властью; 4)возмещение государством вреда, причин. Незаконными действиями (бездействиями) органов гос. власти или их должностных лиц; 5)получение квалифицированной юридической помощи, в предусмотренных законом случаях оно оказывается бесплатно.В настоящее время принято два основных способа защиты прав и свобод – внутригосударственный и международно-правовой. При нарушении прав нужно сначала обратиться к возможностям, предоставляемыми государством, прежде чем обратиться за защитой в международные инстанции. 46. Понятие «иностранец» и его правовой статус Инос. гражданин – лицо не явл.гражданином РБ и имеющее доказательства прин-ти к граж-ву другого гос-ва. Закон «О пр. положении ин. граждан и лиц без гражданства в РБ»:три категории ин-ев: 1)временно прибывающий в РБ иностранец – лицо, прибыв. в РБ на срок не более девяносто суток в год; 2)временно проживающий в РБ – лицо получившее в законном порядке разрешение на временное проживание; 3)постоянно проживающий в РБ иностранец. Разрешение на временное проживание в РБ выдаётся на срок более 90 суток в год: 1)для обучения – на срок учёбы, но не более 1 года; 2)к супругу, близким родственникам к-е явл. гражданами РБ и постоянно проживают в РБ – не более 1года; 3)для занятия трудовой и иной д-ю на тер-и РБ не более 1 года; РБ – не более 180 суток в год; Разрешение на пост. прожив. – выдаётся иностранцам: 1)явл. супругами, близкими родственниками, граждан РБ, постоянно проживающих в РБ; 2)заключили брак с иностранцами пост. прожив в РБ; 3)признаны беженцами или явл. лицами которым предоставлено убежище в РБ; 4)имеют право на воссоединение семи; 5)прожили на законных основаниях в РБ 7 лет; 6)основание на приобретение гражданства РБ на законных основаниях; 7)работники и специалисты, в которых нуждается РБ; 8)обладают исключительным талантом или имеют заслуги перед РБ;Иностр. не могут: 1)быть членами полит. партий, общ. объедин., преследующие политич. цели; 2) избирать и быть избранными в выборные гос. органы, участвовать в референдуме; 3)занимать должности, назначение на которые необходимо гражданство РБ; 4)исполнять воинскую обязанность в РБ.Иностр. могут: 1)вступать в проф. союзы и общ. объедин., если это не противоречит их программе; 2)иметь имущество, наследство или завещать его.Пост. прожив. В РБ иностр. имеют все социально-экономич. Права как и граждане РБ + право на социальное обеспечениеЛицами без гражданства вРБ– лица, не явл. гражданами РБ и не имеющие доказательств, своей прин-ти к гражданству др. гос-ва. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РБ и желающие получить разрешение на постоянное жительство в РБ, подают документы в орган внутренних дел РБ по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Сов. Мином. РБ. Ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в РБ принимается после уплаты гос. пошлины, порядок уплаты и размер устанавливаются Сов. Минном. РБ. Лицам без гражданства может быть отказано во въезде вРБ: 1)необходимо для защиты прав и законных интересов граждан РБи иных лиц; 2)в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения; 3)во время пре жнего пребывания в Республике Беларусь установлены нарушения лицом законодательства; 4)если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы; 5)имеются сведения, что он имеет отношение к контрабандной деятельности, незаконной торговле оружием, незаконному обороту наркотиков, организации переправы незаконных мигрантов; 6)он является или являлся членом террористических либо фашистских организаций или лицом, ведущим пропаганду войны, соц, нац, рел и расовой вражды; 7)он освобожден из мест лишения свободы на территории другого государства и имеет неснятую или непогашенную судимость; 8)он имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, наличие которых препятствует въезду на территориюРБ. Разрешение на постоянное жительство в Рблицам без гражданства выдается, если они:РБ; заключили брак с гражданином РБ. Разрешение на постоянное жительство в РБможет быть выдано иностранным гражданам и лицам без гражданства и в др. предусм. законодательством случаях. Иностранцы, прожившие на территории РБне менее семи лет, если они являются: 1)сотрудниками дипломатических, консульских, представительств и учреждений иностранных государств и членами их семей; 2)предпринимателями и членами их семей; 3)сотрудниками международных организаций и членами их семей; 4)работниками средств массовой информации, 47.Правовой статус беженца в РБ В РБ статус беженца предоставляется иностр. гражданину, находящемуся на территории РБ по обоснованным опасениям стать жертвой преследований гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает из-за таких опасностей пользоваться защитой этого государства.Статус беженца предоставляется иностранцу на срок сохранения оснований, по которым ему предоставлен статус беженца. В РБ статус беженца не предоставляется: 1)лицам предполагающимся в совершении преступления против мира, военное преступление 2)лицам предпрол. В совершении тяжкого преступления за пределами РБ до прибытия на территорию РБ; 3)лицам предпол. В совершении деяний противоречащим принципам и целям ООН; 4)за которыми государства их постоянного проживания, не гражданами которого они являются, признают права, обязанности, связанные с гражданством этого государства; 5)пользующемся защитой органов ООН. Беженец имеет право: 1)получение информации о своих правах и обязанностей; 2)получение удостоверения беженца; 3)получение разрешение на временное проживание в РБ не более года, получ. Разрешение на постоянное проживание; 4)самостоятельное поселение в семье гражданина РБ иностранца в установл. законодательством порядке если размер жилой площади будет составлять не меньше шести квадратных метров на каждого жильца; 5)получение денежной помощи в порядке и размерах установленных Сов. Мином.; 6)добровольное возращение в государство прежнего места жительства; 7)выезд на постоянное место жительства в другое государство; 8)судебная защита наравне с гражданами РБ; 9)воссоединение с семьей.Беженец обязан: 1)соблюдать Конституцию РБ, акта законодательства РБ, уважать традиции белорусского народа; 2)стать на учет в подразделение по гражданству и миграции по месту жительства в течение 3-ех рабочих дней… 49. Универсальный механизм защиты основных прав и свобод человека и гражданина. В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам гарантируется право обращения в суд. Каждый имеет право на юридическую помощь, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами.Судебная форма защиты прав человека. Судебная защита прав человека – основной элемент правозащитного механизма государства. Из всех механизмов национального контроля за правами человека обращение в суд в большинстве стран мира считается самым эффективным. Право на обращение в суд отражено в основополагающих правозащитных международных документах. Защита прав человека органами конституционного контроля. Институт индивидуальной жалобы. Деятельность КС РБ в области защиты прав человека.Поскольку граждане и другие физические лица в РБ не обладают правом обращения в КС с требованием о рассмотрении конституционности того или иного нормативного акта, нарушающего их основные права, КС вынужден изыскивать иные формы защиты их прав в случаях их нарушения.К основным формам такой защиты, сложившимся к настоящему времени, относятся:1) направление обращений граждан в компетентные органы с просьбой решить поставленные вопросы в соответствии с Конституцией и актами международного и национального законодательства;2) разъяснение гражданам предусмотренной действующим законодательством процедуры защиты их прав;3) принятие КС решений, содержащих предложения правотворческим органам о внесении необходимых изменений или дополнений в действующее законодательство, если определенные нормативные акты противоречат положениям актов более высокой юридической силы, а также в случаях пробелов в законодательстве. Граждане вправе обжаловать в КС решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие их права, свободы и законные интересы. Граждане вправе также направлять в КС индивидуальные и коллективные обращения. Деятельность КС имеет огромное значение в деле защиты прав человека. Несмотря на отсутствие института конституционной жалобы, граждане постоянно обращаются в КС по вопросам защиты своих прав, в результате чего КС ежегодно принимается десятки решений, направленных на защиту конституционных прав и свобод граждан.Общественная форма защиты прав человека (защита общественными объединениями, профсоюзами).Одним из важнейших элементов национальной системы защиты прав человека являются профессиональные союзы. Цель их создания – защита прав работника. Кроме этого профсоюзы борются за создание условий для полной занятости, лучшие условия труда, более высокую зарплату, гарантии от увольнения, сокращение рабочего дня, дополнительные гарантии прав работников.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |