Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация норм конституционного права: особенности, способы 2 страница




25. Гарантии государственного суверенитета. Наиболее значимыми из них являются: - Правовые гарантии: международно-правовое и конституционно-правовое закрепление норм о государственном суверенитете. Важно отметить, что к числу принципов международного права относится важнейшая международно-правовая гарантия суверенитета государств – принцип невмешательства во внутреннюю компетенцию любого государства (п. 7 ст. 2 гл. 1 Устава ООН).Однако принцип международной защиты прав человека, в соответствии с которым права человека и их защита не относятся к исключительной компетенции государств, ограничивает суверенитет государств. В международно-правовой практике этот принцип проявляется в деятельности Комитета по правам человека ООН, Европейского Суда по правам человека и других международных органов, а также в применении к странам, не признающим юридическую силу решений органов или игнорирующих их, международных санкций (вплоть до гуманитарной интервенции).Закрепление на международно-правовом уровне правовых оснований для гуманитарного вмешательства содержит опасность злоупотребления этим правом, возникновения практики намеренного создания соответствующих условий в том или ином государстве преступными сообществами, экстремистскими политическими движениями или спецслужбами потенциальных государств-агрессоров.- Политические гарантии: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т.е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них.- Экономические гарантии: обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.- Материальные гарантии: наличие государственных границ, пог. Войск.

26. Республика Беларусь – субъект СНГ. Органы СНГ. В 1991 г. стал реальностью объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование новых независимых государств. Большинство советских республик провозгласило свою независимость и приняло соответствующие законодательные акты. Уже тогда стало очевидным, что дальнейшее существование СССР в прежнем качестве невозможно.Органы СНГ.К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся:>Совет глав государств СНГ, >Совет глав правительств СНГ, >Совет министров иностранных дел, >Совет министров обороны СНГ, >Совет командующих Пограничными войсками СНГ, >Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, >Экономический суд СНГ, >Исполнительный комитет СНГ.Высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ

27.Союз Беларуси и России. Органы Союзного государства Беларуси и России. 26 июня 1992 г. были установлены дипломатические отношения между РБ и РФ.6 января 1995 г. Беларусь и Россия заключили Соглашение о Таможенном союзе.- 21 февраля 1995 г. президенты Беларуси и России подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.- 26 мая 1995 г. у белорусской деревни речка ПРБи председателем Правительства РФ был убран символический пограничный столб. Это означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией.- 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который стал первым документом в интеграционном процессе Беларуси и России. Заключение договора было направлено на обеспечение тесного и взаимовыгодного развития двух государств. К этому времени СНГ переживало кризис и уже не являлось эффективным органом сотрудничества государств. Сообщество было основано на принципах суверенитета и равенства сторон. Цель создания Сообщества: объединение материального и интеллектуального потенциалов государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Органы Сообщества.Высшим органом Сообщества являлся Высший Совет, в который входили главы государств и правительств, руководители парламентов, а также председатель Исполнительного Комитета. Высший Совет решал важнейшие вопросы развития Сообщества. Парламентское Собрание формировалось из равного числа парламентариев от каждой из Сторон. Оно принимало модельные законодательные акты и вносило соответствующие предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты и в Высший Совет – по вопросам развития правовой базы Сообщества. Исполнительный Комитет: был создан в качестве постоянно действующего исполнительного органа для организации практической работы по выполнению Договора. Функциями органов Сообщества являлось: проведение общей экономической и социальной политики, разработка и реализация совместных программ; формирование единой нормативно-правовой базы; осуществление мероприятий, направленных на унификацию денежно-кредитных, налоговых и бюджетных систем; разработка и осуществление мер, создающих условия для введения общей валюты; формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи; рациональное размещение новых и модернизация существующих производственных мощностей; взаимодействие в решении вопросов занятости населения; согласованное осуществление внешнеэкономических связей; совместная организация таможенного дела; формирование единых стандартов, эталонов, метрических систем, статистики; всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства; взаимодействие в обеспечении охраны окружающей среды, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; Органы Союзного государства Беларуси и России.Органами Союзного государства являются: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата.

28. Конституционные основы полновластия народа и формы его проявления. Институты демократии. Общепризнанно, что главным источником и носителем власти в государстве является народ. Верховная власть народа вытекает из принципа народного суверенитета, который является первичным и обуславливает деятельность всех иных субъектов политической системы в интересах и во благо народа. Народ как главный субъект конституционно-правовых отношений закреплен в ст. 3 Конституции, где сказано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». Народ является самостоятельным субъектом конституционно-правовых отношений, что не свойственно для других отраслей права. Его статус определен, прежде всего, Конституцией Беларуси (верховенство власти, формы ее проявления), а также иными законодательными актами (например, Избирательный кодекс, Закон «О местном управлении и самоуправлении», Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», Закон «О республиканских и местных собраниях» и др.).Народ проявляет свою власть через различные видовые формы демократии, которые отражены в ст. 37 Конституции: «Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами. В порядке, установленном законодательством, граждане РБпринимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях».Кроме того, в Конституции закреплено право отзыва депутата, право инициировать проведение референдума. Народ может быть инициатором изменения и дополнения Конституции, ее толкования, обладает правом законодательной инициативы, правом обращения в государственные органы, может обсуждать важнейшие вопросы государственной и общественной жизни.Д.М. Демичев предложил следующие формы проявления власти народа.В зависимости от конечного субъекта власть народа может осуществляться:- самим народом;- частью народа, проживающего на соответствующей территории;- избранными народом представителями;- сформированными народом органами.Он выделил три основные формы власти народа: государственная власть, общественная власть (например, домовые, дворовые комитеты) и смешанная общественно-государственная форма (органы местного самоуправления)

1.В зависимости от форм волеизъявления народа общепринято выделять непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.2. К формам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, отзыв, собрания граждан и другие предусмотренные законом формы.

29. Политическая система общества, ее принципы и особенности. Политическая система – совокупность взаимодействующих между собой государственных и общественно-политических организаций, объединений, отношения между которыми урегулированы правовыми и политическими нормами, принципами организации и осуществления политической власти в обществе. Элементы политической системы.1) субъекты – носители политической власти (народ, его представители); 2) институты: государственные институты (государство, органы государственной власти), а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др. 2) совокупность правовых и политических норм, регулирующих политическую систему; 3) политическая культура и политическая идеология; 4) взаимоотношения и взаимосвязи между субъектами и институтами политической системы общества. Любая система отношений строится на определенных принципах, правилах, на основе которых субъекты отношений взаимодействуют между собой. Не является исключением и политическая система, которая в зависимости от идеологического и функционального наполнения имеет свои принципы. Единый систематизированный перечень принципов политической системы в конституциях обычно не встречается, его выводят аналитическим путем на основе норм конституции. Причем эти принципы неодинаковы в странах, имеющих разный политический режим.Рассматривая демократическую политическую систему общества, можно выделить следующие принципы:- демократия во всех элементах системы и в системе в целом;- власть народы в различных формах ее проявления;- политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии); - ролевая автономия звеньев системы, т.е. их относительная самостоятельность, разграничение компетенции, а не создание всеобъемлющего механизма под руководством единственной партии с единственной идеологией;- соревновательность в политическом процессе (что обеспечивается периодичными выборами, возможностью политической борьбы за власть законными средствами);- самоуправление коллективов и объединений;- господство права;- демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением власти.Особенностью политической системы является специфика целей ее существования – осуществление государственной власти, участие в ней, борьба за нее и т.д., методов и форм взаимодействия ее элементов. Политическая система обладает вторичным характером по отношению к другим отношениям, складывающимся в обществе по поводу различных интересов людей, и направлена на регулирование данных отношений с помощью властных методов.

30. Государство – важнейший элемент политической системы общества. Его характерные конституционные особенности: унитарное, демократическое, социальное, правовое, светское. Государство является важнейшим элементом политической системы общества в силу того, что оно располагает системой государственных органов, обладающих правом принятия властных решений, действие которых распространяется на всю его территорию и на всех членов данного общества. Государство также определяет статус и других институтов политической системы. В первую очередь необходимо остановиться на характеристиках формы территориально-политического устройства государства. Применительно к нашей стране рассмотрим основные положения, касающиеся унитарного государства. Унитарное государство (от латинского слова «унус» – один, «унитас» – единство) – это единое государство, которое не имеет в своем составе государственных образований (хотя в его составе могут быть автономии), а его территория состоит только из административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Признаки унитарных государств:- единая конституция и правовая система;- единая система высших органов государственной власти и управления;- единое общенациональное гражданство;- отсутствие в составе территории государственных образований. Виды унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом унитарном государстве существует только административно-территориальное деление, автономных образований нет. В зависимости от сочетания центрального управления и местного самоуправления в административно-территориальных единицах в научной литературе предлагается несколько классификаций. По степени централизации принято различать:централизованные; децентрализованные; относительно децентрализованные государства.В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-территориального деления назначаются «сверху» чиновники Органы местного самоуправления, как правило, отсутствуют.В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей «центра», обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах созываются сходы, собрания граждан, в более крупных избираются советы. Местные должностные лица тоже зачастую избираются непосредственно населением. Также выделяют такие характеристики государства как правовое, демократическое, социальное, светское. О сущности и признаках правового государства написано много, исследователи выделяют различные признаки правового государства, однако в них неизменно включаются два главных аспекта:1) Свобода человека и наиболее полное обеспечение его прав. В основу правового государства всегда ложится свобода человека, выраженная в системе его неотъемлемых прав.2) Ограничение правом государственной власти. Среди правоограничивающих мер можно выделить принцип разделения властей и верховенства закона. Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека. Следует отметить, что в исторических реалиях не было еще идеального правового государства. Необходимо учитывать трудности реализации всех принципов правового государства, их зависимость от состояния экономики и расстановки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений в мировом сообществе, от национальных и исторических особенностей страны. Поэтому провозглашение правового государства не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, а длительное развитие, поэтапный процесс, который не имеет конечных границ. О демократизме государства судят по таким важнейшим конституционным установлениям как народовластие, разделение властей, политическое, экономическое и идеологическое многообразие. В практической деятельности государства особенно важен политический режим, который служит гарантией реализации конституционных прав и свобод граждан. Возможность пользоваться основными правами и свободами может быть ограничена, причем конституции по-разному формулируют основания таких ограничений: «в целях сохранения единства нации», «в интересах общего блага», «защиты конституции и существующего строя», «охраны принципов морали», «обеспечения требований социального и правового государства». Характеристика государства как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

31. Характеристика элементов политической системы общества – государства, его органов; политических партий, общественных объединений. Термин «государство» в конституционном законодательстве и международном праве может иметь разный смысл и обозначать:- форму организации общества, - страну;- систему высших органов государственной власти в совокупности со всем избирательным корпусом;- организацию государственной власти на определенной территории и др. Среди основных признаков государства называют следующие:1. Территория как очерченное границами место расположения государства. 2. Человеческим измерением государства выступает население – народ. 3. Публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы. Власть обеспечена принудительным характером. 4. Суверенитет над территорией, предусматривающий верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства. 5. Национальная система законодательства. 6. Национальная налоговая система. Государство существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима. Функционирование государственного механизма основывается на принципах народного и государственного суверенитета, верховенства права, разделения властей, уважения прав человека, приоритета общепризнанных принципов международного права и др. Политические партии.Политическая партия – это активная часть общества, объединенная общими целями, ставящая своей задачей завоевание, удержание и использование государственной власти в определенных целях. Признаки:- продолжительность существования;- организационная структура;- общность целей, идеалов, интересов;- стремление к власти;- поиск народной поддержки. Партии – это один из важнейших компонентов политической системы. Они активно участвуют в политическом процессе: в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, их реализации и т.д.От других общественных объединений партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством. Функции партии:- выработка определенной программы;- привлечение новых членов в партию;- участие в формировании и контроле за деятельностью органов государственной власти;- мирное разрешение социальных конфликтов;- национальная интеграция;- идеологическая функция;- формирование и выражение политической воли народа. Партийные системы. Для стран с демократическим режимом характерно наличие нескольких политических партий и соответственно определенной партийной системы. Партийные системы отличаются значительным разнообразием, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями каждого государства. Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства.2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме многопартийности абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.3. Двухпартийные системы представляют собой своеобразную разновидность многопартийности. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая – оппозиционной. Время от времени они меняются местами.

32.Правовой статус трудового коллектива в управлении государственными и производственными процессами. Впервые правовой статус и значение трудовых коллективов были закреплены в Конституции СССР 1977 г., Конституции БССР 1978 г., а также в специальном Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 г. Конституции придавали трудовым коллективам значение элементов политической системы общества. Они возлагали на них обязанность участвовать в обсуждении и решении общественных и государственных де, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями и т.д.1 Следует отметить, что белорусское право частично сохранило роль трудовых коллективов как субъектов политических отношений. В правовой системе Республики Беларусь немаловажное значение отводится месту трудового коллектива, его значению в управлении государственными процессами. Трудовой коллектив как самостоятельный субъект конституционно-правовых отношений, а в частности – политико-правовых отношений, предусмотрен различными нормами конституционного права, касающимися избирательного процесса (например, выдвижение кандидатов в депутаты), форм реализации непосредственной демократии (например, обсуждение государственных и общественных дел), социально-экономических прав граждан (право на забастовку) и т.д. И хотя в Конституции Республики Беларусь о трудовых коллективах сказано немного, тем не менее, иные конституционно-правовые нормы более детально определяют их статус. Если обратиться к Конституции, то можно обнаружить следующие нормы, прямо либо косвенно касающиеся статуса и роли трудового коллектива. Ст. 13 устанавливает: «Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни». Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон (ст. 14). Ст. 41 определяет право граждан на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. В ст. 69 Конституции говорится, что право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам.

33. Формы правления в РБ Форма правления – порядок образования и организации высших органов гос. власти, отношения этих органов между собой, а также с гражданами. Форма правления находит проявление, в том кто и как правит. С учетом этого гос-о можно классифицировать на монархии и республики. Республики подразделяются на: президентская, парламентская, смешанная. Для любой республики характерно выборность и сменяемость представителей власти, подконтрольность власти народу. РБ по Конституции 1994 г. была президентской республикой. Но в 1996 г. произошли заимствования элементов из парламентской республики, которые привели к усилению власти Президента, и РБ по форме правления стала смешанной республикой. Президент РБ избирается народом, является Главой государства, гарантам прав и свобод человека и гражданина – это все характерно для президентских республик. Президент формально не является главой исполнительной власти (не характерно для презид. респ.), однако фактически руководит ее. Определяет структуру правительства, формирует его, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях правительства, может отменять акты правительства. РБ – смеш. респ. из-за того, что парламент может выразить вотум недоверия правительству. Так же в РБ допускается совмещение обязанностей члена правительства и парламента, что не характерно для президентских республик.

34.Понятие экономической системы Экономическая система – это сложная упорядоченная совокупность всех видов хозяйственной деятельности общества, реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся в формах определенных производственных отношений, целью которой является удовлетворение общественных потребностей в материальных благах и услугах.Структуру экономической системы составляют:- производительные силы (люди и средства производства);- экономические отношения;- движущие силы экономической системы (потребности человека, экономический интерес, соперничество). Конституционные основы экономической системыКонституционные основы экономической системы – это совокупность конституционных норм-принципов, устанавливающих базовые, основополагающие отношения экономической системы страны, находящие затем детализацию в отраслевом законодательстве (Комаров).Конституция Республики Беларусь содержит основополагающие нормы, касающиеся различных областей экономической системы. К конституционным принципам, регулирующим основы экономической системы, можно отнести следующие:- свобода труда и экономической деятельности (ст. 13, 41); - многообразие и равенство различных форм собственности (ст. 13); - основы права собственности (ст. 44); - развитие предпринимательства и кооперации (ст. 13); - участие трудящихся в управлении предприятиями, организациями, учреждениями (ст. 13); - поддержка конкуренции и ограничения монополистической деятельности; - установление принципов финансово-кредитной системы (ст. 56, раздел 7).Так, выделяют частную (делится на трудовую и нетрудовую) и общественную (делится на коллективную, и государственную) собственность. В Республике Беларусь Конституция определяет две формы собственности – государственную и частную. В свою очередь государственная собственность делится на республиканскую и коммунальную (муниципальную). Особое внимание уделено объектам, находящимся только в собственности государства. Так, ст. 13 устанавливает, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность.Ст. 44 Конституции Республики Беларусь устанавливает отправные начала, касающиеся реализации прав собственности. Отмечено, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.Далее раскрывается содержание права собственности: «Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами». Закреплен принцип неприкосновенности собственности. Охраняется законом как сама собственность, так и право ее наследования.Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.Кроме этого, Конституция Беларуси отражает сложившуюся в конституционном праве тенденцию закрепления социальной функции собственности. Это выражается в следующих принципах. Во-первых, закреплена норма, посвященная вопросам принудительного отчуждения собственности: определены основания такого отчуждения – по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.Во-вторых, социальная функция собственности проявляется в том, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

35 Конституц. регулирование соц. политики Соц.система – важнейшая сфера к-п регулирования, к-я представляет собой единство различных соц. общностей и отношений между ними. Эта система очень сложна ввиду одновременной принадлежности человека к различным социальным группам: производителей, потребителей, работников. Во многих конституциях можно выделить следующие принципы соц. политики: - соц.солидарность, взаимодействие; - социальное партнерство; - соц.справедливость; - социальное гос. РБ определена ст. 1 Конституции как социальное гос. Идею соц. Гос-а высказывали еще античные мыслители, мечтающие о таком обществе, в котором было бы обеспечено всеобщее благо для всех граждан. Само понятие социального государства было введено в оборот лишь в середине 19 века немецким юристом, государствоведом и экономистом Л. Фон Штейном. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Социальное государство явилось продолжением и дополнением правового государства и связано с поддержкой и развитием прав второго поколения. Перед социальным государством, во-первых, стоит задача создать условия или обеспечить достойный уровень жизненного существования человека. Во-вторых, оно принимает индивидуальные права в их сочетании с общественными интересами и коллективными правами различных групп людей. В-третьих, социальное государство защищает права человека посредством соединения государственного регулирования с саморегулированием гражданского общества. Социальное государство обязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, которые в силу разных обстоятельств не в состоянии обеспечить себя прожиточным минимумом. Основные функции социального государства: > обеспечение социальной устойчивости общества; > ограничение социальной конфликтности и напряженности; охрана труда и здоровья граждан; > установление минимального размера заработной платы >

36. Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь. Обеспечение государством своей безопасности и обороноспособности. Республика Беларусь как самостоятельное суверенное государство является полноправным членом мирового сообщества: она входит в состав многих международных организаций (ООН, ОБСЕ, МВФ, МАГАТЭ и др.), осуществляет дипломатические отношения почти со всеми государствами. В качестве важнейшего источника права, регулирующего данные отношения, является Конституция Республики Беларусь, которая своими нормами устанавливает основы внешней политики Республики Беларусь: 1) Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. 2) Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. 3) Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. 4) Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. 5) Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. 6) Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.Так, принципами внешней политики являются:> соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;> соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;> повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;> развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;> добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;> приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;> отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.