Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении




К задачам первой стадии производства обычно относят установление самого события налогового правонарушения, обстоятельств его совершения, их фиксацию и юридическую квалификацию содеянного.

Выявление налоговых правонарушений чаще всего происходит в процессе налоговых проверок деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговый кодекс РФ предусматривает строгую процессуальную регламентацию проведения налоговых проверок и высокие требования к документальной фиксации их результатов, что усиливает гарантии соблюдения прав и законных интересов обязанной стороны в налоговом правоотношении. Однако если требование фиксации результатов выездной налоговой проверки в соответствующем акте содержалось в Налоговом кодексе РФ всегда и независимо от обнаружения нарушений в деятельности проверяемого субъекта, то составление акта по итогам камеральной проверки предусмотрено только с 1 января 2007 года и лишь в случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

Таким образом, в настоящее время документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, подлежат обязательному отражению в акте установленной формы, что исключает необходимость составления иного специального документа, фиксирующего информацию о налоговом правонарушении. Именно с подписанием уполномоченными должностными лицами налогового органа акта проверки, содержащего указание на факты нарушения, может быть связано определение момента возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении, выявленном по ее результатам. Определение этого момента может иметь существенное значение, например, для лиц, вызываемых по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетелей и несущих в соответствии со статьей 128 НК РФ ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.

При таком подходе деятельность налоговых органов по сбору информации и материалов о налоговом правонарушении в ходе контрольной налоговой проверки, лишь предшествует возбуждению соответствующего дела, поэтому формально не может рассматриваться в качестве этапа производства. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что налоговая проверка «фактически является налоговым расследованием». (Брызгалин А. В., Зарипов В. М. Комментарий основных положений Налогового кодекса РФ // Хозяйство и право. 1999. №8. С. 8.) Однако такое расследование проводится до принятия официального решения о возбуждении дела о налоговом правонарушении, поэтому формально не может рассматриваться в качестве этапа производства. Напомним, что в акте проверки, в конечном счете, может быть сделан вывод и об отсутствии нарушений в деятельности проверяемых субъектов. Представляется, что осуществление налоговых проверок, наряду с производством по делу о налоговом правонарушении, является самостоятельной частью налогового процесса. (Подробнее теоретическое обоснование налогового процесса и налоговых производств см.: Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., Питер, 2002; Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. / Под ред. И. И.Кучерова. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001)

Итак, производство по делу о налоговом правонарушении, выявленном в ходе налоговой проверки, начинается с подписания уполномоченными должностными лицами акта этой проверки, содержащего документальное подтверждение факта нарушения.

При этом важной гарантией полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения правонарушения становится обязательное принятие налоговым органом мер, обеспечивающих право привлекаемого к ответственности лица принести возражения на выдвинутые против него обвинения с представлением необходимых документов и материалов. В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ акт подлежит обязательному вручению тому лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передаче иным способом, свидетельствующим о дате его получения (пункт 5 статьи 100 НК РФ). Наряду с этим установлен 15-дневный срок со дня получения акта проверки на представление письменных возражений по нему в целом или по отдельным его положениям в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих (пункт 6 статьи 100 НК РФ). До истечения этого срока налоговый орган не вправе приступить к рассмотрению дела и вынесению по нему решения, а в случае принесения налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом возражений, обязан приобщить представленные документы и материалы к делу.

Что касается производства по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля, то его возбуждение связывается с составлением должностным лицом налогового органа в порядке статьи 101.4 НК РФ акта установленной формы с отражением в нем документально подтвержденных фактов нарушений, предложений по их устранению и применению налоговых санкций. Требования Налогового кодекса РФ к содержанию указанного акта, процедуре его подписания и доведения до сведения нарушителя совпадают с соответствующими требованиями, касающимися акта налоговой проверки. Совпадают в этом случае и права привлекаемых к ответственности лиц на представление письменных возражений по акту в целом, либо по отдельным его положениям. Отличен только срок, установленный для принесения возражений на акт, составленный по итогам иных мероприятий налогового контроля, который в соответствии с пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ составляет 10 дней со дня получения акта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.