Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды 2 страница




Потребности нынешнего и будущих поколений людей в области развития и охраны окружающей среды должны удовлетворяться и реализовываться на основании глобального партнерства государств.

Государства должны сотрудничать во имя сокращения разрыва в условиях жизни народов планеты.

Первоочередное внимание должно уделяться развивающимся странам.

Сокращение нерациональных моделей производства и распространение полезных технологий.

Эффективное экологическое законодательство.

Обмен информацией о состоянии окружающей среды и, в первую очередь, о стихийных бедствиях.

Декларация является правовой базой, тогда как принятая на Конференции «Повестка дня – 2l век» является организационной основой ее реализации. В ней проводится всесторонний анализ и оценка сложившейся ситуации, обозначены приоритетные направления и сроки и пути решения экологических проблем. Состоит из 4 разделов: «социальные и экономические аспекты»; «сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития»; «укрепление роли основных групп населения»; «средства осуществления».

Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 г. указывает на исчезновение животного и растительного мира под влиянием человека и формулирует общие положения: необходимость конкретных соглашения между государствами о сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие трактуется как вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Целями Конвенции, к достижению которых надлежит стремиться согласно ее соответствующим положениям, являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования.

Каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы, которые отражают, в частности, изложенные в настоящей Конвенции меры, относящиеся к соответствующей Договаривающейся Стороне и предусматривает, насколько это возможно и целесообразно, меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекторальных планах, программах и политике.

Каждая Договаривающаяся Сторона принимает, насколько это возможно и целесообразно, оправданные с экономической и социальной точек зрения меры, стимулирующие сохранение и устойчивое использование компонентов биологического разнообразия.

Договаривающиеся Стороны поощряют и стимулируют понимание важного значения сохранения биологического разнообразия и требуемых для этого мер, а также его пропаганду через средства массовой информации и включение этих вопросов в учебные программы и сотрудничают, в соответствующих случаях, с другими государствами и международными организациями в разработке учебных программ и программ в области повышения осведомленности общественности по вопросам сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.

Cледующим значительным этапом развития концепции устойчивого развития стало принятие в 2002г. Иоганнесбургской декларации по устойчивому развитию20 на Саммите по устойчивому развитию, проведенному ООН 26 августа – 4 сентября 2002г. Декларация как политический документ не обладает юридической силой, она служит общеполитическим направлением, программой действий по оптимизации общепланетарного развития.

Представители народов мира, собравшиеся на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Иоганнесбурге вновь подтвердили свою приверженность устойчивому развитию, признали, что искоренение нищеты, изменение моделей потребления и производства, а также охрана и рациональное использование природной ресурсной базы в интересах социально-экономического развития являются главнейшими целями и основными потребностями устойчивого развития, отметили, что за прошедшие годы был достигнут значительный прогресс в деле достижения глобального консенсуса и партнерства между всеми народами на нашей планете.

Кроме того, Саммит признал, что глобальной окружающей среде до сих пор наносится ущерб. Продолжается потеря биологического разнообразия и истощение рыбных запасов, опустынивание поглощает все больше плодородных земель, пагубные последствия изменения климата уже очевидны, стихийные бедствия становятся все более частыми и все более разрушительными, развивающиеся страны становятся все более уязвимыми, а загрязнение воздуха, воды и морской среды продолжает лишать миллионы людей достойной жизни.

Для обеспечения устойчивого развития и создания благоприятной окружающей среды необходимы долгосрочная перспектива и широкое участие в разработке политики, в принятии и осуществлении решений на всех уровнях. Выступая в качестве социальных партнеров, стороны будут продолжать добиваться формирования стабильных партнерских отношений со всеми основными группами, уважая при этом независимую важную роль каждой из них.

Указанные международные правовые акты определяют развитие экологического законодательства стран всего мира – экономическим развитых и развивающихся; богатых природными ресурсами и недостаточно обеспеченных природными ресурсами; территориально больших и небольших; демографически благополучных и нет. В том числе, безусловно, указанные нормы воздействуют и на экологическое право Российской Федерации.

Российская Федерация является активным участником международного сотрудничества. В области международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования Российская Федерация ратифицировала такие основные конвенции, как: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13 ноября 1979 г.; Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г; Венская Конвенция об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г.; Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г.; Конвенция об оценке воздействия окружающей среды в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г.; Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 9 мая 1992 г.; Конвенция о биологическом разнообразии от 05.06.1992 г. и многие другие важнейшие международные соглашения в области природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно ст. 79 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Российская Федерация является участником достаточно большого количества международных организации, как специализированных экологических, так и ставящих перед собой задачи, в том числе, охраны окружающей среды.

Участие и сам статус Российской Федерации в жизни такой универсальной организации, как Организация Объединенных Наций возлагает определенные обязанности. Обязательства, взятые на себя Российской Федерацией и вытекающие из членства в ООН и из ратифицированных и одобренных соглашений и договоров, служат гарантией реализации общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципа сотрудничества, принципа суверенного равенства государств, принципа уважения прав и свобод человека, принципа охраны окружающей среды и др., а также принципов ООН, как уникального субъекта права.

Также следует обратить внимание на членство Российской Федерации в такой международной организации, как Содружество Независимых Государств – международно-правовом объединении независимых и суверенных государств, взаимодействующих на основе независимости и равноправия, участником которого также является Российская Федерация. Общее право СНГ – разновидность международного права, хотя одной из важнейших задач СНГ и является формирование общего права Содружества, регулирующее отношения между его субъектами. Общепризнанные принципы и нормы международного права признаются приоритетными по отношению к общему праву СНГ. Нормы общего права СНГ носят рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами-участниками. Источниками права СНГ являются: учредительные документы; двусторонние и многосторонние соглашения между государствами-участниками СНГ; международные соглашения СНГ как единого субъекта международного права и других субъектов, не входящих в его состав; акты, издаваемые органами и институтами СНГ; акты бывшего СССР.

Устав Содружества Независимых Государств (ст. 2) определяет цели Содружества, среди которых «осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях»21. Ст. 4 конкретизирует: «К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся:…охрана здоровья и окружающей среды…». При этом следует иметь в виду, что нормы общего права, принимаемые органами и институтами СНГ, носят рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами - участниками СНГ. Государства рассматривают одобренные таким образом модельные законы и рекомендательные акты в качестве рекомендации для принятия их в качестве национального закона. Особого внимания, на наш взгляд, среди них заслуживают: Рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической безопасности в государствах Содружества Независимых государств» от 29 декабря 1992 г.; Рекомендательный законодательный акт «Об экологической экспертизе» от 13 февраля 1996 г.; Рекомендательный законодательный акт «Об экологическом образовании населения» от 17 февраля 1996 г.; Модельный закон «О доступе к экологической информации» от 6 декабря 1996 г.; Модельный закон «О животном мире» от 8 июля 1997 г., Горная хартия государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 г., Соглашение о межгосударственной гидрометеорологической сети Содружества Независимых Государств от 16 марта 2001 г., Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства стран СНГ от 11 сентября 1998 г., Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств - участников СНГ от 11 сентября 1998 г., Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г. и др.

Нормативные акты, одобренные или ратифицированные РФ в рамках участия в такой международной организации, как Содружество Независимых Государств оказывают достаточно заметное влияние на развитие российского экологического права.

Первостепенной задачей, стоящей перед Российской Федерацией, как одного из важнейших участников международного сообщества, является участие в выработке международно-правовых норм, регулирующих отношения государств в сфере охраны окружающей среды и воплощение в жизнь концепции устойчивого развития. Активная внешнеполитическая работа, как на международном, так и на региональном уровнях совершенно необходима – разработка и реализация норм международного экологического права приводит к изменениям в правовых системах государств (особенно наглядно это просматривается при исследования метода экологизации российского законодательства, когда эколого-правовые нормы проникают практически во все отраслевые нормы соответствующей правовой системы), переосмыслению общетеоретических понятий, созданию новых форм сотрудничества и др.

В новом тысячелетии просматривается международно-правовой процесс глобализации мирового хозяйства (например, такие объединения, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, поставившие среди своих задач и такие, как сближение национальных законодательств и преодоление правовых различий в выработке общих правовых решений в единой политике безопасности, экономического и социального развития), но всегда одна из целей государственной стратегии развития определенной страны - экологическая безопасность, защита прав человека, повышение уровня и качества его жизни. Таким образом, реализация концепции устойчивого развития осуществляется всегда на двух уровнях – внутригосударственном и международном.

Помимо провозглашенных целей содействия устойчивому и гармоничному экономическому и социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения и создания экономического и валютного союза, эффективно действующего Общего рынка, Европейский Союз был вынужден обратиться к разработке общеполитических направлений и в области охраны окружающей среды. Так, например, ст. 130-r Единого Европейского Акта22:

1. «Деятельность Сообщества в отношении окружающей среды имеет целью:

o сохранять, защищать и улучшать состояние окружающей среды;

o вносить вклад в защиту здоровья;

o добиваться разумного и рационального использования природных ресурсов;

o содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общеправовым проблемам защиты окружающей среды.

2. Политика Сообщества в области окружающей среды направлена на достижение высокого уровня защиты, принимая во внимание разнообразие ситуаций в различных регионах Сообщества. Она базируется на принципах превентивных действий, возмещения ущерба окружающей среде, главным образом путем устранения его источников, оплаты ущерба его теми, кто его причинил. Задачи защиты окружающей среды являются частью остальных направлений политики Сообщества».

Кроме того, особого внимания заслуживают: Директива ЕС «О свободе оценки информации об окружающей среде», Директива Совета Европейского Союза 1999/31/EC от 26 апреля 1999 г. по полигонам захоронения отходов, Директива Совета Европейского Союза 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений, Директива ЕС 92/17223 «О загрязняющих веществах диоксида титана» 1992 г., Директива ЕС 94/62 «О загрязнении, производимом упаковочными материалами» 1994 г. Цели, принципы и приоритеты мероприятий на уровне ЕС на периоды 4-6 лет раскрываются в специальных программах ЕС по защите окружающей среды.

В современной науке международного права существует устойчивое определение термина «право Европейского Союза» в качестве самостоятельного правового института. Источниками права ЕС являются: учредительные документы; международные соглашения с государствами – не участниками ЕС; вторичные юридические акты (общие и индивидуальные решения, регламенты и нормы, обеспечивающие их выполнение; директивы, рекомендации и заключения); отдельные соглашения между государствами-членами ЕС. ЕС изначально формировался как объединение с наднациональными полномочиями (хотя часть актов носит рекомендательный характер) и четко обозначенными областями интеграции.

Вообще же, существует довольно много международных организаций, участвующих в решении экологических проблем: Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения, Европейское агентство по окружающей среде, Европейское бюро по окружающей среде, Координационная информационная система по охране окружающей среды Европы, Межгосударственный экологический совет, Международная организация по стандартизации, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др.

Проблемы применения норм международного экологического права в Российской Федерации отчасти решаются за счет универсального характера международных норм, делающего их применимыми в различно социально-экономических условиях, при этом можно отметить их исключительную актуальность, как в условиях стабильности, так и в переходный период. Кроме того, необходимо иметь в виду, что отечественный законодатель разработал весьма масштабную систему внутренних экологических нормативных правовых актов с учетом требований международно-правового регулирования в данной сфере. Обращение российского законодателя к международным конвенциям привело к появлению во внутреннем праве норм, ранее не известных – таких, как, например, регулирующих экологический аудит, оценку воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, экологическую сертификацию и др. Новые правовые институты достаточно успешно применяются и реализуются органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Важным элементом российского экологического законодательства является широкий спектр представляемых государством гарантий, признанных также и в международно-правовых документах. Гарантии соблюдения, например, права человека на благоприятную окружающую среду перечисляются в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и иных специальных нормативных правовых актах. Среди них: система экологического нормирования и стандартизации, разнообразие форм экологического контроля, информационное обеспечение охраны окружающей среды, экономическое регулирование охраны окружающей среды, система экологической экспертизы и иные необходимые мероприятия, гарантирующие каждому человеку достаточно высокий уровень качества окружающей среды. Кроме того, существует достаточно разработанный механизм защиты права человека на благоприятную окружающую среду в судебном и внесудебном порядках. При этом национальный законодатель вправе превысить стандарты правовой защиты права человека на благоприятную окружающую среду, по сравнению с установленными международным договором.

Наиболее актуальной на современном этапе сотрудничества государств в сфере природопользования и охраны окружающей среды является концепция устойчивого развития. Основы устойчивого развития (программа действия всего мирового сообщества на современном этапе), т. е. экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды, поддерживаются и развиваются на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. При этом все чаще проблемы охраны окружающей среды рассматриваются в данном контексте как действительно глобальные и нуждающиеся в долгосрочной перспективе и широком участии в разработке политики, в принятии решений на всех уровнях. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. Формы таковой совместной деятельности могут быть разнообразны – создание специализированных международных организаций, формирование общих доктрин охраны окружающей среды, создание системы единых международных экологических стандартов качества окружающей среды и др. Уровни такого сотрудничества также могут быть различны – научный, правовой, экономический, культурно-воспитательный, санитарно-гигиенический и др. – в их разнообразии и содержится положительный эффект.

Российская Федерация является непременным участником программы устойчивого развития и решения глобальных экологических проблем. Россия неотделима от происходящих в мире процессов. Констатация и определение методов и способов решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, вызывает повышенный интерес и у российского законодателя.

В целях развития международного сотрудничества Российской Федерации по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие основные направления деятельности: сохранение биоразнообразия; охрана озонового слоя; предотвращение антропогенного изменения климата; охрана лесов и лесовосстановление; развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий; обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона); восстановление экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря; решение проблем Мирового океана24.

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.

При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:

· в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;

· добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

· ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:

· создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

· разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

· оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

· формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.

«Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке»25.

Экологическая доктрина Российской Федерации26 определяет цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Устойчивое развитие РФ, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.

Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для реализации этих задач создается эффективный правовой механизм обеспечения природной среды и экологической безопасности; управление охраной окружающей среды и использование природных ресурсов, соответствующих демократическому устройству и рыночной экономике; экономическое регулирование в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на окружающую среду; обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды; научное обеспечение в сфере защиты окружающей среды; экологическое образование и просвещение; международное сотрудничество и др.

В целом, необходимо признать, что формирование российской экологической доктрины основано на изучении законов природы, признании приоритетности экологических интересов общества перед экономическими, максимально широком вовлечении общественности в процесс принятия экологически значимых решений и иных первоочередных принципах охраны окружающей среды и обеспечения программы устойчивого развития.

Воздействие правовых систем друг на друга, соотношение международного и национального правопорядков приводят к созданию совершенно новых правовых институтов и методик по их реализации. Сложившаяся в Российской Федерации система эколого-правового регулирования общественных отношений представляет собой систему взаимодействия национальной правовой системы и системы международного права по соответствующей группе вопросов. Российское экологическое право сформировалось как элемент общественного сознания, составная часть мировой и национальной культуры, учитывающий весь комплекс общественных связей в сфере природопользования и охраны окружающей среды на глобальном, региональном и локальном уровнях.

В обеспечение реализации требований международных соглашений, ратифицированных и одобренных Российской Федерацией была разработана национальная концепция экологической безопасности и предотвращения экологического кризиса.

Так, например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Указ Президента РФ: «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. провозглашает, что основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

Осуществление государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. утверждает, что переход к устойчивому развитию - процесс весьма длительный, так как требует решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. По мере продвижения к устойчивому развитию само представление о нем будет меняться и уточняться, потребности людей рационализироваться в соответствии с экологическими ограничениями, а средства удовлетворения этих потребностей - совершенствоваться. Поэтому реализация принципов устойчивого развития должна рассматриваться поэтапно. Причем только для относительно ранних этапов могут быть разработаны соответствующие программные и прогнозные документы.

Начальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, но поскольку именно они формируют главные целевые ориентиры данного этапа, особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные экологические ограничения на хозяйственную деятельность. Одновременно следует разработать программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начать их планомерное выполнение, наметить комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях и подготовить организационную основу реализации этих мер.

На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.