Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники российского экологического права 1 страница




Источники экологического права представляют собой совокупность правовых актов, принятых уполномоченными на то органами, в соответствии с законодательно установленным порядком (включая порядок подготовки, рассмотрения, принятия уполномоченными государственными органами, официального опубликования и вступления в силу), регулирующих общественные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды и обязательных для исполнения. Источники экологического права устанавливают правила поведения физических и юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления по поводу использования и охраны окружающей среды, образуя тем самым, отрасль права.

Источники российского экологического права можно подразделить на комплексные (регулирующие все общие вопросы в сфере природопользования и охраны окружающей среды, такие как, например, управление в области охраны окружающей среды; экологические права и обязанности граждан и общественных объединений; экологическая экспертиза и др.), отраслевые (регулирующие самостоятельные отношения по охране и использованию конкретно определенного природного объекта – например, охрана недр, леса, вод и др.) и экологизированные (экологизированные нормы все чаще встречаются в российском законодательстве – их проникновение в уголовное, административное, гражданское, трудовое и др. законодательство носит всеобщий и целенаправленный характер). Иными словами, следует рассматривать источники экологического права в узком и широком смысле.

Источники экологического права в узком смысле понимания – комплексные и отраслевые акты, принятые в установленном порядке уполномоченными органами и регламентирующие порядок и принципы природопользования и охраны окружающей среды. Источники экологического права в широком смысле – все экологизированные нормы в системе российского права.

«Понятие экологического законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка»1.

Таким образом, в зависимости от уровня понимания - узкого или широкого предмета правового регулирования - которое вкладывается в определение российского экологического права и выстраивается система его источников.

Представляется, что более грамотным и научно обоснованным является рассмотрение источников экологического права в максимально широкой интерпретации – таким образом, выявляется полная комплексная картина правового регулирования разнообразных и разноуровневых общественных отношений в сфере использования и охраны окружающей среды и выявляется универсальный характер экологического права.

Система источников российского экологического права достаточно сложна - общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, регулируются значительным количеством нормативных актов. В настоящее время в систему источников экологического права входят:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные РФ.

2. Конституция РФ.

3. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

4. Федеральные конституционные законы.

5. Федеральные законы.

6. Акты палат Федерального Собрания РФ.

7. Указы и распоряжения Президента РФ.

8. Постановления и распоряжения Правительства РФ.

9. Нормативные акты федеральных органов и исполнительной власти.

10. Постановления органов местного самоуправления.

11. Локальные нормативные акты.

12. Экологические нормативы, стандарты, санитарные нормативы и правила, строительные нормы и правила и др. технические регламенты и нормы.

13. Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

14. Постановления Пленума Высшего арбитражного Суда РФ.

Кроме того, в силу того, что вопросы охраны и использования окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов - самостоятельное и значительное место занимают источники экологического права, принятые в субъектах РФ:

· Конституции и Уставы субъектов РФ.

· Договоры и соглашения между субъектами РФ.

· Нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов РФ.

· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

· Постановления Конституционных (Уставных) судов субъектов РФ.

Помимо этого, нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, коммерческого, трудового и других отраслей российского права также регулируют некоторые вопросы природопользования и охраны окружающей среды, например, УК РФ содержит главу 26 (экологические преступления); Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит главу 8 (административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования); Трудовой кодекс РФ содержит ст. 223 (санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников) и др.

Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что источники экологического права РФ представляют собой сложную развитую многоуровневую систему нормативных правовых актов. Можно также отметить, что законодателю предстоит совершить некоторую систематическую обработку нормативных правовых актов или объединение отдельных норм в единую внутренне согласованную систему, например, в экологический кодекс Российской Федерации. В научной литературе высказывается мнение о необходимости создания специализированного экологического кодекса, который бы стал актом межотраслевой кодификации и заменил собой всю систему действующих на данный момент нормативных правовых актов экологического и природоресурсного законодательства. Данная концепция, безусловно, чрезвычайно интересна и позитивна, т. к. предлагает совершенно новую прогрессивную систему кодификации экологического законодательства. Но, к сожалению, на современном этапе, реализации такового новационного предложения препятствуют как организационные, так и юридико-технические условия. В настоящее время действует Классификатор правовых актов, в котором существует раздел 110.000.000. «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды». Данный классификатор содержит необходимые разделы по каждому из вопросов природопользования и охраны окружающей среды (как общие вопросы, так и вопросы использования и охраны земель, недр, вод, лесов, животного мира, природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, атмосферного воздуха и гидрометеорологическое обеспечение хозяйственной деятельности населения) и, возможно, при некоторой технической и юридической обработке, его структура и содержание могут быть положены в основу системы кодификации. Вероятнее всего, классификатор можно рассматривать в качестве некого принципиально значимого, но, скорее, предварительного способа обработки нормативных правовых актов при формировании программы систематизации действующего законодательства.

Масштаб всех тех новаций, которые появились в российском законодательстве в связи с признанием и принятием экологического права в качестве самостоятельной отрасли права, огромен. Законодатель столкнулся с необходимостью активной имплементации норм международного экологического права во внутреннее законодательство; с созданием совершенно новых, никогда ранее не имевших место, правовых норм в области охраны окружающей среды и природопользования; с созданием и реализацией новых правовых институтов; с регулярным и непрерывным обновлением уже действующих правовых норм, а также с рядом иных, не менее сложных и важных, задач. Как нам представляется, «систематизация экологического законодательства на сегодняшний день представляет собой самостоятельную концепцию эколого-правового регулирования, предусматривающую не только сближение законодательства, осуществляемого по определенным правилам кодификации и унификации, но и как координирующую деятельность органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием»2.

Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, признав также, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Обобщая сформулированные в теории международного права воззрения, под общепринятыми принято считать принципы и нормы международного права, имеющие высшую императивную юридическую силу и выражающие основное содержание международного права. Основные принципы представляют собой систему основополагающих норм особого вида, что является одной из наиболее характерных особенностей современного международного публичного права. Декларация о принципах международного права 1970 г. призывает «все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строго соблюдения». Система принципов носит стабильный, программный и всеобщий характер системообразующей основы правотворческого процесса3. С помощью системы основных принципов утверждается основа международного права – они являются наиболее обобщенными нормами, отражающими главное содержание международного права в концентрированном виде. При этом «при толковании и применении…принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов»4. Область действия общих принципов универсальна, поэтому их содержание является основой для правотворческого процесса и прогрессивного развития международного права.

Кроме того, в этой весьма объемной группе источников экологического права особого внимания, на наш взгляд, заслуживают многосторонние договоры, такие как, например: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.; Конвенция по предотвращению загрязнения моря выбросами отходов и других материалов 1972 г.; Декларация ООН по окружающей среде 1972 г.; Декларация ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. и др., т.к. именно эти документы определили уровень, основные принципы и задачи международно-правового регулирования охраны окружающей среды, воспринятые также и российским экологическим правом5. Многосторонние договоры, двусторонние договоры, решения международных организаций и их органов, международный правовой обычай, общие принципы международного права, международно-правовые концепции, судебные решения и доктрины и др. образуют сложную систему источников, обладающих приоритетным значением.

Приоритет международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства и указание об их вхождении наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права в правовую систему страны является обязательным для правотворческой и правоприменительной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. – основной закон Российской Федерацией, обладающий высшей юридической силой, содержит основы регулирования, в том числе и экологических правоотношений, закрепляет формы и методы осуществления государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды, принципы суверенитета, экологических прав, свобод и обязанностей человека, а также разграничивает предметы ведения Российской Федерацией и ее субъектов.

Так, ст. 9 Конституции РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, причем владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Статья 41 предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также и то, что в Российской Федерацией финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

Статья 42 устанавливает важнейшие экологические права человека и гражданина РФ - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58 устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 71 определяет предметы ведения Российской Федерацией, среди которых: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление правовых основ единого рынка; таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; внешнеэкономические отношения РФ; определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; судоустройство; прокуратура; уголовное законодательство; гражданское законодательство; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

Статья 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерацией и ее субъектов находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Статья 76 устанавливает: по предметам ведения Российской Федерацией принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерацией не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерацией, действует федеральный закон.

Нормы Конституции Российской Федерации, носящие экологически значимый характер, находятся во взаимосвязи с нормами о праве собственности, государственном суверенитете, международном сотрудничестве и др. При этом в конституционных нормах достаточно подробно фиксируются экологические функции Российской Федерации. Положения Конституции конкретизируются и развиваются в иных источниках экологического права. Хотя в действующей Конституции и отражены основные положения государственной экологической стратегии и принципы установления экологического правопорядка, они могут конкретизироваться и уточняться в зависимости от целого ряда обстоятельств и условий в специально создаваемых нормативных правовых актах для наиболее эффективной реализации поставленных Конституцией Российской Федерации задач.

Договоры, заключенные между Российской Федерацией и ее субъектами решают вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектом по определенным вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.

Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным законом не установлено иное.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашение подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации и официального опубликования в установленном порядке.

Порядок подготовки и согласования проектов соглашений, а также порядок утверждения соглашений Правительством Российской Федерации и порядок внесения в них изменений и (или) дополнений определяются Правительством Российской Федерации6.

Законы, основы законодательства, кодексы представляют собой важнейшие формы федеральных законов. Особое место среди комплексных федеральных законов занимает ФЗ РФ «Об охранеокружающей среды» от 10 января 2002г. Данный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является унифицирующим и систематизирующим комплексным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения, связанные с воздействием на природную среду как основу жизни человека в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Указанный закон упорядочивает понятийный аппарат (ст. 1), применяемый в экологических правовых нормах, вводит принципы охраны окружающей среды (ст. 3), регламентирует основы управления в области охраны окружающей среды (глава 2), права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды (глава 3), предусматривает экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (глава 4), нормирование в области охраны окружающей среды (глава 6), оценку воздействия и экологическую экспертизу (глава 7), и иные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (глава 8), регулирует контроль в области охраны окружающей среды (глава11), научные исследования (глава 12) и основы формирования экологической культуры (глава 13), и другие важнейшие аспекты обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды во имя обеспечения экологической безопасности человека и общества.

Вместе с тем, следует отметить, что данный закон содержит большое количество отсылочных норм к тем нормативным правовым актам, которые конкретизируют соответствующие положения.

Представляется, что Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является своего рода декларацией и провозглашает основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды и перечисляет основные институты, применяемые в данной сфере.

Важное место среди комплексных федеральных законов занимает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., осуществляющий правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т. е. состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Закон регулирует права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (гл. 2), санитарно-эпидемиологические требования безопасности среды обитания для здоровья человека (гл. 3), государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (гл. 5), государственную санитарно-эпидемиологическую службу (гл. 6) и др.

Среди комплексных федеральных законов можно также отметить такие, как: закон РФ «О безопасности», обеспечивающий состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; Федеральный закон «Об экологической экспертизе», регулирующий общественные отношения по поводу экологической экспертизы - установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», регулирующий порядок охраны и использования особо охраняемых природных территории - участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны, в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения; Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» - состоянии защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; Градостроительный кодекс РФ регулирующий отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения, определяющий компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве и др.

Такие федеральные законы, как: «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др. также обеспечивают правовой механизм охраны окружающей среды, обеспечение безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления.

Отраслевые федеральные законы, в свою очередь, также занимают значительное место среди источников экологического права: Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение; Водный кодекс РФ регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем, при этом цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды); закон РФ «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей; Федеральный закон «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды; ФЗ РФ «О континентальном шельфе» определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации; Земельный кодекс РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.