Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов




Тема 12. Правовой режим использования и охраны отдельных территорий

На Второй международной конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) акцентировалась внимание мирового сообщества на том, что к началу XXI века большая часть населения планеты будет проживать в городах.1 Данные Всемирного банка подтверждают: доля городского населения (в % от общей численности населения): во Франции уже в 1990 г. составила 75,5; в Германии (на 1993 г.) – 87,7; в Соединенных Штатах Америки и Финляндии (по состоянию на 1995 г.) - 77,4 и 59,0 - соответственно; в Российской Федерации (на 1999 г.) - 72,9.2 Подобная ситуация (увеличивающийся коэффициент городского населения) наблюдается и в иных странах. Проблема урбанизации сопровождается негативными изменениями состояния окружающей среды. Изменение качества среды обитания человека способствует увеличению детской смертности, ухудшению здоровья и сокращению продолжительности жизни населения.

Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации.3 Охрана среды обитания человека признается приоритетным направлением стратегии государства и общества. Основные факторы деградации окружающей среды и пути решения экологических проблем в Российской Федерации определены в Экологической доктрине Российской Федерации.4 ВажнейшимиВажнейшими Важнейшими направлениями экологической политики в городах, согласно названному документу, являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения состояния окружающей среды. Реализация этих положений предполагает комплекс мер организационно-правового характера, таких как, например:

· оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;

· обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с экологическими и санитарными нормами;

· проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания человека.5

Одной из основных задач российского законодательства об охране окружающей среды является обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности.

Эколого-правовые требования в городских и сельских поселениях, обеспечивающие благоприятные условия проживания населения, устанавливаются Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.)6, Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.)7, Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (1995 г.)8, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.)9, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.)10, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (1998 г.)11, Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.)12, Земельным кодексом Российской Федерации (2001 г.)13, Градостроительным кодексом Российской Федерации (2004 г.)14, Лесным кодексом Российской Федерации (2006 г.)15,Водным кодексом Российской Федерации (2006 г.)16, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и региональным законодательством.

Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998 г.17 предусматривалось, что городские и сельские поселения в зависимости от численности населения подразделяются на:

· сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн.);

· крупнейшие города (численность населения от 1 млн. до 3 млн.);

· крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн.);

· большие города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс.);

· средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс.);

· малые города и поселки (численность населения до 50 тыс.);

· крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс.);

· большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс.);

· средние сельские поселения (численность населения от 200 до 1 тыс.;

· малые сельские поселения (численность населения менее 200 чел.).

К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, названным актом были отнесены:

· города Москва и Санкт-Петербург;

· города-центры субъектов Российской Федерации;

· города-курорты;

· исторические поселения, а также поселения, на территории которых имеются памятники истории и культуры;

· городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и т. п.);

· городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или с особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или которые подвержены воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.18

Данная классификация может представлять интерес с организационно-правовых позиций охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах.

Глава VII Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации строений, зданий, сооружений и иных объектов. Специальные экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений определены в ст. 44 указанного Закона. С этой целью на указанных территориях:

1. все сооружения должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, градостроительных требований и санитарно-гигиенических норм.

2. должны соблюдаться меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, по соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и другие меры экологической безопасности. Для этого создаются защитные и охранные зоны, санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, которые включают в себя лесопарки и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования зоны с ограниченным режимом природопользования.

3. должны создаваться защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Перечень видов проектной градостроительной документации, подлежащей обязательной государственной экологической экспертизе на федеральном и региональном уровнях, установленРазработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также последствий вредной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы о защите территорий и поселений от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об охране недр, о рациональном использовании природных ресурсов.

В целях охраны окружающей среды на картах (схемах) генерального плана поселения в силу ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 г. должны быть обозначены границы земель:

· сельскохозяйственного назначения;

· земель специального назначения;

· лесного фонда;

· водного фонда;

· особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения;

· территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий.

На территориях городских и сельских поселений в соответствии с ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления могут устанавливаться различные территориальные зоны, в частности:

· жилые – для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами средней и малой этажности с приусадебными участками, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками; отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовые здания, стоянки автомобильного транспорта, промышленные, коммунальные и складские объекты, для которых не требуется установления санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Это самый важный вид земель поселений, в наибольшей степени отражающий их основное целевое назначение;

· общественно-деловые - для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий иных заданий, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой, финансовой, общественной активности;

· производственные – для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов;

· инженерной и транспортной инфраструктур – для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций всех видов транспорта, связи, инженерного оборудования;

· <OPENTEST10< FONT> рекреационные – для организации мест отдыха населения, включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты, в том числе особо охраняемые природные территории и природные объекты;

· сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения

· специального назначения (зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);

· военных объектов;

· а также иные территориальные зоны, например: в поселениях и на территориях, имеющих памятники истории и культуры, в том числе памятники археологии, особо охраняемые природные территории, устанавливаются границы зон охраны, в пределах которых запрещается или ограничивается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия, особо охраняемым природным территориям, окружающей природной среде или ухудшающая их состояние и нарушающая целостность и сохранность.

В этих зонах иногда выделяются подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование. Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, предназначенные для удовлетворения общественных интересов населения.

Понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения раскрывается в ст. 11 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Участниками отношений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения выступают: государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12-28) предусматривает санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека:

· к планировке и застройке городских и сельских поселений;

· к водным объектам;

· к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;

· к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;

· к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок;

· к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека;

· к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.

Санитарным законодательством предусмотрено создание санитарно-защитных зон в городах. Порядок устройства, размеры санитарно-защитных зон, требования к их содержанию определяются санитарными правилами и градостроительными нормами и правилами.

Размер санитарно-защитных зон зависит от мощности, условий осуществления технологических процессов, характера и количества выделяемых в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, создаваемого шума, вибраций, электромагнитных волн радиочастот, ультразвука и других вредных факторов, а также с учетом мер по уменьшению неблагоприятного влияния промышленных предприятий на окружающую среду.

<CLOSETEST17< FONT>В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» величина санитарно-защитных зон для предприятий первого класса опасности - 1000 м, второго - 500 м, третьего класса - 300 м, четвертого класса - 100 м, пятого класса - 50 м. При особо больших масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных условиях взаиморасположения промышленных и селитебных зон размеры санитарно-защитных зон могут быть увеличены.

Санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городов, а также требования по соблюдению санитарных правил, включают, в свою очередь, порядок:

a. сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов;

b. обезвреживания отходов;

c. уборки населенных мест;

d. уборки объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки, лечебно-профилактические учреждения).

В целях контроля состояния санитарно-экологического режима городов и крупных промышленных центров, других населенных пунктов предусматриваются предельно-допустимые нормативы концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе, водоемах, почвах, превышение которых является опасным для здоровья людей. С учетом ПДК, установленных для города, поселка, по каждому стационарному источнику загрязнения устанавливаются, разрабатываются и утверждаются нормативы предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ. Предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, устанавливаются разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 14) вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию в субъектах Российской Федерации осуществляет <OPENTEST11< FONT>Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).19 Полномочия указанного органа в области обеспечения санитарного благополучия человека определяются Положением об этом органе.20 <CLOSETEST15< FONT>На указанный орган возложены следующие функции:

· разрешительная (лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения);

· надзорная (государственный санитарно-эпидемиологический надзор);

· государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, основной задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

На основании санитарно-эпидемиологических заключений определяется пригодность поверхностных водных объектов и подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Роспотребнадзор обязан информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Одна из серьезных организационно-правовых проблем охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах – контроль за сбором, вывозом, переработкой и утилизацией отходов производства и потребления. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на территории городских и сельских поселений определены Конституцией РФ, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

В <CLOSETEST18< FONT>силу ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок сбора, переработки и утилизации отходов производства и потребления на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления. Вместе <CLOSETEST19< FONT>с тем Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (ст. 25-27) предусматривает не муниципальный, а государственный, общественный и производственный контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на территориях муниципальных образований.

Санитарные и строительные нормы и правила строительства и реконструкции городов требуют при проектировании, строительстве и расширении городов предусматривать максимальное сохранение и использование существующих зеленых насаждений. Они устанавливают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предписывают обязательное устройство общегородских, районных, общих и специализированных (детских, спортивных, ботанических и др.) парков, скверов, садов.

На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, предназначенные для отдыха населения, улучшения микроклимата и состояния воздушного бассейна, санитарно-гигиенических условий города. По своему назначению они подразделяются на два вида:

1. лесопарковые зоны (леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты);

2. лесохозяйственные площади, занятые домами и базами отдыха, пансионатами, пляжами, спортивными сооружениями, лечебно-профилактическими учреждениями.

Экологические требования при установлении защитных и охранных зон предусмотрены ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Для обеспечения условий жизнедеятельности человека, среды обитания животных, организмов и растений вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории (зеленые зоны), которые включают в себя лесопарковую часть города и другие зоны с ограниченным режимом природопользования.

Понятие зеленого фонда городских и сельских поселений и содержание его правовой охраны раскрывается в ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это - Это – «совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений».

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предполагает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, занятых зелеными зонами, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая на них негативное воздействие и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Согласно ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зон, лесопарки и городские леса относятся к защитным лесам. Согласно ч. 3 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации в пределах зеленой зоны запрещается:

1. использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

2. ведение охотничьего хозяйства;

3. ведение сельского хозяйства;

4. разработка месторождений полезных ископаемых;

5. размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

В силу ст. 98 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контроль за состоянием зеленых насаждений в городах, также как и организация сбора промышленных и бытовых отходов, относится к вопросам местного значения муниципального района. Поэтому контроль за охраной зеленых насаждений в годах осуществляют органы местного самоуправления.

<CLOSETEST16< FONT>В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство РФ, органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие требующие особой защиты природные объекты. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в указанной сфере определяются законами соответствующих субъектов Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.