Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франция




ФРГ

Правовое регулирование охраны окружающей среды в ФРГ подробно рассмотрено в учебном пособии Дубовик О. Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. «Экологическое право. Учебник» (См. стр. 618-740.) В названном учебном пособии рассмотрены общая и особенная части экологического права ФРГ, при этом использованы законодательство, судебная практика, научные исследования.

Авторы названного учебного пособия выделяют следующие особенности экологического права ФРГ:

· В Основном законе Федерации (далее Конституция ФРГ) закреплена конкурентная законодательная компетенция Федерации и Земель в сфере охраны окружающей среды;

· В Конституции ФРГ закреплена в качестве государственной цели охрана окружающей среды в интересах будущих поколений. Это обязанность государства с рамках конституционного строя;

· Право ФРГ рассматривает подземные воды не как часть земельного участка, а как «ресурс, который управляется уполномоченными органами в соответствии с требованиями общественного блага»;

· К источникам экологического права помимо законов, постановлений, актов управления, относятся и нормы частных объединений – технические нормы. Такими нормами устанавливаются методы анализа вредных веществ в окружающей среде, такими нормами устанавливаются «общепризнанные правила техники», на основании таких норм определяются современное состояние техники, с помощью таких норм обеспечивается реализация принципа наилучшей доступной техники.15 Такие нормы вырабатываются с привлечением общественности и специалистов;

· Управление в сфере охраны окружающей среды в ФРГ осуществляется на федеральном уровне и на уровне Земель. К федеральным органам относятся: федеральное министерство по охране окружающей среды, природы и радиационной безопасности, а также Экологическая федеральная служба, Федеральная служба защиты природы, Федеральная служба по защите от радиационного воздействия, Институт Роберта Коха (генно-инженерно-модифицированные организмы), и др. На уровне Земель созданы экологические министерства как высший орган управления, службы;

· В ФРГ принят специальный Закон об экологической ответственности, которым:

a. вводится презумпция причинения вреда, что облегчает доказывание причинной связи вреда и объекта, с помощью которого причинен вред;

b. предусмотрена максимальная сумма ответственности за причинение смерти, причинение вреда здоровью, а также максимальная сумма за повреждение имущества;

· Закон о пространственном планировании, Строительный кодекс, Закон о водохозяйствовании предусматривают различные виды экологического планирования, при котором выделяются водоохранные зоны, иные охранные зоны для территорий, на которых имеют место вредные воздействия на атмосферный воздух, повышенный уровень шума. Федеральный закон об охране природы предусматривает выделение охраняемых зон в соответствии с ландшафтным планированием.

Правовыми формами экологического планирования могут быть названы водохозяйственные планы, планы по очистке воздуха и уменьшению шума, ландшафтные планы.

· Общественность принимает участие в планировании, разрешительных процедурах, а также в правотворчестве.

В статье Гиряевой В. Н. «Экологические платежи Германии» (см. Экологическое право, 2002, № 5, С. 45-57) рассматриваются различные взгляды немецких ученых на понятие «экологический платеж», различные группы экологических платежей в Германии, выделяются основные признаки платежей как экологических – фактическое управляющее воздействие и мотивационный характер платежей для экологически релевантного поведения. К экологическим платежам в Германии, автор относит платежи:

1. за забор воды;

2. за сброс сточных вод;

3. за удаление отходов;

4. налог на электрический ток,

5. налог на минеральные масла,

6. налог на транспортные средства.

В статье Гиряева В. Н. «Реформирование и совершенствование водного права и охрана вод в Германии» (см. «Экологическое право», 2005, № 5, С. 33-40) рассматриваются особенности правового регулирования использования вод в Германии с учетом законодательства ЕС и проект закона «О превентивной защите от наводнений».

Институты «страхования от ответственности за причинение вреда предприятиями» и «страхование от ответственности за причинение вреда окружающей среде» в Германии рассмотрен в статье Бажайкина А. Л. «Страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде в Федеративной Республике Германия (Umwelthaftpflichtversicherung)” (см. Экологическое право, 2004, № 5, С. 47-53). Как отмечает автор, основой правового регулирования данных правоотношений являются Гражданский кодекс ФРГ, Законы об ответственности за загрязнение окружающей среды и о порядке сохранения водного баланса (режима). Ответственность страхователя распространятся на воздух, почву, водные ресурсы.

«Страхование от ответственности за причинение вреда предприятиями» в Германии является обязательным и представляет собой аналог российскому обязательному страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

«Страхование от ответственности за причинение вреда окружающей среде» в Германии является добровольным и не широко распространено.

Правовое регулирование охраны окружающей среды во Франции рассматриваются в учебном пособии «Экологическое право: учебник», изданном в 2008 году (Стр. 356-365), в котором авторским коллективом рассмотрены: особенности управления в сфере охраны окружающей среды во Франции, основы правовой охраны природы, экологический контроль, ответственность за экологические правонарушения, а также особенности охраны лесов, вод, атмосферного воздуха.

Как указывается авторами названного учебного пособия во Франции:

· приняты Экологический кодекс Франции, как основной акт, регулирующий охрану окружающей среды, а также специальные кодифицированные акты: Лесной кодекс, Сельскохозяйственный кодекс, а также законы о воде, об атмосфере и рациональном использовании энергии.

· «Природные богатства, ресурсы и окружающая среды, ландшафты, животный и растительный мир, его разнообразие и биологическое равновесие являются частью национального достояния».16

· Для охраны объектов, являющихся «национальным достоянием», для них может быть установлен режим особой охраны. Декретом Правительства территории может быть присвоен статус «резервации» или по ходатайству региональных властей решением министра по охране природы любая природная зона может быть объявлена региональным заповедником на 10 лет (изменение статуса заповедника производится по решению Комиссии региональных заповедников).

· Управление в сфере охраны окружающей среды осуществляется на уровне национальных проектов, органами по управлению в сфере охраны окружающей среды являются: а) Министерство охраны природы и окружающей среды (имеет представителей в департаментах), которое осуществляет также и экологический контроль, б) департаменты (основная единица административного деления), в) региональные комитеты.

· К уголовной ответственности за экологические правонарушения могут быть привлечены юридические лица, при этом, в качестве наказания юридическое лицо может быть ликвидировано, ему может быть запрещено в течение определенного срока (5 и более лет) «принимать участие в рыночных отношениях», могут быть конфискованы предметы, которые послужили орудием преступления.

Статья Хохлявина С.А. «Экологический кодекс Франции и нормы финансового характера, обеспечивающие его реализацию при обращении с отходами» (см. Экологическое право, 2005, № 3, стр. 31-35) посвящена анализу основного кодифицированного акта, регулирующего охрану окружающей среды во Франции, применительно к отходам производства и потребления. Автор излагает структуру Экологического кодекса Франции, подробно рассматривает понятия «отходы», «конечные отходы», «удаление отходов». Анализируя нормы Экологического кодекса Франции, автор выделяет две группы норм финансового характера: 1) плата за негативное воздействие; 2) «финансовые гарантии, связанные с институтом экологической ответственности за причиненный вред, … призваны обеспечивать в соответствии с природой опасностей или неудобств каждой категории установки наблюдение за территорией и сохранение их в безопасности, вероятные вмешательства при несчастном случае до или после закрытия, а также ремонтно-восстановительные работы после закрытия».17

Как указывается автором в названной статье, «финансовые гарантии» как инструмент защиты окружающей среды финансового характера не имеет аналогов в России. Во Франции «финансовые гарантии» предусмотрены для включенных в специальный перечень установок и сооружений, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья человека. Сооружения и установки, риски от опасности которых могут значительно превышать затраты на их сооружение, определяются Декретом Государственного Совета. Сумма «финансовых гарантий» определяется исходя из категории установки. «Финансовые гарантии» могут быть выданы пользователю установки:

a. кредитным учреждением,

b. страховой организацией,

c. гарантийным фондом, учрежденным Агентством окружающей среды и использования энергии (для свалок).

Форма документа о «финансовых гарантиях» утверждена совместно министром финансов и министром экологии. Префект издает постановление на основании переданного ему пользователем установки документа об «учреждении финансовых гарантий». Рассматривая правовую природы «финансовых гарантий», С.А. Хохлявин делает вывод, что «речь идет об обязательном в силу указания в законе страховании на случай возможного причинения вреда», однако, «страхование ответственности осуществляется не только через страховые организации, но и через систему кредитных учреждений (прежде всего банков), а также через специально созданный гарантийный фонд».18




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.