Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 66. Понятие земельного процесса




Вопрос 65. Понятие и виды земельных споров. Органы, имеющие право разрешать земельные споры. Порядок и сроки разрешения земельных споров.

 

 

 

Вопрос 67. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (общая характеристика).

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Эти земли имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации.

До начала современной земельной реформы сельскохозяйственные земли использовались в основном крупными кооперативными и государственными хозяйствами: колхозами, совхозами и др. В ходе реформирования земельных и аграрных отношений колхозы, совхозы и другие сельхозструктуры были реорганизованы и на их базе создана целая система коммерческих и некоммерческих юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственное производство.

Поданным на 2000 г., в собственности граждан находится 98,2 млн га, в собственности юридических лиц - 28,2 млн га, 319,5 млн га предоставлено гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду. Таким образом, подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в пользовании частных землепользователей.

К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, расположенные за чертой поселений и предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства (ст. 83 ЗК РФ). Пригодность для сельскохозяйственного использования определяется по данным государственного земельного кадастра.

Отнесение участка к категории земель сельскохозяйственного назначения отнюдь не означает, что он должен и будет использоваться исключительно для выращивания сельхозкультур. Сельскохозяйственное производство не может осуществляться без дорог, инженерных коммуникаций, складов для хранения сельскохозяйственной продукции, ферм, загонов, токов и т.п. Участки, на которых располагаются подобные объекты (непосредственно связанные с сельскохозяйственным производством), также относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Поэтому в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются различные виды земель в зависимости от их роли в сельском хозяйстве (главного средства производства или пространственно-территориального базиса):

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
  • земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земли от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • земли, занятые водоемами;
  • земли, занятые постройками и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота создан фонд перераспределения земель, который находится в государственной собственности субъектов Федерации. Фонды перераспределения формируются по районам за счет земельных участков, поступающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участка: если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из них не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо при отказе от наследства в пользу государства или при отказе от наследства без указания, в пользу кого наследник отказался от наследства; в случае принудительного изъятия земельного участка в порядке, установленном федеральным законом. Фонды перераспределения были образованы в ходе земельной реформы как специальные фонды земель, изъятых у землепользователей по каким-либо основаниям, или временно неиспользуемых земель. В соответствии с п. 5 Указа Президента РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в фонды перераспределения включались участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам. При передаче земель из фонда перераспределения преимущественным правом пользовались граждане, ранее использовавшие земельные участки на правах аренды, члены трудовых коллективов, выходящих из колхозов или совхозов с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другие работники этих хозяйств. В период земельных преобразований в России в 1991 - 1998 гг. фонды перераспределения были созданы на площади около 32 млн га. Все земли, находившиеся надень введения в действие ЗК РФ в фондах перераспределения земель, включены в этот фонд.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят 13 видов земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (участки земли с определенным сельскохозяйственным использованием), которые в зависимости от их природных свойств, экономической целесообразности использования подразделяются на:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи;
  • земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).

Сельскохозяйственные угодья как наиболее ценные имеют приоритет в использовании и подлежат особой защите. Важное значение угодий определяется их плодородием. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай.

О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в этой области Правительство РФ ежегодно представляет доклад Федеральному Собранию.

Необходимость разработки и реализации государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения вызвана кризисной ситуацией в этой сфере. Повсеместно плодородие почв снижается из-за сокращения объема работ по улучшению земель и увеличения негативного воздействия прежде всего антропогенной деятельности. С 1991 г. объем проведения агрохимических мероприятий уменьшился в 2,5 - 5 раз, мелиоративных - в 5 - 7 раз, более чем в 2,5 - 3 раза сократилось внесение в почву органических удобрений, в 4 - 5 раз - минеральных. В результате содержание гумуса в почве достигло предельно минимального уровня: 1,3% - в нечерноземной зоне, 5% и менее - в центрально-черноземных областях. Снижен до минимума запас кальция в почвах, которые стали неустойчивы к воздействию техники при обработке полей. Истощение земель и снизило урожайность сельскохозяйственных культур.

Чтобы повысить продуктивность и устойчивость земледелия, обеспечить производство сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создать необходимые условия для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель, сформировать рациональную структуру земельных угодий, проводятся мероприятия по мелиорации земель.

Она проводится в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель и по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель.

  1. Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в отношении земель, состояние которых зависит от воздействия воды (заболоченные, излишне увлажненные, засушливые, эродированные, смытые и др.). Гидромелиорация заключается в подъеме, подаче, распределении и отводе вод с помощью мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
  2. Агролесомелиорация земель заключается в проведении комплекса мероприятий по использованию определенных свойств защитных лесных насаждений. Например, противоэрозийная защита земель производится путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях.
  3. Культуртехническая мелиорация земель заключается в расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха, камней; рыхлении, песковании, глиновании и других работах.
  4. Химическая мелиорация земель состоит в улучшении химических и физических свойств почв путем их известкования, фосфоритования и гипсования.

На 1 января 1999 г. из 190,6 млн га сельскохозяйственных угодий, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, около 60 млн га подвержены эрозии, 40 млн га являются засоленными и солонцовыми землями, 26 млн га переувлажнены и заболочены. С 1990 по 1998 гг. площадь орошаемых земель с хорошим мелиоративным состоянием сократилась более чем на 30%, а осушенных - на 60%. Земли с неудовлетворительным мелиоративным состоянием на оросительных системах занимают более 15%, на осушительных системах - 24%.

С целью предотвратить сокращение площадей сельскохозяйственных угодий принимаются следующие меры.

  1. Земли, пригодные для сельскохозяйственного использования, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельхозпроизводства либо угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения худшего качества (по кадастровой оценке). Для строительства линий электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества. Данные объекты размещаются главным образом вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.
  2. Перевод земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в федеральной собственности) в другие категории земель производится по решению органов исполнительной власти субъектов Федерации.
  3. Юридические и физические лица при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, обязаны за счет собственных средств осуществить рекультивацию нарушенных ими земель в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
  4. Особые требования установлены для изъятия сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
  • Как и нормы Земельного кодекса РСФСР 1991 г., положения ЗК РФ (ст. 85) закрепляют, что изъятие в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств,
  • разработкой месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных), содержанием объектов культурного наследия, строительством и содержанием объектов культуры, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также в случае изменения границы поселений.
  • Законодательство субъектов Федерации может включить в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, особо охраняемые ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе опытно-производственных хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебно-опытных хозяйств, образовательных учрежден и и высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой, превышающей средний уровень более чем на 25%.
  • В ходе реформы земельного строя сложилась устойчивая тенденция сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий. Если за 1971 - 1990 гг. общая площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 8,2 млн га, то за период 1991 - 1997 гг. - на 7,6 млн га. Наиболее ценные сельскохозяйственные угодья - пашни за 1991 - 1997 гг. уменьшились на 7,4 млн га, тогда как за период с 1971 по 1990 гг. сокращение коснулось лишь 1,5 млн га. Причем, как показывает практика, предоставление сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей далеко не всегда действительно вызвано производственной необходимостью и соответствует земельному законодательству.
  1. В случае изъятия земельных участков для несельскохозяйственных нужд или ограничения их использования, ухудшения их качества возмещаются не только убытки, но и потери сельскохозяйственного производства - в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).

Согласно ст. 84 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:

  • гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • казачьими обществами и общинами;
  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными хозяйствами научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни и традиционных промыслов.

Нормами ЗК РФ предусмотрено принятие специального федерального закона о государственном регулировании и особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения, в котором будут установлены условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим общинам и обществам, научно-исследовательским учреждениям, образовательным учреждениям.

Правовой режим использования организациями земель сельскохозяйственного назначения. Субъектами, которым могут быть предоставлены земельные участки для сельскохозяйственного производства, признаются юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и общины. Несельскохозяйственные организации (основной уставной деятельностью которых не является сельскохозяйственное производство) могут получать земельные участки для подсобного сельского хозяйства. В основном же земли сельскохозяйственного назначения выделяются сельхозорганизациям.

Земельная и аграрная реформы, проводимые в Российской Федерации, были направлены на создание конкурентоспособного и эффективного сельского хозяйства, преобразование функционирующих сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов и др.), образование новых организационно-правовых форм на селе.

В результате изменений в сельском хозяйстве были образованы организации, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Коммерческие сельскохозяйственные организации могут создаваться в форме: хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы вправе в соответствии с законодательством иметь земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственности, пользовании, аренде. В основном земельные участки или земельные доли организации приобретают в результате передачи их учредителями (участниками). После внесения лицом земельного участка или земельной доли в уставный капитал коммерческой организации он утрачивает право собственности на этот участок (земельную долю); собственником становится коммерческая организация. Юридические лица могут приобрести земельные участки и по иным основаниям, предусмотренным законом (например, заключив договор купли-продажи или аренды с другим юридическим лицом). Возможно внесение участником юридического лица не самого земельного участка, а лишь права пользования им; в этом случае участник сохраняет право собственности на земельный участок, а сельскохозяйственная организация приобретает право использовать его в своей хозяйственной деятельности.

Наиболее распространенным юридическим лицом в сельском хозяйстве является общество, но все большее значение приобретает производственный кооператив. Хозяйственные общества функционируют в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, правовое положение которых определяется в соответствии с положениями ГК РФ и рядом специальных законов. Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов определяется нормами Гражданского кодекса РФ, ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"1 и иными нормативными актами.

Среди некоммерческих организаций, использующих земли сельскохозяйственного назначения,.особо выделяются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (далее -некоммерческие объединения), правовое положение которых определяется ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ.

Указанные объединения (товарищества, потребительские кооперативы, партнерства) являются некоммерческими организациями, учрежденными гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Место их размещения определяется путем территориального зонирования, при котором определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечиваются минимальные ограничения на использование земельных участков.

К представляемым при государственной регистрации некоммерческого объединения относятся документы, удостоверяющие права на земельные участки реорганизуемых некоммерческих объединений либо документы о предварительном выборе земельных участков.

После государственной регистрации некоммерческого объединения земельные участки предоставляются ему бесплатно, первоначально - в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче заплату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена некоммерческого объединения.

Земли общего пользования (земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами) предоставляются некоммерческому объединению в собственность как юридическому лицу.

Некоммерческая организация вправе приступить к обустройству выделенного земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после установления его границ в натуре, выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок.

Наряду с другими организационно-правовыми формами деятельности в сфере сельскохозяйственного производства законодательство предусмотрело и образование крестьянских (фермерских) хозяйств. К 1999 г. в России был сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс.), в распоряжение которых передано 13,8 млн га.

Нормы ГК РФ признали крестьянское (фермерское) хозяйство формой предпринимательства без образования юридического лица и установили единый правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (в т.ч. земельного участка), которое стало принадлежать членам хозяйства на праве общей совместной собственности, если законом или договором не предусмотрено иное.

Хозяйство может функционировать не только путем регистрации его главы в качестве индивидуального предпринимателя; в соответствии со ст. 259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе его имущества может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое общество (кооператив) как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

При предоставлении земельного участка для крестьянского (фермерского) хозяйства используются две различных процедуры в зависимости от субъекта, желающего вести такое хозяйство: а) гражданин, не являющийся членом колхоза или работником совхоза и подсобного хозяйства (например, лицо, проживающее в городе); б) член колхоза, работник совхоза и подсобного хозяйства (см. Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций сельскохозяйственного комплекса").

Особенностью правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является неделимость земельных участков. Согласно п. 2 ст. 258 ГК РФ земельные участки и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в общей собственности на это имущество. Земельные участки подлежат разделу лишь в случае прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям.

Кроме того, специфика правового режима земель крестьянского (фермерского) хозяйства выражается в установлении особенностей оборота земельных участков крестьянского (фермерского) хозяйства.

Так, 16 июля 1998 г. был принят ФЗ № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге, недвижимости)", который закрепил, что ипотека сельскохозяйственных угодий из состава земель крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с этим федеральным законом не допускается (п. 1 ст. 63). Подобная формулировка позволяет предположить возможность принятия специального закона, который бы регулировал ипотеку указанных земель (в частности, закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), но современное законодательство не разрешает.заключать такие сделки.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых гражданам. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сена-кошения, выпаса скота. Правовой режим этих земель определяется в соответствии с ЗК РФ, ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и другими нормативными актами. В основном земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества.

Предельные, размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В период земельных преобразований в Российской Федерации с 1991 по 1998 г. средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос почти в два раза (с 0,19 до 0,36 га).

Оборотоспособность участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, может быть ограничена в случаях, установленных федеральным законом. В соответствии с ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)" по договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки, находящиеся в собственности граждан, - приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного использования (функционального обеспечения), но не допускается залог полевых земельных участков личного подсобного хозяйства. ЗК РФ предусматривает принятие федерального закона о личном подсобном хозяйстве, нормы которого могут установить дополнительные ограничения оборотоспособности земельных участков.

Садоводство, огородничество, а также дачное хозяйство граждане вправе вести, используя коллективную или индивидуальную форму такой деятельности. В первом случае свои права и потребности они реализуют с помощью участия в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях, во втором - самостоятельно, без образования таких объединений и участия них.

Членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств могут быть граждане России, достигшие 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества или партнерства.

Членами садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, если земельные участки предоставляются им на праве аренды и срочного пользования.

Учредители садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие лица принимаются в члены общим собранием членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения. Права и обязанности членов некоммерческих объединений закреплены в ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Садоводы, огородники и дачники вправе приватизировать закрепленные за ними земельные участки в индивидуальном порядке либо в ходе приватизации земель некоммерческого объединения в порядке, определенном ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Граждане могут вести на территории указанных некоммерческих объединений садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. В соответствии с нормами ст. 8 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" эти лица вправе пользоваться объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов некоммерческого объединения. Если гражданин уплатил взносы на приобретение (создание) объектов общего пользования некоммерческого объединения, то размер платы за пользование этим имуществом не может превышать платы для членов такого объединения.

В случае неуплаты установленных взносов граждане, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческого объединения. Накопившиеся неплатежи взыскиваются в судебном порядке.

Граждане, ведущие садоводство, огородничество, дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории некоммерческого объединения, могут обжаловать в суд решения его правления (общего собрания его членов) об отказе в заключении договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим общим имуществом.

Садоводы, дачники и огородники вправе распоряжаться принадлежащими им участками в соответствии с положениями ГК РФ, ЗК РФ и ст. 30 - 31 ФЗ "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан".

Условия предоставления гражданам участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота должны устанавливаться как ЗК РФ, так и законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Например, согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ одним из видов побочного лесопользования являются сенокошение и пастьба скота. Для побочного лесопользования участки лесного фонда предоставляются гражданам в пользование. Правила такого пользования утверждаются региональными органами государственной власти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.