Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третья большая фаза жизни - сороковые годы




 

Биологический спад и возможности духовного развития.

"Теперь решающим является вопрос, можно ли найти другие, новые ценности", - так закончилось описание различных ценностных доминант средней фазы жизни. Вы увидите, что нахождение ценностей в фазе, которая будет обсуждаться теперь, уже не так просто.

В средней фазе можно было, так сказать, плыть по ветру. В нашей западной культуре почти неизбежно происходит сопоставление с материальными (ориентрованными на рассудок) ценностями, их впитывают почти автоматически. Вся наша культура еще отмечена душой рассудочной, в науке и технике, например, только в отдельных случаях имеются попытки развития, отмеченного сознанием.

Наша культура находится на пороге перелома, в котором будут искать и испытывать новые, найденные самостоятельно духовные ценности. Старые ценности магически-мифического прошлого погибли в рационализме, материализм окончательно покончил с ними. Если возродить к жизни веру и религию - и это имеет жизненно важное значение для социальных связей между людьми - тогда старый иерархический порядок духовных ценностей должен уступить место новой структуре, которую необходимо строить снизу вверх. Другие больше не решают, что хорошо для меня в духовной области, а я сам ищу себе реального или литературного учителя, которого я признаю за духовный образец и у которого я учусь до тех пор, пока не перейду к следующему. Таким образом кое-кто сделает открытие, что и старое содержание может получить новую реальность.

Ценности, которые мы должны найти заново, это ценности существования. Это значит, что мы можем не только признавать их как теорию или развивать их как их "приверженцы", но и сами "являемся" одновременно этими ценностями, реализуя их в нашем личном существовании. В поисках высшего "я" человек попадает в мир духовных реальностей, где все психические качества становятся силами, с помощью которых можно завоевать или победить эту духовную действительность. С каждым духовным шагом открывается, выражаясь феноменологически, новый ландшафт, с новыми встречами, которые, однако, в начале фазы не всегда могут быть только положительными. Третья большая фаза жизни (по китайской поговорке, фаза, в которую становишься мудрым) начинается в сороковые годы, если быть точнее: в 42 года. При этом среднем значении в каждом отдельном случае устанавливается более быстрое или более медленное развитие.

В начале этой фазы жизни - очень бурные годы. В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы. Для женщины на эти годы приходится, кроме того, отчетливо отмеченный конец репродуктивной фазы. Для мужчины это время повышенных сексуальных потребностей, которых женщина чаще всего не понимает. Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступать короткие мгновения ощущения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую.

Реакция на эту ситуацию может быть совершенно различной. Многие, кто попадает в нее неподготовленными, пугаются, видят в ней доказательство собственной слабости, и считают, что должны изменить ее как можно быстрее. Они работают еще больше, еще ожесточеннее и агрессивнее делают карьеру, или пытаются заглушить голос слабости алкоголем, сексуальными приключениями, или пассивно наслаждаются телевизором. Некоторые пытаются сделать козлами отпущения жену, мужа или шефа, отравляющего им всю радость жизни. У мужчины встречается знакомое: "Мари меня больше не понимает", у женщины: "Ганс больше не интересуется мной". Эти чувства могут настолько возобладать, что начинают видеть себя и других, близких лиц, в образе - впрочем, очень реальном - двойника (ниже об этом будет сказано подробно).

На своем жизненном пути человек оказывается на своего рода распутье, и выбор, который он делает теперь, определяет дальнейшее течение жизни. Теперь решается, возможно ли реализовать желанный лейтмотив, или лейтмотив погружается в темные глубины подсознательного, где он весь остаток жизни представляет собой постоянную угрозу чувству самооценки. Сомнение в ценности экспансивной жизненной позиции, ориентированной на "Я", становится проблемой существования. Это заявило о себе уже в конце тридцатых годов. Кто до этого момента еще не занимался нематериальными ценностями жизни, должен воспринимать эту ситуацию как в высшей степени угрожающую. Для ощущения "Я" и самооценки открытие, что жизненные силы уходят и что становится все труднее делать и планировать все самому, является жестким ударом. К этому прибавляется еще глубокая неудовлетворенность собственным положением. Понятно, что и Марта Мере рассматривает четвертую (по ее подсчетам) фазу жизни от 42 до 56 лет, время вокруг середины сороковых как (разу предрасположенности к кризису. Она сравнивает ее с периодом полового созревания, которому также предшествует период уверенности, прерываемый внезапно открытием, что человек не знает себя и жизнь. Большое различие заключается в том, что первый период полового созревания происходит при восхождении линии жизни, второй - при нисходящей или при убывании жизненных сил. Хотя в обоих случаях старая гармония подвергается опасности, содержание кризисов в том и другом случае совершенно различно: тогда пытались всеми силами пробиться в "настоящую жизнь", сегодня при убывающих жизненных силах растет сомнение в ценностях это "подлинной жизни". Уменьшение жизненных сил основано на инволюции тканей тела. Каждый орган человеческого тела имеет собственную кривую жизни. У определенных органов -глаза, уши или эндокринные железы - продолжительность их жизни можно точно измерить; поэтому она известна точно. О продолжительности жизни других органов, например, системы обмена веществ или нервной системы, существуют довольно различные мнения.

Самое известное явление старения - это затвердение тканей линзы глаза, влияющей на аккомодацию, это означает: теперь нельзя больше читать без очков. В течение сороковых годов каждый, кто должен выполнять точные работы, нуждается в очках.

Каждый знает также из опыта, что легочная ткань становится менее эластичной; это отчетливо проявляется, когда после быстрого бега за отъезжающим трамваем или автобусом человек дольше, чем прежде, не может восстановить дыхание. Вся мускулатура также теряет эластичность; это приводит к тому, что пожилой человек для одной и той же работы тратит больше энергии. Это изменение происходит постепенно. Чаще всего его обнаруживают вдруг в определенной ситуации, где оно становится явным.

Самой важное и самое известное изменение - это изменение эндокринных желез. У мужчины и женщины перестают функционировать половые железы, но этот процесс протекает у представителей обоих полон очень по-разному (о значении для брака менопаузы у женщин и соответствующего явления у мужчин должно быть сказано в отдельной главе).

Известный американский гинеколог Элизабет Паркер в своей книге "Семь возрастов женщины" описала жизнь женщины в связи с физической линией жизни. При этом она привлекает психическое и духовное развитие, что редко встречается в такого рода книгах. Она описывает разнообразные формы менопаузы в трех фазах: до-менопаузу, менопаузу и после-менопаузу.

В период до-менопаузы жалоба женщины звучит часто так: "Я не знаю, что со мной происходит. Собственно говоря, я не больна, просто я чувствую себя плохо. Я нервна и раздражительна, моя семья страдает из-за меня. Мелочи могут вывести меня из себя, я все время плачу. Я совершенно потеряла способность радоваться жизни, меня беспокоит мое состояние".

У других женщин жалобы на физическое недомогание, которое не дает им уснуть: окамевшая спина, тянущие боли в руках и ногах. У них головная боль, которой раньше не было, или распухшие суставы, особенно пальцев. Некоторые женщины боятся, что у них что-то с сердцем, потому что ночью у них вдруг начинается сильное сердцебиение (удивительно, что такой приступ сердцебиения может служить симптомом явления, подобного менопаузе, и у мужчины; но только он наблюдается на десять лет позже).

Такие явления являются следствием переключения гормонального равновесия эндокринных желез. Функция яичников ослабевает, менструация становится нерегулярной, она либо ослабевает, либо, наоборот, усиливается. Продукт выделения женского полового гормона (эстрогена) вызывает повышенную активность гипофиза, что снова оказывает влияние на щитовидную железу и надпочечные железы - словом, все старое равновесие нарушено и пройдет еще несколько лет, пока не наступит новое равновесие. Но как только оно установится, исчезнут все жалобы менопаузы, женщина почувствует себя рожденной заново и разовьет новые, иногда неукротимые жизненные силы.

Мужская менопауза проходит иначе. Возросшие сексуальные потребности мужчины, проявляющиеся, как правило, в середине сороковых годов, могут рассматриваться как явления периода до-менопаузы. Наряду с этим эта гормональная перестройка вызывает, вероятно, и психическое беспокойство. Но обычно подобие менопаузы проходит у мужчин намного медленнее: предполагают даже, что сам процесс инволюции протекает только во второй половине пятидесятых годов. Физические явления шагают рука об руку с душевной лабильностью. У мужчины вдруг появляются слезы на глазах или комок застревает в горле, если какие-то обстоятельства задевают его душу. Кроме того, он склонен к приступам сердцебиения (тахикардия), которые могут продолжаться от нескольких минут до четверти часа. Они могут внушить мужчине большой ужас, потому что появляются у него обычно днем, во время работы, и производят впечатление опасности для жизни (что на самом деле не так). Но так как в период между 45 и 60 годами процент сердечных инфарктов действительно очень высок, приступ тахикардии производит, понятно, большое впечатление на этого человека и его окружение.

Конечно, правильно после такого приступа на всякий случай произвести обследование сердца.

Подлинная гормональная инволюция может продолжаться после этой до-менопаузы от десяти до двадцати лет. Одно из ее последствий - "болезнь всех старых мужчин", гипертрофия простаты, которая появляется с ослаблением мужских половых желез. Другое неприятное побочное явление, что пожилые мужчины в ходе персональной гормональной инволюции половых желез иногда предаются сексуальным фантазиям, которые приходят прежде всего в полусне и могут стать манией, если тот пытается отогнать их из соображений морали. Об этой проблеме мужчины говорят лишь в очень доверительных беседах. К счастью, для этого есть быстро действующие медикаменты. В Ветхом Завете эта проблема схвачена в истории о "Сюзанне в бассейне", наблюдаемой старыми рыцарями. Эти старики были не "из народа", но именно они делали это!

Отвлекшись темой мужского аналога менопаузы, мы затронули проблематику намного более позднего этапа жизни. Вероятно, стало ясно, что в сороковые годы у мужчины можно говорить только о явлении, подобном до-менопаузе, и что в эти годы проблема у мужчины проявляется больше в психической, прежде всего в духовной сфере. В психическом отношении мужчина переживает конфликт: с одной стороны, он хочет снова быть молодым, еще раз быть двадцатилетним и пережить еще раз всю экспансивную фазу, но уже с опытом, который он собрал в первый раз; с другой стороны, он хочет выполнить основную задачу своей жизни для реализации своего лейтмотива и для надежности духовной реальности, на которой основано собственное высшее "Я". Желание снова стать молодым (которое должно скрывать внутреннюю тоску по чему-то новому в жизни) может быть направлено в проекциях вовне: многие мужчины носят в этом возрасте свободную и спортивную одежду, приобретают пружинящую походку и стараются быть остроумными. Петух в мужчине становится явно заметным.

Но и женщины вдруг омолаживаются у косметологов и хотели бы, чтобы их принимали за старшую сестру их дочери. Иллюзия, что все еще можно начать сначала, еще раз стать двадцатилетним, должна, конечно, рассеяться, но есть мужчины и женщины, которые очень долго могут сохранять эту иллюзию. В этот момент решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена "Я", как называет это Юнг. Это процесс перестройки, который я хотел бы описать с помощью понятия "духовное созревание". Этот процесс идет рука об руку с новым чувством времени. До сорокалетия перед человеком только будущее. Все еще возможно, настоящее придет. Теперь будущее получает горизонт, границу. До пенсии еще двадцать пять лет, а что потом? Время бежит все быстрее, в то время как прошлое становится все продолжительнее. Волевой импульс становится слабее (требуется большее давление, чтобы иметь возможность сделать то же самое), прежде всего в работе с быстро меняющимся содержанием. Теперь больше интересуются работами, в которых играют роль знания, жизненный опыт и компетентность. В последние годы этой фазы ищут прежде всего творческой деятельности или большой работы комплексной духовной природы. Это относится ко всем профессиональным уровням, и следовало бы учитывать эту тенденцию в здоровой персональной политике для соответствующей возрастной группы (подробнее об этом в отдельной главе).

Процесс, который Юнг называет "освобождением из плена "Я", Марта Мере описывает следующим образом: "Слишком привязанный к "Я", стимулируемый желанием проявить себя и стремлением к власти, ориентированный на аспект полезности человек незадолго до приближающейся старости вступает в кризис переломного пункта своей жизни. Если он его преодолел, он должен наконец решиться, каким образом он будет двигаться навстречу концу своей жизни. "

Именно люди с духовными задачами, например, художники или политические руководители, по-настоящему могут развернуть бурную деятельность, они переживают пятидесятые годы как начало действительно творческой фазы. Леман (Lelimann) называет поэтому годы после кризиса эпохой больших руководящих личностей. Особенно для людей, кто по работе имеет дело с молодежью, например, для преподавателей и доцентов, годы кризиса означают действительное испытание. Кто преодолевает кризис и может освободить из плена "Я", развивается в действительно ведущий авторитет, который признается молодежью; кто не справляется со своим кризисом, тот проигрывает у молодежи. Молодежь тонко чувствует подлинность человека и отчетливо видит, цепляется ли кто-либо судорожно за свое место, свое знание или престиж. В этом отношении сороковые годы являются если не последней возможностью, то все же особым шансом в процессе потенциального созревания.

"Ни в один период жизни состояние души не является таким благоприятным для наиболее полного освобождения от плена "Я"и тем самым для развития подлинного сочувствия и самоотверженной готовности помочь, как теперь", - говорит Марта Мере. Я хотел бы здесь еще раз напомнить о различии, которое я сделал между биологическими инстинктами, психическими желаниями и духовными устремлениями или волевыми импульсами. На человеческую душу с двух сторон воздействуют силы, выражающиеся в переживании собственного бытия, "снизу" действуют инстинкты или желания, "сверху" -устремления.

"Я" должно в средней фазе жизни поднять "наверх" все инстинкты и желания и потом сопоставить их в душе со стремлениями. Результатом этого Процесса является развитие различных аспектов человеческой души, которые я вслед за Рудольфом Штайнером назвал душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной ("Я").

В сороковые годы в распоряжении человека находятся все эти аспекты его психики, они могут быть теперь применены в дальнейшем ходе его жизни. В связи с этим возникает большой вопрос: для чего я хочу их использовать? Что я должен, собственно говоря, делать в этой жизни? Какова моя действительная задача?

Здесь, пожалуй, не будет неуместным сказать нечто личное. Когда мне было тридцать лет, я занимался теоретически всеми этими проблемами. Я точно знал, что будет, и думал, что я помчусь сквозь кризис на всех парусах, когда придет время. Но в действительности вышло иначе. Знание определенных процессе не устраняет необходимости при столкновении с ними пережить и перестрадать их. В течение нескольких лет я часто не спал ночами и задавал себе вопрос, что делать, в чем цель моей жизни. При этом у меня была интересная работа в качестве детского психиатра, и я руководил большим учреждением по воспитанию детей, имеющих затруднения и духовном развитии. Я сам создал эту работу, я был в окружении замечательных сотрудников. И все же! Ответ пришел с такой неожиданной стороны, что я сам до этого никогда бы не додумался. В экономических кругах меня попросили взяться за работу по обучению молодых/ необученных фабричных рабочих. По прошествии времени мне ясно, что это был действительно мой "лейтмотив", но это должны были донести до меня другие, и только после этого я сам смог это осознать. Я приступил к этой работе с особым старанием и особенной радостью, потому что мне много лет пришлось ждать этого с внутренним отчаянием. Я часто мог убедиться в том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел Достижение зрелости -это процесс развития, которого не минует никто, даже знающий. И все же знание о кризисе сороковых годов имеет большое преимущество. Зная, что речь идет исключительно о себе самом, не впадают в ошибку искать в своем окружении или обстоятельствах козлов отпущения или препятствия. Если слова X. Кюнкеля "судьба приходит изнутри" справедлива, то как раз для этой фазы. Судьба приходит изнутри, даже если об этом тебе говорит внешний мир.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.