Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Основной склад




 

Молодой человек в поисках самого себя мучается вопросами: кто я? чего я хочу? что я могу? Первый вопрос наиболее глубок, это экзистенциальный вопрос, постоянно по-новому возникающий в ходе жизни. Ответа же пока требуют лишь вопросы о том, что я могу и что я хочу. Существует целый ряд попыток разделить людей на группы с одинаковыми склонностями и типологически разграничить их. Юнг, например, различает экстравертную и интровертную установки по четыре варианта в каждой: экстравертный тип мышления, чувственный тип, воспринимающий тип и интуитивный тип. Эти восемь типов образуют своего рода компас, с помощью которого мы можем ориентироваться в структуре психики. Часто встречаются попытки типологически описать склонность к различным профессиям. Холлендер, на основе обширного материала, различает шесть типов: интеллектуальный тип, активный тип, реалистичный тип, социальный тип, обычный тип и художественный тип. Это разделение основывается на статистической оценке психической склонности к определенным профессиям. На основе моего собственного опыта, который я приобрел за 40 лет из бесед с молодежью, я пришел к разделению на шесть типов по два варианта в каждом: исследующий, мыслящий, организующий, заботящийся, рефомирующий и сохраняющий или управляющий типы. Эти шесть типов выступают то в творческом, то в нетворческом варианте. В своей творческой форме основной склад становится творческой силой, в нетворческой он остается предрасположенностью Я назвал эти шесть типов основным складом.

В отличие от Холлендера, выдвинувшего свою типологию на основе реально существующих профессий, я хотел бы термином "основной склад" дать понять, что эти различные возможности как бы образуют тональность, в которой написана композиция биографии. Как тональность музыкальной пьесы немного говорит о содержании, темпе и инструментовке, но показывает, какое "настроение" передает композиция, также и основной склад ничего не говорит о содержании жизненной драмы, темпе или инструментовке, зависящих от образования или приобретенных способностей, но она придает жизни особое качество. Основной склад есть выражение самой сути психики.

Наша психика принимает с одной стороны лейтмотивы из мира духа, с другой - инстинкты и желания из биологической сферы. И все же душа имеет также свою собственную структуру, основной склад которой может быть познан и исследован. Человек с исследовательским складом всегда будет испытывать стремление к исследованию, будь то студент, изучающий естественные науки или науку о духе, домашняя хозяйка или садовник.

Музыкальность можно унаследовать, темперамент делает эту способность активной или пассивной, в то время как основной склад придает ей определенное качество, но только "Я" решает, станет ли музыка лейтмотивом в этой индивидуальной жизни, или радующим побочным занятием. Только в первом случае из этого человека может выйти музыкант. Наследственную предрасположенность и темперамент человек отчетливо переживает в душе как возможности, как свойства, которым он может следовать или не следовать, развивать или не развивать. Можно лишь с большим трудом дистанциироваться от собственного основного склада в своем психически-душевном переживании. Чаще всего это удается лишь в старости, когда оглядываешься на пройденный путь. В юности, когда индивидуальный лейтмотив еще недостаточно ясен, его часто заменяет основной склад, который и становится критерием для выбора места учебы или профессии.

В сущности говоря, в любой профессии возможен любой основной склад. Врач может в своей профессии реализовать исследовательские, мыслительные, организующие, заботящиеся, обновляющие и административные тенденции. Какой аспект его более привлекает и в какой области он достигает больше, полностью зависит от его психической структуры, то есть от его основного склада. Если же его индивидуальный лейтмотив наконец осознан, он может изменить тональность и развивать иной основной определяющий склад. В этом случае все происходит менее автоматически, зато более сознательно. В первой половине жизни основной склад имеет более определяющее влияние, чем во второй половине жизни, начинающейся в сороковые годы. Как я пытался показать, основной склад является как бы ладом, окраской тона или тональностью психики, он будет интенсивнее всего воздействовать в средней фазе. В юности основной склад в значительной степени определяет обусловленный культурой выбор места учебы или профессии. Выбор, однозначно противоречащий доминирующему основному складу, приводит к противоречивости, к ощущению несостоятельности. По моему мнению, это одна из главных причин особенно плохих результатов университетских курсов, которые нее чаще являются запрограммированными и все меньше предоставляют возможности найти собственный стиль учебы.

Я употребляю здесь понятие "доминирующий основной склад", которое хотел бы объяснить конкретнее. Во всяком человеке присутствуют шесть или семь видов основного склада, но один или несколько из них доминируют, они определяют первую половину жизни, включая экспансивную фазу. У людей только с одним однозначно доминирующим складом в этом отношении нет проблем. Молодой человек в этом случае отчетливо чувствует, что отдает предпочтение определенному укладу жизни. Холлендер указывает также на то, что многие молодые люди имеют более одного возможного основного склада. Для этих людей выбор не так прост. Они склонны попеременно отдавать предпочтение то одному, то другому душевному аспекту. Для них выбор профессии особенно сложен; впрочем, в таких случаях консультанту по вопросам выбора профессии столь же сложно дать толковый совет.

По моему мнению, Роджерс методом недирективной беседы указал в связи с этим путь, как помочь молодым людям сделать собственный окончательный выбор в. полном сознании того, что другой выбор также был бы возможен. Но эта другая возможность может позже при определенных обстоятельствах сыграть в жизни определенную роль или стать наряду с профессией другим важным занятием. Однозначный основной склад, в сущности, облегчает выбор вначале, а позже приводит к органичению возможностей. Я лишь поверхностно могу затронуть здесь проблему множественности основного склада, однако при рассмотрении факторов, влияющих на биографию человека, ее нельзя оставить совсем без внимания; эту проблему следовало бы разработать в отдельной публикации. Здесь я хотел бы лишь коротко охарактеризовать различные типы основного склада и указать, какие из них усиливают, а какие противоречат друг другу.

Тип исследователя чувствует стремление исследовать функционирование окружающего мира и объяснить связь явлений. При этом не столь важно, на что направлен дух исследователя, это могут быть такие различные вещи, как язык, материя, кооперация или методы внесения удобрений. Есть люди, которые всю свою жизнь посвящают исследованию дождевого червя, которые знают все, что только можно знать о нем. Исследователи, специализирующиеся в узкой области, будь то химическая проблема или челюсть жука, подвергаются опасности стать узколобыми специалистами и пройти но жизни заморенными. Тот, кто должен руководить научно-исследовательским институтом, знает, как трудно побудить ученых к сотрудничеству. Исследователь творческого склада склонен к одиночеству, нетворческого - к рутинной работе, но последний готов при определенных обстоятельствах перенять что-то от других.

Мыслящий тип ощущает стремление упорядочить мир своих идей в системах и теориях, увидеть его в глобальных взаимосвязях. Помимо философов, для которых мышление является главным содержанием жизни, в каждой науке наряду с исследователем есть мыслитель. Большинство исследователей являются жалкими мыслителями, они не ощущают влечения к сущностной постановке вопросов, также редко у них возникает желание видеть свое частичное знание вовлеченным в более общие гносеологические взаимосвязи. При рассмотрении нативизма я уже показал, какое опасное упрощение допустили великие мыслители, размышлявшие о будущем человеческого рода в области биохимии. С другой стороны, односторонние мыслители испытывают затруднения в конкретных человеческих делах. Мыслящий тип проявляется уже в ранней юности, часто он испытывает в школе большие трудности, так как повсюду открывает непоследовательность и задает назойливые вопросы. Эти люди воспринимают принятые сегодня во многих странах экзамены с выбором ответа как оскорбление их интеллигентности. Они часто попадают в невыгодное положение, потому что в отличие от своих посредственных одноклассников они не могут так легко принять мыслительную схему и философию своих экзаменаторов. С типично английским юмором Бен Хоффман подробно рассмотрел эту проблему в своей книге "Тирания тестов".

Организующий тип можно легко описать. Для него мир существует, чтобы взяться за него, упорядочить его и овладеть им. И этот тип заявляет о себе уже в ранней юности, его можно найти в школе и в клубах для детей и юношества. Я охарактеризовал начало тридцатых годов как организационную фазу жизни, само собой разумеется, что организующий тип переживает в этом возрасте кульминацию своей жизни.

Впрочем, эти люди подвергаются опасности, что не смогут больше отказаться от организаторских функций, часто они неспособны найти в своей жизни место для других ценностей, кроме практической работы. Организующий тип активен до агрессивности и сознательно или неосознанно стремится к власти над людьми и обстоятельствами. В нашем индустриальном обществе эти люди образуют группу преуспевающих менеджеров и карьеристов. Если эта установка ослабляется одной из других установок (что, к счастью, случается часто), тогда стремление организовывать приобретает умеренный характер. Дух организаторства может направиться на исследование, чистое мышление, заботу о других, обновление или управление.Заботящийся тип чувствует стремление кормить живое существо, заботиться о нем и растить его. Этот склад души является основой для работы в области воспитания и образования, в обслуживании, играет важную роль в сельском хозяйстве, садоводстве и животноводстве. В социальной сфере этот тип, не выступая сам на передний план, создает среду, в которой могут развиваться другие. Без установки на заботу о других не было бы уюта и чувства защищенности. Особенно важно, чтобы дети могли расти в атмосфере заботы. Слишком активная мать, которая всегда все организует заранее, пробуждает в подрастающих детях ощущение угрозы или чувство невозможности соответствовать предъявляющимся требованиям.

Реформирующий склад выступает во многих вариантах. Он предполагает желание изменять и улучшать существующее. В жизни этот склад встречается самым разнообразным образом: от терапевта, который хочет вылечить больного, до революционера, готового разрушить существующее общество, чтобы из праха создать лучшее общество. Уже эта общая характеристика показывает, что реформирующий склад может иметь много аспектов.

Все большие новаторы в области воспитания, науки, религии и общественных дел имели этот основной склад. Такие люди часто готовы отдать жизнь за свои внутренние убеждения, они являются - по определению Ноймана - "еретиками внутреннего голоса". Их всегда будут преследовать, но они никогда не откажутся от своего стремления к реформам. При выборе профессии они охотно выбирают новые профессии, которых еще нет и которые им самим предстоит создать. Быть первым в новой профессии или в новой форме профессии - это дает им свободу, которая так нужна им в жизни. В менее экстремальных случаях такие люди проходят по жизни как нонконформисты. В медицине можно однозначно различить исследователя с научными интересами и врача, изначально ориентированного на терапию. Последний часто встречается среди врачей-практиков и домашних врачей старого типа. Для них конкретный больной человек есть нечто невыносимое, и поэтому они всеми средствами пытаются помочь индивидуальному пациенту.

Охраняющий или управляющий основной склад стремится к сохранению существующего, его регистрации, передачи, контролю и, если возможно, занесению в определенную систему ценностей. Этот склад часто встречается у бухгалтеров, библиотекарей и людей сходных профессий, а также у журналистов и дипломатов. Хороший журналист, например, дает информацию так объективно и систематично, как только можно, дипломат представляет свое правительство и не высказывает своего собственного мнения. Но я должен подчеркнуть, что я ни в коем случае не хотел бы представить эту установку негативно. Зыбкой становится основа всякого развития и прогресса, если существующее не поддерживается и не сохраняется. Систематически изученное прошлое является основой настоящего и исходным пунктом для будущего.

Творческий основной склад лишь изредка встречается в чистой форме, и прежде всего у художников. Творческий склад пронизывает шесть других, делает их жизненными и действенными. Творческий мыслитель, творческий организатор, творческий тип обслуживающего персонала, творческий реформатор и творческий управляющий привносят в основной склад свою мотивацию и делают из нее нечто личное. Только благодаря этому из индивидуальной биографии может возникнуть действительно организованный жизненный путь, который в противном случае остался бы пассивно переносимой судьбой. Дух проявляется в психике как творческое начало.

Основной склад представляет собой исконный элемент психической структуры. "Я" так же зависит от него, как музыкант от качества своего инструмента; оно должно уметь обращаться с ними и применять их. Психический склад соответствует физической конституции человека. "Я" должно и с конституцией считаться как с заданной величиной – в конце концов человек состоит из тела, души и духа. Хотя тем самым свобода индивидуума и ограничивается, но человек свободен в своем поведении, которое он противопоставляет этим условиям. Другими словами: "Я" остается свободным в отношении к своей конституции и основному складу, оно может само выбрать, каким образом поставить то и другое себе на службу для решения своих задач.

Адлер уже указывал на то, что физические недостатки могут быть компенсированы, это относится также и к душевному складу. Эта возможность проявляется в том, что "я" устанавливает свое отношение к жизни и к миру, делает свой выбор и позже может развить тот склад, который присутствует как потенциальная возможность.

Тот, кто вырос в определенной религии или мировоззрении, если он захочет их сохранить, также должен будет позднее заново приобрести их и завоевать. Потому что никому еще не было пользы от приверженцев свидетельства о крещении" в какой-либо религии или мировоззрении.

Позднее возможно также отказаться от веры или мировоззрения, в которых был воспитан и уже взрослым человеком решиться на что-то новое. Там, где люди делают такой шаг, несмотря на то, что это опасно из культурных или политический соображений, становится очевидным, что речь идет о"вопросе жизни и смерти" для их "Я". Снова и снова мы видим, что люди скорее готовы отдать жизнь, чем предать дух.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.