Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности 2 страница




Подобно налоговым органам, деятельность по налогообложе­нию осуществляет также в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела Государственный таможенный ко­митет РФ (ГТК) и входящие в его систему таможенные орга­ны. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, несут установленную законодательством ответствен­ность2. Таможенные органы осуществляют и иные функции фи­нансовой деятельности (распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их ис­пользованием и др.).

В систему таможенных органов помимо ГТК входят регио­нальные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящихся в централизованном подчинении.

В целях усиления государственной дисциплины в области на­логообложения созданы федеральные органы налоговой поли­ции. Они действуют на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»3. Это правоохрани-

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

1 СЗРФ. 2002. №1.Ст. 32.

2 См. Таможенный кодекс РФ // ВВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 47. Ст. 5341; 1999. № 7. Ст. 879; Налого­вый кодекс РФ. Часть первая. Ст. 34, 35.

3 ВВС РФ. 1993. №29. Ст. 1114; 1995. № 51. Ст. 4973; 2000. № 46. Ст. 4537. Предшественником его был Указ Президента РФ «О создании Главного уп­равления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ».

тельные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Определены задачи этих органов:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступ­лений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных на­логовых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, преду­преждение, выявление и пресечение коррупции в налогойых ор­ганах.

На основании Федерального закона от 17 декабря 1995 г. фе­деральные органы налоговой полиции получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям.

Федеральные органы налоговой полиции являются централизо­ванной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту систему входят: Федеральная служба налого­вой полиции на правах государственного комитета, территориаль­ные органы (управления) по субъектам Федерации и местные орга­ны налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).

Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Дирек­тор, который назначается на должность и освобождается от долж­ности Президентом РФ по представлению Председателя Прави­тельства РФ. Директор осуществляет общее руководство деятель­ностью федеральных органов налоговой полиции и ее координа­цию с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов.

В связи с необходимостью усиления государственного финан­сового контроля и предотвращения правонарушений в сфере фи­нансов и денежного обращения, в особенности легализации дохо­дов, полученных преступным путем, создан Комитет РФ по финансовому мониторингу1.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразова­ниями в сфере страховых отношений, в результате которых она перестала быть государственной монополией2, потребовалась

1 См.: Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251. Подробнее см. гл. 6. учебника.

' В этой сфере функции страхования осуществляют теперь государственные, а также и негосударственные страховые организации. Все они действуют на ком­мерческих началах.

112 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

перестройка организации и деятельности органов государствен­ного управления в этой сфере.

Указом Президента РФ «О Государственном страховом надзо­ре Российской Федерации»1 от 10 февраля 1992 г. был образован Государственный страховой надзор, органы которого заменили ранее действовавшую систему органов государственного страхова­ния (Госстрах) при Министерстве финансов РФ. Одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1992 г.2 создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) как акционерное общество на базе Правления госу­дарственного страхования РФ. Учредителем этой компании от имени государства выступил Государственный комитет РФ по уп­равлению государственным имуществом, который являлся дер­жателем 100% ее акций (часть из них в настоящее время реали­зована).

Впоследствии основные положения об организации государст­венного надзора за страховой деятельностью были закреплены в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании» (затем — Феде­ральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»)3.

Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Закону осуществляется в целях соблюдения требований законода­тельства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отноше­ний и государства.

Органы, осуществляющие государственный страховой надзор в РФ, действовали первоначально в лице Федеральной службы (Росстрахнадзора), подчиненной Правительству РФ4. Помимо центрального органа этой службы, были созданы территориаль­ные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев5.

В настоящее время на основании укйза Президента РФ функ­ции по надзору за страховой деятельностью переданы Министер-

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

.' ВВС РФ. 1992. №8. Ст. 379.

2 СП РФ. 1992. №7. Ст. 37.

3 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. 1. Ст. 4; 1999. № 29. Ст. 3703; №47. Ст. 5622.

См. Положение о Федеральной службе по надзору за страховой деятельнос­тью. Утверждено постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. // САПП. 1993. № 17. Ст. 1464.

-^ См. постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. «О территориаль­ных органах страхового надзора» // САПП. 1993. № 27. Ст. 2557.

ству финансов РФ1, в структуре которого создан Департамент страхового надзора2.

Основными функциями органов страхового надзора согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации» являются:

— выдача страховщикам лицензий на осуществление страхо­вой деятельности;

— ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых' брокеров;

— осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

Помимо них орган страхового надзора осуществляет также функции по организационно-правовому регулированию страхо­вой деятельности:

— устанавливает правила формирования и размещения стра­ховых резервов, показатели и формы учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

— разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, в том числе методику расчета соотношений между активами и при­нятыми обязательствами страховщика для обеспечения его пла­тежеспособности;

— обобщает практику страховой деятельности, разрабаты­вает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страхо­вании.

Таким образом, регулируется единый страховой рынок. Для осуществления функций органы страхового надзора имеют право:

— получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положе­нии;

— получать информацию, необходимую для выполнения воз­ложенных функций от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков;

См. Указ Президента РФ «О структуре органов исполнительной влас­ти»//СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.

2 См. постановление Правительства РФ от 4 августа 1998 г. «О совершенство­вании организационной структуры Министерства финансов Российской Федера­ции» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4006.

114 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

— проводить проверки соблюдения страховщиками законо­дательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности.

Органы страхового надзора вправе применять меры принуди­тельного воздействия:

при выявлении нарушений страховщиками требований зако­нодательства РФ о страховании давать им предписания по устра­нению нарушений;

приостанавливать или ограничивать действие лицензий в слу­чае невыполнения страховщиками данных им предписаний до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий.

В случае неоднократного нарушения страховщиком законода­тельства РФ органы страхового надзора вправе обращаться в ар­битражный суд с иском о его ликвидации.

Должностные лица органов страхового надзора обязаны со­блюдать коммерческую тайну страховых организаций.

Банки. Банковская система. Банки принято именовать кре­дитными органами в связи с тем, что характерной для них явля­ется деятельность именно по кредитованию. С ней связаны в той или иной мере все другие направления деятельности банков.

Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно изменились в 1990-х гг. Значительные - преобразования были произведены уже в 1987 г., когда три су­ществовавших в СССР банка (находившихся в государственной собственности) — Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторг­банк СССР — были реорганизованы, а именно, созданы банки, специализированные по отраслям народного хозяйства: Пром­стройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Вне­шэкономбанк СССР и для обслуживания населения — Сбер­банк СССР (при этом был сохранен Госбанк СССР как главный банк страны)1.

Все они по форме собственности остались государственными, а по условиям деятельности являлись коммерческими. В 1988 г. на основе Закона СССР «О кооперации»2 начали создаваться коопе­ративные банки, что положило начало формированию новой бан­ковской системы. Впоследствии, в 1990 г., специальное союзное

и российское законодательство1 в связи с намеченным переходом к рыночным отношениям в экономике закрепило принципиаль­ное изменение банковской системы. Банки перестали быть объ­ектом исключительно государственной собственности. Банков­скую систему СССР составили Государственный банк СССР как центральный банк страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы соб­ственности. По российскому законодательству также была уста­новлена двухуровневая банковская система: на одной1 уровне — Центральный банк РФ (Банк России), на другом — все остальные банки. Такая система существует в настоящее время.

Согласно действующему Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»2 банковская система РФ включает: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б) кредитные организа­ции, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на территории иностранного государства и признан банком по его законодательству.

Центральный банк РФ (Банк России)3 занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается суще­ственными особенностями4. Это главный банк Российской Феде­рации, он является государственной федеральной собственнос­тью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юридического лица. Однако получение прибыли, в отличие от коммерческих банков, не является целью деятельности Цент­рального банка РФ. Вместе с тем как экономически самостоятель­ное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет собствен-

1 См. О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздейст­вия на повышение эффективности экономики. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. // СП СССР. 1987. № 37. Ст. 121.

2 ВВС СССР. 1988. №22. Ст. 355.

' См. Законы СССР «О Государственном банке СССР» и «О банках и банков­ской деятельности» // ВВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1154, 1155; Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 356, 357.

2 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33. Ст. 3424.

3 См. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

4 На двойственную юридическую природу Государственного банка СССР как органа государственного управления и «предприятие, состоящее на хозяйствен­ном расчете и обладающее собственной, независимой от казны, юридической лич­ностью» обращал внимание М.М. Агарков. (См.:Агарков ММ. Основы банковско­го права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 26). Эти положения применимы и к Центральному банку России как главному государственному банку страны. Од­нако вопрос об организационной правовой форме Банка России в настоящее время является дискуссионным.

116 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

ных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюд­жет в размере 50%.

Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обяза­тельствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами.

С другой стороны, Центральный банк РФ выступает в качест­ве органа государственного регулирования, наделенного властны­ми полномочиями в области организации денежно-кредитных от­ношений. Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе согласно Конституции РФ. Его Председатель назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой. Кан­дидатуру для назначения представляет Президент РФ. Он же ста­вит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседа­ниях, Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют свою политику и проводят взаимные консульта­ции. Банк России взаимодействует также с Министерством фи­нансов РФ. В целях совершенствования денежно-кредитной сис­темы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, в состав которого входят представители палат Федерально­го Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, а также Председатель Банка России.

Банковская система с выделением особого положения Цент­рального банка в качестве государственного ведомства типична для современных экономически развитых государств1. Такие банки обычно действуют независимо от других органов государ­ственного управления и, как правило, подотчетны парламентам. Подобный опыт был воспринят в период перестройки банковской системы союзным и российским законодательством 1990 г. До

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

1 См.: Суровцева В.И. Центральный банк ФРГ и его денежная политика // Акционерный и банковский вестник. 1990. № 1. С. 19; Федоров Б. Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических госу­дарствах // Деньги и кредит. 1990. № 4. С. 47; Финансово-кредитный словарь. Т. III. M., 1988. С. 421; Основы законодательства капиталистических стран о бан­ковской системе. М., 1992. С. 52 и след; Тосунян Г. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995. С. 49—95; Олейник ОМ. Основы банковского права. М., 1997. С. 168—169.

этого Государственный банк СССР подчинялся Правительству СССР (а прежде — Министерству финансов СССР).

Основными целями деятельности Банка России являются: за­щита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупа­тельной способности и курса по отношению к иностранным валю­там; развитие и укрепление банковской системы Российской федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функци­онирования платежной системы. Соответственно этда целям Банк выполняет'функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведения расче­тов и банковских операций и осуществляет валютный контроль и др.

Монополией Центрального банка РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения.

Выполняя свои функции, Центральный банк РФ вступает в отношения с кредитными организациями (коммерческими банка­ми), которые выполняют операции по непосредственному денеж­но-кредитному обслуживанию предприятий, учреждений, орга­низаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, реализация которой возложена на Цент­ральный банк РФ.

При регулировании денежно-кредитных отношений Цент­ральный банк РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавли­вает обязательные для них нормативы: минимальный размер ус­тавного капитала; минимальный размер риска на одного заемщи­ка; минимальный размер резервов, создаваемых под риски, и др.

Центральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций (в лицензии Должны перечисляться операции, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгу регистрации банков, расположен­ных на территории РФ, осуществляет надзор за их деятельнос­тью1, проверяет соблюдение банками установленных для них нор­мативов и банковского законодательства. Банки представляют

Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» Центральному банку рекомендовано усилить надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений, обеспечив проведение комплексных проверок их деятельности не реже чем один Раз в два года // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 696.

118 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов

Центральному банку РФ бухгалтерскую и статистическую отчет­ность, необходимую для надзора.

В структуре центрального аппарата Банка России для осу­ществления надзорной деятельности создан Департамент бан­ковского надзора (ранее — Департамент по регулированию дея­тельности банков)1. В его состав входят управления: экономичес­кого анализа деятельности банков, регламентации банковского надзора, лицензирования деятельности банков и др.

Осуществляя полномочия по надзору, Центральный банк РФ при обнаружении нарушений банками законодательства, эконо­мических нормативов и др. вправе применять к ним меры воздей­ствия принудительного характера, давать обязательные для ис­полнения предписания об устранении нарушений, предъявлять учредителям требования о проведении мероприятий по финансо­вому оздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руко­водителей банка, взыскать штраф и др.

В пределах предоставленных полномочий Центральный банк РФ независим в своей деятельности, органы государственной власти и местного самоуправления в нее не вмешиваются.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для орга­нов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Если эти нормативные акты за­трагивают права, свободы или обязанности граждан, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

Центральный Банк РФ представляет собой единую централи­зованную систему с вертикальной структурой управления. В эту систему входят, помимо центрального аппарата, созданные в субъектах РФ территориальные учреждения Банка — главные управления по краям, областям и национальные банки по респуб­ликам2, а также расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения и другие учреждения и предприятия.

Кредитные организации как составная часть банковской сис­темы подразделяются на банки и небанковские кредитные орга­низации.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской дея­тельности» кредитная организацияэто юридическое лицо, ко-

1 См.: Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 7.

2 Подробнее см.: Бородина Н.М. Правовое регулирование деятельности тер­риториальных учреждений Центрального банка Российской Федерации. Саратов, 2001. С. 186.

торое для извлечения прибыли как основной цели своей деятель­ности на основании специального разрешения (лицензии) Цент­рального банка РФ имеет право осуществлять банковские опера­ции, предусмотренные названным законом.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, то есть является ком­мерческой организацией. Кредитные организации могут созда­вать союзы и ассоциации (не преследующие цели извлечения при­были) для защиты интересов и координации деятельности своих членов, а также холдинги и группы1.

Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности кредитной организации является извлечение при­были, чем Центральный банк РФ отличается от указанных орга­низаций. Заметим также, что Закон не относит Центральный банк РФ к кредитным организациям, выделяя их в особую систе­му. Деятельность Центробанка РФ и регулируется отдельным за­коном.

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокуп­ности следующие банковские операции, к которым Закон отно­сит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, сроч­ности, открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц.

В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).

Помимо перечисленных, кредитные организации вправе вы­полнять и другие банковские операции, а именно: осуществление расчетов, инкассацию денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной ва­люты, привлечение во вклады и размещение драгоценных метал­лов, выдачу банковских гарантий и др.

Кредитные организации вправе также совершать сделки, ука­занные в законе: выдачу поручительств за третьих лиц, довери­тельное управление денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и др. Им вместе с тем запре­щено заниматься производственной, торговой и страховой дея­тельностью.

См. ст. 3 и 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.

120 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

Контрольные вопросы

В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Они независи­мы от органов государственной власти и управления при приня­тии своих решений, связанных с проведением банковских опера­ций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистриро­ванных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников — юридичес­ких и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистриру­емых банков определяет Центральный банк РФ.

Отношения банков с клиентурой строятся на договорной осно­ве. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятель­ность кредитных организаций.

Кредитная организация по специально заключенному на кон­курсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять операции с государствен­ными и муниципальными финансовыми ресурсами — со средства­ми государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевое ис­пользование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Таким образом, деятель­ность кредитных организаций, помимо того, что она вообще способ­ствует функционированию финансовой системы страны, имеет и не­посредственное отношение к выполнению функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

По решению органов государственной власти создаются госу­дарственные кредитные организации (банки). Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительству РФ и Центральному банку РФ было поручено создать Российский банк развития в целях кредитования инвестиционных проектов. Уставный капитал Банка был определен в сумме до 3 млрд руб., для формирования которого выделяются средства из федерально­го бюджета.

Законодательство устанавливает перечень банков, в капитале которых возможно участие Центрального банка РФ. К таким бан­кам отнесены Сбербанк России, Внешторгбанк1, а также кредит-

ные организации, созданные на территориях иностранных госу­дарств, в частности — Донау-банк АГ, Вена; Коммерческий банк для Северной Европы — Евробанк, Париж и др. (ст. 8 Федераль­ного закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Это обеспечивает более эффективное проведе­ние Центральным банком РФ через данные банки государствен­ной денежно-кредитной политики.

В последнее время предпринимаются меры по совершенствова­нию банковской системы, в связи с чем были внесены соответствую­щие изменения в законодательство. Дальнейшее развитие банков­ской системы, пути ее реформирования определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.), утвержденной распо­ряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. (разд. 3, п. 3.1, 8.1). Цель данного реформирования — создание устойчивой банков­ской системы, способствующей развитию экономики в целом, совер­шенствование банковского регулирования и надзора1.

Органы управления государственных внебюджетных фондов. К ним относятся органы Пенсионного фонда РФ; Фонда социаль­ного страхования РФ; Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, по бо­лезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, получению бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с названными задачами в их ведении находят­ся государственные финансовые ресурсы, распределяемые по це­левому назначению.

Органы этих фондов составляют бюджеты соответствующих фондов, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в связи с формированием средств фондов2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что относится в сфере финансов к компетенции представительных органов государственной власти на основании Конституции РФ?

2. Каковы полномочия Президента РФ в области финансов? Каковы Функции его Экономического управления?

' Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 г.

1 СЗ РФ. 2001. №31. Ст. 3295.

2 См.: БК РФ, гл. 17; НК РФ, ст. 34, 35, а также Положение о Пенсионном Фонде // ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; Указ Президента РФ от 26 июня 1992 г. *0 фонде социального страхования Российской Федерации» // ВВС РФ. 1992. №28. Ст. 1641. Подробнее см. гл. 10 и 21.

122 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.

3. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере финансов?

4. Каковы функции и права Министерства финансов РФ?

5. Что входит в систему органов федерального казначейства, каковы его задачи и права?

6. Что представляет собой Российская финансовая корпорация? Ка­ковы ее функции и правовое положение?

7. Охарактеризуйте систему налоговых органов. Кому они подчиня­ются?

8. Каковы задачи, функции и права налоговых органов?

9. Какие санкции вправе применять налоговые органы?

10. Каковы задачи федеральных органов налоговой полиции, система этих органов, подчиненность?

11. Какие функции выполняет Комитет финансового мониторинга?

12. Какие органы осуществляют государственный страховой надзор, каковы их функции и права?

13. Что входит в банковскую систему РФ?

14. Что такое кредитная организация в соответствии с законодатель­ством?

15. На какие виды подразделяются кредитные организации?

16. Что понимается под банковскими операциями? Назовите их.

17. Какие взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерчески­ми банками установлены российским законодательством?

18. Каковы задачи, функции и права Центрального банка РФ, осо­бенности его правового положения?

19. В чем проявляется деятельность Центрального банка РФ как ор­гана государственного регулирования?

20. Каковы взаимоотношения Центрального банка РФ с органами го­сударственной власти и местного самоуправления?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.