КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельности 2 страница
Подобно налоговым органам, деятельность по налогообложению осуществляет также в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) и входящие в его систему таможенные органы. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, несут установленную законодательством ответственность2. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.). В систему таможенных органов помимо ГТК входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящихся в централизованном подчинении. В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции. Они действуют на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»3. Это правоохрани- § 2. Компетенция финансово-кредитных органов 1 СЗРФ. 2002. №1.Ст. 32. 2 См. Таможенный кодекс РФ // ВВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 47. Ст. 5341; 1999. № 7. Ст. 879; Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Ст. 34, 35. 3 ВВС РФ. 1993. №29. Ст. 1114; 1995. № 51. Ст. 4973; 2000. № 46. Ст. 4537. Предшественником его был Указ Президента РФ «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ». тельные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Определены задачи этих органов: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налогойых органах. На основании Федерального закона от 17 декабря 1995 г. федеральные органы налоговой полиции получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям. Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту систему входят: Федеральная служба налоговой полиции на правах государственного комитета, территориальные органы (управления) по субъектам Федерации и местные органы налоговой полиции (межрайонные отделы управлений). Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и ее координацию с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов. В связи с необходимостью усиления государственного финансового контроля и предотвращения правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности легализации доходов, полученных преступным путем, создан Комитет РФ по финансовому мониторингу1. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразованиями в сфере страховых отношений, в результате которых она перестала быть государственной монополией2, потребовалась 1 См.: Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251. Подробнее см. гл. 6. учебника. ' В этой сфере функции страхования осуществляют теперь государственные, а также и негосударственные страховые организации. Все они действуют на коммерческих началах. 112 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. перестройка организации и деятельности органов государственного управления в этой сфере. Указом Президента РФ «О Государственном страховом надзоре Российской Федерации»1 от 10 февраля 1992 г. был образован Государственный страховой надзор, органы которого заменили ранее действовавшую систему органов государственного страхования (Госстрах) при Министерстве финансов РФ. Одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1992 г.2 создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) как акционерное общество на базе Правления государственного страхования РФ. Учредителем этой компании от имени государства выступил Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, который являлся держателем 100% ее акций (часть из них в настоящее время реализована). Впоследствии основные положения об организации государственного надзора за страховой деятельностью были закреплены в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании» (затем — Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»)3. Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Закону осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений и государства. Органы, осуществляющие государственный страховой надзор в РФ, действовали первоначально в лице Федеральной службы (Росстрахнадзора), подчиненной Правительству РФ4. Помимо центрального органа этой службы, были созданы территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев5. В настоящее время на основании укйза Президента РФ функции по надзору за страховой деятельностью переданы Министер- § 2. Компетенция финансово-кредитных органов .' ВВС РФ. 1992. №8. Ст. 379. 2 СП РФ. 1992. №7. Ст. 37. 3 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4; 1999. № 29. Ст. 3703; №47. Ст. 5622. См. Положение о Федеральной службе по надзору за страховой деятельностью. Утверждено постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. // САПП. 1993. № 17. Ст. 1464. -^ См. постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора» // САПП. 1993. № 27. Ст. 2557. ству финансов РФ1, в структуре которого создан Департамент страхового надзора2. Основными функциями органов страхового надзора согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» являются: — выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; — ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых' брокеров; — осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков. Помимо них орган страхового надзора осуществляет также функции по организационно-правовому регулированию страховой деятельности: — устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; — разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, в том числе методику расчета соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика для обеспечения его платежеспособности; — обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании. Таким образом, регулируется единый страховой рынок. Для осуществления функций органы страхового надзора имеют право: — получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении; — получать информацию, необходимую для выполнения возложенных функций от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков; См. Указ Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти»//СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082. 2 См. постановление Правительства РФ от 4 августа 1998 г. «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4006. 114 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. § 2. Компетенция финансово-кредитных органов — проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. Органы страхового надзора вправе применять меры принудительного воздействия: при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании давать им предписания по устранению нарушений; приостанавливать или ограничивать действие лицензий в случае невыполнения страховщиками данных им предписаний до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий. В случае неоднократного нарушения страховщиком законодательства РФ органы страхового надзора вправе обращаться в арбитражный суд с иском о его ликвидации. Должностные лица органов страхового надзора обязаны соблюдать коммерческую тайну страховых организаций. Банки. Банковская система. Банки принято именовать кредитными органами в связи с тем, что характерной для них является деятельность именно по кредитованию. С ней связаны в той или иной мере все другие направления деятельности банков. Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно изменились в 1990-х гг. Значительные - преобразования были произведены уже в 1987 г., когда три существовавших в СССР банка (находившихся в государственной собственности) — Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР — были реорганизованы, а именно, созданы банки, специализированные по отраслям народного хозяйства: Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР и для обслуживания населения — Сбербанк СССР (при этом был сохранен Госбанк СССР как главный банк страны)1. Все они по форме собственности остались государственными, а по условиям деятельности являлись коммерческими. В 1988 г. на основе Закона СССР «О кооперации»2 начали создаваться кооперативные банки, что положило начало формированию новой банковской системы. Впоследствии, в 1990 г., специальное союзное и российское законодательство1 в связи с намеченным переходом к рыночным отношениям в экономике закрепило принципиальное изменение банковской системы. Банки перестали быть объектом исключительно государственной собственности. Банковскую систему СССР составили Государственный банк СССР как центральный банк страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы собственности. По российскому законодательству также была установлена двухуровневая банковская система: на одной1 уровне — Центральный банк РФ (Банк России), на другом — все остальные банки. Такая система существует в настоящее время. Согласно действующему Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»2 банковская система РФ включает: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на территории иностранного государства и признан банком по его законодательству. Центральный банк РФ (Банк России)3 занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями4. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юридического лица. Однако получение прибыли, в отличие от коммерческих банков, не является целью деятельности Центрального банка РФ. Вместе с тем как экономически самостоятельное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет собствен- 1 См. О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. // СП СССР. 1987. № 37. Ст. 121. 2 ВВС СССР. 1988. №22. Ст. 355. ' См. Законы СССР «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности» // ВВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1154, 1155; Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 356, 357. 2 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1998. № 31. Ст. 3829; 1999. № 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. № 26. Ст. 2586; № 33. Ст. 3424. 3 См. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 4 На двойственную юридическую природу Государственного банка СССР как органа государственного управления и «предприятие, состоящее на хозяйственном расчете и обладающее собственной, независимой от казны, юридической личностью» обращал внимание М.М. Агарков. (См.:Агарков ММ. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М., 1994. С. 26). Эти положения применимы и к Центральному банку России как главному государственному банку страны. Однако вопрос об организационной правовой форме Банка России в настоящее время является дискуссионным. 116 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. ных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет в размере 50%. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, так же как и банк не несет ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено федеральными законами. С другой стороны, Центральный банк РФ выступает в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе согласно Конституции РФ. Его Председатель назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой. Кандидатуру для назначения представляет Президент РФ. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях, Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют свою политику и проводят взаимные консультации. Банк России взаимодействует также с Министерством финансов РФ. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, в состав которого входят представители палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, а также Председатель Банка России. Банковская система с выделением особого положения Центрального банка в качестве государственного ведомства типична для современных экономически развитых государств1. Такие банки обычно действуют независимо от других органов государственного управления и, как правило, подотчетны парламентам. Подобный опыт был воспринят в период перестройки банковской системы союзным и российским законодательством 1990 г. До § 2. Компетенция финансово-кредитных органов 1 См.: Суровцева В.И. Центральный банк ФРГ и его денежная политика // Акционерный и банковский вестник. 1990. № 1. С. 19; Федоров Б. Г. Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах // Деньги и кредит. 1990. № 4. С. 47; Финансово-кредитный словарь. Т. III. M., 1988. С. 421; Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе. М., 1992. С. 52 и след; Тосунян Г. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995. С. 49—95; Олейник ОМ. Основы банковского права. М., 1997. С. 168—169. этого Государственный банк СССР подчинялся Правительству СССР (а прежде — Министерству финансов СССР). Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Соответственно этда целям Банк выполняет'функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций и осуществляет валютный контроль и др. Монополией Центрального банка РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обращения. Выполняя свои функции, Центральный банк РФ вступает в отношения с кредитными организациями (коммерческими банками), которые выполняют операции по непосредственному денежно-кредитному обслуживанию предприятий, учреждений, организаций и граждан в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой, реализация которой возложена на Центральный банк РФ. При регулировании денежно-кредитных отношений Центральный банк РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавливает обязательные для них нормативы: минимальный размер уставного капитала; минимальный размер риска на одного заемщика; минимальный размер резервов, создаваемых под риски, и др. Центральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций (в лицензии Должны перечисляться операции, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгу регистрации банков, расположенных на территории РФ, осуществляет надзор за их деятельностью1, проверяет соблюдение банками установленных для них нормативов и банковского законодательства. Банки представляют Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» Центральному банку рекомендовано усилить надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений, обеспечив проведение комплексных проверок их деятельности не реже чем один Раз в два года // СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 696. 118 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. § 2. Компетенция финансово-кредитных органов Центральному банку РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора. В структуре центрального аппарата Банка России для осуществления надзорной деятельности создан Департамент банковского надзора (ранее — Департамент по регулированию деятельности банков)1. В его состав входят управления: экономического анализа деятельности банков, регламентации банковского надзора, лицензирования деятельности банков и др. Осуществляя полномочия по надзору, Центральный банк РФ при обнаружении нарушений банками законодательства, экономических нормативов и др. вправе применять к ним меры воздействия принудительного характера, давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, предъявлять учредителям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руководителей банка, взыскать штраф и др. В пределах предоставленных полномочий Центральный банк РФ независим в своей деятельности, органы государственной власти и местного самоуправления в нее не вмешиваются. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Они обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Если эти нормативные акты затрагивают права, свободы или обязанности граждан, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В эту систему входят, помимо центрального аппарата, созданные в субъектах РФ территориальные учреждения Банка — главные управления по краям, областям и национальные банки по республикам2, а также расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, учебные заведения и другие учреждения и предприятия. Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — это юридическое лицо, ко- 1 См.: Деньги и кредит. 1994. № 2. С. 7. 2 Подробнее см.: Бородина Н.М. Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации. Саратов, 2001. С. 186. торое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, то есть является коммерческой организацией. Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации (не преследующие цели извлечения прибыли) для защиты интересов и координации деятельности своих членов, а также холдинги и группы1. Особо следует обратить внимание на то, что основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли, чем Центральный банк РФ отличается от указанных организаций. Заметим также, что Закон не относит Центральный банк РФ к кредитным организациям, выделяя их в особую систему. Деятельность Центробанка РФ и регулируется отдельным законом. Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции, к которым Закон относит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия). Помимо перечисленных, кредитные организации вправе выполнять и другие банковские операции, а именно: осуществление расчетов, инкассацию денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдачу банковских гарантий и др. Кредитные организации вправе также совершать сделки, указанные в законе: выдачу поручительств за третьих лиц, доверительное управление денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и др. Им вместе с тем запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. См. ст. 3 и 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности. 120 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. Контрольные вопросы В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Они независимы от органов государственной власти и управления при принятии своих решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников — юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ. Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций. Кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять операции с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами — со средствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций, помимо того, что она вообще способствует функционированию финансовой системы страны, имеет и непосредственное отношение к выполнению функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По решению органов государственной власти создаются государственные кредитные организации (банки). Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительству РФ и Центральному банку РФ было поручено создать Российский банк развития в целях кредитования инвестиционных проектов. Уставный капитал Банка был определен в сумме до 3 млрд руб., для формирования которого выделяются средства из федерального бюджета. Законодательство устанавливает перечень банков, в капитале которых возможно участие Центрального банка РФ. К таким банкам отнесены Сбербанк России, Внешторгбанк1, а также кредит- ные организации, созданные на территориях иностранных государств, в частности — Донау-банк АГ, Вена; Коммерческий банк для Северной Европы — Евробанк, Париж и др. (ст. 8 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Это обеспечивает более эффективное проведение Центральным банком РФ через данные банки государственной денежно-кредитной политики. В последнее время предпринимаются меры по совершенствованию банковской системы, в связи с чем были внесены соответствующие изменения в законодательство. Дальнейшее развитие банковской системы, пути ее реформирования определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. (разд. 3, п. 3.1, 8.1). Цель данного реформирования — создание устойчивой банковской системы, способствующей развитию экономики в целом, совершенствование банковского регулирования и надзора1. Органы управления государственных внебюджетных фондов. К ним относятся органы Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, по болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, получению бесплатной медицинской помощи. В соответствии с названными задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые по целевому назначению. Органы этих фондов составляют бюджеты соответствующих фондов, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в связи с формированием средств фондов2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что относится в сфере финансов к компетенции представительных органов государственной власти на основании Конституции РФ? 2. Каковы полномочия Президента РФ в области финансов? Каковы Функции его Экономического управления? ' Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 г. 1 СЗ РФ. 2001. №31. Ст. 3295. 2 См.: БК РФ, гл. 17; НК РФ, ст. 34, 35, а также Положение о Пенсионном Фонде // ВВС. 1992. № 5. Ст. 180; Указ Президента РФ от 26 июня 1992 г. *0 фонде социального страхования Российской Федерации» // ВВС РФ. 1992. №28. Ст. 1641. Подробнее см. гл. 10 и 21. 122 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр. 3. Каковы полномочия Правительства РФ в сфере финансов? 4. Каковы функции и права Министерства финансов РФ? 5. Что входит в систему органов федерального казначейства, каковы его задачи и права? 6. Что представляет собой Российская финансовая корпорация? Каковы ее функции и правовое положение? 7. Охарактеризуйте систему налоговых органов. Кому они подчиняются? 8. Каковы задачи, функции и права налоговых органов? 9. Какие санкции вправе применять налоговые органы? 10. Каковы задачи федеральных органов налоговой полиции, система этих органов, подчиненность? 11. Какие функции выполняет Комитет финансового мониторинга? 12. Какие органы осуществляют государственный страховой надзор, каковы их функции и права? 13. Что входит в банковскую систему РФ? 14. Что такое кредитная организация в соответствии с законодательством? 15. На какие виды подразделяются кредитные организации? 16. Что понимается под банковскими операциями? Назовите их. 17. Какие взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками установлены российским законодательством? 18. Каковы задачи, функции и права Центрального банка РФ, особенности его правового положения? 19. В чем проявляется деятельность Центрального банка РФ как органа государственного регулирования? 20. Каковы взаимоотношения Центрального банка РФ с органами государственной власти и местного самоуправления?
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |