Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая основа сертификации




Резюме по вопросу лицензирования

Перспективы совершенствования законодательства о лицензировании

Нельзя не упомянуть и о ближайших перспективах в совершенствовании законодательной базы в области лицензионной деятельности. В настоящее время Минэкономики России, по поручению Правительства Российской Федерации активно работает над созданием законопроекта "Об основах лицензирования отдельных видов деятельности".

Этот законопроект определяет правовые и организационные основы лицензирования и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области. Он защищает жизненно важные интересы личности, общества и государства и устанавливает государственный контроль за деятельностью в области лицензирования.

Законопроектом устанавливается разрешительный порядок осуществления отдельных видов деятельности и не допускается использование лицензирования в целях ограничения конкуренции или для создания доминирующего положения на рынке товаров и услуг.

Итак, можно сказать, что в настоящее время созданы и действуют следующие системы лицензирования:

1. Лицензирование деятельности предприятий с использованием сведений, составляющих государственную тайну - лицензии выдаются ФСБ России - на территории России, СВР России -за рубежом. Правовой основой лицензионной деятельности служит Закон Росийской Федерации "О госудраственой тайне" и Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. N 333.

2. Лицензирование деятельности в области защиты информации и работ, связанных с созданием средств защиты информации - лицензии выдаются Гостехкомиссией России и ФАПСИ в пределах их компетенции. Правовой основой лицензионной деятельности служит Указ Президента Российской Федерации 1992 года N 9, Закон Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи" и совместное Решение Гостехкомиссии России и ФАПСИ 1994 года N 10.

3. Лицензирование деятельности по оказанию услуг в области защиты государственной тайны - лицензии выдаются ФСБ России и ее территориальными органами, ФАПСИ, Гостехкомиссией России, СВР России в пределах прав, проедоставленных законами. Правовой основой лицензионной деятельноси служит Закон Российской Федерации "О государственой тайне" Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. N 333 и инструкции, подготавливаемые в настоящее время уполномоченными министерствами и ведомствами.

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в России введена обязательная сертификация товаров (работ, услуг), на которые установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращению вреда имуществу потребителей.

Одновременно с этим Законом введена в действие разработанная на основе международного опыта система сертификации ГОСТ-Р, которая устанавливает порядок работ по обязательной сертификации. Правовой основой этой системы является Закон Российской Федерации 1993 года N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг". Здесь же определены права, обязанности и ответственность участников процесса сертификации.

Необходимость сертификации средств защиты, применяемых при обработке информации, составляющей государственную тайну, закреплены в Законе Российской Федерации "О государственной тайне". Что же касается вопросов защиты служебной, экономической, профессиональной, и другой важной информации, то следует отметить, что на уровне законодательства они пока регулируются слабо. Вместе с тем, наличие у владельца информационной системы сертифицированных средств обработки информации является гарантией надежности ее защиты и дает ему преимущества при осуществлении страхования.

Как уже отмечалось, Распоряжением Президента N 829 определено, что Центральный аппарат Гостехкомиссии России обеспечивает работу по осуществлению сертификации систем и средств информатики и связи, средств защиты информации и контроля. Таким образом, Гостехкомиссия России является одним из элементов общесоюзной системы сертификации и выполняет свои функции в пределах своей компетенции.

Федеральными органами по сертификации определены: Гостехкомиссия России, ФАПСИ, ФСБ, Минобороны. Координация работ по организации сертификации этой продукции возложена на Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. Функции этой МВК Указом Президента Российской Федерации от 30 марта No 614, возложены на Гостехкомиссию России.

Логическим продолжением и развитием положений Закона "Об информации, информатизации и защите информации", затрагивающих проблему сертификации, становятся организационно-распорядительные документы, устанавливающие основные принципы и организационную структуру системы сертификации, а также правила и конкретный порядок сертификации.

Такие документы разработаны Гостехкомиссией России и зарегистрированы Госстандартом России за No РОСС RU.0001.01БИ00 в 1995 году как "Система сертификации средств защиты информации по требованиямбезопасности информации". Это прежде всего:

"Положение о сертификации продукции по требованиям безопасности информации",

"Положение об аккредитации экспертных комитетов и испытательных лабороторий по сертификации продукции по требованиям безопасности информации",

"Положение по аттестации объектов информатики по требованиям безопасности информации" и ряд других.

Существует также разработанная ФАПСИ и зарегистрированная Госстандартом России в 1993 году за N РОСС RU 0001.03001 "Система сертификации средств криптографической защиты информации (СКЗИ)", которая определяет порядок сертификации средств защиты информации, использующих шифрование и криптографию.

Зти системы сертификации технических и программных средств направлены на защиту интересов государства и государственного информационного ресурса, а также интересов и прав собственников и владельцев информации - предпринимателей и граждан России - потребителей продукции и услуг от недобросовестной работы исполнителей.

Освещая вопросы сертификации следует отметить, что до настоящего времени возникают вопросы о разграничении функций между Гостехкомиссией и ФАПСИ в обласит сертификации средств защиты информации в связи с выходом Указа Президента Российской Федерации от 3.04.95 г. N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации". В Гостехкомиссию России поступают запросы из министерств и ведомств, других государственных предприятий и организаций о порядке сертификации защищенных технических средств и средств защиты информации, а также лицензирования деятельности в области защиты информации.

Использование в Указе термина "защищенные технические средства хранения, обработки и передачи информации" дает возможность толкования исключительности функций ФАПСИ по отношению к другим органам, имеющим юридическое право на выполнение работ в области защиты информации.

Такое толкование нарушает определенное законодательством распределение функций в области защиты информации и противоречит положениям Законов Российской Федерации "О государственной тайне", "О федеральных органах правительственной связи и информации", "Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации" и ряда других нормативных документов.

Как уже отмечалось, Законом Российской Федерации "О государственной тайне" организация сертификации средств защиты информации возлагается на Гостехкомиссию России, ФСБ, ФАПСИ и Минобороны России. Координация же этих работ возложена на Межведомственную комиссию по защите государственной тайны. Иное может привести к монополизму в этой области и вызвать нежелательные явления.

Вместе с тем, в соответствии со своей компетенцией, установленной Законом Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации", органы ФАПСИ в рамках созданной ими системы сертификации могут проводить испытания только средств криптографии. Однако, защиту информации нельзя ограничить только криптографическими методами. Поэтому, говорить о возможности сертификации всех средств защиты в этой системе просто неправомочно.

Ясность по данному вопросу вносит вышеупомянутое Постановление Правительства Российской Федерации No 608. В нем говорится, что все средства защиты информации подлежат обязательной чертификации в рамках конкретных систем сертификации, которые создаются Федеральными органами по сертификации в пределах компетенции, определенной для них законодательными актами.

В настоящее время идет работа над Перечнями средств защиты информации, подлежащих серитфикации в конкретных Системах серитфикации. Эти Перечни, согласованные с МВК по защите государственной тайны, планируется ввести в действие до конца текущего года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.