КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные кадастры природных ресурсов и объектов. 2 страница
ОВОС организуется и проводится при подготовке: - концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планового отраслевого и территориального социально-экономического развития; - схем комплексного использования и охраны природных ресурсов; - градостроительной документации (проектов генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т. д.); - документации по созданию новой техники, материалов и веществ; - нормативной документации, регламентирующей организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности; - предпроектных обоснований инвестиций в строительство новых, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. При подготовке хозяйственных и иных решений, которая включает разработку нескольких видов обосновывающей документации,ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Определены требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на окружающую среду, заключающиеся в следующем. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены: цели реализации замысла или предполагаемого проекта; разумные альтернативы намечаемой деятельности; характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках; возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив; меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений; предложения по разработке программы мониторинга, реализации подготавливаемых решений после проектного экономического анализа.
Информирование общественности (общественные слушания и обсуждения) о намечаемой деятельности осуществляется с помощью непосредственного уведомления и использования средств массовой информации: газет, телевидения и радио. Оценка воздействия на окружающую среду приводится в целях: выбора политических, экономических, технических, организационных и иных решений, обеспечивающих устойчивый характер общественного развития, и разработки эффективных мер по предотвращению или снижению неблагоприятных последствий воздействия на окружающую среду от реализации этих решений; предоставления компетентным органам возможно более полной информации об экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствиях до санкционирования планируемой деятельности (действий); разрешения и предупреждения социально-экологических конфликтов в процессе подготовки и принятия решений об осуществлении на территории различных видов деятельности; предотвращения деградации окружающей среды и истощения природных ресурсов. При проведении ОВОС необходимо руководствоваться следующими принципами: интеграции (комплексности) - рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население не должно проводиться изолированно на всех стадиях процесса подготовки документов; альтернативности — оценка воздействий не может проводиться лишь по взятому варианту проекта; превентивности (упреждения) - ни один из этапов разработки проекта, включая самые разные, не может завершиться без подготовки ОВОС; приоритетности - никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий реализации проектов; достоверности - степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью взаимодействия для природы, населения и хозяйства; сохранения - планируемая деятельность не должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акватории, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов биосферы в сфере влияния осуществляемого проекта; совместимости - планируемая деятельность не должна иметь последствиями ухудшение качества жизни групп населения и наносить не компенсируемый ущерб другим видам деятельности; гибкости - процесс ОВОС может варьироваться по масштабам, глубине и виду анализа в зависимости от характера планируемой деятельности.
Информация об экологических и прочих последствиях планируемой деятельности не должна быть закрытой для общественности и всех заинтересованных лиц. Сфера деятельности ОВОС - она проводится с момента начала подготовки документации и распространяется на все виды деятельности, последствия которой оказывают прямое воздействие на окружающую среду, включая законотворчество; программирование и планирование социально-экономического развития макро уровня отдельных территорий, видов деятельности и их сочетания; гидростроительство; планирование и проектирование конкретных объектов и действий; производство новой продукции (материалов, веществ, техники и технологий); стандартизацию нормотворчества, разработку инструктивной методической документации. Требования о проведении ОВОС включаются в национальные процедуры при ратификации или принятии международных соглашений, если действия, производимые в соответствии с названными соглашениями, связаны с воздействием на окружающую среду.
Участники ОВОС (роль, обязанности и ответственность).Инициатор деятельности обеспечивает (предусматривает, организует, финансирует) все необходимые исследования (сбор информации, анализ, прогнозирование, оценку, оформление результатов) на всех этапах подготовки документации, Он обязан учитывать результаты ОВОС при выборе варианта предлагаемой деятельности и его обоснований, предоставлять все необходимые материалы компетентным органам в соответствии с утвержденным порядком и процедурами, выполнять условия и рекомендации, компетентных органов на всех этапах прохождения документации; несет ответственность за эффективность мер по предотвращению негативных воздействий. Автор документов по ОВОС должен гарантировать полноту, достоверность и объективность используемой информации. Право на разработку ОВОС предоставляется компетентным органам и подтверждается специальным сертификатом. В компетенцию соответствующих государственных органов входит: обеспечивать рассмотрение документации в соответствии с утвержденным порядком (процедурами), передавать инициатору всю имеющуюся информацию, необходимую для проведения ОВОС; при вынесении решений о продолжении разработки документации или санкционировании предлагаемой деятельности (действий) принимать во внимание результаты ОВОС и обосновывать любые отступления от рекомендаций, полученных в результате ОВОС и предыдущих рассмотрении, а также учитывать соответствие рассматриваемого проекта существующим планам развития территории; нести ответственность за принятие решения в соответствии с законодательством. ОВОС не может проводиться иначе как в четко установленной последовательности процедур (стадий процесса, которые должны быть закреплены в соответствующем нормативном акте). Этот процесс должен состоять из следующих стадий: выдача разрешений на экологопользование (в той или иной форме), начиная с ранних стадий инициирования деятельности с последующим контролем и наблюдением за реализацией разрешенных действий и выполнением гарантий ее безопасного осуществления; рассмотрение компетентными органами ОВОС, реализация, санкционирование и разрешение разногласий.
В свою очередь, каждая стадия этого процесса включает ряд действий, которые должны осуществляться также в определенной последовательности. Так, в процессе подготовки документов имеют место следующие этапы: предварительная оценка воздействия - проводится на ранних стадиях при обосновании необходимости и целесообразности планируемой деятельности и выборе способов ее осуществления с целью определения степени информации для ОВОС, подготовки «Уведомления о намерениях» и др.; детальная оценка воздействия - проводится одновременно с разработкой документации, и ее результаты участвуют в формировании и отборе вариантов на всех этапах разработки. Результатом работы должны быть: отобранный вариант для реализации или дальнейшей разработки, отчет об ОВОС, обоснование отобранного варианта, «Заявление о воздействии на окружающую среду» (ОВОС); общественные слушания - проводятся для выявления возможных экологических последствий, социально-экологических конфликтов и других факторов перед представлением документации для санкционирования деятельности в органы государственной власти и включают рассмотрение ОВОС, информирование заинтересованных сторон и общественности, оформление результатов слушаний. В процессе рассмотрения ОВОС происходит: определение экологических условий и требований - инициатор представляет в компетентные органы «Уведомление о намерениях» и проект «Заявления о воздействии на окружающую среду» (проект ОВОС) и получает необходимые для разработки документации «Экологические условия и требования»; согласование с органами государственного надзора - проводится на стадии выбора района осуществления деятельности или площадки размещения (в случае разработки документации на строительство хозяйственного объекта); государственная экологическая экспертиза документации - проводится Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды в соответствии со специально разработанными процедурами. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений в сфере экологопользования. А государственная экологическая экспертиза - это обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере экологопользования. Таким образом, государственная экологическая экспертиза есть форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС. Поэтому государственная экологическая экспертиза проводится после проведения ОВОС. 4. Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной деятельности Термин «экспертиза» происходит от латинского «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов. Как сказано в ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе», принятого Государственной Думой 19 июля 1995 г., экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах: - презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; - комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; - обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; - достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу; - независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; - гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; - ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. В Российской Федерации осуществляется государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Одним из основных рычагов государственного регулирования защиты окружающей среды и природных ресурсов России является организация и проведение государственной экологической экспертизы, главная цель которой - осуществление предупредительного контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной деятельности является одной из форм санкционирования государством тех или иных видов деятельности, пространственного размещения объектов, используемых в хозяйственной и иной деятельности. Эта экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества. Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с требованиями законодательстваРФ документация. Документация, выполненная без указанных требований, на государственную экологическую экспертизу, как правило, не принимается. Заключение экспертизы является официальным документом Минприроды РФ или его территориальных органов, подписанным его руководителем и завизированным руководителем соответствующего экспертного подразделения, содержащим отношение к выводам экспертной комиссии (группы). Заключение государственной экологической экспертизы по результатам рассмотрения документации, обосновывающей развитие объектов и видов деятельности, перечень которых утверждается федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экспертизы и подлежит опубликованию Минприродных ресурсов РФ или его территориальными органами в средствах массовой информации, за исключением случаев необходимости соблюдения государственной тайны. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является документом, подтверждающим: - соблюдение заказчиком намечаемой деятельности экологических требований при подготовке обосновывающей документации; - гарантии заказчика по выполнению экологических условий и реализации намечаемой им деятельности; - возможность открытия финансирования реализации проекта намечаемой деятельности. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик намечаемой деятельности с учетом ее выводов и рекомендаций имеет право пересмотреть обосновывающую документацию. Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территорииРФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов (ст. 33 Закона об охране окружающей среды), например, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике и технологиям; материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов; материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов и др. Как уже отмечалось, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» установил два уровня ее проведения: федеральный и субъектов РФ. Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат: 1) проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды; 2) материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе: - проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду; - проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; - проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности; - проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; - проекты схем расселения природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; - проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; - проекты комплексных схем охраны природы РФ. 3) технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельностиРФи другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, организаций, объем иностранных инвестиций, в которые превышает 500 тысяч долларов. 4) технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействияна окружающую среду в трансграничном контексте». 5) материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ. 6) проекты международных договоров. 7) документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции, и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов или отходов производства, находящихся в веденииРФ. 8) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых относится, в соответствии с законодательством РФ, к компетенции федеральных округов исполнительной власти, и др. (см. ст. 11 указанного Федерального закона). В ст. 12 этого же Закона закреплены объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ. К ним относятся: 1) проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды; 2) материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов РФ, и другие объекты, отнесенные к объектам экологической экспертизы федерального уровня, но преимущественно касающиеся объектов экологической экспертизы субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вне ведомственности в организации и проведении, широкой гласности и при участии общественности. Она является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду и экологическую безопасность общества. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными Минприродных ресурсов РФ и его подразделениями на местах: межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми этими органами совместно с органами Минздрава РФ, другими министерствами и ведомствами. Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ. Выводы экспертнойкомиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Работа экспертной комиссии завершается составлением заключения, в котором должна быть дана оценка и сделаны выводы о допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Положительное заключение экспертной комиссии является одним из документов, необходимых для открытия финансирования и кредитования, для осуществления деятельности по всем проектам и программам. • Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов федерального, республиканского и местного значения регулируется законодательством РФ и субъектов Федерации. Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица и иные работники, а также граждане несут ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством. Контроль за исполнением требований данного заключения осуществляется органами государственного экологического контроля. Можно классифицировать несколько основных направлений государственной экологической экспертизы: а) экспертиза предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории РФ. Так, при решении вопросов водопользования должны учитываться экспертные заключения Министерства природных ресурсов РФ и других компетентных органов; при экспертизе проектов планировки и застройки городов должно обеспечиваться соблюдение нормативных требований по очистке воды, защите атмосферы и т. п.; б) экспертиза проектов целевых федеральных социально-экономических и других программ, связанных с воздействием на окружающую среду, а также проектов федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов и т. п. Например, при планировке и застройке населенных пунктов жилые массивы должны размещаться таким образом, чтобы исключить или максимально снизить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения; в) экспертиза объектов, имеющих экологическое значение или влияющих на экологопользование. Законом установлено правило не допускать к производству новую технику, материалы, вещества, не отвечающие требованиям экологической безопасности населения. Все направления государственной экологической экспертизы осуществляются в виде двух основных форм экспертной работы: а) через государственную (надведомственную) экспертизу, проводимую органами Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и другими органами межотраслевой компетенции; б) через общественную экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении тех объектов, сведения о которых не составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Эта экспертиза проводится до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественные организации (объединения) имеют право: получать от заказчика надлежащую документацию для экологической экспертизы; участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы и др. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявлений общественных организаций (объединений) о ее проведении. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Эти заключения могут публиковаться в средствах массовой информации и передаваться всем заинтересованным лицам. Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с законодательством РФ.
Доцент кафедры
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |