Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов. 2 страница




ОВОС организуется и проводится при подготовке:

- концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планового отрас­левого и территориального социально-экономического развития;

- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

- градостроительной документации (проектов генеральных планов горо­дов, проектов и схем детальной планировки и т. д.);

- документации по созданию новой техники, материалов и веществ;

- нормативной документации, регламентирующей организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности;

- предпроектных обоснований инвестиций в строительство новых, рекон­струкцию, расширение и техническое перевооружение действующих хозяй­ственных и иных объектов и комплексов, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

При подготовке хозяйственных и иных решений, которая включает раз­работку нескольких видов обосновывающей документации,ОВОС прово­дится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздей­ствия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Определены требования к содержанию деятельности по оценке воздейст­вия на окружающую среду, заключающиеся в следующем.

Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по преду­преждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разра­ботчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены: цели реализации замысла или предполагаемого проекта; разумные альтернативы намечаемой деятельности; характеристика проектных и иных предложе­ний в контексте существующей экологической ситуации на конкретной тер­ритории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; сведения о состоянии окружающей среды на территории предпо­лагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих прост­ранственных и временных рамках; возможные последствия реализации на­мечаемой деятельности и ее альтернатив; меры и мероприятия по предотвра­щению неприемлемых для общества последствий осуществления принимае­мых решений; предложения по разработке программы мониторинга, реали­зации подготавливаемых решений после проектного экономического анализа.

Информирование общественности (общественные слушания и обсужде­ния) о намечаемой деятельности осуществляется с помощью непосредствен­ного уведомления и использования средств массовой информации: газет, те­левидения и радио.

Оценка воздействия на окружающую среду приводится в целях: выбора политических, экономических, технических, организационных и иных ре­шений, обеспечивающих устойчивый характер общественного развития, и разработки эффективных мер по предотвращению или снижению неблаго­приятных последствий воздействия на окружающую среду от реализации этих решений; предоставления компетентным органам возможно более пол­ной информации об экологических и связанных с ними социальных, эконо­мических и иных последствиях до санкционирования планируемой деятель­ности (действий); разрешения и предупреждения социально-экологических конфликтов в процессе подготовки и принятия решений об осуществлении на территории различных видов деятельности; предотвращения деградации окружающей среды и истощения природных ресурсов.

При проведении ОВОС необходимо руководствоваться следующими принципами: интеграции (комплексности) - рассмотрение вопросов воздей­ствия на природу, хозяйство и население не должно проводиться изолиро­ванно на всех стадиях процесса подготовки документов; альтернативности — оценка воздействий не может проводиться лишь по взятому варианту проек­та; превентивности (упреждения) - ни один из этапов разработки проекта, включая самые разные, не может завершиться без подготовки ОВОС; при­оритетности - никакие соображения не должны служить основанием для иг­норирования экологических последствий реализации проектов; достоверно­сти - степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью взаимодействия для при­роды, населения и хозяйства; сохранения - планируемая деятельность не должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акватории, а также к ухудше­нию жизненно важных свойств природных комплексов биосферы в сфере влияния осуществляемого проекта; совместимости - планируемая деятель­ность не должна иметь последствиями ухудшение качества жизни групп на­селения и наносить не компенсируемый ущерб другим видам деятельности; гибкости - процесс ОВОС может варьироваться по масштабам, глубине и виду анализа в зависимости от характера планируемой деятельности.

Информация об экологических и прочих последствиях планируемой де­ятельности не должна быть закрытой для общественности и всех заинтересо­ванных лиц.

Сфера деятельности ОВОС - она проводится с момента начала подготов­ки документации и распространяется на все виды деятельности, последствия которой оказывают прямое воздействие на окружающую среду, включая за­конотворчество; программирование и планирование социально-экономиче­ского развития макро уровня отдельных территорий, видов деятельности и их сочетания; гидростроительство; планирование и проектирование конкрет­ных объектов и действий; производство новой продукции (материалов, ве­ществ, техники и технологий); стандартизацию нормотворчества, разработ­ку инструктивной методической документации.

Требования о проведении ОВОС включаются в национальные процедуры при ратификации или принятии международных соглашений, если дейст­вия, производимые в соответствии с названными соглашениями, связаны с воздействием на окружающую среду.

Участники ОВОС (роль, обязанности и ответственность).Инициатор де­ятельности обеспечивает (предусматривает, организует, финансирует) все необходимые исследования (сбор информации, анализ, прогнозирование, оценку, оформление результатов) на всех этапах подготовки документации, Он обязан учитывать результаты ОВОС при выборе варианта предлагаемой деятельности и его обоснований, предоставлять все необходимые материалы компетентным органам в соответствии с утвержденным порядком и проце­дурами, выполнять условия и рекомендации, компетентных органов на всех этапах прохождения документации; несет ответственность за эффективность мер по предотвращению негативных воздействий.

Автор документов по ОВОС должен гарантировать полноту, достовер­ность и объективность используемой информации. Право на разработку ОВОС предоставляется компетентным органам и подтверждается специаль­ным сертификатом.

В компетенцию соответствующих государственных органов входит: обес­печивать рассмотрение документации в соответствии с утвержденным по­рядком (процедурами), передавать инициатору всю имеющуюся информа­цию, необходимую для проведения ОВОС; при вынесении решений о продолжении разработки документации или санкционировании предлагае­мой деятельности (действий) принимать во внимание результаты ОВОС и обосновывать любые отступления от рекомендаций, полученных в результа­те ОВОС и предыдущих рассмотрении, а также учитывать соответствие рас­сматриваемого проекта существующим планам развития территории; нести ответственность за принятие решения в соответствии с законодательством.

ОВОС не может проводиться иначе как в четко установленной последо­вательности процедур (стадий процесса, которые должны быть закреплены в соответствующем нормативном акте). Этот процесс должен состоять из сле­дующих стадий: выдача разрешений на экологопользование (в той или иной форме), начиная с ранних стадий инициирования деятельности с последую­щим контролем и наблюдением за реализацией разрешенных действий и вы­полнением гарантий ее безопасного осуществления; рассмотрение компе­тентными органами ОВОС, реализация, санкционирование и разрешение разногласий.

В свою очередь, каждая стадия этого процесса включает ряд действий, которые должны осуществляться также в определенной последовательности. Так, в процессе подготовки документов имеют место следующие этапы:

предварительная оценка воздействия - проводится на ранних стадиях при обосновании необходимости и целесообразности планируемой деятель­ности и выборе способов ее осуществления с целью определения степени информации для ОВОС, подготовки «Уведомления о намерениях» и др.;

детальная оценка воздействия - проводится одновременно с разработкой документации, и ее результаты участвуют в формировании и отборе вариан­тов на всех этапах разработки. Результатом работы должны быть: отобран­ный вариант для реализации или дальнейшей разработки, отчет об ОВОС, обоснование отобранного варианта, «Заявление о воздействии на окружаю­щую среду» (ОВОС);

общественные слушания - проводятся для выявления возможных эколо­гических последствий, социально-экологических конфликтов и других фак­торов перед представлением документации для санкционирования деятель­ности в органы государственной власти и включают рассмотрение ОВОС, информирование заинтересованных сторон и общественности, оформление результатов слушаний.

В процессе рассмотрения ОВОС происходит:

определение экологических условий и требований - инициатор пред­ставляет в компетентные органы «Уведомление о намерениях» и проект «За­явления о воздействии на окружающую среду» (проект ОВОС) и получает необходимые для разработки документации «Экологические условия и тре­бования»;

согласование с органами государственного надзора - проводится на стадии выбора района осуществления деятельности или площадки размещения (в слу­чае разработки документации на строительство хозяйственного объекта);

государственная экологическая экспертиза документации - проводится Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды в соответст­вии со специально разработанными процедурами.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это процедура уче­та экологических требований при подготовке и принятии решений в сфере экологопользования. А государственная экологическая экспертиза - это обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решений в сфере экологопользования. Таким образом, государ­ственная экологическая экспертиза есть форма контроля за соблюдением правил проведения ОВОС. Поэтому государственная экологическая экспер­тиза проводится после проведения ОВОС.

4. Государственная экологическая экспертиза

производственно-хозяйственной и иной деятельности

Термин «экспертиза» происходит от латинского «опытный». Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосред­ственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов.

Как сказано в ст. 1 Федерального закона «Об экологической эксперти­зе», принятого Государственной Думой 19 июля 1995 г., экологическая экс­пертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реа­лизации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения воз­можных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

- пре­зумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государствен­ной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружа­ющую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последст­вий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при про­ведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в об­ласти экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных органи­заций (объединений), учета общественного мнения; научной обоснованнос­ти, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Одним из основных рычагов государственного регулирования защиты окружающей среды и природных ресурсов России является организация и проведение государственной экологической экспертизы, главная цель кото­рой - осуществление предупредительного контроля в области охраны окру­жающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйст­венной и иной деятельности является одной из форм санкционирования го­сударством тех или иных видов деятельности, пространственного размеще­ния объектов, используемых в хозяйственной и иной деятельности. Эта экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества.

Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с тре­бованиями законодательстваРФ документация. Документация, выполнен­ная без указанных требований, на государственную экологическую экспер­тизу, как правило, не принимается.

Заключение экспертизы является официальным документом Минприроды РФ или его территориаль­ных органов, подписанным его руководителем и завизированным руководи­телем соответствующего экспертного подразделения, содержащим отноше­ние к выводам экспертной комиссии (группы).

Заключение государственной экологической экспертизы по результатам рассмотрения документации, обосновывающей развитие объектов и видов деятельности, перечень которых утверждается федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экспертизы и подле­жит опубликованию Минприродных ресурсов РФ или его территориальными органами в средствах массовой информации, за ис­ключением случаев необходимости соблюдения государственной тайны.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является документом, подтверждающим:

- соблюдение заказчиком намечаемой деятельности экологических требо­ваний при подготовке обосновывающей документации;

- гарантии заказчика по выполнению экологических условий и реализации намечаемой им деятельности;

- возможность открытия финансирования реализации проекта намечаемой деятельности.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик намечаемой деятельности с учетом ее выводов и реко­мендаций имеет право пересмотреть обосновывающую документацию.

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплано­вые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территорииРФ, независимо от их сметной сто­имости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов (ст. 33 Закона об охране окружающей среды), на­пример, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике и технологиям; материалы по созданию совместных с иностранными фирма­ми предприятий, деятельность которых связана с использованием природ­ных ресурсов; материалы экологических обоснований лицензий и сертифи­катов и др.

Как уже отмечалось, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» установил два уровня ее проведения: федеральный и субъектов РФ.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

1) проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характе­ра, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ок­ружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламен­тирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

2) материалы, подлежащие утверждению органами государственной вла­сти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе:

- проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономичес­ких, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;

- проекты генеральных планов развития территорий свободных экономи­ческих зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

- проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

- проекты генеральных схем расселения, природопользования и террито­риальной организации производительных сил РФ;

- проекты схем расселения природопользования и территориальной орга­низации производительных сил крупных регионов и национально-государ­ственных образований;

- проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых уча­ствует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

- проекты комплексных схем охраны природы РФ.

3) технико-экономические обоснования и проекты строительства, рекон­струкции, расширения технического перевооружения, консервации и лик­видации организаций и иных объектов хозяйственной деятельностиРФи другие проекты, независимо от их сметной стоимости, ведомственной при­надлежности и форм собственности, осуществление которых может ока­зать воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы по созданию гражданами или юриди­ческими лицами РФ с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, организаций, объем иностранных инвестиций, в которые превышает 500 тысяч долларов.

4) технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной дея­тельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду со­предельных государств или для осуществления которой необходимо исполь­зование общих с сопредельными государствами природных объектов или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Кон­венцией об оценке воздействияна окружающую среду в трансграничном контексте».

5) материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабаты­вающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ.

6) проекты международных договоров.

7) документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции, и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие ис­пользование природных ресурсов или отходов производства, находящихся в веденииРФ.

8) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, выдача которых от­носится, в соответствии с законодательством РФ, к компетенции федераль­ных округов исполнительной власти, и др. (см. ст. 11 указанного Федераль­ного закона).

В ст. 12 этого же Закона закреплены объекты государственной экологи­ческой экспертизы уровня субъектов РФ. К ним относятся:

1) проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация ко­торых может привести к негативному воздействию на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, ут­верждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламенти­рующих хозяйственную и иную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

2) материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и разме­щения производительных сил на территории субъектов РФ, и другие объек­ты, отнесенные к объектам экологической экспертизы федерального уровня, но преимущественно касающиеся объектов экологической экспертизы субъ­ектов РФ.

Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принци­пах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вне ведомственности в организации и проведении, широкой гласности и при участии общественности. Она является обязатель­ной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйст­венного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздей­ствие на окружающую природную среду и экологическую безопасность общества.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными ко­миссиями, образованными Минприродных ресурсов РФ и его подразделениями на местах: межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми этими органами совместно с орга­нами Минздрава РФ, другими министерствами и ведомствами.

Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законо­дательством РФ.

Выводы экспертнойкомиссии могут быть обжалованы в суд или арбит­ражный суд.

Работа экспертной комиссии завершается составлением заключения, в ко­тором должна быть дана оценка и сделаны выводы о допустимости и возмож­ности принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.

Положительное заключение экспертной комиссии является одним из до­кументов, необходимых для открытия финансирования и кредитования, для осуществления деятельности по всем проектам и программам. • Порядок проведения государственной экологической экспертизы объек­тов федерального, республиканского и местного значения регулируется за­конодательством РФ и субъектов Федерации.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должност­ные лица и иные работники, а также граждане несут ответственность за не­выполнение требований заключения государственной экологической экс­пертизы в соответствии с действующим законодательством. Контроль за исполнением требований данного заключения осуществляется органами го­сударственного экологического контроля.

Можно классифицировать несколько основных направлений государст­венной экологической экспертизы:

а) экспертиза предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства на территории РФ. Так, при решении вопросов водопользования должны учитываться эксперт­ные заключения Министерства природных ресурсов РФ и других компетент­ных органов; при экспертизе проектов планировки и застройки городов должно обеспечиваться соблюдение нормативных требований по очистке воды, защите атмосферы и т. п.;

б) экспертиза проектов целевых федеральных социально-экономических и других программ, связанных с воздействием на окружающую среду, а так­же проектов федеральных комплексных схем охраны и использования зе­мельных, водных, лесных и других природных ресурсов и т. п. Например, при планировке и застройке населенных пунктов жилые массивы должны размещаться таким образом, чтобы исключить или максимально снизить не­благоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения;

в) экспертиза объектов, имеющих экологическое значение или влияю­щих на экологопользование. Законом установлено правило не допускать к производству новую технику, материалы, вещества, не отвечающие требова­ниям экологической безопасности населения. Все направления государственной экологической экспертизы осуществ­ляются в виде двух основных форм экспертной работы:

а) через государственную (надведомственную) экспертизу, проводимую органами Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и другими органами межотраслевой компетенции;

б) через общественную экологическую экспертизу.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, общественными органи­зациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том чис­ле организация и проведение экологической экспертизы, и которые зареги­стрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отноше­нии тех объектов, сведения о которых не составляют государственную, ком­мерческую и иную охраняемую законом тайну. Эта экспертиза проводится до государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.

Общественные организации (объединения) имеют право: получать от за­казчика надлежащую документацию для экологической экспертизы; участ­вовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и прово­димом ими обсуждении заключений общественной экологической экспер­тизы и др.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии го­сударственной регистрации заявлений общественных организаций (объеди­нений) о ее проведении. Заключение общественной экологической экспер­тизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экс­пертизы. Эти заключения могут публиковаться в средствах массовой инфор­мации и передаваться всем заинтересованным лицам.

Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответ­ственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в со­ответствии с законодательством РФ.

 

Доцент кафедры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.