КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и общая характеристика экологического управления
Управление как социальное явление представляет собой процесс упорядочения каких-либо отношений для достижения определенных целей. В зависимости от классификационных признаков существует несколько видов управления. По направлениям деятельности различают политическое, социально-экономическое, экологическое управление. Управление также выступает в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). Государственное и муниципальное виды управления близки по своей природе, поскольку, во-первых, их можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления. Непосредственно текущую управленческую деятельность реализуют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Роль и значение государственного управления в жизни общества трудно переоценить, поскольку государство, государственность (а наличие государственного управления есть неотъемлемая черта государства) «остаются пока единственным всеобъемлющим арсеналом средств организационного воздействия на упорядочение социальных процессов, на постановку целей и реализацию механизмов их достижения»[1]. Государственное экологическое управление, являясь составной частью государственного управления социально-экономическим развитием страны, а в идеале и его коррелятором, в то же время обладает рядом специфических черт. Как и любой иной вид социального управления, государственное экологическое управление характеризуется в первую очередь наличием объекта и субъектов управленческой деятельности, содержанием (функциями), формами и методами его реализации. Государственное экологическое управление представляет собой процесс воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеющей своей задачей их упорядочение, координацию и развитие для достижения определенных целей — поддержания оптимального состояния окружающей среды, ее оздоровления, рационального использования природных ресурсов и в конечном счете создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей. Таким образом, объектом экологического управления выступает деятельность субъектов права (будущая и настоящая), связанная с воздействиями на окружающую среду. Объект государственного экологического управления должен рассматриваться через призму объекта экологического права как отрасли права и применительно к исследуемому институту включать те общественные отношения, в которых участвуют субъекты управления, — имущественные отношения, возникающие при предоставлении природных объектов в пользование или собственность; отношения в области природопользования, поддержания качества окружающей среды, ликвидации последствий антропогенной деятельности и негативных природных явлений; некоторые отношения, связанные с применением мер юридической ответственности. Субъектами государственного экологического управления, т. е. органами, наделенными административно-властными полномочиями, выступают органы исполнительной власти, а в некоторых случаях и органы местного самоуправления. Содержание данного вида деятельности представлено функциями — направлениями деятельности, реализуемой субъектами государственного экологического управления. Под формами государственного управления понимается внешнее выражение деятельности субъектов управления. Они подразделяются, например, на правовые и неправовые (организационные). Формы государственного управления представляют собой нормативные правовые акты и акты индивидуального характера. По содержанию они могут быть процессуальными и материальными. Их делят также на коллегиальные и индивидуальные; регулятивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные. Под методами государственного управления имеются в виду способы управленческого воздействия или средства реализации функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Как правило, их делят на экономические и внеэкономические[2]. В основе государственного экологического управления лежат общеправовые принципы, принципы, присущие системе государственного управления социально-экономическим развитием, а также специфические принципы, вытекающие из объективных законов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления. К принципам управления относятся принципы законности, федерализма, местного самоуправления, принцип вертикальной соподчиненности, принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологическую безопасность на соответствующих территориях и др. К принципам экологического управления относятся также иные принципы, предусмотренные ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», например принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды и др. К специфическим принципам охраны окружающей среды и управления данной областью общественных отношений относится принцип учета природных условий. Он иногда выступает в виде экосистемного принципа, суть которого заключается в том, что для некоторых природных объектов устанавливается система государственного управления с учетом их географического расположения (по водным бассейнам, крупным месторождениям полезных ископаемых и т. д.). Основная особенность системы управления указанными объектами состоит в ее межтерриториальном характере. Муниципальное экологическое управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством, причем их объем зависит от вида муниципального образования. Так, ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относит организацию мероприятий по охране окружающей среды и полномочия в области обращения с отходами производства и потребления. Ряд управленческих полномочий органов местного самоуправления, например в области муниципального земельного контроля, установлен Земельным кодексом РФ. Лесным кодексом РФ вводится муниципальный лесной контроль и надзор. Общественное экологическое управление основывается на принципах, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это принцип обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды наряду с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами общественных и иных некоммерческих объединений, а также принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. Их права и обязанности при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды предусмотрены ст. 12 названного Закона, другими законодательными и подзаконными актами, уставами указанных общественных формирований. Производственное экологическое управление основывается на принципе, закрепленном в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», — обязательности участия, в том числе юридических лиц, в деятельности по охране окружающей среды. Юридические лица как основная и наиболее многочисленная группа субъектов права природопользования в первую очередь обязаны соблюдать требования по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, содержащиеся в экологическом законодательстве. Из смысла п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что ряд субъектов хозяйственной и иной деятельности обязаны создавать собственные экологические службы, а также возлагать соответствующие обязанности на отдельных работников.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |