Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика экологического управления




 

Управление как социальное явление представляет собой про­цесс упорядочения каких-либо отношений для достижения опре­деленных целей.

В зависимости от классификационных признаков существует несколько видов управления.

По направлениям деятельности различают политическое, со­циально-экономическое, экологическое управление.

Управление также выступает в виде государственного, муници­пального, общественного управления, управления в хозяйствую­щих субъектах (производственное управление). Государственное и муниципальное виды управления близки по своей природе, по­скольку, во-первых, их можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вто­рых, органам местного самоуправления передан ряд функций госу­дарственного управления, что само по себе не позволяет противо­поставлять эти два вида управления.

Непосредственно текущую управленческую деятельность реа­лизуют органы исполнительной власти и органы местного само­управления.

Роль и значение государственного управления в жизни общест­ва трудно переоценить, поскольку государство, государственность (а наличие государственного управления есть неотъемлемая черта государства) «остаются пока единственным всеобъемлющим арсе­налом средств организационного воздействия на упорядочение со­циальных процессов, на постановку целей и реализацию механиз­мов их достижения»[1].

Государственное экологическое управление, являясь состав­ной частью государственного управления социально-экономиче­ским развитием страны, а в идеале и его коррелятором, в то же вре­мя обладает рядом специфических черт.

Как и любой иной вид социального управления, государствен­ное экологическое управление характеризуется в первую очередь наличием объекта и субъектов управленческой деятельности, со­держанием (функциями), формами и методами его реализации.

Государственное экологическое управление представляет собой процесс воздействия на общественные отношения, складывающие­ся в сфере взаимодействия общества и природы, имеющей своей задачей их упорядочение, координацию и развитие для достиже­ния определенных целей — поддержания оптимального состояния окружающей среды, ее оздоровления, рационального использова­ния природных ресурсов и в конечном счете создания благоприят­ных условий для жизнедеятельности людей.

Таким образом, объектом экологического управления выступа­ет деятельность субъектов права (будущая и настоящая), связан­ная с воздействиями на окружающую среду.

Объект государственного экологического управления должен рассматриваться через призму объекта экологического права как отрасли права и применительно к исследуемому институту вклю­чать те общественные отношения, в которых участвуют субъекты управления, — имущественные отношения, возникающие при пре­доставлении природных объектов в пользование или собствен­ность; отношения в области природопользования, поддержания качества окружающей среды, ликвидации последствий антропо­генной деятельности и негативных природных явлений; некоторые отношения, связанные с применением мер юридической ответ­ственности.

Субъектами государственного экологического управления, т. е. органами, наделенными административно-властными полно­мочиями, выступают органы исполнительной власти, а в некото­рых случаях и органы местного самоуправления.

Содержание данного вида деятельности представлено функ­циями — направлениями деятельности, реализуемой субъектами государственного экологического управления.

Под формами государственного управления понимается внеш­нее выражение деятельности субъектов управления. Они подраз­деляются, например, на правовые и неправовые (организацион­ные). Формы государственного управления представляют собой нормативные правовые акты и акты индивидуального характера. По содержанию они могут быть процессуальными и материальны­ми. Их делят также на коллегиальные и индивидуальные; регуля­тивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные.

Под методами государственного управления имеются в виду способы управленческого воздействия или средства реализации функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Как правило, их делят на экономические и внеэкономические[2].

В основе государственного экологического управления лежат общеправовые принципы, принципы, присущие системе государ­ственного управления социально-экономическим развитием, а так­же специфические принципы, вытекающие из объективных зако­нов развития общества и природы и учитываемые при организации процесса управления.

К принципам управления относятся принципы законности, фе­дерализма, местного самоуправления, принцип вертикальной соподчиненности, принцип ответственности органов государствен­ной власти Российской Федерации, органов государственной влас­ти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологическую безопасность на соответствующих территориях и др.

К принципам экологического управления относятся также иные принципы, предусмотренные ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», например принцип научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчиво­го развития и благоприятной окружающей среды и др.

К специфическим принципам охраны окружающей среды и управления данной областью общественных отношений относится принцип учета природных условий. Он иногда выступает в виде экосистемного принципа, суть которого заключается в том, что для некоторых природных объектов устанавливается система государ­ственного управления с учетом их географического расположения (по водным бассейнам, крупным месторождениям полезных иско­паемых и т. д.). Основная особенность системы управления ука­занными объектами состоит в ее межтерриториальном характере.

Муниципальное экологическое управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления в пределах полно­мочий, установленных законодательством, причем их объем зависит от вида муниципального образования. Так, ст. 7 Федерального зако­на «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относит организацию мероприятий по охране окружающей среды и полномочия в области обращения с отходами производства и по­требления. Ряд управленческих полномочий органов местного са­моуправления, например в области муниципального земельного контроля, установлен Земельным кодексом РФ. Лесным кодексом РФ вводится муниципальный лесной контроль и надзор.

Общественное экологическое управление основывается на принципах, закрепленных в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это принцип обязательности участия в дея­тельности по охране окружающей среды наряду с органами государ­ственной власти Российской Федерации, органами государствен­ной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправле­ния, юридическими лицами общественных и иных некоммерческих объединений, а также принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окру­жающей среды. Их права и обязанности при осуществлении дея­тельности в области охраны окружающей среды предусмотрены ст. 12 названного Закона, другими законодательными и подзакон­ными актами, уставами указанных общественных формирований.

Производственное экологическое управление основывается на принципе, закрепленном в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», — обязательности участия, в том числе юриди­ческих лиц, в деятельности по охране окружающей среды. Юридиче­ские лица как основная и наиболее многочисленная группа субъектов права природопользования в первую очередь обязаны соблюдать тре­бования по охране окружающей среды и рациональному природо­пользованию, содержащиеся в экологическом законодательстве. Из смысла п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что ряд субъектов хозяйственной и иной деятельно­сти обязаны создавать собственные экологические службы, а также возлагать соответствующие обязанности на отдельных работников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.