КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок предоставления природного объекта в пользование
Право природопользования в РФ и его содержание. Природные ресурсы. Природный объект. Классификация экологических систем. Объекты экологического права. План ЛЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Рассмотрено на заседании предметно-методической секции №2 Протокол № 1 от «22» сентября 2010 года Подполковник внутренней службы кандидат биологических наук С.Н. Рыбина Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказания»
КАФЕДРА: Гражданско-правовых дисциплин
КУРС: Экологическое право
по теме 3-4: «Право собственности на природные объекты и природные ресурсы и иных объектов. Право природопользования. Понятие, виды права природопользования».
Время: 2 часа
Владимир, 2010 2.Право собственности на природные ресурсы и объекты в РФ. 2.1.Природные ресурсы. 2.2 Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты. 2.3. Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы. 2.4. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты.
Литература: 1. Конституция РФ ст. 9, 36, 72. М, 1993 г. 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: федер. заокон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 2. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147. 3. Водный кодекс Российской Федерации: федер. заон от 3 июня 2006 г. № 74- ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381. 4. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278. 5. О животном мире: федер. закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462. 6. О континентальном шельфе Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4694, 7. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. 8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (ч. I). – Ст. 3448. 9. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (вступает в силу с 1 января 2010 г.): федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ 10. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской федерации: федер. закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 20. – Ст. 1972. 11. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133. 12. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82- ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930. 13. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 // ВСНД. – 1992. – №32 14. О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140. 15. Дубовик, О.Л. Экологическое право / О.Л. Дубовик. – М., 2007. 16. Боголюбов, С.А. Защита прав на природныересурсы. Научно-практическое пособие./ С.А. Боголюбов. – М.: Юрайт, 2008. 17. Калинин, Н.И. Права на землю. Информационно-справочные материалы / Н.И. Калинин. – М., 2004. 18. Миргазизова, Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации / Р.Н. Миргазизова. – Новосибирск: Наука, 2000.
ВСТУПЛЕНИЕ На предыдущей лекции мы рассмотрели вопросы, связанные с понятием экологического права. Рассмотрели систему экологического права, а также роль органов внутренних дел в обеспечении экологического законодательства. На данном уроке нам предстоит раскрыть понятие объекта экологического права, содержание понятия права собственности на природные ресурсы, а также содержание понятия права природопользования. Начатая в РФ реформа ориентирована на развитие многоукладности в экономике. Окружающая природная среда естественное условие жизни человека. Вместе с тем, она и объект хозяйствования, людей, объект их права собственности или пользования его. Та или иная форма собственности способна оказать влияние на состояние экологического отношения, улучшая его содержание или наоборот, препятствуя его развитию. Право собственности на природные ресурсы –одно из важнейших комплексных правовых институтов, регулирующих правовой режим природных ресурсов, поскольку включает совокупность правовых норм. Его нормы закрепляют материальную основу общества к природным ресурсам и объектам, как принадлежащим ему. Природные ресурсы и объекты имеют нерукотворное происхождение и в силу чего выделяются из круга гражданско-правовых объектов в особую категорию.
1. Объекты экологического права Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст.4) гласит, что все охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категорий: - интегрированные (объединенные в одно целое) - дифференцированные (отдельные, частные) - особо охраняемые. К интегрированным относятся окружающая природная среда, к дифференцированным - отдельные природные объекты - земля, недра, воды, леса, иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, остальные объекты - особо охраняемые (рельеф земной поверхности общий вид и характер местности). Понятие "Окружающая природная среда" складывается из понятий природы и окружающей человека среды. Под природой действующее законодательство (национальное и международное) все больше понимает природную среду в узком смысле этого слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционного развитая материального мира и состоящую из естественных экологических систем. Это - естественная среда обитания человека, мало тронутая или практически не измененная хозяйственной деятельностью человека. Под окружающей человека средой, понимается та часть естественной среды, которая преобразована в результате жизни и деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных (Видоизмененных преобразованных) экологических систем. 1.1.Классификация экологических систем. Интегрированный подход к характеристике окружающей природной среды ставит в центре ее внимания охрану экологических систем, обеспечивающих непрерывный процесс обмена веществ я энергии внутри природы, между природой и человеком. Существует 3 вида таких систем (экологических систем) 1.Естественные, сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека: в первозданном виде их можно встретить в природных заповедниках. 2.Модифицированные - измененные, в процессе экономической или иной преобразовательной деятельности общества. 3.Трансформированные - преобразованные человеком естественные структуры для удовлетворения своих хозяйственных и культурно-оздоровительных потребностей. Их охрана вызывает сложные отношения. С одной стороны это среда обитания, которая подлежит охране для человека. С другой, она по результатам своего преобразования может оказать. вредное воздействие на здоровье человека и его хозяйственною деятельность, так, например, мелиоративные работы, проведенные без учета сложившегося равновесия в природе, вводят в хозяйственный объект новые виды продуктивных земельных угодий, но одновременно нарушают водный баланс, используют леса, истощают кормовую базу дикого животного мира. 1.2. Природный объект. Природный объект в отличие от товарно-материальных ценностей обладает тремя признаками. 1. Естественное происхождение. 2. Взаимосвязь с экологической системой природы, 3. Выполнение функции жизнеобеспечения. Естественное происхождение объектов окружающей природной среды исходит из законов развития Вселенной, результатом действия которых явилось образование планеты Земля, создание биосферы (область активной жизни) и ее составных частей - атмосферы, гидросферы, литосферы, тропосферы, появление растительного и животного мира, человека. Естественное происхождение, хотя и предполагает еще не предрешает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшки, вода, вытекающая из водопроводного крана, нефть, идущая по нефтепроводу потребителю и другие природные компоненты природной среды, а также возникли естественным путем, но никто их не относит к природным объектам экологического права. Решающее значение имеет второй-признак - экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяющая им. Функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей природной среды. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить объекты охраны окружающей природной среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с окружающей природной средой, и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи, например, полезные ископаемые, добытые из недр и направленные на переработку в качестве природного сырья; рыбы, отловленные в водоемах и переданные в аквариум. Третий признак природного объекта - выполнение функций жизнеобеспечения - носит социализированный характер. Он проявляется в способности природного объекта выполнять указанные Функции, работать на качество окружающей среды. Природный объект - это составная часть окружающей природной среды, охраняемый действующим законодательством, обладающий признаками естественного происхождения, состоящий в экологической цепи природных систем, способный выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные Функции и обеспечивать качество среды обитания человека. Природный объект обладает 3 функциями - экологической, экономической, культурно-оздоровительной. Перечень природных объектов дан в ст. 4 Закона РФ об охране окружающей среды. К дифференцированным природным объектам относятся земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир. 1.3.Природные ресурсы. Природный ресурс - источник экономического потребления человеком природы. Природные ресурсы подразделяются: - исчерпаемые - неисчерпаемые - возобновляемые - не возобновляемые К исчерпаемым ресурсам относятся лесные, земельные, минеральные, водные, фаунистические. Они обладают способностью уменьшаться и исчезать по мере их потребления. Неисчерпаемые ресурсы практически неиссякаемые - солнечные, климатические, энергетические, геотермальные (тепловое состояние земли) К возобновляемым ресурсам через воспроизводство относятся лесные, ресурсы дикого животного мира, рыбные запасы. К не возобновляемым относятся минеральные, водные, почва. Вывод: Закон РФ об охране окружающей среды подразделяет природные объекты на три категории: - интегрированные - дифференцированные - особо охраняемые 2. Право собственности на природные ресурсы и объекты в РФ. 2.1.Общие положения о собственности в России Собственность - основа любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном (коллективная охота племени на крупных животных, добыча которых была не под силу одному человеку). Собственность - это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи. Вещь может исчезнуть (быть украдена), но собственность на нее остается, и собственник вправе обратиться за защитой нарушенных прав в соответствующие правоохранительные органы. И наоборот, вещь может быть в наличии, а собственность на нее исчезла. Например, если не выполняются обязательства по договору залога, то собственность передается другому лицу. Главным элементом собственности является присвоенность объекта собственности (вещи, имущества и т. п.) конкретным лицом (лицами), и поэтому определяющим в собственности является субъект. По субъекту и подразделяются формы собственности: государственная, муниципальная, частная и иные (ст. 9 Конституции РФ). В соответствии со ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, тем самым почти полностью воспроизводится норма п. 2 ст. 35 Конституции РФ, отсылающей к п. 3 и к федеральному закону, который определяет условия и порядок пользования землей. В ст. 209 ГК РФ сказано об ограничении гражданских прав граждан. Представляется, что подобные ограничения установлены при использовании и охране природных ресурсов, являющихся основой жизни и деятельности народов, что является частью основ конституционного строя (гл. 1 и ст. 9 Конституции РФ). Эти экологические ограничения содержания права собственности на природные ресурсы перенесены в ГК РФ из Конституции РФ. Проблемы собственности на природные ресурсы являются определяющими в формировании политики охраны окружающей среды. Вообще природоохранные требования и запреты, целевое использование данных объектов и т. д., по сути дела, не является ограничением права собственности, а устанавливает более точные границы содержания этого права, которое в любом случае не может быть беспредельным. Статья 129 ГК РФ предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом. Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборотоспособности, ГК особо выделил землю и другие природные ресурсы: указанные объекты «могут отчуждаться или другим способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» (ч. 3 ст. 129 ГК РФ). Новое земельное законодательство, в отличие от прежнего, распределило земельную собственность по государственным уровням:федеральная собственность, собственность других субъектов Федерации и муниципальная. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» сделана попытка в соответствии с действующим законодательством осуществить разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения, и собственность субъектов Федерации. Установлено, что к федеральным природным ресурсам могут относиться: - земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеративных органов государственной власти; - земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; - земельные участки, водные и другие природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ; виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров; месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты; иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9). Право собственности на землю и другие природные объекты существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно объединить в две группы: 1) отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности; 2) отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную собственность или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных долей (паев). 2.2 Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты Под понятиемправа собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле); во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле); в-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственностиимеетструктуру, сходную со структурой любого правоотношения. Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения. В правоотношениях обычно имеются два объекта. Применительно к экологическому правоотношению это - природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны: первая- интерес экологопользователя в достижении своих целей; вторая- общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда. Внутренним признаком природного объекта является совокупность егосвойств, которую можно подразделить на три элемента: 1) свойства природного объекта - типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя, некоторым природным объектам присуща особая научная ценность (земли заповедные, некоторые воды обладают лечебными свойствами и т.п.); 2) состояние природных объектов - изменения, вызванные в них в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса, засоренность водоемов затонувшей древесиной и т. п.); 3) природные процессы, происходящие в природном объекте (например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв, процессы, протекающие в недрах, период сокодвижения в деревьях лесов и т. п.). Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом. Вывод: объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются: 1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.); 2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия); 3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходит в разряд имущества, становясь объектами гражданского права. Определенную значимость для правового статуса природных объектов имеет характер их происхождения. В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и те, на которые государственная собственность не распространяется. Например, невозможно установить государственную собственность на атмосферный воздух. Он мигрирует (ветра, циклоны), он естественный компонент жизнедеятельности всех живых существ, и введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность, а это абсурд. При всей абсолютизации частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты - они не безграничны. Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ. Природа - интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство. 2.3. Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности. В Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы объявлены основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки гармонизации интересов народов страны: исключается возобладание интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом. Анализ российского экологического законодательства показывает, что в Российской Федерации введена множественность субъектов права собственности на землю и другие природные ресурсы. 2.4. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты Содержание права государственной и иных форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения. Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, Российское государство обладает правом владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) Российской Федерации. В этой находящейся далеко за пределами государственных границ территории Россия вправе лишь осуществлять определенные виды экологопользования: использование дикой фауны и т. п. Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности. Например, для обеспечения режима заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы государство может учредить охранные зоны с запрещением на землях этих зон определенных видов деятельности. На территории государственных заповедников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, лекарственных растений, цветов и т. п. Право пользования землей и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и природными объектами осуществляется с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и которые конкретизируются в кодексах и в законах РФ об использовании и охране природных объектов, о животном мире, об охране атмосферного воздуха. За соблюдением этих правил в Российской Федерации осуществляется специальный экологический контроль специально уполномоченными нато государственными органами и непрерывное наблюдение за результатами экологопользования в экосистеме страны (служба мониторинга). Таким образом, право пользования землей и другими природными объектами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением и взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей. Право распоряжения собственника землей и природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние. Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, имеет две стороны: категоризация объекта по основному целевому назначению и определение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, во владение, в пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации). Категоризация природных объектов имеет место в отношении практически всех природных объектов: земли подразделены на семь категорий; полезные ископаемые — на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым), например, водные объекты категоризированы в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п. Категоризация природных объектов является первым этапом распоряжения природными объектами, и на этом этапе распорядительное действие собственника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомственным. Вторым этапом распоряжения природными объектами является распределение и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами. Он может иметь следующие разновидности: а) процесс предоставления природных объектов в собственность, аренду и пользование, осуществляемый с соблюдением установленных законом процедур (предварительные изыскания, согласования, рассмотрение дел о предоставлении объекта и т. п.); б) процесс изъятия природных объектов, осуществляемый также с соблюдением определенных правил (установление факта, дающего право на изъятие природного объекта, оформление дела по изъятию, исполнение решений по изъятию природного объекта); в) процесс обмена природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и возникающее в связи с этим переоформление титулов владения объектом, расчетов между субъектами права экологопользования и т. п. Последнее допустимо лишь при решении уполномоченных на то органов. В новых условиях существования нескольких форм собственности на землю и другие природные объекты эти правомочия характеризуются определенными специфическими особенностями: а) правомочия должны осуществляться в соответствии с российским законодательством, республиканскими нормативными актами и другими правовыми актами других субъектов Федерации, которые не должны противоречить им; б) правомочия собственников природных ресурсов и других природных объектов могут осуществляться от имени собственников их региональными органами. Эти правомочия указанными органами осуществляются через соответствующие функции: распоряжение природными объектами в границах республик в составеРФ, других субъектов Федерации в интересах всех субъектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, а также собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами; разработка и совершенствование экологического законодательства как республик и других субъектов Федерации, так и Российской Федерации; установление границ территорий с особым правовым режимом природных объектов в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления; установление порядка и предельных размеров платы за землю и другие природные объекты, а также установление льгот по взиманию платежей; разработка и выполнение совместно с органами местного самоуправления республиканских и других субъектов Федерации программ по рациональному использованию природных объектов; контроль за использованием и охраной природных объектов. Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты ее экосистем. Правовое регулирование осуществляется с позиций взаимосвязи природных объектов и их относительной самостоятельности, а поэтому относительно основных природных объектов экосистемы имеются головные нормативно-правовые акты, которые взаимосвязаны и при всей своей обособленности осуществляют в целом комплексное правовое регулирование экологопользования. Вместе с тем в правовом регулировании преобладает природоресурсовый, а не экологический подход, выражающийся в том, что: а) в сферу правового регулирования и правовой защиты взяты лишь те природные объекты (компоненты природных объектов), которые полезны обществу преимущественно с экономических позиций. Так, собственники, землепользователи и арендаторы обязаны повышать плодородие почв, но не обязаны повышать уровень гумуса в почвенном слое, а снижение последнего в почве в конечном итоге отрицательно сказывается на плодородии почв, т. е. пренебрежение отдельными элементами экосистемы приводит к неудаче в работе со всей экосистемой; б) законодательством установлен ряд правовых мер и стимулов, которые направлены на уничтожение той части экосистемы, которая экономически вредна обществу. Например, законом установлены меры борьбы с сорняками, поскольку из-за них теряется до трети урожая сельскохозяйственных культур на полях. Таким образом, экосистема страны находится в сфере правоотношений собственности и влияет на механизм действия этих отношений: на способ включения людей в этот механизм, на способ реализации правомочий собственника и т. п. Объектами же собственности могут быть только земля, недра, воды, леса, животный мир, которые являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Единого подхода в решении проблемы собственности на природные ресурсы нет. 3. Право природопользования в РФ и его содержание. Использование природы представляет собой экономическое отношение между людьми по поводу природных благ. Под природопользованием понимается: использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Право природопользования – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов в соответствии с экологическими требованиями по рациональному их использованию, воспроизводству и охране окружающей среды. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы - экономическая (ведущая форма), экологическая, культурно-оздоровительная. В основе организации природопользования лежат принципы, которые характерны и наиболее приемлемы для всех форм и видов права природопользования.К их числу относятся следующие принципы природопользования: 1. Принцип прогнозирования и программирования соответстующих видов землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования и иных видов пользования (в соответствии с многообразием целевых и комлексных программ охраны и использования природных ресурсов). 2. Принцип рационального и эффективного пиродопользования (закреплен буквально во всех отраслях природоресурсного законодательства). 3. Принцип устойчивого природопользования (правовым средством его обеспечения (наряду с разноообразием форм собственности) выступает и установленный нормами права более жестокий порядок изъятия природных ресурсов для государственных и муниципальных нужд, и демократическая(в том числе и судебная) процедура защиты и востановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан). 4. Принцип гласности использования всех видов природных ресурсов. 5. Принцип целевого характера природопользования. 6. Принцип минимизации ущерба, экологического вреда окружающей природной среде и экологической безопасности населения. 7. Принцип нормирования права природопользования (для каждого природного ресурса исходя из целевого назначения и видов прва природопольз-ования могут устанавливаться различные правовые формы нормативов) Имеются два вида природопользования: 1. Право общего пользования - возникает в силу естественной потребности человека использовать природную среду в качестве места и средства жизни и не требует специального нормативного разрешения (атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммуникационно-бытовых, лечебно-оздоровительных нужд). 2. Право специального природопользования - возникает на основе нормативных предписаний и обусловлено необходимостью использования природных ресурсов в качестве средств производства материальных благ или источника для удовлетворения культурно-оздоровительных потребностей (на основе разрешения компетентных органов носит целевой характер и по видам используемых) Субъектами этого права могут быть как граждане, так и предприятия, организации (в т.ч. совместные предприятия, иностранные фирмы, международные организации). Формы права специального природопользования: - отдельными природными ресурсами (водами, недрами, животными и т.д.); - комплексное: использование предприятием природно-ресурсного потенциала территории, включающей в себя совокупность природных ресурсов, объектов, системообразующих факторов и условий (в том числе климатические, геологические, гидрологические и др.). Виды природопользования: 1) от природного объекта – право землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом животным миром и др. 2) по целевому назначению – с учетом вида природного ресурса: - в землепользовании, например, земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и т.д.; - в недропользовании – геологическое изучение, разведка и добыча; - в водопользовании – питьевое водоснабжение, рекреации; - в лесопользовании – заготовка древесины, пользование участками для нужд охотничьего хозяйства; - в пользовании объектами животного мира – охота, рыболовство; - в использовании атмосферного воздуха – потребление атмосферного воздуха для нужд производства. 3) в зависимости от наличия либо отсутствия специального разрешения – право общего и специального природопользования. Объекты природопользования: - природный объект – обладает колличественно-пространнственной характеристикой (весь земельный фонд, лесной фонд и др.); - природный ресурс – обладает качественно-пространственной характеристикой (часть подобного фонда, которая используется или пригодна для использования в хозяйственной деятельности). Субъектами права природопользования - могут быть юридические лица, в том числе иностранные и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования окружающей средой в соответствии с законодательством.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |