Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок предоставления природного объекта в пользование




Право природопользования в РФ и его содержание.

Природные ресурсы.

Природный объект.

Классификация экологических систем.

Объекты экологического права.

План

ЛЕКЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Рассмотрено на заседании предметно-методической секции №2 Протокол № 1 от «22» сентября 2010 года

Подполковник внутренней службы

кандидат биологических наук С.Н. Рыбина


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказания»

 

 

КАФЕДРА: Гражданско-правовых дисциплин

 

КУРС: Экологическое право

 

 

по теме 3-4: «Право собственности на природные объекты и природные ресурсы и иных объектов. Право природопользования. Понятие, виды права природопользования».

 

Время: 2 часа

 

Владимир, 2010

2.Право собственности на природные ресурсы и объекты в РФ.

2.1.Природные ресурсы.

2.2 Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты.

2.3. Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы.

2.4. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты.

 

 

Литература:

1. Конституция РФ ст. 9, 36, 72. М, 1993 г.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: федер. заокон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

2. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.

3. Водный кодекс Российской Федерации: федер. заон от 3 июня 2006 г. № 74- ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.

4. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

5. О животном мире: федер. закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 17. – Ст. 1462.

6. О континентальном шельфе Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4694,

7. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г.
№ 7–ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.

8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (ч. I). – Ст. 3448.

9. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (вступает в силу с 1 января 2010 г.): федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ

10. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской федерации: федер. закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 20. – Ст. 1972.

11. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.

12. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82- ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.

13. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 // ВСНД. – 1992. – №32

14. О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

15. Дубовик, О.Л. Экологическое право / О.Л. Дубовик. – М., 2007.

16. Боголюбов, С.А. Защита прав на природныересурсы. Научно-практическое пособие./ С.А. Боголюбов. – М.: Юрайт, 2008.

17. Калинин, Н.И. Права на землю. Информационно-справочные материалы / Н.И. Калинин. – М., 2004.

18. Миргазизова, Р.Н. Правовое регулирование отношений собственности в сфере поиска, разведки и добычи минерального сырья в Российской Федерации / Р.Н. Миргазизова. – Новосибирск: Наука, 2000.

 


ВСТУПЛЕНИЕ

На предыдущей лекции мы рассмотрели вопросы, связанные с понятием экологического права. Рассмотрели систему экологического права, а также роль органов внутренних дел в обеспечении экологического законодательства.

На данном уроке нам предстоит раскрыть понятие объекта экологического права, содержание понятия права собственности на природные ресурсы, а также содержание понятия права природопользования.

Начатая в РФ реформа ориентирована на развитие многоукладности в экономике. Окружающая природная среда естествен­ное условие жизни человека. Вместе с тем, она и объект хозяйствования, людей, объект их права собственности или пользования его. Та или иная форма собственности способна оказать влияние на состояние эко­логического отношения, улучшая его содержание или наоборот, препят­ствуя его развитию.

Право собственности на природные ресурсы –одно из важнейших комплексных правовых институтов, регулирующих правовой режим природных ресурсов, поскольку включает совокупность правовых норм. Его нормы закрепляют материальную основу общества к природным ресурсам и объектам, как принадлежащим ему.

Природные ресурсы и объекты имеют нерукотворное происхождение и в силу чего выделяются из круга гражданско-правовых объектов в особую категорию.

 

1. Объекты экологического права

Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст.4) гласит, что все охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категорий:

- интегрированные (объединенные в одно целое)

- дифференцированные (отдельные, частные)

- особо охраняемые.

К интегрированным относятся окружающая природная среда, к дифференцированным - отдельные природные объекты - земля, недра, воды, леса, иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, остальные объекты - особо охраняемые (рельеф земной поверхности общий вид и характер местности).

Понятие "Окружающая природная среда" складывается из понятий природы и окружающей человека среды.

Под природой действующее законодательство (национальное и международное) все больше понимает природную среду в узком смысле этого слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционного развитая материального мира и состоящую из естественных экологичес­ких систем. Это - естественная среда обитания человека, мало тронутая или практически не измененная хозяйственной деятельностью человека.

Под окружающей человека средой, понимается та часть естественной среды, которая преобразована в результате жизни и деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных (Видоизмененных преобразованных) экологических систем.

1.1.Классификация экологических систем.

Интегрированный подход к характеристике окружающей природной среды ставит в центре ее внимания охрану экологических систем, обеспечивающих непрерывный процесс обмена веществ я энергии внутри природы, между природой и человеком. Существует 3 вида таких систем (экологических систем)

1.Естественные, сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека: в первозданном виде их можно встретить в природных заповедниках.

2.Модифицированные - измененные, в процессе экономической или иной преобразовательной деятельности общества.

3.Трансформированные - преобразованные человеком естествен­ные структуры для удовлетворения своих хозяйственных и культурно-оздоровительных потребностей.

Их охрана вызывает сложные отношения. С одной стороны это среда обитания, которая подлежит охране для человека. С другой, она по результатам своего преобразования может оказать. вредное воздействие на здоровье человека и его хозяйственною деятельность, так, например, мелиоративные работы, проведенные без учета сложившегося равновесия в природе, вводят в хозяйственный объект новые виды продуктивных земельных угодий, но одновременно нарушают водный баланс, используют леса, истощают кормовую базу дикого животного мира.

1.2. Природный объект.

Природный объект в отличие от товарно-материальных ценностей обладает тремя признаками.

1. Естественное происхождение.

2. Взаимосвязь с экологической системой природы,

3. Выполнение функции жизнеобеспечения.

Естественное происхождение объектов окружающей природной среды исходит из законов развития Вселенной, результатом действия которых явилось образование планеты Земля, создание биосферы (область активной жизни) и ее составных частей - атмосферы, гидросферы, литосферы, тропосферы, появление растительного и животного мира, человека. Естественное происхождение, хотя и предполагает еще не пред­решает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшки, вода, вытекающая из водопроводного крана, нефть, идущая по нефтепроводу потребителю и другие природные компоненты природной среды, а также возникли естественным путем, но никто их не относит к природным объектам экологического права.

Решающее значение имеет второй-признак - экологическая взаимо­связь с окружающей природной средой, позволяющая им. Функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружаю­щей природной среды. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить объекты охраны окружающей природной среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного проис­хождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с окружаю­щей природной средой, и перешли из мира естественного в мир социаль­ный, где действуют уже другие законы развития материи, например, полезные ископаемые, добытые из недр и направленные на переработку в качестве природного сырья; рыбы, отловленные в водоемах и переданные в аквариум.

Третий признак природного объекта - выполнение функций жизне­обеспечения - носит социализированный характер. Он проявляется в способности природного объекта выполнять указанные Функции, рабо­тать на качество окружающей среды.

Природный объект - это составная часть окружающей природной среды, охраняемый действующим законодательством, обладающий приз­наками естественного происхождения, состоящий в экологической цепи природных систем, способный выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные Функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Природный объект обладает 3 функциями - экологической, экономической, культурно-оздоровительной.

Перечень природных объектов дан в ст. 4 Закона РФ об охране окружающей среды. К дифференцированным природным объектам относятся земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и иная рас­тительность, животный мир.

1.3.Природные ресурсы.

Природный ресурс - источник экономического потребления чело­веком природы. Природные ресурсы подразделяются:

- исчерпаемые

- неисчерпаемые

- возобновляемые

- не возобновляемые

К исчерпаемым ресурсам относятся лесные, земельные, минеральные, водные, фаунистические. Они обладают способностью уменьшаться и исчезать по мере их потребления.

Неисчерпаемые ресурсы практически неиссякаемые - солнечные, климатические, энергетические, геотермальные (тепловое состояние земли)

К возобновляемым ресурсам через воспроизводство относятся лесные, ресурсы дикого животного мира, рыбные запасы.

К не возобновляемым относятся минеральные, водные, почва.

Вывод: Закон РФ об охране окружающей среды подразделяет природные объекты на три категории:

- интегрированные

- дифференцированные

- особо охраняемые

2. Право собственности на природные ресурсы и объекты в РФ.

2.1.Общие положения о собственности в России

Собственность - основа любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивидуаль­ном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном (коллективная охота племени на крупных животных, добыча которых была не под силу одному человеку).

Собственность - это отношения между людьми (группами людей) по по­воду присвоения вещей, через эти вещи. Вещь может исчезнуть (быть укра­дена), но собственность на нее остается, и собственник вправе обратиться за защитой нарушенных прав в соответствующие правоохранительные органы. И наоборот, вещь может быть в наличии, а собственность на нее исчезла. Например, если не выполняются обязательства по договору залога, то собст­венность передается другому лицу.

Главным элементом собственности является присвоенность объекта соб­ственности (вещи, имущества и т. п.) конкретным лицом (лицами), и поэто­му определяющим в собственности является субъект. По субъекту и подраз­деляются формы собственности: государственная, муниципальная, частная и иные (ст. 9 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот до­пускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляется их собственником сво­бодно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц, тем самым почти полностью воспроизво­дится норма п. 2 ст. 35 Конституции РФ, отсылающей к п. 3 и к федерально­му закону, который определяет условия и порядок пользования землей.

В ст. 209 ГК РФ сказано об ограничении гражданских прав граждан. Представляется, что подобные ограничения установлены при использова­нии и охране природных ресурсов, являющихся основой жизни и деятельно­сти народов, что является частью основ конституционного строя (гл. 1 и ст. 9 Конституции РФ). Эти экологические ограничения содержания права собст­венности на природные ресурсы перенесены в ГК РФ из Конституции РФ. Проблемы собственности на природные ресурсы являются определяющими в формировании политики охраны окружающей среды.

Вообще природоохранные требования и запреты, целевое использование данных объектов и т. д., по сути дела, не является ограничением права соб­ственности, а устанавливает более точные границы содержания этого права, которое в любом случае не может быть беспредельным.

Статья 129 ГК РФ предусматривает, что любое ограничение оборотоспособности должно осуществляться в порядке, предусмотренном законом. Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборотоспособности, ГК особо выделил землю и другие природные ресурсы: указанные объекты «могут отчуждаться или другим способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается за­конами о земле и других природных ресурсах» (ч. 3 ст. 129 ГК РФ).

Новое земельное законодательство, в отличие от прежнего, распределило земельную собственность по государственным уровням:федеральная собственность, собственность других субъектов Федерации и муниципальная.

Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» сделана попытка в соответствии с действующим законодательст­вом осуществить разграничение государственной собственности на природ­ные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов живот­ного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения, и собственность субъектов Федерации.

Установлено, что к федеральным природным ресурсам могут относиться:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению фе­деративных органов государственной власти;

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспорт­ными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, ме­теорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки, водные и другие природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных пар­ков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоро­вительных зон, других особо охраняемых природных территорий федераль­ного значения; виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ; виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров; месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты; иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных ор­ганов государственной власти РФ и органов государственной власти респуб­лик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных окру­гов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муни­ципальная и иные формы собственности.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государ­ственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9).

Право собственности на землю и другие природные объекты существен­но отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэко­логического характера. Эти отличия можно объединить в две группы: 1) от­личия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности; 2) отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.

Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную собственность или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных долей (паев).

2.2 Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты

Под понятиемправа собственности на землю и другие природные объек­ты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле); во-вторых, совокупность пра­вомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собст­венности в пределах, установленных законодательством (право собственно­сти в субъективном смысле); в-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственностиимеетструктуру, сходную со структурой любого правоотношения.

Структура любого регулятивного правоотношения включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и со­держание правоотношения.

В правоотношениях обычно имеются два объекта. Применительно к эко­логическому правоотношению это - природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны:

первая- интерес экологопользователя в достижении своих целей; вторая- общегосудар­ственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причи­нения им вреда.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность егосвойств, которую можно подразделить на три элемента:

1) свойства природного объекта - типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие почвен­ного плодородного слоя, некоторым природным объектам присуща особая научная ценность (земли заповедные, некоторые воды обладают лечебными свойствами и т.п.);

2) состояние природных объектов - изменения, вызванные в них в ре­зультате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохо­зяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса, засоренность во­доемов затонувшей древесиной и т. п.);

3) природные процессы, происходящие в природном объекте (например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв, процессы, протекающие в недрах, период сокодвижения в деревьях лесов и т. п.).

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Вывод: объектами права частной, государственной, муниципальной и дру­гих форм собственности на природные объекты являются:

1) отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т. п.);

2) только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);

3) при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприя­тии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя счи­тать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они перехо­дит в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Определенную значимость для правового статуса природных объектов имеет характер их происхождения. В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объек­ты подразделяются на состоящие в государственной собственности и те, на которые государственная собственность не распространяется. Например, не­возможно установить государственную собственность на атмосферный воз­дух. Он мигрирует (ветра, циклоны), он естественный компонент жизнедея­тельности всех живых существ, и введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность, а это абсурд.

При всей абсолютизации частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на природные объекты - они не безграничны.

Природные объекты должны находиться в пределах государственных гра­ниц и континентального шельфа России и в исключительной экономичес­кой зоне РФ.

Природа - интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешни­ми границами имеет атмосферу и околоземное пространство.

2.3. Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, прожи­вающие на соответствующей территории, где земля и другие природные ре­сурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.

В Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы объявлены основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Включение народов России в отношения собственности на при­родные объекты создало юридические предпосылки гармонизации интере­сов народов страны: исключается возобладание интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом.

Анализ российского экологического законодательства показывает, что в Рос­сийской Федерации введена множественность субъектов права собственности на землю и другие природные ресурсы.

2.4. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты

Содержание права государственной и иных форм собственности на зем­лю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владе­ния, праве пользования и праве распоряжения.

Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фак­тическое господство над ними, удержание в обладании. Например, Россий­ское государство обладает правом владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) Российской Федерации. В этой находящейся далеко за пределами госу­дарственных границ территории Россия вправе лишь осуществлять определен­ные виды экологопользования: использование дикой фауны и т. п.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ог­раничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный при­родный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности. Например, для обеспечения режима заповедников, национальных и дендро­логических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы государство может учредить охранные зоны с запрещением на землях этих зон определенных видов деятельности. На территории государственных за­поведников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, лекар­ственных растений, цветов и т. п.

Право пользования землей и природными объектами составляет второе са­мостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хо­зяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и природными объектами осуществляется с со­блюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и которые конкретизируются в кодексах и в законах РФ об использовании и охране при­родных объектов, о животном мире, об охране атмосферного воздуха.

За соблюдением этих правил в Российской Федерации осуществляется специальный экологический контроль специально уполномоченными нато государственными органами и непрерывное наблюдение за результатами экологопользования в экосистеме страны (служба мониторинга).

Таким образом, право пользования землей и другими природными объ­ектами имеет две основные стороны: установление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерыв­ном государственном контроле за их соблюдением и взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объек­тов, через систему налоговых и рентных платежей.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами со­ставляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридичес­кую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подхо­дит термин «определение юридического статуса природного объекта», по­скольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может ока­зать решающее влияние.

Юридический статус объекта, назначаемый государством как собствен­ником, имеет две стороны: категоризация объекта по основному целевому назначению и определение непосредственного целевого назначения природ­ного объекта при передаче его в собственность, во владение, в пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации). Категоризация природных объектов имеет место в отношении практически всех природных объектов: земли подразделены на семь категорий; полезные ископаемые — на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым), например, водные объекты категоризированы в зависимости от пригодности для пить­евых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйст­венных целей и т. п.

Категоризация природных объектов является первым этапом распоряже­ния природными объектами, и на этом этапе распорядительное дейст­вие собственника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомст­венным.

Вторым этапом распоряжения природными объектами является распреде­ление и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользо­вателями и арендаторами. Он может иметь следующие разновидности:

а) процесс предоставления природных объектов в собственность, аренду и пользование, осуществляемый с соблюдением установленных законом

процедур (предварительные изыскания, согласования, рассмотрение дел о предоставлении объекта и т. п.);

б) процесс изъятия природных объектов, осуществляемый также с соблю­дением определенных правил (установление факта, дающего право на изъя­тие природного объекта, оформление дела по изъятию, исполнение решений по изъятию природного объекта);

в) процесс обмена природными объектами между собственниками, поль­зователями и арендаторами и возникающее в связи с этим переоформление титулов владения объектом, расчетов между субъектами права экологопользования и т. п. Последнее допустимо лишь при решении уполномоченных на то органов.

В новых условиях существования нескольких форм собственности на землю и другие природные объекты эти правомочия характеризуются опре­деленными специфическими особенностями:

а) правомочия должны осуществляться в соответствии с российским за­конодательством, республиканскими нормативными актами и другими пра­вовыми актами других субъектов Федерации, которые не должны противо­речить им;

б) правомочия собственников природных ресурсов и других природных объектов могут осуществляться от имени собственников их региональными органами. Эти правомочия указанными органами осуществляются через со­ответствующие функции: распоряжение природными объектами в границах республик в составеРФ, других субъектов Федерации в интересах всех субъ­ектов Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, а также собственниками, землевладельцами, землепользователями и аренда­торами; разработка и совершенствование экологического законодательства как республик и других субъектов Федерации, так и Российской Федерации;

установление границ территорий с особым правовым режимом природных объектов в местах проживания и хозяйственной деятельности малочислен­ных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими ор­ганами местного самоуправления; установление порядка и предельных размеров платы за землю и другие природные объекты, а также установление льгот по взиманию платежей; разработка и выполнение совместно с органа­ми местного самоуправления республиканских и других субъектов Федера­ции программ по рациональному использованию природных объектов; кон­троль за использованием и охраной природных объектов.

Владение, пользование и распоряжение природными объектами как пра­вомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государст­венной и иных форм собственности на природные объекты ее экосистем.

Правовое регулирование осуществляется с позиций взаимосвязи природ­ных объектов и их относительной самостоятельности, а поэтому относитель­но основных природных объектов экосистемы имеются головные норматив­но-правовые акты, которые взаимосвязаны и при всей своей обособленности осуществляют в целом комплексное правовое регулирование экологопользования.

Вместе с тем в правовом регулировании преобладает природоресурсовый, а не экологический подход, выражающийся в том, что:

а) в сферу правового регулирования и правовой защиты взяты лишь те природные объекты (компоненты природных объектов), которые полезны обществу преимущественно с экономических позиций. Так, собственники, землепользователи и арендаторы обязаны повышать плодородие почв, но не обязаны повышать уровень гумуса в почвенном слое, а снижение последне­го в почве в конечном итоге отрицательно сказывается на плодородии почв, т. е. пренебрежение отдельными элементами экосистемы приводит к неуда­че в работе со всей экосистемой;

б) законодательством установлен ряд правовых мер и стимулов, которые направлены на уничтожение той части экосистемы, которая экономически вредна обществу. Например, законом установлены меры борьбы с сорняка­ми, поскольку из-за них теряется до трети урожая сельскохозяйственных культур на полях.

Таким образом, экосистема страны находится в сфере правоотношений собственности и влияет на механизм действия этих отношений: на способ включения людей в этот механизм, на способ реализации правомочий собст­венника и т. п. Объектами же собственности могут быть только земля, недра, воды, леса, животный мир, которые являются основой жизни и деятельнос­ти народов, проживающих на соответствующей территории.

Единого подхода в решении проблемы собственности на природные ре­сурсы нет.

3. Право природопользования в РФ и его содержание.

Использование природы представляет собой экономическое отно­шение между людьми по поводу природных благ.

Под природопользованием понимается: использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных.

Право природопользования – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов в соответствии с экологическими требованиями по рациональному их использованию, воспроизводству и охране окружающей среды.

Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы - экономическая (ведущая форма), экологическая, культурно-оздорови­тельная.

В основе организации природопользования лежат принципы, которые характерны и наиболее приемлемы для всех форм и видов права природопользования.К их числу относятся следующие принципы природопользования:

1. Принцип прогнозирования и программирования соответстующих видов землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования и иных видов пользования (в соответствии с многообразием целевых и комлексных программ охраны и использования природных ресурсов).

2. Принцип рационального и эффективного пиродопользования (закреплен буквально во всех отраслях природоресурсного законодательства).

3. Принцип устойчивого природопользования (правовым средством его обеспечения (наряду с разноообразием форм собственности) выступает и установленный нормами права более жестокий порядок изъятия природных ресурсов для государственных и муниципальных нужд, и демократическая(в том числе и судебная) процедура защиты и востановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан).

4. Принцип гласности использования всех видов природных ресурсов.

5. Принцип целевого характера природопользования.

6. Принцип минимизации ущерба, экологического вреда окружающей природной среде и экологической безопасности населения.

7. Принцип нормирования права природопользования (для каждого природного ресурса исходя из целевого назначения и видов прва природопольз-ования могут устанавливаться различные правовые формы нормативов)

Имеются два вида природопользования:

1. Право общего пользования - возникает в силу естественной потребности человека использовать природную среду в качестве места и средства жизни и не требует специального нормативного разрешения (атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммуникационно-бытовых, лечебно-оздоровительных нужд).

2. Право специального природопользования - возникает на основе нормативных предписаний и обусловлено необходимостью использования природных ресурсов в качестве средств производства материальных благ или источника для удовлетворения культурно-оздоровительных потребностей (на основе разрешения компетентных органов носит целевой характер и по видам используемых)

Субъектами этого права могут быть как граждане, так и предприятия, организации (в т.ч. совместные предприятия, иностранные фир­мы, международные организации).

Формы права специального природопользования:

- отдельными природными ресурсами (водами, недрами, животными и т.д.);

- комплексное: использование предприятием природно-ресурсного потенциала территории, включающей в себя совокупность природных ресурсов, объектов, системообразующих факторов и условий (в том числе климатические, геологические, гидрологические и др.).

Виды природопользования:

1) от природного объекта – право землепользования, недропользования, лесопользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом животным миром и др.

2) по целевому назначению – с учетом вида природного ресурса:

- в землепользовании, например, земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и т.д.;

- в недропользовании – геологическое изучение, разведка и добыча;

- в водопользовании – питьевое водоснабжение, рекреации;

- в лесопользовании – заготовка древесины, пользование участками для нужд охотничьего хозяйства;

- в пользовании объектами животного мира – охота, рыболовство;

- в использовании атмосферного воздуха – потребление атмосферного воздуха для нужд производства.

3) в зависимости от наличия либо отсутствия специального разрешения – право общего и специального природопользования.

Объекты природопользования:

- природный объект – обладает колличественно-пространнственной характеристикой (весь земельный фонд, лесной фонд и др.);

- природный ресурс – обладает качественно-пространственной характеристикой (часть подобного фонда, которая используется или пригодна для использования в хозяйственной деятельности).

Субъектами права природопользования - могут быть юридические лица, в том числе иностранные и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования окружающей средой в соответствии с законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.