КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы экологического права
В ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечислены основные принципы охраны окружающей среды. Некоторые из них: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду (ОС); - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной ОС; - платность природопользования и возмещения вреда ОС; - независимость контроля в области охраны ОС; - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на ОС при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - сохранение биологического разнообразия; - ответственность за нарушение экологического законодательства; - участие граждан и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны ОС; - международное сотрудничество РФ в области охраны ОС. 4. Основные этапы развития экологических правоотношений в России. Как известно, Россия до 1917 г. была страной крестьянской. Издревле крестьяне, используя различные суеверия, народные приметы и др., применяли разумное экологопользование, хотя и не было никаких специальных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию экологических отношений. Формирование экологического права прошло три основных этапа: 1. возникновение, становление и развитие в рамках земельного права в «широком смысле»; 2. развитие в рамках природоресурсовых отраслей; 3. современный период развития выхода за рамки природоресурсовых отраслей. Первый этап охватил 1917-1968 гг. до применения Основ законодательства о земле, которые отделили иные природоресурсовые отрасли (горное, лесное, водное) право от экологического права. Второй этап - период с 1969 по 1988 г. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования экологические связи природных объектов (Закон от охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др). Третий период начался в 1989г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву. Рассмотрим эти этапы. Первым нормативно-правовым актом новорожденного пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (8 ноября) 1917г. "О земле", который, хотя и носил экономический характер (менял систему экономических отношений по землепользованию), но уже создал основу для отношений экологических, поскольку устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и создал условия для охраны земель. В первые годы Советской власти была создана основа для эколого-правового регулирования отношений природопользования, однако, она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Так, были приняты Декреты: от 27 мая 1918 г. "О лесах", от 27 мая 1919г. "О сроках охоты и праве на охотничье оружие": от 30 апреля 1919г. "О недрах земли", от 23 июля 1921г. "Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения", от 16 сентября 1921г. "Об охране памятников природы, садов и парков". Несмотря на разрозненный, не комплексный подход к правовому регулированию экологопользования, уже в те годы прослеживались тенденции, которые в основном были направлены: а) на бережное использование природных объектов. Так, согласно ст. 61 ЗК РСФСР 1922г., землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть по ходатайству земельного общества или по почину земельных органов лишены этих земель на срок не более одного севооборота без замены им другими землями в порядке, установленном для рассмотрения земельных споров. б) на создание такого режима использования природных объектов, который бы не осуществлялся за счет другого и во вред другому. Но так как в сфере экологопользования правовое регулирование осуществлялось преимущественно с позиции экономических интересов и главным предметом внимания было размещение и развитие производительных сил страны по экономическим зонам, а основным объектом правового регулирования являлась земля, и в первую очередь в качестве пространственного базиса, то растительный мир, дикая фауна и иные природные компоненты, брались под защиту закона лишь в той степени, в какой она была экономически выгодна государству. В конце 50-ых годов начале 60-х гг. были приняты республиканские законы об охране природы во всех союзных республиках, началась разработка нового законодательства, регулирующего сферу экологопользования. Изменение отношения общества к сфере экологопользования шло двумя путями: с одной стороны, принимались все новые нормативные акты, конкретизирующие правовой статус тех или иных природных объектов, а с другой - происходила определенная систематизация правового регулирования с учетом природной целостности используемых земель. Так, были приняты Положения об охоте и охотничьем хозяйстве, заповедниках и заказниках, охране рыбных запасов и регулирования рыболовства в, водоемах СССР и др. Вместе с тем в указанных положениях предусматривалась возможность ограничения экологопользования в целях сохранности соседних природных объектов. Развитие законодательства об экологопользовании постепенно приводит к дифференциации его по видам сфер экологопользования, и с принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик происходит обретение горным, водным, лесным и другими природоресурсовыми отраслями права самостоятельного статуса путем принятия соответствующего законодательства. В начале 70-х гг. правительством были приняты меры, оказавшие определенное влияние на эксплуатацию хозяйственной и общественной жизни в стране: в составе министерств и ведомств были выделены соответствующие подразделения по обеспечению экологизации производственной деятельности подведомственными предприятиями, распределена компетенция по обеспечению охраны окружающей среды между ведомствами, произведено соответствующее финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных работ и т.п. С введением в действие Конституции СССР 1977 года дело охраны окружающей среды обрело конституционный статус (ст. 18.42 К. СССР), и охране окружающей среды стала конституционной обязанностью советских граждан (ст. 67), а с закреплением соответствующего положения в законе о трудовых коллективах данная обязанность стала неотъемлемой частью их деятельности. Одновременно с этим происходит дифференцированное развитие природоресурсовых отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, воздушного и фаунического). Они обогащаются значительным числом специальных нормативно-правовых актов, наряду с которыми принимаются и дифференцированные меры ответственности за нарушение. Так, в 1985 г. был введен Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, где определены около 50 составов административных правонарушений в области экологопользования (ст. 46-47, 50-87 КоАП РСФСР). Данная дифференциация правового регулирования, выявила главное противоречие - разрозненное правовое обеспечение целостной экологической системы страны. Возникла тенденция объединения разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного, водного и др.) в интегрированную отрасль - природоресурсовое право. К этому времени уже в целом сложилась экологическая концепция, позволившая сделать шаг в сторону формирования экологическое права. Таким образом, на втором этапе развития правового регулирования экологических общественных отношений, т.е. в 1968-1988гг. произошло противоречивое явление в экологическом праве, выразившееся в расчленении его на отдельные отрасли и интеграции этих отраслей на новой основе. Однако, намеченные этапы перестройки этих отношений осуществляются пока медленно. Так, была намечена подготовка проекта Закона СССР об охране природы к 1 октября 1989г., который так и не был принят. В 1990-1991 гг. была закончена разработка Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2005 года. В 1991 г. был опубликован и проект Государственной экологической программы РСФСР, которая содержала много интересных идей и предложений, реализация которых могла бы значительно улучшить экологическое положение страны. Важным этапом в совершенствовании экологического законодательства является принятие 12 декабря 1993г. новой Конституции РФ, которая в ст. 42 и 58 закрепила объектом своего регулирования охрану окружающей среды в целом, а не только природной среды, как было до этого. В ст. 8, 9, 36 Конституции РФ сказано, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Важнейшими законодательными актами, которые создают юридическую базу экологического права, являются: Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. "Об охране окружающей природной среды" (сегодня новый Федеральный Закон от 10 января 2002 г «Об охране окружающей среды»). Закон РФ от 5 марта 1992г. "О безопасности", Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993г., Федеральный закон от 23.02.95r. "О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральный закон от 14 марта 1995г. "Об особо охраняемых природных территориях" и др.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |