КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гражданско-правовых дисциплин
Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды. Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования. Правовые нормы об охране окружающей среды должны устанавливаться только законом, который обязан соответствовать Конституции РФ (ст. 15). Это в равной мере относится и к указам и распоряжениях Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ и др. Однако на практике в России и ее субъектах принимаются нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Проблема обеспечения их соответствия Конституции РФ стоит в нашем государстве очень остро. Таким образом, источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям: 1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом. 2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов. 3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен. 4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. 5. Указанные выше дефекты законодательства свидетельствуют о нарушении положений Конституция РФ о ее соотношении с другими нормативно-правовыми актами, что снижает эффективность действия экологического законодательства. Среди законов можно выделить федеральные законы, занимающие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства. К числу федеральных законов относятся прежде всего Конституция РФ, федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на реализацию экологического благополучия в стране: необходимые меры по охране окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, охрану окружающей среды в целях обеспечения здоровья населения; к числу конституционных законов относятся конституции республик в составе Российской Федерации и основополагающие законодательные акты субъектов РФ), иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные стороны экологопользования в стране (например, ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено ограничение производственно-хозяйственной деятельности, вызванной выбросами вредных веществ и загрязнением атмосферы; Федеральным Законом РФ «О животном мире» предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т. д.). Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов. 2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные. Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, имущественные, жилищные, семейные, властные и другие общественные отношения. Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические или преимущественно экологические общественные отношения. Так, Основы законодательства о земле регулировали экологические отношения по поводу использования земли, Основы водного законодательства - водные отношения, возникающие по поводу водных объектов, Закон об охране и использовании животного мира - по поводу дикой фауны как природного объекта и т. п. 3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку, и т. п. Процессуальные источники, в отличие от материальных, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения. 4. По характеру нормативно-правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых общественных отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативно-правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. Экологическое право располагает такими кодифицированными источниками, как природоресурсовые. Среди них - Основы законодательства (земельного, водного, лесного), кодексы, изданные в бывших союзных республиках (ныне самостоятельных государствах) на основании и во исполнение этих Основ, и другие законодательные акты. Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов относится к числу не кодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы экологопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т. е. объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов. 5. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные. Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. Так, ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения» позволяет правильно раскрыть понятие «рациональное использование земли» всеми ее пользователями как максимальное достижение целей ее использования при учете взаимодействия с окружающей природной средой и ее охраной, то есть этот вспомогательный акт позволяет правильно применить ответственность за нарушения рационального использования земель и предъявить соответствующие требования к пользователям земли. К группе вспомогательных нормативно-правовых актов следует отнести руководящие постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Особое место среди источников экономического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке. Итак, под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.
Система источников экологического права Система экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, по существу является системой законодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды. Общепризнанные принципы и нормы международного права - источники экологического права Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой много уровней. Прежде всего - уровень международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации - источник экологического права Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Федеральные конституционные законы - источники экологического права Третьим уровнем источников экологического права являются Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108). Федеральные законы - источники экологического права Следующим уровнем источников экологического права является уровень Федеральных законов. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В ходе экологопользования должны приниматься необходимые меры для сохранения и оздоровления окружающей среды, должны быть установлены правила плановости в экологопользовании, проведения единой политики в этой сфере и принципы всеобщего участия граждан в охране окружающей среды и др. На основании Конституции РФ были приняты следующие федеральные законы: Лесной кодекс РФ от 1января 2007г., компетенцию органов в сфере регулирования лесных отношений и т. п.; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» (от 8 февраля 1995 г.), в котором определен государственный фонд недр, виды, сроки и порядок пользования недрами на основании разрешений (лицензии); Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (от 27 января 1995 г.); Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (от 15 февраля 1995 г.); Федеральный закон «О животном мире» (от 22 марта 1995 г.); Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (от 19 июля 1995 г.); Водный кодекс РФ (от 1 января 2007г.); Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (от 20 октября 1995 г.); Федеральный закон «О континентальном шельфе» (от 25 октября 1995 г.);10 января 2002г. был принят Закон РФ «Об охране окружающей среды» и др. Указы Президента РФ - источники экологического права Статьей 90 Конституции РФ установлено, что указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся к подзаконным нормативным актам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти, можно подразделить на три основные группы: а) правительственные нормативно-правовые акты; б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции; в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами. Правительственные нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам экологопользования имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Это постановления Правительства РФ по вопросам ведения учета и кадастров природных ресурсов, по вопросам прогнозирования экологопользования, государственной экологической экспертизы, об аренде участков лесного фонда, о предоставлении, изъятии, перераспределении природных объектов и связанных с этим расчетных отношениях, по вопросам контроля за экологопользованием и т. п. Межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции, к которым относятся Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. Ведомственные нормативно-правовые акты в виде приказов принимаются министрами и начальниками ведомств по вопросам экологопользования, отнесенным к их компетенции. Данный вид актов подразделяется на две разновидности: а) ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, осуществляющих определенные функции в области регулирования правового режима экологопользования; б) ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, не имеющих полномочий в осуществлении таких функций. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ). Компетенция органов местного самоуправления в РФ определена Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в РФ». В различных поселениях (городах, поселках городского типа и сельских поселениях) исполнительно-распорядительные функции выполняют главы местного самоуправления (глава местной администрации, мэр и т. п.). Органы местного самоуправления решают все вопросы местного значения, отнесенные к их ведению, а это неизбежно порождает потребность локального (местного) нормотворчества. Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права В республиках, входящих в состав РФ, роль источников экологического права выполняют конституции республик, а также законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и об охране окружающей среды. В роли источников также выступают нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств в субъектах РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. «Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ» были проведены выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти в субъектах РФ. Принимаемые этими органами законодательные и иные нормативно-правовые акты затем представляются на подпись главе администрации (правительства). Этими же органами осуществляется контроль за исполнением принятых ими нормативно-правовых актов. Органами исполнительной власти в субъектах РФ является администрация (правительство) соответствующих субъектов РФ. Руководство их деятельностью осуществляет глава соответствующей администрации, который, как правило, назначается Президентом РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы разграничения государственной собственности на природные ресурсы, природоресурсовое законодательство и законодательство об охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ все субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить федеральным законам. Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты с учетом федеральных законов. В соответствии с указанными выше законами некоторые субъекты РФ приняли различные кодексы. Так, в Карелии 27 января 1991 г. был принят Земельный кодекс, в Республике Башкортостан в 1995 г. - Водный кодекс, в Республике Коми - Лесной кодекс, в Якутии, например, развивается собственная законодательная, нормативная база охраны природы. Приняты законы об охране природы, о лесе, о недрах и недропользовании, об административной ответственности за экологические правонарушения и др. Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их роль в формировании источников экологического права Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен, и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому судам дано право в случае пробела применять аналогию закона или аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи. Например, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г., следует понимать рубку деревьев, кустарников без лесорубочного билета, ордера или рубку с оными, но с нарушением правил, не на том участке, не тех пород, сверх установленного количества, т. е. фактически дано судам нормативное предписание, не предусмотренное в законе. Тем не менее, руководящие постановления Пленума Верховного Суда России не являются источниками экологического права, поскольку Верховный Суд и суды не наделены правотворческой функцией. Его акты относятся к числу документов правоприменительного нормативного толкования, осуществляемого в соответствии с Законом «О Верховном Суде Российской Федерации». Они применяются лишь судами при рассмотрении конкретных гражданских и уголовных дел и ограничиваются сферой правосудия. Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ, согласно Федеральному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятому Государственной Думой 5 апреля 1995 г., является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование экологических отношений. Эти акты служат делу совершенствования действующего законодательства, поскольку ст. 104 Конституции РФ данным организациям предоставлено право законодательной инициативы.
Вспомогательные нормативно-правовые акты как источники экологического права Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Например, ГОСТ 17.5,1701-78 «Охрана природы. Рекультивация земель», ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосферный воздух» и др. Данные вспомогательные нормативно-правовые акты не устанавливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не представляют каких-либо прав в отношении использования и охраны отдельных природных ресурсов. Однако стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания нормативно-правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике. Итак, в системе источников экологического права Российской Федерации различают десять уровней: международный, конституционный, федеральных конституционных законов, законодательный, указов Президента РФ, подзаконных нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления.
Доцент кафедры
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |