Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданско-правовых дисциплин




Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды.

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования.

Правовые нормы об охране окружающей среды должны устанавливаться только законом, который обязан соответствовать Конституции РФ (ст. 15). Это в равной мере относится и к указам и распоряжениях Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ и др.

Однако на практике в России и ее субъектах принимаются нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, противоречащие Кон­ституции РФ и федеральным законам. Проблема обеспечения их соответст­вия Конституции РФ стоит в нашем государстве очень остро.

Таким образом, источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосу­дарственной организацией, которой делегированы права на принятие дан­ных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-пра­вовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источни­ком экологического права, он должен быть принят в условиях установлен­ной процессуальной формы правотворчества.

5. Указанные выше дефекты законодательства свидетельствуют о наруше­нии положений Конституция РФ о ее соотношении с другими нормативно-правовыми актами, что снижает эффективность действия экологического за­конодательства.

Среди законов можно выделить федеральные законы, занимающие вер­ховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руково­дящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершен­ствованию экологического законодательства. К числу федеральных законов относятся прежде всего Конституция РФ, федеральные конституционные за­коны, предусмотренные Конституцией (так, Закон о статусе депутатов регла­ментирует реализацию депутатами конституционных положений, направлен­ных на реализацию экологического благополучия в стране: необходимые меры по охране окружающей среды в интересах настоящего и будущих поко­лений, охрану окружающей среды в целях обеспечения здоровья населения; к числу конституционных законов относятся конституции республик в соста­ве Российской Федерации и основополагающие законодательные акты субъ­ектов РФ), иные федеральные законы, не имеющие значения конституцион­ных, которые регулируют отдельные стороны экологопользования в стране (например, ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено огра­ничение производственно-хозяйственной деятельности, вызванной выброса­ми вредных веществ и загрязнением атмосферы; Федеральным Законом РФ «О животном мире» предусмотрены меры по взаимодействию общества с ми­ром дикой фауны и т. д.).

Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министер­ствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные.

Общие источники характеризуются тем, что предмет их регулирования ши­рок и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, имущественные, жи­лищные, семейные, властные и другие общественные отношения.

Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические или преимущественно экологические общественные отношения. Так, Основы законодательства о земле регулиро­вали экологические отношения по поводу использования земли, Основы водного законодательства - водные отношения, возникающие по поводу водных объектов, Закон об охране и использовании животного мира - по поводу дикой фауны как природного объекта и т. п.

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования эколо­гические общественные отношения, складывающиеся по поводу использова­ния тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отно­шения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку, и т. п.

Процессуальные источники, в отличие от материальных, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспе­чения.

4. По характеру нормативно-правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с си­стемой регулируемых общественных отношений систематизация норматив­ного материала. Такие нормативно-правовые акты отличаются более высо­ким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. Экологическое право располагает такими кодифицированными ис­точниками, как природоресурсовые. Среди них - Основы законодательства (земельного, водного, лесного), кодексы, изданные в бывших союзных рес­публиках (ныне самостоятельных государствах) на основании и во исполне­ние этих Основ, и другие законодательные акты.

Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов отно­сится к числу не кодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы экологопользования. Систематизация нормативных актов осуществ­ляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т. е. объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы са­мих нормативно-правовых актов.

5. По степени значимости в регулировании экологических отношений ис­точники экологического права можно подразделить на основные норматив­но-правовые акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действу­ющего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Например, земельным за­конодательством предусмотрена обязанность рационально использовать за­крепленную за землепользователями землю.

Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной норма­тивный правовой акт к регулируемому отношению. Так, ГОСТ 26640-85 «Зем­ли. Термины и определения» позволяет правильно раскрыть понятие «рациональное использование земли» всеми ее пользователями как максималь­ное достижение целей ее использования при учете взаимодействия с окружаю­щей природной средой и ее охраной, то есть этот вспомогательный акт позволя­ет правильно применить ответственность за нарушения рационального использования земель и предъявить соответствующие требования к пользовате­лям земли.

К группе вспомогательных нормативно-правовых актов следует отнести руководящие постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Ар­битражного Суда РФ.

Особое место среди источников экономического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конститу­ции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором уча­ствует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в нацио­нальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.

Итак, под источником экологического права следует понимать норматив­ный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в уста­новленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законо­дателя в области экологопользования.

 

Система источников экологического права

Система экологических нормативно-правовых актов, являющихся источ­никами экологического права, по существу является системой законодатель­ства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в обла­сти охраны окружающей среды.

Общепризнанные принципы и нормы международного права - источники экологического права

Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой много уровней. Прежде всего - уровень международный. Так, общеприз­нанные принципы и нормы международного права и международные дого­воры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации - источник экологического права

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным договором о разграниче­нии предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Федеральные конституционные законы - источники

экологического права

Третьим уровнем источников экологического права являются Федераль­ные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предус­мотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).

Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большин­ством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Феде­рации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государст­венной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародова­нию (ст. 108).

Федеральные законы - источники экологического права

Следующим уровнем источников экологического права является уровень Федеральных законов.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинст­вом голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы пе­редаются на рассмотрение Совета Федерации.

В ходе экологопользования должны приниматься необходимые меры для сохранения и оздоровления окружающей среды, должны быть установлены правила плановости в экологопользовании, проведения единой политики в этой сфере и принципы всеобщего участия граждан в охране окружающей среды и др.

На основании Конституции РФ были приняты следующие федеральные законы: Лесной кодекс РФ от 1января 2007г., компетенцию органов в сфере регулирования лесных отношений и т. п.; Фе­деральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О не­драх» (от 8 февраля 1995 г.), в котором определен государственный фонд недр, виды, сроки и порядок пользования недрами на основании разрешений (ли­цензии); Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оз­доровительных местностях и курортах» (от 27 января 1995 г.); Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (от 15 февраля 1995 г.);

Федеральный закон «О животном мире» (от 22 марта 1995 г.); Федеральный за­кон «Об экологической экспертизе» (от 19 июля 1995 г.); Водный кодекс РФ (от 1 января 2007г.); Федеральный закон «Об использовании атомной энер­гии» (от 20 октября 1995 г.); Федеральный закон «О континентальном шель­фе» (от 25 октября 1995 г.);10 января 2002г. был принят Закон РФ «Об охране окружаю­щей среды» и др.

Указы Президента РФ - источники экологического права

Статьей 90 Конституции РФ установлено, что указы Президента РФ за­нимают особое место среди источников экологического права и не относят­ся к подзаконным нормативным актам.

В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», Указ Президента РФ от 4 фе­враля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права

Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполни­тельной власти, можно подразделить на три основные группы: а) правительст­венные нормативно-правовые акты; б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной ком­петенции; в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерства­ми и ведомствами.

Правительственные нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам экологопользования имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Это постановления Правительства РФ по вопросам ведения учета и кадастров природных ресурсов, по вопросам прогнозирования экологопользования, государственной экологической экс­пертизы, об аренде участков лесного фонда, о предоставлении, изъятии, пе­рераспределении природных объектов и связанных с этим расчетных отно­шениях, по вопросам контроля за экологопользованием и т. п.

Межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции, к которым относятся Министерство сельско­го хозяйства РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др.

Ведомственные нормативно-правовые акты в виде приказов принимают­ся министрами и начальниками ведомств по вопросам экологопользования, отнесенным к их компетенции. Данный вид актов подразделяется на две раз­новидности:

а) ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, осуществляющих определенные функции в области регулирования правово­го режима экологопользования;

б) ведомственные нормативно-правовые акты министерств и ведомств, не имеющих полномочий в осуществлении таких функций.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники экологического права

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации при­знается и гарантируется местное самоуправление, которое является самосто­ятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселе­ниях и на других территориях с учетом исторических и иных местных тради­ций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Компетенция органов местного самоуправления в РФ определена Ука­зом Президента РФ от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправле­ния в РФ».

В различных поселениях (городах, поселках городского типа и сельских поселениях) исполнительно-распорядительные функции выполняют главы местного самоуправления (глава местной администрации, мэр и т. п.).

Органы местного самоуправления решают все вопросы местного значе­ния, отнесенные к их ведению, а это неизбежно порождает потребность ло­кального (местного) нормотворчества.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права

В республиках, входящих в состав РФ, роль источников экологического права выполняют конституции республик, а также законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и об ох­ране окружающей среды. В роли источников также выступают нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств в субъектах РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. «Об основ­ных началах организации государственной власти в субъектах РФ» были проведены выборы в представительные (законодательные) органы государствен­ной власти в субъектах РФ. Принимаемые этими органами законодательные и иные нормативно-правовые акты затем представляются на подпись главе ад­министрации (правительства). Этими же органами осуществляется контроль за исполнением принятых ими нормативно-правовых актов.

Органами исполнительной власти в субъектах РФ является администра­ция (правительство) соответствующих субъектов РФ. Руководство их дея­тельностью осуществляет глава соответствующей администрации, который, как правило, назначается Президентом РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы разграничения государственной собственнос­ти на природные ресурсы, природоресурсовое законодательство и законода­тельство об охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ все субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить федеральным законам.

Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-право­вые акты с учетом федеральных законов.

В соответствии с указанными выше законами некоторые субъекты РФ приняли различные кодексы. Так, в Карелии 27 января 1991 г. был принят Земельный кодекс, в Республике Башкортостан в 1995 г. - Водный кодекс, в Республи­ке Коми - Лесной кодекс, в Якутии, например, развивается собственная за­конодательная, нормативная база охраны природы. Приняты законы об ох­ране природы, о лесе, о недрах и недропользовании, об административной ответственности за экологические правонарушения и др.

Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их роль в формировании источников экологического права

Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен, и что­бы подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое являет­ся правосудием. В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в право­вом регулировании, а потому судам дано право в случае пробела применять аналогию закона или аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи. Например, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г., следует понимать рубку деревьев, ку­старников без лесорубочного билета, ордера или рубку с оными, но с наруше­нием правил, не на том участке, не тех пород, сверх установленного количе­ства, т. е. фактически дано судам нормативное предписание, не предусмотрен­ное в законе.

Тем не менее, руководящие постановления Пленума Верховного Суда России не являются источниками экологического права, поскольку Верхов­ный Суд и суды не наделены правотворческой функцией. Его акты относят­ся к числу документов правоприменительного нормативного толкования, осуществляемого в соответствии с Законом «О Верховном Суде Российской Федерации». Они применяются лишь судами при рассмотрении конкретных гражданских и уголовных дел и ограничиваются сферой правосудия. Соглас­но ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд является высшим судебным ор­ганом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их дея­тельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ, согласно Федеральному закону «Об ар­битражных судах в Российской Федерации», принятому Государственной Думой 5 апреля 1995 г., является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро­сам судебной практики.

Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование эко­логических отношений. Эти акты служат делу совершенствования действую­щего законодательства, поскольку ст. 104 Конституции РФ данным органи­зациям предоставлено право законодательной инициативы.

 

Вспомогательные нормативно-правовые акты как источники экологического права

Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Например, ГОСТ 17.5,1701-78 «Охрана природы. Рекультивация земель», ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана приро­ды. Атмосферный воздух» и др.

Данные вспомогательные нормативно-правовые акты не устанавливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не представляют каких-либо прав в отношении использования и охраны от­дельных природных ресурсов. Однако стандарты обеспечивают «расшифров­ку» содержания нормативно-правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике.

Итак, в системе источников экологического права Российской Федера­ции различают десять уровней: международный, конституционный, феде­ральных конституционных законов, законодательный, указов Президента РФ, подзаконных нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления.

 

Доцент кафедры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.