КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система и полномочия органов экологического управления
Органы экологического управления, как правило, подразделяют на органы общей и специальной компетенции. По уровням управление, в том числе экологическое, делится на федеральное, субфедеральное (на уровне федеральных округов), региональное (управление на уровне субъекта Федерации), субрегиональное (государственное управление, осуществляемое в отношении административно-территориальных единиц субъекта Федерации специально созданными территориальными органами государственной власти), и местное (муниципальное). Высшим органом управления общей компетенции выступает Правительство РФ, полномочия которого наряду с Конституцией РФ установлены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», законодательными актами, регулирующими экологические отношения. Надо отметить, что наряду с правотворческой компетенцией Правительство РФ выполняет и отдельные управленческие функции, в том числе правоприменительные. Компетенция высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации определяется рядом нормативных правовых актов, в первую очередь ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами, составляющими экологическое законодательство. Экологическая компетенция органов местного самоуправления закреплена в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в отраслевых законодательных актах, в том числе в Законе «О недрах», Федеральных законах от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ и др.[3] Наряду с органами, наделенными общей компетенцией, в сфере экологического управления функционируют государственные органы, осуществляющие управление в отдельных областях окружающей среды и природопользования. В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в последующих редакциях) министерства в большей степени стали органами нормотворчества. В ст. 2 Указа принятие нормативных правовых актов трактуется как функция (направление деятельности), заключающаяся в издании обязательных для исполнения правил поведения. Что же касается остальных полномочий министерств, то они могут быть охарактеризованы как субординационные, т. е. управленческое воздействие будет носить внутренний, направленный вниз по вертикали характер и распространяться на подчиненные ведомственные управленческие структуры — службы и агентства. Наиболее значимыми из них, с точки зрения организации процесса управления, являются: координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; дача им определенных поручений; отмена противоречащих федеральному законодательству решений федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом, а также полномочия, касающиеся внебюджетных фондов. Собственно исполнительно-распорядительную деятельность, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляют федеральные службы и федеральные агентства. В общем виде компетенция федеральных служб сводится к реализации функции контроля и надзора, а федеральные агентства осуществляют деятельность по оказанию государственных услуг. На федеральном уровне функции управления в области охраны окружающей среды и природопользования реализуют следующие федеральные органы исполнительной власти, в отношении которых приняты соответствующие положения о них. Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) [4]является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Оно также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов[5]. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, действующая на основании Положения о ней[6], реализует контрольные и надзорные функции применительно к объектам животного мира и среды их обитания, за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Федерации, особо охраняемым природным территориям федерального значения; осуществляет государственный земельный контроль. Служба также: выдает лицензии (разрешения) на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу, добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими, за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Федерации; проводит государственную экологическую экспертизу по объектам, указанным в Положении о ней; осуществляет ведение Красной книги Российской Федерации, Кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения; является уполномоченным органом по охране озера Байкал; выполняет ряд иных функций экологического управления. Федеральное агентство лесного хозяйства [7]реализует информационную функцию, в том числе проводит государственный мониторинг лесов и государственный учет лесного фонда, а также выполняет ряд полномочии по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом[8], за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Федерации; выполняет ряд иных полномочий, связанных с организацией использования, воспроизводства и защиты лесов. Федеральное агентство водных ресурсов [9]организует: территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Федерации; осуществление мероприятий по охране водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством РФ, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений. Агентство также осуществляет: ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования; ведение Российского регистра гидротехнических сооружений; в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом; разработку и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов; государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения; гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации; иные полномочия. Федеральное агентство по недропользованию [10]организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр. Агентство также осуществляет: предоставление геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых; обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса; реализацию иных полномочий в указанной сфере. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, подчиненная непосредственно Правительству РФ[11], является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. В подчинении Правительства РФ находится и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [12], осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Проведение санитарно-эпидемиологического надзора является межотраслевой деятельностью. В тоже время в соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным его осуществлять, являются Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, состоящая в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ, и ее территориальные органы. Кроме указанного органа, санитарно-эпидемиологический надзор проводится и другими федеральными органами исполнительной власти[13], в совокупности образующими единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Министерство сельского хозяйства РФ [14]— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, охоты, водных биологических ресурсов, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и среды их обитания. Федеральное агентство по рыболовству [15], находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, организует: комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях оценки состояния запасов и определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов; государственный учет и государственный мониторинг состояния водных биологических ресурсов; мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам; проведение аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Агентство также осуществляет: ведение государственного кадастра водных биологических ресурсов; определение ежегодно для российских пользователей промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в соответствии с закрепленными за ними в установленном порядке долями в общем объеме квот и т. д. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору [16]также находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ. Она осуществляет наряду с иными функции по контролю и надзору в сфере использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Федеральное агентство по атомной энергии [17], руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в этой сфере. Министерство экономического развития и торговли РФ [18]— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений и территориального зонирования. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости [19], находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) [20], состоящее в системе Министерства экономического развития и торговли РФ, — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Министерство промышленности и энергетики РФ [21]является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим наряду с иными функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции. Министерство юстиции РФ и находящаяся в его ведении Федеральная регистрационная служба. Последняя является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним[22]. Наряду с федеральными органами исполнительной власти ряд управленческих полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды возложен на субъекты Федерации. Данные полномочия реализуются органами исполнительной власти субъектов. Можно говорить о двух группах полномочий субъектов Федерации. К первой группе относятся собственно полномочия субъектов, например полномочия, предусмотренные ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 6.1 Федерального закона «Об экологической экспертизе», ст. 6.1 Федерального закона «О животном мире», ст. 25 ВК РФ и др. Вторую группу составляют полномочия, передаваемые субъектам Федерации. Это полномочия, указанные, в частности, в ст. 83 Л К РФ, ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе», ст. 26 ВК РФ и др. Часть указанных полномочий данной группы финансируется за счет субвенций из федерального бюджета. Для реализации функций экологического управления в субъектах Федерации созданы уполномоченные органы исполнительной власти. В качестве примеров можно привести Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Министерство экологии и природопользования Московской области, Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Краснодарского края, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области. Доцент кафедры
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |