КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Водных объектов в пользование
Виды водопользования. Порядок предоставления Право пользования водными объектами.
Пользование водными объектами, или водопользование, осуществляется гражданами и юридическими лицами на праве пользования водными объектами. Оно выражает право организаций и граждан использовать водные объекты для удовлетворения различных потребностей, т. е. является предоставленной им по закону возможностью пользоваться водными ресурсами с соблюдением установленных условий и требований. Учитывая, что водные объекты находятся преимущественно в федеральной собственности, право пользования водными объектами становится единственной правовой возможностью удовлетворять личные, бытовые, хозяйственные и иные потребности, связанные с водами. В структуре водного права совокупность норм, регулирующих отношения водопользования, т. е. норм, которые предусматривают условия и порядок приобретения и реализации права пользования водными объектами, образуют институт права водопользования. Граждане и иные субъекты, пользующиеся предоставленным им правом пользования водными объектами, именуются водопользователями. Водные объекты предоставляются в пользование для различных целей, при этом в зависимости от цели могут различаться условия водопользования. Такие цели включают: использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для сброса сточных и (или) дренажных вод, для производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и др. Водные объекты, содержащие водные ресурсы соответствующего качества, в первую очередь предоставляются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а в целях их охраны устанавливаются зоны, округа санитарной охраны. В основе отношений водопользования лежат принципы целевого и комплексного использования водных объектов. Они означают, во-первых, что водный объект может использоваться для той цели, для которой он предоставлен. Цель пользования определяется в правоустанавливающих документах, а нецелевое использование водного объекта по ст. 10 ВК РФ влечет принудительное прекращение права пользования по решению суда. Во-вторых, один и тот же водный объект или его часть могут использоваться сразу для нескольких целей одним или несколькими водопользователями, т. е. на основе принципа комплексного использования. В зависимости от числа водопользователей и условий предоставления водных объектов в пользование водопользование может быть совместным или обособленным (ст. 38 ВК РФ). Водопользование будет совместным, если водный объект предоставлен нескольким субъектам для одной или нескольких целей. Обособленное водопользование означает закрепление водного объекта или его части за одним субъектом, но только для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также для целей осуществления рыбоводства. Обособленное водопользование исключает использование водных объектов или их частей другими физическими и юридическими лицами. Предоставление водных объектов в пользование для различных целей осуществляется на основании договоров водопользования, либо решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо без таковых. В соответствии со ст. 11 ВК РФ заинтересованным лицам необходимо заключить договор пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, с соответствующим государственным органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления, в случае если целью водопользования являются: -забор воды из поверхностных водных объектов для некоторых установленных ст. 11 ВК РФ целей; -использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; -использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Сторонами договора выступают, с одной стороны, государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в зависимости от права собственности на водный объект либо орган государственной власти субъекта Федерации по отношению к водным объектам в федеральной собственности, а с другой — заинтересованное физическое или юридическое лицо. Следует помнить, что полномочия по заключению договора водопользования по ст. 26 переданы субъектам Федерации для водных объектов в федеральной собственности, т. е. практически по всем наиболее значимым водным объектам — рекам, морям, озерам, водохранилищам. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в Государственном водном реестре. В договоре определяются все необходимые характеристики водного объекта, водопользователя, цели использования водного объекта, срок действия договора, размер платы, порядок прекращения пользования водным объектом и ответственность сторон. Договор может быть заключен на срок не более чем 20 лет. Договор водопользования может быть заключен по заявлению заинтересованного лица, а при предоставлении акватории для рекреационных целей — по результатам аукциона. Водопользователь может передать по договору водопользования свои права и обязанности третьему лицу с согласия исполнительного органа государственной власти по заявлению водопользователя о даче согласия. Порядок получения такого согласия установлен ст. 19 ВК РФ. Для размещения различных стационарных объектов (портов, плавучих платформ, трубопроводов и т. д.), забора воды для орошения, разведки и добычи полезных ископаемых и дноуглубительных работ, организованного отдыха детей, пожилых людей, сброса сточных и дренажных вод, обеспечения обороны и безопасности заинтересованным лицам необходимо иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование, которое для федеральных водных объектов выносит орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположен такой водный объект или его часть (ст. 26 ВК РФ). Для обеспечения обороны страны и безопасности государства решение о предоставлении водного объекта выносит Правительство РФ. Для вынесения решения о предоставлении водных объектов в пользование решения принимаются по заявлению заинтересованных сторон и вступают в силу с момента регистрации этого решения в Государственном водном реестре. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водном объекте, водопользователе, целях и условиях водопользования и его срок. В случае предоставления водного объекта для сброса сточных или дренажных вод дополнительно указываются место сброса, объем допустимых сбросов, требования к качеству воды в местах сброса. Остается неясной судьба такого правового механизма регулирования водопользования, как разрешение на сброс сточных вод. Водный кодекс РФ не требует получения этого документа, однако Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 23), а также Правила охраны поверхностных вод, утвержденные приказом Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г. (п. 3.9), содержат такое требование. В разрешении указываются перечень веществ, содержащихся в сточных водах, а также их концентрация (предельно допустимый сброс) в расчете на единицу объема сточных вод. Водный кодекс РФ устанавливает случаи, когда водопользование осуществляется без каких-либо правоустанавливающих документов. Так, не требуется заключение договора водопользования либо вынесение решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения разнообразных природоохранных мероприятий, в том числе для охраны водных объектов, научных и учебных целей, использования водных объектов гражданами для купания и удовлетворения личных и бытовых нужд, полива садовых, огородных и дачных земельных участков, рыболовства, охоты, воспроизводства водных биологических ресурсов, добычи полезных ископаемых на болотах, забора воды для обеспечения пожарной безопасности, для санитарных, экологических и судоходных попусков, забора подземных вод, содержащих природные лечебные ресурсы, и др. Особый порядок действует по отношению к забору воды из подземных месторождений водных ресурсов. Хотя Водный кодекс РФ (ст. 11) устанавливает порядок вынесения решения для осуществления этого вида водопользования, в соответствии с Законом «О недрах» водопользователи обязаны также получить лицензию на пользование этим месторождением, которую выдают территориальные органы Федерального агентства по недропользованию. Водопользование для некоторых целей осуществляются за плату. Видами платежей являются: -водный налог; -плата за пользование водным объектом; -плата за негативное воздействие на окружающую среду. По общему правилу бесплатным является водопользование, осуществляемое вне системы договоров и решений о предоставлении права пользования водным объектом. Так, бесплатно осуществляются водопользование для обеспечения пожарной безопасности, природоохранных целей, использование акваторий для размещения строений и коммуникаций, судоходства. Суда, осуществляющие рыболовство, не вносят платежей за пользование водным объектом, но платят за пользование животным миром в соответствии с фаунистическим законодательством. Перечень видов водопользования, требующих уплаты водного налога, предусмотрен ст. 333.9 НК РФ. Он включает: -забор воды из водных объектов; -использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава; -использование водных объектов для целей гидроэнергетики; -использование водных объектов для целей лесосплава. Помимо водного налога, водопользователи в соответствии с договорами водопользования вносят плату за пользование водным объектом или его частью. Следует напомнить, что плата вносится за такие виды водопользования, как: -забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; -использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; -использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Такие виды водопользования, как лесосплав, требуют вынесения решения о предоставлении водного объекта в пользование, т. е. организации и граждане, осуществляющие этот вид пользования, не включаются в состав налогоплательщиков водного налога. Сравнение этих положений Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и ст. ЗЗЗ8 и ЗЗЗ9 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что водный налог взиматься не может или по сути прекратил свое существование, хотя гл. 252 НК РФ «Водный налог» и соответствующие положения статей Бюджетного кодекса РФ не отменены. Плата за пользование водными объектами в соответствии со ст. 51 БК РФ относится к неналоговым доходам федерального бюджета и в размере 100% поступает в федеральный бюджет. За пользование водным объектом для сброса сточных вод взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок расчета и внесения платы установлен постановлением Правительства РФ 1992 г. Плата рассчитывается самим плательщиком по установленным методикам и ставкам платы и зависит от соблюдения конкретным водопользователем нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект. Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым платежам и распределяется между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами в соотношении 20%: 40%. Остальные 40% зачисляются в местные бюджеты, на территории которых взимается плата. Право пользования водными объектами может быть прекращено соответствующим государственным или муниципальным собственником в соответствии со ст. 10 ВК РФ на основании: -событий и правомерных действий, таких как истечение срока пользования водным объектом, установленное договором либо решением о предоставлении водного объекта в пользование, прекращение деятельности водопользователя, передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу, естественное или искусственное исчезновение водного объекта и др.; -допущенного правонарушения по решению суда, а также при необходимости изъятия водного объекта для государственных или муниципальных нужд. Прекращение права пользования осуществляется в порядке предъявления требования о прекращении права пользования. При совершении правонарушения или изъятии водного объекта для государственных или муниципальных нужд применяется процедура принудительного прекращения права пользования водным объектом. В число правонарушений, служащих основаниями принудительного прекращения права пользования водным объектом или его частью, входит нецелевое использование водного объекта, использование его с нарушением законодательства Российской Федерации, а также неиспользование водного объекта в установленные договором или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Если основанием прекращения права пользования является правонарушение, то предъявлению требования о прекращении такого права должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, а решение о прекращении права водопользования в этом случае выносит суд. При изъятии водного объекта для государственных и муниципальных нужд решение суда необходимо в случае отказа водопользователя от прекращения права пользования водным объектом.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |