ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ
(5 з.е.= 180 ч: лекции - 36 ч., пр.зан. - 42 ч., с. р. – 60 ч., конс. - 6 ч., экзамен)
| 60 %
|
Проектируемый результат:
знаниетеоретических основ фонетической и фонологической систем современного русского литературного языка, необходимых для выработки произносительных и орфографических умений и навыков;
умениеанализировать сегментные и суперсегментные языковые единицы;
владениенавыками анализа сегментных и суперсегментных единиц фонетической системы современного русского литературного языка
|
Контрольная точка 1 (до _15 апреля 2012 г.)
(4 з.е.= 102 ч: лекции - 28 ч., практ.зан. - 30 ч., самост. работа - 40 ч., конс. 4ч.)
| Весовой коэффициент
50 %
|
Формирование компетенций
ОК-1,7 ПК-5 СК-1,2,3,5
и знаний, умений и навыков
| Форма контроля
|
| Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц:
1. Предмет фонетики. Задачи фонетики как раздела языкознания.
Иметь представление о фонетической системе языка, ее единицах, вычленять аспекты изучения фонетики, знать их особенности и методы изучения.
2. Принципы артикуляционной и акустической характеристики звуков.
Знать устройство речевого аппарата человека и специфику русской артикуляционной базы.
Отработать практические навыки описания работы органов речи по производству различных звуков.
Выучить артикуляционную классификацию гласных и согласных звуков.
Усвоить разницу подачи фонетического материала артикуляционной и акустической классификации звуков.
3. Фонетическая транскрипция.
Знать основные принципы транскрибирования и уметь применять их на практике.
|
Аннотация на аудиолекцию Л.В.Бондарко «Значение звуковой стороны языка в современной коммуникации».
Конспект «Методы исследования звуковой стороны языка».
Конспект «Спорные вопросы при характеристике согласных звуков по способу образования».
Конспект «Принципы акустической классификации звуков».
Зачет по артикуляционной характеристике звуков.
Самостоятельная работа: фонетическое транскрибирование текста, артикуляционная характеристика звуков в словах; описание работы речевого аппарата при произнесении гласных и согласных звуков.
| 30 %
|
| Характеристика суперсегментных единиц.
1. Слог и слогораздел в русском языке.
Усвоить понятия слога как минимальной произносительной единице. Изучить суть споров между сторонниками различных теорий слога::вокалической, экспираторной, теорией мускульного напряжения и др., соотносить слогоделение и перенос слова.
Уметь членить слово на слоги и для переноса.
2. Ударение.
Знать особенности русского словесного ударения, виды словесного и несловесного ударения, их особенности.
Уметь делить текст на единицы, обусловленные функциями ударения.
3. Интонация.
Знать суть понятий «интонация», «интонационная конструкция».
Уметь вычленять их в речи.
Владеть навыками интонационного анализ текста.
|
Самостоятельная работа: разделить слова на слоги и для переноса; определить типы слогов, обосновать слогоделение с учетом основных законов: Закона восходящей звучности и Закона открытого слога.
Аннотация н а аудиолекцию Л.В.Бондарко «Особенности русского словесного ударения».
Самостоятельная работа: разделить текст на единицы, обусловленные ударением, произвести анализ интонационной структуры текста
| 30 %
|
| Функциональный аспект изучения звуковых единиц
1.Фонологическая система языка. Чередование фонем.
Осмыслить содержание понятий «фонема», «чередование» с точки зрения синхронии и диахронии.
Уметь проследить изменение дифференциальных признаков фонемы при различных видах чередований.
Усвоить понятия «параллельные и перекрещивающиеся», «позиционные и комбинаторные» чередования.
Знать сильные и слабые сигнификативные и перцептивные позиции гласных и согласных фонем.
Знать фонетические законы русского языка.
Овладеть навыками построения фонологической транскрипции, характеризовать позицию любого звука речевого потока и выявлять фонетические законы, приводящие к определенному типу чередований.
2. Фонологические школы, их взгляд на фонему.
Знать основные теоретические положения МФШ и СПб ФШ., их взгляды на фонемный состав языка, слова и т.д.
|
Терминологический диктант.
Аннотация на аудиолекцию Л.В. Бондарко «Особенности фонологической системы русского языка».
Самостоятельная работа: фонологический анализ слова, выделение сильных и слабых позиций фонем в слове, определение дифференциальных признаков фонемы.
Самостоятельная работа: нахождение в тексте позиционных и комбинаторных чередований, выявление законов, их обусловливающих.
Коллоквиум «Фонологические концепции».
| 30 %
|
| Орфоэпическая система русского языка
Знать основные особенности развития русской произносительной системы. Показать динамику произносительной нормы, диалектику ее стабильности и изменчивости.
Усвоить орфоэпический минимум.
Научиться пользоваться справочной литературой.
Владеть нывыками орфоэпического анализа слова, текста.
Умение участвовать в научной дискуссии по теме, отстаивать сою точку зрения, владении приемами аргументации.
Формировать научный стиль общения.
|
Самостоятельная работа: орфоэпический анализ слова, текста. Выявление слов в тексте, допускающих произносительные и акцентологические литературные варианты.
Тестирование.
Научная дискуссия на тему «Феномен языковой нормы».
| 10 %
|
Итоговый % за 1 контрольную точку.
На положительную оценку min 50%, max 100%
| |
Контрольная точка 2 (до 6 июня 2012 г.)
(_1 з.е.= 42ч: лекции - 8 ч., практ.зан. - 12 ч., самост. работа - 20 ч., конс. – 2ч,)
| Весовой коэффициент
50 %
|
Формирование компетенций
ОК-1,7 ПК-5 СК-1,2,3,5
и знаний, умений и навыков
| Форма контроля
|
| Графические средства языка.Графические средства языка: разделы, принципы.
Изучить принципы русской орфографии, знать алфавит, графическое значение букв, проявления слогового принципа русской графики и его нарушения.
Уметь производить фонетико-графический анализ слова по вузовской и школьной схемам.
Владеть навыками фонетико-графического анализа слова.
|
Самостоятельная работа: фонетико-графический анализ слова, школьный фонетический разбор.
Конспект «Школьный фонетический разбор в разных учебниках».
Разработка фрагмента урока по графике.
| 30 %
|
| Орфография: разделы, принципы, типы написаний.
Знать принципы русской орфографии, разделы. Типы написаний, типы орфограмм.
Уметь производить орфографический анализ слова. Находить в тексте написания, соответствующие различным принципам орфографии.
Владеть навыком орфографического анализа слова.
| Конспект «Из истории русской графики и орфографии. Реформы орфографии».
Самостоятельная работа: орфографический анализ слова, нахождение в тексте слов, написание которых соответствует разным принципам орфографии
| 30 %
|
|
| Контрольная работа: Фонетический анализ текста. Фонетическое транскрибирование, нахождение позиционных чередований, слогоделение, фонологическая транскрипция, фонетико-графический анализ слова
| 40 %
|
Итоговый % за 1 и 2 контрольные точки
|
Надбавка (активность на практических занятиях, подготовка презентаций
| __%
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ (экзамен 36 ч)
| 40 %
|
|
Экзамен
| |
Итого:
| |
Рейтинг
| |
Оценка по рейтингу
| |
| | | | |