Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В работе по предупреждению правонарушений




ОРГАНЫ ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Органы военной юстиции – это совокупность органов, на которые законодательством РФ возложены функции по осуществлению правосудия в отношении военнослужащих и военных организаций, по надзору за соблюдением законности в военных организациях, по организации и руководству правовой работой на уровне центральных органов военного управления.

К органам относятся военные суды, органы военной прокуратуры, подразделения юридической службы министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба.

Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

В систему военных судов входят окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Деятельность военных судов регламентируется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами от 31.12.1996 № 1 ФКЗ «О судебной системе РФ» и от 23.06.1996 № 1 ФКЗ «О военных судах РФ». Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.

Высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ), который реализует свои функции в отношении военных судов через Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Военная коллегия, в состав которой входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ, действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к нижестоящим судам.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании ненормативных актов, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Уголовные дела рассматривает коллегия, состоящая из 3 судей и присяжных заседателей. Дела по жалобам и протестам рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые в первой инстанции и не вступившие в силу.

Окружной военный суд действует на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей и действует на территории одного или нескольких субъектов РФ.

Президиум окружного военного суда, действующий в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя, рассматривает гражданские, административные, уголовные дела по протестам гарнизонных военных судов. Координирует работу судебной коллегии. Утверждает председателей судебных коллегий.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, других судей и действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.

Гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест. Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу.

На все должности судей военных судов назначаются военнослужащие, прикомандированные к военным судам из Вооруженных Сил и других войск. К сдаче квалификационного экзамена на должность судьи военного суда может быть допущен любой гражданин России, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, имеющий офицерское звание и состоящий на службе по контракту, не совершивший порочащих его проступков. Судьи военных судов обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. На них распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В отношении всех судей судов общей юрисдикции установлены единые принципы материального и социального обеспечения, наделения полномочиями и их прекращения.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» №202-1 от 17.01.1992 года (ст. 46) систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командования других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы военной прокуратуры осуществляют:

- надзор за исполнением законов органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, их должностными лицами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

- координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Военные прокуроры при осуществлении возложенных на них функций надзора за исполнением законов вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных воинских частей, учреждений и органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Кроме того, военные прокуроры и их заместители имеют право по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовные дела или производства об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона; опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносить представления об устранении нарушений закона.

Подразделения (отдельные должности) юридической службы создаются в органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях ВС для обеспечения законности в их деятельности, оказания им правовой помощи, защиты прав и законных интересов. Подразделение юридической службы является структурным подразделением в штате соответствующего органа военного управления и непосредственно подчинено (в том числе и отдельные должности) командиру (начальнику) данного органа. Подразделения юридической службы создаются и действуют на основании Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.03.1998 г. № 100 «О юридической службе в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и начальников, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют следующие основные функции:

- правовая экспертиза проектов приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц;

- правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работ;

- проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;

- организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;

- консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;

- участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;

- участие в организации и проведении правового обучения;

- методическое руководство нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Взаимодействие органов военного управления с органами военной юстиции. На практике имеют место следующие формы взаимодействия органов военного управления с органами военной юстиции:

- согласованные проверки состояния законности и правовой работы в органах военного управления, военных учреждениях, организациях и на предприятиях;

- взаимный обмен информацией о правонарушениях (в том числе о преступлениях), их причинах и условиях, им способствующих;

- согласованная проверка выполнения в воинских частях и учреждениях правовых актов по вопросам обеспечения прав военнослужащих, правопорядка и предупреждения правонарушений;

- совместное участие в правовом воспитании;

- взаимный обмен информацией о действующем законодательстве и подзаконных актах управления;

- совместное с военной прокуратурой и военным судом обсуждение мер по устранению недостатков, вызвавших представления военного прокурора и частные определения военных судов;

- совместное участие в обсуждении проектов, разрабатываемых в органах военного управления, нормативных правовых актов;

- участие в совместных совещаниях и конференциях по правовой работе;

- изучение и распространение передового опыта правовой работы и правового воспитания и др.

В настоящее время часть уголовных дел военные суды рассматривают в расположении воинских частей в присутствии личного состава. Поэтому командование имеет возможность ознакомиться не только с содержанием судебного приговора, но и с ходом судебного разбирательства. По делам, рассматриваемым военными судами не в расположении частей, командование также информируется о содержании приговоров.

Для характеристики взаимоотношений органов военного управления и органов военной юстиции существенное значение имеет установленное уголовно-процессуальным законодательством право органов прокуратуры на вынесение представлений и право судов на вынесение частных определений по поводу причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Частное определение военного суда, представление военного следователя или военного прокурора о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, так же обязательно для органов военного управления, как и для других органов и должностных лиц.

Взаимодействие органов военного управления и органов военной юстиции на основе строгого соблюдения законов создает оптимальные условия для решения задач уголовного судопроизводства и предупреждения правонарушений в условиях военной службы, помогает вооружить командиров воинских частей и военных дознавателей необходимыми знаниями в области военного законодательства, расследования преступлений и профилактики правонарушений в войсках.

Выводы по четвертому вопросу:

Органы военной юстиции – это совокупность органов, на которые законодательством РФ возложены функции по осуществлению правосудия в отношении военнослужащих и военных организаций, по надзору за соблюдением законности в военных организациях, по организации и руководству правовой работой на уровне центральных органов военного управления. К органам относятся военные суды, органы военной прокуратуры, подразделения юридической службы министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба.

Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. В систему военных судов входят окружные (флотские) и гарнизонные военные суды.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» №202-1 от 17.01.1992 года (ст. 46) систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Подразделения юридической службы создаются в органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях ВС РФ для обеспечения законности в их деятельности, оказания им правовой помощи, защиты прав и законных интересов. Подразделения юридической службы создаются и действуют на основании Положения о юридической службе ВС РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 21.03.1998 г. № 100 «О юридической службе в ВС РФ».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законность является основополагающим принципом государственного устройства и управления, заключающимся в безусловном и точном выполнении законов и иных правовых актов уполномоченных органов и должностных лиц; воинская дисциплина представляет собой частное проявление законности. Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на царящих в обществе праве и законности. В Вооруженных Силах законность обеспечивается рядом органов и специальных подразделений. Главная роль в обеспечении законности и ее проведении в жизнь войск принадлежит командирам-единоначальникам.

Работа по обеспечению воинской дисциплины основывается на сочетании методов убеждения и принуждения. Первостепенную роль призвано играть убеждение. Законодатель предоставляет командирам для укрепления воинской дисциплины различные правовые средства: меры поощрения, дисциплинарные взыскания, меры пресечения нарушений воинской дисциплины, дополнительные меры дисциплинарного воздействия, меры общественного воздействия.

Формирование правомерного поведения военнослужащих возможно лишь в условиях последовательного применения законодательства полномочными лицами.

Под профилактикой (предупреждением) правонарушений понимается система государственных и внутриармейских мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин, условий и факторов, способствующих совершению правонарушений, а также на пресечение готовящихся правонарушений.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств. Профилактические меры классифицируются в зависимости от их цели, масштабов применения, а также времени осуществления. Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.

Предупредительные меры в ВС РФ направляются на решение двуединой задачи: не допустить формирования у военнослужащих антиобщественных взглядов и убеждений, а при наличии их добиваться перевоспитания этих лиц; устранить причины и условия, порождающие конкретные преступления.

Командир-единоначальник, зная общие причины правонарушений, совершаемых военнослужащими, и условия, способствующие их совершению, состояние дел во вверенном ему подразделении, ориентируясь на указанные направления деятельности, может выработать эффективные организационные меры, направленные на предупреждение правонарушений, создание обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины и антиобщественным проступкам, широко опираясь в этой работе на силы армейской общественности.

Административное расследование — это деятельность командира (начальника) по установлению фактических обстоятельств совершения военнослужащими, гражданским персоналом проступков (правонарушений), а также наступления иных событий и фактов, не имеющих признаков преступления, с целью принятия по ним законного и обоснованного решения.

Административное расследование назначается приказом командира. Результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части.

Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц.

Административное расследование завершается составлением заключения офицера, его проводившего, о всех установленных обстоятельствах, о лицах допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более трех дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части

 

 

Преподаватель кафедры А. Кондрух

 

«_____»________20__ г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.