Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частное (частичное) и общее равновесие в производстве общественных благ




 

(Слайд 19) Если рассматривать рынок и рыночные процессы, то под частичным (частным) равновесием будет пониматься равновесное состояние отдельных товарных рынков (объем спроса на рынке равен объему предложения конкретного товара или товарной группы – частного блага). Общее равновесие рыночной системы – состояние, при котором все рынки товаров находятся в равновесии, т.е. совокупное предложение частных благ по объему и структуре соответствует совокупному спросу по объему и структуре.

Принципиальные отличия равновесия в общественном секторе от рыночного сводятся к следующему (слайд 20):

1. Рыночное равновесие – это саморегулирующийся, самонастраивающийся процесс установления баланса спроса и предложения с помощью механизма свободных рыночных цен, т.е. цен, уравновешивающих спрос и предложение. Мониторинг рыночных цен позволяет своевременно и точно установить и оценить предпочтения и ожидания потребителей частных благ и спрогнозировать востребованные объемы производства товаров и услуг. В общественном секторе цены, особенно в случае чистых общественных благ, не являются индикаторами равновесия спроса и предложения, поскольку цена =0, а спрос на общественные блага выявляется с помощью механизма общественного и коллективного выбора, что создает трудности выявления реальных потребностей в благах.

2. При производстве и потреблении частных благ наблюдаются как излишки производителей, так и излишки потребителей. Общественные блага потребляются коллективно, они в той или иной степени неисключаемы и неконкурентоспособны (несоперничество в потреблении), поэтому при любом объеме предложения общественных благ объем потребления будет равняться объему предложения.

3. Непосредственное влияние на рыночное равновесие оказывает платежеспособность потребителей (хозяйствующих субъектов и населения), в общественном секторе решающую роль играет бюджетное равновесие, устанавливаемое на базе целенаправленно проводимой бюджетно-финансовой политики.

4. Во главе угла при производстве частных благ стоит получение прибыли, а в производстве общественных благ приоритеты отдаются не коммерческому расчету, а социально значимым критериям. Равновесный рынок может сопровождаться сильнейшими диспропорциями в распределении доходов и в уровне потребления благ различными социальными группами (т.е. социально-экономическая поляризация).

5. С развитием экономической науки были предприняты попытки построения модели общего равновесия, т.е. рыночного равновесия с включением общественных благ. В классической экономике данная модель допускала возможность использовать для выявления предпочтений в выборе частных благ рыночный механизм, а для выявления потребностей в общественных благах – механизм оценочных суждений. В неоклассической парадигме модель общего равновесия не приобрела логически завершенной формы, поскольку практически невозможно свести общественные потребности к частным интересам (принцип общественных ценностей и принцип методологического индивидуализма).

С вопросами макроэкономического равновесия и перехода социально-экономической системы на более высокий уровень общественного благосостояния путем перераспределения ресурсов связана проблема оценки рациональных масштабов общественного сектора. Включенный в экономический оборот общественный сектор функционирует за счет отвлечения ресурсов из сферы рыночного производства. Ресурсы любого общества ограничены, следовательно, необходимо взвешенно подходить к вопросу об объемах производства в общественном секторе и соблюдать оптимальные пропорции между сегментами двухсекторной экономики. С другой стороны, развитие общественного сектора должно быть сбалансировано с учетом роста всей экономики, в том числе и с динамикой частного сектора.

Поиск гармоничного равновесия между общественным и рыночным секторами упирается в конечном итоге в определение той части дохода, создаваемого обществом, которая должна передаваться общественному сектору для производства общественных благ и реализации других его функций.

Поскольку рыночные механизмы, обеспечивающие равновесие между спросом и предложением на товарных рынках, неприменимы в отношении общественных благ, для достижения баланса между производством и потреблением общественных благ Э. Линдаль в середине прошлого века предложил использовать принцип общественного согласия (слайд 21). В соответствии с этим положением объем производства общественных благ не должен быть выше того совокупного объема издержек по его производству, которые готовы оплачивать различные группы населения, чтобы пользоваться этими общественными благами. Оценка стоимости (необходимого объема) общественного блага и распределения общественного бремени по его потребителям должна соответственно принципу общественного согласия строиться с учетом тех налоговых расходов, которые члены общества готовы нести по его производству. Модель Линдаля является чисто теоретическим построением, в реальной жизни вопрос об объеме производства общественных благ государственным сектором базируется на принципах обязательного налогообложения и коллективного выбора. Коллективный выбор частично уменьшает элементы субъективизма при оценке необходимой обществу массы общественных благ.

Равновесие в общественном секторе является сложным синтетическим процессом, внутри которого действует целый спектр частных (частичных) равновесий (слайд 22).

1). Ценовой механизм – определяющий в рыночном равновесии, а его аналогом для равновесия в общественном секторе выступает финансово-бюджетный механизм в сочетании с политическим процессом (общественным выбором). Равновесие в общественном секторе во многом зависит от бюджетно-политического равновесия. Бюджетное равновесие имеет следующие особенности (слайд 23-24):

- основа бюджетного равновесия не коммерческий расчет, а принцип соотношения социальных затрат и социальных выгод;

- подчинение частных интересов общественным. Бюджетное равновесие опирается на механизм общественного коллективного выбора;

- преобладание обязательного, принудительного характера установления финансовой сбалансированности;

- временной лаг между оплатой населением общественных благ с помощью налогов и потреблением этих благ;

- поскольку общественный сектор может быть одновременно и производителем, и потребителем общественных благ, то в бюджетном равновесии отсутствует принцип обратной связи, что ведет к завышению спроса на общественные блага;

- рационирование бюджетной системы (использование норм и стандартов при расчете доходов и расходов бюджета).

С помощью государственного бюджета устанавливается равновесие спроса и предложения на чистые общественные блага и многие виды социально значимых благ.

Но равновесие в общественном секторе не исчерпывается бюджетным равновесием. Равновесие спроса и предложения смешанных общественных благ регулируется с помощью других механизмов.

2). Часть социально значимых благ регулируется с помощью внебюджетных фондов. Дополнительно в добровольном порядке финансирование исключаемых благ может осуществляться за счет негосударственных фондов.

3). Равновесие спроса и предложения на квазиобщественные блага подчиняется равновесию на монопольном рынке. В его основе лежит механизм установления монопольных цен, за счет чего возможно перекрестное финансирование и маневрирование ресурсами.

4). Равновесие спроса и предложения смешанных общественных благ в части перегружаемого и клубного благ приближается к частичному рыночному равновесию. За пользование перегружаемыми благами устанавливаются пошлины, сборы и налоги, а потребление клубных благ ограничено ценами на них.

Слайд 25 В целом, частичные равновесия в общественном секторе определяются местом, которое занимают общественные блага между двумя крайностями: чистыми общественными и чистыми частными благами. Чем ближе благо к чистому общественному, тем сильнее роль государственного бюджета в установлении сбалансированности спроса и предложения на блага. С другой стороны, чем больше благо обладает свойствами чистого частного блага, тем большее значение для равновесия имеют ценовой механизм и платежеспособность населения.

Т.о., равновесное состояние общественного сектора характеризуется (слайд 26):

1). На макроуровне – это сбалансированность объемов изъятия созданных в других секторах доходов в бюджетную систему с действительными потребностями общества в услугах общественного сектора.

2). На микроуровне, т.е. в границах самого общественного сектора – это сбалансированность доходов и расходов бюджета и рациональность пропорций в распределении средств по расходным статьям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.