Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налогоплательщики и плательщики сборов




Понятие субъектов налогового права.

Г. Барнаул

СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

ЛЕКЦИЯ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Тематика докладов, рефератов, научных сообщений

 

1. Развитие представлений об источниках движения в философии.

2. Проблема механизма развития в философии.

3. Диалектика и метафизика как философские методы.

4. Диалектика Гегеля и современная философская теория развития.

5. Синергетика и проблема случайности в современном естествознании.

 

 


[1] Введение в философию. Т.2. М., 1989. С.133.

Региональная кафедра философии, истории и права

1. Понятие субъектов налогового права.

2. Налогоплательщики и плательщики сборов.

а) Понятие и виды налогоплательщиков;

б) Права налогоплательщиков;

в) Обязанности налогоплательщиков.

3. Налоговые агенты.

4. Сборщики налогов и сборов.

5. Налоговые органы Российской Федерации.

а) Структура системы налоговых органов;

б) Права налоговых органов;

в) Обязанности налоговых органов;

г) Обязанности должностных лиц налоговых органов;

д) Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.

6. финансовые органы Российской Федерации.

7. Таможенные органы Российской Федерации.

8. Органы государственных внебюджетных фондов.

9. Органы налоговых расследований.

10. Правовой статус иных субъектов налогового права.

 

ЛИТЕРАТУА:

1. Грачева Е.Ю., Ивлева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: Учебник – М.: Юристъ,2005.

2. Налоговое право: Учебник/Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ,2004.

3. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА,2005.

4. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.

5. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит-ра,1993. - 96с.

 

Одной из особенностей налогового права выступает специфический состав его субъектов. При этом необходимо различать субъектов налогового права и субъектов налоговых правоотношений.

Субъекты налогового права – это лица, могущие выступать участниками общественных отношений, регулируемых налоговым правом. Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъекты налогового права выступают участниками этих правоотношений.

Субъектов налогового права можно разделить на основных и иных (дополнительных).

Основные субъекты налогового права: налогоплательщики; налоговые агенты, МНС, Минфин России, ГТК, сборщики налогов и сборов, органы внебюджетных фондов. Иные (дополнительные) субъекты налогового права: регистраторы, органы опеки и попечительства, процессуальные лица, кредитные организации.

 

Налогоплательщики и плательщики сборов являются центральными фигурами в структуре участников налоговых правоотношений.

1. Понятие и виды налогоплательщиков.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица (обладающие предпринимательским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица (организации), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.

Классификация видов налогоплательщиков (плательщиков сборов) на группы может быть осуществлена следующим образом.

Налогоплательщики (плательщики сборов): физические лица (резиденты РФ и нерезиденты РФ); организации (российские организации и иностранные организации).

При этом налогоплательщики (плательщики сборов) – физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (индивидуальные предприниматели и лица, не имеющие такого статуса), на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Для целей налогообложения к предпринимателям отнесены частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, деятельность которых в соответствии с гражданским законодательством предпринимательской не считается.

Выступающие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков физические лица подразделяются на два вида:

1) физические лица – налоговые резиденты РФ;

2) физические лица – налоговые нерезиденты РФ.

Физическими лицами – налоговыми резидентами России признаются физически лица вне зависимости от их гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Период временного пребывания физического лица на территории РФ определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого лица.

Если отметки пропускного контроля в паспорте физического лица отсутствуют, доказательством нахождения на территории РФ могут являться любые иные документы. Главное, чтобы они удостоверяли, сколько дней лицо фактически присутствовало в РФ. Такими документами могут выступать:

- табель учета рабочего времени и расчета заработной платы;

- другие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты;

- трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином;

- командировочное удостоверение и др.

Физически лица – нерезиденты, соответственно, - лица, находящиеся на территории нашей страны не менее указанного срока. Поэтому требования по уплате налогов могут быть предъявлены к нерезидентам РФ лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории. Налогообложение же доходов, полученных нерезидентами из других источников, выходит за рамки компетенции РФ.

В свою очередь, под выступающими в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков организациями понимаются:

1) российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Такие зарубежные корпоративные юридические образования уплачивают налоги в Российской Федерации, если они осуществляют свою деятельность в РФ через свои постоянные представительства.

Каждое такое обособленное подразделение считается для целей налогообложения в РФ самостоятельным налогоплательщиком и уплачивают налоги вне зависимости от результатов и особенностей деятельности всей фирмы в целом и других ее российских подразделений. Иностранные компании, получающие доход от источников в Российской Федерации, не связанный с их деятельностью через постоянные представительства, также могут являться плательщиками налогов в Российской Федерации. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций осуществляют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации. Налоговым законодательством для налогоплательщиков – юридических лиц обязанность филиалов и иных обособленных подразделений уплачивать налоги и сборы рассматривается как разновидность налоговых обязанностей самих создавших указанные обособленные подразделения юридических лиц.

В качестве обособленных подразделений юридических лиц в соответствии со ст. 55 ГК РФ выступают филиалы и представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Все налогоплательщики-организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В отличие от коммерческих организаций, для которых согласно ст. 50 ГК РФ, извлечение прибыли выступает основный целью деятельности, деятельность некоммерческих организаций не направлена на получение прибыли, основная же цель их деятельности – представление и защита интересов участников таких организаций. К некоммерческим организациям относятся:

1) потребительские кооперативы;

2) учреждения;

3) общественные и религиозные организации;

4) ассоциации;

5) союзы и т.д.

Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь в той мере, насколько это служит достижению целей, ради которых они созданы. Поэтому для этой категории предусматривается более льготный налоговый режим.

Среди налогоплательщиков-организаций выделяются также пользующиеся существенными налоговыми льготами малые предприятия – субъекты малого предпринимательства, обладающие специальным налоговым статусом.

Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков. Для целей налогообложения отдельные налогоплательщики могут быть признаны по отношению друг к другу взаимозависимыми лицами. Это означает, что налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам, осуществляющимся между такими лицами.

 

2. Права налогоплательщиков.

В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обладают следующими правами:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц и др.

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков гарантируется положениями ст. 22 НК РФ. В частности, рассматриваемые участники налоговых правоотношений имеют право на административную и судебную защиту своих прав и законных интересов.

Перечисленные права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет юридическую ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

 

3. Обязанности налогоплательщиков.

В соответствии с положениями ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Кроме того, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, помимо перечисленных выше обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

а) об открытии и закрытии счетов – в десятидневный срок;

б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

г) об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

д) об изменении своего места нахождения или места жительства – в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщики несут предусмотренную законодательством ответственность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.