КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налогоплательщики и плательщики сборов
Понятие субъектов налогового права. Г. Барнаул СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА ЛЕКЦИЯ АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
1. Развитие представлений об источниках движения в философии. 2. Проблема механизма развития в философии. 3. Диалектика и метафизика как философские методы. 4. Диалектика Гегеля и современная философская теория развития. 5. Синергетика и проблема случайности в современном естествознании.
[1] Введение в философию. Т.2. М., 1989. С.133. Региональная кафедра философии, истории и права 1. Понятие субъектов налогового права. 2. Налогоплательщики и плательщики сборов. а) Понятие и виды налогоплательщиков; б) Права налогоплательщиков; в) Обязанности налогоплательщиков. 3. Налоговые агенты. 4. Сборщики налогов и сборов. 5. Налоговые органы Российской Федерации. а) Структура системы налоговых органов; б) Права налоговых органов; в) Обязанности налоговых органов; г) Обязанности должностных лиц налоговых органов; д) Ответственность налоговых органов и их должностных лиц. 6. финансовые органы Российской Федерации. 7. Таможенные органы Российской Федерации. 8. Органы государственных внебюджетных фондов. 9. Органы налоговых расследований. 10. Правовой статус иных субъектов налогового права.
ЛИТЕРАТУА: 1. Грачева Е.Ю., Ивлева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: Учебник – М.: Юристъ,2005. 2. Налоговое право: Учебник/Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ,2004. 3. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: НОРМА,2005. 4. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006. 5. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит-ра,1993. - 96с.
Одной из особенностей налогового права выступает специфический состав его субъектов. При этом необходимо различать субъектов налогового права и субъектов налоговых правоотношений. Субъекты налогового права – это лица, могущие выступать участниками общественных отношений, регулируемых налоговым правом. Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъекты налогового права выступают участниками этих правоотношений. Субъектов налогового права можно разделить на основных и иных (дополнительных). Основные субъекты налогового права: налогоплательщики; налоговые агенты, МНС, Минфин России, ГТК, сборщики налогов и сборов, органы внебюджетных фондов. Иные (дополнительные) субъекты налогового права: регистраторы, органы опеки и попечительства, процессуальные лица, кредитные организации.
Налогоплательщики и плательщики сборов являются центральными фигурами в структуре участников налоговых правоотношений. 1. Понятие и виды налогоплательщиков. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица (обладающие предпринимательским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица (организации), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы. Классификация видов налогоплательщиков (плательщиков сборов) на группы может быть осуществлена следующим образом. Налогоплательщики (плательщики сборов): физические лица (резиденты РФ и нерезиденты РФ); организации (российские организации и иностранные организации). При этом налогоплательщики (плательщики сборов) – физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (индивидуальные предприниматели и лица, не имеющие такого статуса), на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы. Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Для целей налогообложения к предпринимателям отнесены частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, деятельность которых в соответствии с гражданским законодательством предпринимательской не считается. Выступающие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков физические лица подразделяются на два вида: 1) физические лица – налоговые резиденты РФ; 2) физические лица – налоговые нерезиденты РФ. Физическими лицами – налоговыми резидентами России признаются физически лица вне зависимости от их гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Период временного пребывания физического лица на территории РФ определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого лица. Если отметки пропускного контроля в паспорте физического лица отсутствуют, доказательством нахождения на территории РФ могут являться любые иные документы. Главное, чтобы они удостоверяли, сколько дней лицо фактически присутствовало в РФ. Такими документами могут выступать: - табель учета рабочего времени и расчета заработной платы; - другие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты; - трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином; - командировочное удостоверение и др. Физически лица – нерезиденты, соответственно, - лица, находящиеся на территории нашей страны не менее указанного срока. Поэтому требования по уплате налогов могут быть предъявлены к нерезидентам РФ лишь в части доходов, полученных из источников, находящихся на ее территории. Налогообложение же доходов, полученных нерезидентами из других источников, выходит за рамки компетенции РФ. В свою очередь, под выступающими в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков организациями понимаются: 1) российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Такие зарубежные корпоративные юридические образования уплачивают налоги в Российской Федерации, если они осуществляют свою деятельность в РФ через свои постоянные представительства. Каждое такое обособленное подразделение считается для целей налогообложения в РФ самостоятельным налогоплательщиком и уплачивают налоги вне зависимости от результатов и особенностей деятельности всей фирмы в целом и других ее российских подразделений. Иностранные компании, получающие доход от источников в Российской Федерации, не связанный с их деятельностью через постоянные представительства, также могут являться плательщиками налогов в Российской Федерации. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций осуществляют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации. Налоговым законодательством для налогоплательщиков – юридических лиц обязанность филиалов и иных обособленных подразделений уплачивать налоги и сборы рассматривается как разновидность налоговых обязанностей самих создавших указанные обособленные подразделения юридических лиц. В качестве обособленных подразделений юридических лиц в соответствии со ст. 55 ГК РФ выступают филиалы и представительства. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Все налогоплательщики-организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В отличие от коммерческих организаций, для которых согласно ст. 50 ГК РФ, извлечение прибыли выступает основный целью деятельности, деятельность некоммерческих организаций не направлена на получение прибыли, основная же цель их деятельности – представление и защита интересов участников таких организаций. К некоммерческим организациям относятся: 1) потребительские кооперативы; 2) учреждения; 3) общественные и религиозные организации; 4) ассоциации; 5) союзы и т.д. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь в той мере, насколько это служит достижению целей, ради которых они созданы. Поэтому для этой категории предусматривается более льготный налоговый режим. Среди налогоплательщиков-организаций выделяются также пользующиеся существенными налоговыми льготами малые предприятия – субъекты малого предпринимательства, обладающие специальным налоговым статусом. Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков. Для целей налогообложения отдельные налогоплательщики могут быть признаны по отношению друг к другу взаимозависимыми лицами. Это означает, что налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам, осуществляющимся между такими лицами.
2. Права налогоплательщиков. В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обладают следующими правами: 1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; 2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК; 5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам; 12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия их должностных лиц; 13) требовать соблюдения налоговой тайны; 14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц и др. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков гарантируется положениями ст. 22 НК РФ. В частности, рассматриваемые участники налоговых правоотношений имеют право на административную и судебную защиту своих прав и законных интересов. Перечисленные права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет юридическую ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.
3. Обязанности налогоплательщиков. В соответствии с положениями ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ; 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги; 9) нести иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством. Кроме того, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, помимо перечисленных выше обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: а) об открытии и закрытии счетов – в десятидневный срок; б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; г) об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; д) об изменении своего места нахождения или места жительства – в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщики несут предусмотренную законодательством ответственность.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |