Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы государственных внебюджетных фондов




ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ

В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться специально уполномоченными на то законом о конкретном налоге (сборе) органами и должностными лицами – сборщиками налогов и (или) сборов.

В соответствии со ст. 25 НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть:

1) государственные органы исполнительной власти;

2) исполнительные органы местного самоуправления;

3) уполномоченные ими органы и должностные лица.

 

Помимо взимания налогов (сборов) сборщики налогов и 9сборов) осуществляют контроль за полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками соответствующих налоговых платежей. При этом контрольные полномочия сборщиков налогов зачастую ограничиваются пассивным контролем, т.е. текущим анализом полноты взимаемых платежей, правомерности использования льгот. Сборщики налогов (сборов) не могут осуществлять активных мероприятий налогового контроля, например, проводить налоговые проверки.

В настоящее время сборщиками земельного налога в сельской местности выступают соответствующие исполнительные органы местного самоуправления. В отдельных случаях функциями сборщиков налогов (сборов) наделяются и таможенные органы.

Основное отличие сборщиков налогов (сборов) от налоговых агентов заключается в том, что сборщики налогов (сборов) не являются источниками выплаты доходов налогоплательщику и не удерживают налоги (сборы) из таких доходов, а лишь в прямо установленных законом случаях принимают налоговые платежи.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и сборов устанавливаются нормами налогового законодательства, регулирующими порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.

 

Налоговыми органами в российской Федерации являются министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения.

В случаях, прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Министерство по налогам и сборам России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в Российской Федерации.

Налоговые органы в их сегодняшнем виде формируются в России с 1991 г. В настоящее время министерство Российской Федерации по налогам и сборам представляет собой единую, централизованную, вертикально иерархированную систему государственных органов исполнительной власти.

Деятельность налоговых органов как участников налоговых правоотношений регулируется нормами налогового законодательства и ведомственными инструктивными актами, издаваемыми самим министерством.

 

1. Структура системы налоговых органов.

Налоговые органы в Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему, отделены от финансовых органов и имеют собственную структуру, состоящую из трех уровней: федерального, регионального и местного.

Верхний уровень (федеральный). Федеральная налоговая служба Российской Федерации по налогам и сборам возглавляется руководителем, назначаемым Президентом РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством РФ. ФНС России подчинена Президенту РФ, Правительству РФ. Руководитель ФНС по налогам и сборам также формирует совещательный орган – коллегию ФНС РФ.

Средний уровень (региональный). Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Руководитель такого управления подчиняется руководителю ФНС РФ по налогам и сборам. Специализированные структурные подразделения ФНС РФ – межрегиональные инспекции ФНС России, непосредственно подчиняющиеся ФНС России. Начальники инспекций этого уровня назначаются руководителем ФНС по налогам и сборам.

Нижний уровень (местный). Территориальные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня с непосредственным подчинением управлениям ФНС России в субъектах Федерации. Руководителей этих инспекций назначает руководитель Управления ФНС РФ по налогам и сборам по данному субъекту Федерации по согласованию с ФНС России.

Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории Российской Федерации выполняет единая централизованная система органов ФНС РФ по налогам и сборам. Создание на местах налоговых органов, не входящих в систему ФНС РФ, не допускается.

 

2. Права налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные данные полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;

16) представлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары зависимых обществ, а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными обществами, с зависимых обществ, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары основных обществ;

- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

 

3. Обязанности налоговых органов.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговых расследований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

 

4. Обязанности должностных лиц налоговых органов.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

4) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

5. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность налоговых органов и их должностных лиц носит имущественный характер. Поэтому налоговые органы и их должностные лица несут имущественную ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам и иным участникам налоговых правоотношений убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Должностные лица и иные сотрудники налоговых органов являются государственными служащими Российской Федерации. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей на работника налогового органа могут налагаться следующие меры дисциплинарной ответственности:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) увольнение.

До решения вопроса о применении дисциплинарной ответственности работник налогового органа может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей.

Основания для привлечения должностных лиц налоговых органов к уголовной ответственности предусмотрены гл. 30 УК РФ (ст.ст. 285, 286 – превышение, злоупотребление должностными полномочиями, ст. 289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности», ст. 290 «получение взятки», ст. 292 «Служебный подлог», ст. 293 «Халатность».

В соответствии со ст.9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются также финансовые органы. при этом под финансовыми органами понимаются:

1) Федеральная налоговая служба РФ;

2) Министерства финансов республик – субъектов РФ, финансовые управления администрации краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов;

3) Финансовые управления администраций муниципальных образований.

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Правовой статус Министерства финансов РФ определен Конституцией РФ, федеральными законами, а также Положением о Минфине РФ.

Минфин РФ как участник налоговых правоотношений в соответствии с возложенными на него государственными задачами выполняет самые различные функции в сфере налогообложения.

Налоговые органы и финансовые органы при выполнении возложенных на них функций взаимодействуют между собой.

Минфин совместно с ФНС принимают акты, имеющие значение для налогообложения. Минфин РФ участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин, разрабатывает проекты нормативов отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Федерации, координирует в пределах своей компетенции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и сборов в федеральный бюджет, аккумулирует информацию об установлении региональных и местных налогов или сборов.

Минфин РФ вправе принимать решения об изменении порядка исполнения и размера налогового обязательства:

1) об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов для отдельного налогоплательщика. Изменение сроков уплаты региональных и местных налогов и сборов относится к компетенции соответственно финансовых органов субъекта Федерации и муниципального образования;

2) о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

В целом совместная деятельность финансовых и налоговых органов по взаимодействию в процессе налоговых правоотношений направлена на:

1) обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, поступающих в бюджетную систему, в том числе в федеральный бюджет;

2) устранение расхождений отчетных данных и приведение к сопоставимости учета и отчетности налогов и обязательных платежей, зачисляемых в бюджетную систему;

3) правильное распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;

4) устранение диспрпорций зачисления доходов в различные уровни бюджетов, связанных с применением всех форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных отдельным налогоплательщикам;

5) усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов и других обязательных платежей;

6) совершенствование системы информационных форм и средств связи для обмена информацией, сверки баз данных на бумажных или магнитных носителях.

 

Общее руководство таможенным делом возложено на Президента РФ и Правительство РФ. Таможенными органами РФ являются ГТК и его территориальные подразделения:

- региональные таможенные управления:

- таможни;

- таможенные посты.

В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, налоговым законодательством, а также иными федеральными законами, выступая при этом в качестве участников налоговых правоотношений.

Поэтому к основным функциям таможенных органов РФ среди прочего относятся:

- осуществление мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- борьба с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ.

Отношения по уплате таможенных платежей регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1) Конституция РФ;

2) международные договоры и соглашения РФ;

3) ТК РФ и НК РФ;

4) федеральные законы;

5) подзаконные нормативные акты.

В порядке, установленном таможенным законодательством РФ, таможенные органы осуществляют привлечение к ответственности виновных лиц за нарушение налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В рамках таможенного контроля таможенные органы осуществляют налоговый контроль. Такой контроль осуществляется в отношении лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу либо ведущих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ. Полномочия таможенных органов в налоговой сфере, в частности, распространяются на отношения по взиманию таможенных пошлин, таможенных сборов, которые относятся к федеральным налогам и сборам, а также налога на добавленную стоимость, акцизов и др. Поскольку они способствуют и непосредственно обеспечивают уплату налогов, сборов и таможенных платежей, уплата вышеперечисленных платежей предшествует таможенному оформлению.

Неуплаченные налоги и другие таможенные платежи взискиваются таможенным органов РФ в бесспорном порядке, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ не для коммерческих целей.

Требование об уплате налога, порядок взыскания налога, сбора и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках, порядок обращения взыскания на имущество плательщика регулируется НК РФ.

Таможенные органы совместно с ФНС РФ осуществляют совместные налоговые проверки по материалам, связанным с налоговыми правонарушениями.

При исполнении таможенными органами функций налоговых органов должностные лица таможенных органов несут обязанности, предоставленные НК РФ должностным лицам налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством РФ. Должностные лица таможенных органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности таможенных органов в налоговых правоотношениях;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений.

За нарушение действующего законодательства таможенные органы и их должностные лица несут гражданскую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в том же порядке, что и налоговые органы и их должностные лица.

 

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, в соответствии с федеральным законодательством образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В случаях, когда налоговым законодательством на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.

В настоящее время такими государственными внебюджетными фондами, в частности, являются:

1) Пенсионный фонд РФ.

При этом под органами этого государственного внебюджетного фонда понимаются:

а) Правление и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда РФ;

б) региональные организации Пенсионного фонда РФ;

в) уполномоченные представители Пенсионного фонда РФ в городах и районах;

 

2) Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

Под органами этого государственного внебюджетного фонда понимаются:

а) Правление Фонда обязательного медицинского страхования;

б) Директор Фонда обязательного медицинского страхования;

в) территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

городские и районные филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

 

3) Фонд социального страхования РФ.

Под органами этого государственного внебюджетного фонда понимаются:

а) Председатель Фонда социального страхования РФ;

б) региональные и отраслевые отделения Фонда социального страхования РФ;

в) филиалы региональных и отраслевых отделений Фонда социального страхования РФ.

За нарушение действующего законодательства органы государственных внебюджетных фондов и их должностные лица несут гражданскую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в том же порядке, как и налоговые органы и их должностные лица.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.