Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональный аспект фонемы




Англичане: Чарльз Симик, Энтони Гехт, Ричард Дик Уилбер, Уистен Хью Оден, ирландец Шеймус Хини (нобелевская премия 1995 г.), Эмиль Каммингс, Дилан Томас, Уистен Хью Оден.

Сонет

Ведя мои суровые бои,

Чеканя стих, чтоб был он чист и молод,

Я знал, что каждый звук мой – звук любви.

Она вела меня сквозь жар и холод.

 

И в снежных вихрях, в час, когда расколот

Был целый мир, я знал, что никогда,

Как ни грози судьбины молот,

Я не предам грядущие года.

 

Любовь не льстит, она – сильней всего,

Кто служит ей – не заслужил укора.

Обманутая верит в торжество.

 

В мятежных строфах будущего хора

Я чую новый век и суть его:

И зов величья, и клеймо позора.

1956 г.

Аргентинский поэт, прозаик Хорхе Луис Борхес (1899-1986): «Единственный мой персонаж – я сам». Борхес - автор 13 поэтических сборников, в том числе «Создатель» (1960), «Иной и прежний» (1964), «Хвала тьме» (1969), «Золото тигров» (1972), «Сокровенная роза» (1975), «История ночи» (1977), «Заговорщики» (1985) и др. Главные темы его поэзии и прозы: время, Бог и смерть, причем Бог не связанный с религией. Борхес называет свои лучшие стихотворения: «Голем», «Поэтическое искусство», «Воображаемые стихи», «О дарах», сонет о Спинозе, «Предел» (второе стихотворение», стихотворение памяти прадеда – полковника Суареса. У Борхеса, например, есть стихотворения-«каталоги» (идея множественности и единства мира), как стихотворение «Еще раз о дарах».

Американцы: патриарх американской поэзии Роберт Фрост (1874-1973), Дерек Уолкотт (нобелевская премия 1992 г.), Роберт Лоуэлл, Ричард Уилбер.

Славяне: поляки Чеслав Милош (нобелевская премия 199) и Вислава Шимборская (нобелевская премия 1996 г.).

 

Литература:

1. Чеслав Милош – ИЛ, 1991 № 5, 1992 № 8,9, 1995 № 1, 2000 № 6. Литературное обозрение 1999 № 3.

2. Страницы европейской поэзии ХХ века. – М, 1992.

3. Автобиографическая повесть Стефана Хермлина в ИЛ, 1982 № 11, его стихи в ИЛ, 1995 № 9.

4. Произведения Борхеса в ИЛ, 1984 № 3, 1990 № 3, 12, 1995 № 1. В серии «Библиотека «Иностранной литературы» сборник рассказов «Юг».


[1] Верлибр - (франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза" А. Блок)

 

Данный аспект фонемы отражен в определении в словах «…служащая для различения значения морфем и слов». Фонема – это, прежде всего, функциональная единица языка.

Основная функция фонемы в языке – различительная (дифференциальная). Фонема служит для различения морфем. Так, к примеру, в словах armour [ˈa:mə] – army [ˈa:mɪ], sleeper [ˈsli:pə] – sleepy [ˈsli:pɪ] при одной и той же основе слов [ˈa:m -], [ˈsli:p -] суффиксы, представленные фонемами [-ə] [-ɪ], дифференцируют значения слов.

Мы можем говорить также и о различительной функции фонемы на уровне слов и даже фраз: hut [hʌt] – hot [hɒt], gold [gəʊld] – bold [bəʊld], gold [gəʊld] – cold [kəʊld], there is no place for you in my hut [ðɛər ɪz ˈnəʊ ˈpleɪs fə ju˙ ɪn maɪ ˎhʌt] – there is no place for you in my heart [ðɛər ɪz ˈnəʊ ˈpleɪs fə ju˙ ɪn maɪ ˎha:t].

Каким образом фонема выполняет различительную функцию? Ответ на этот вопрос лежит в понимании того, почему один звук является аллофоном одной фонемы, а другой звук принадлежит иной фонеме.

Рассмотрим оппозицию слов cart [ka:t] (телега) – part [pa:t] (часть). Аллофон [k] смычный, заднеязычный, велярный, глухой принадлежит фонеме [k], а аллофон [p] смычный, губно-губной, глухой – фонеме [p]. Различие по месту и активным органам артикуляции относит эти аллофоны к разным фонемам.

Исходя из сказанного, можно выделить несколько признаков фонемы: 1) релевантные или дифференциальные, 2) общие или интегральные, и 3) нерелевантные.

Дифференциальными или релевантными называются артикуляторные характеристики, благодаря которым фонемы отличаются друг от друга.

Общими или интегративными называются артикуляторные характеристики, которые объединяют определенные фонемы.

Нерелевантные признаки фонемы – это те артикуляторные характеристики, которые не служат для различения фонем (придыхание, огубленность, палатализация, позиционная долгота гласных), а служат только для различения аллофонов одной фонемы.

Помимо различительной функции, фонема выполняет конститутивную и опознавательную функции.

Конститутивная функция заключается в том, что фонемы составляют морфемы (re-tell, dis-approve, beauti-ful); слова (table, read, pen), грамматические формы (bed-beds, go-goes, good-better-the best), фразы (not a tall boy), предложения и тексты.

Опознавательная функция фонемы стоится на том, что с её помощью мы опознаем звуки речи и их сочетания и отождествляем слова и морфемы языка.

С функциональным аспектом фонемы тесно связана проблема фонетических и фонологических ошибок.

14. Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.

Сонорная теория, предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.

Теория мускульного напряжения, сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин [2]. Его теория получила название теории громкости. Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

15. фонологиеская, если в слове sit, вместо [i], произнести [i:], то изменится значение слова.

16. Развитию теории фонемы уделяется большое внимание как в нашей стране, так и за рубежом. В современной фонетической науке существуют несколько фонологических школ.

Более ранние подходы сводились к тому, что каждый реальный звук приравнивался к фонеме. Это утверждение опроверг И.А. Бодуэн де Куртенэ – один из величайших языковедов мира, равно принадлежит польской и русской науке, преподавал в университетах Казани, Кракова, Дерпта (Юрьева), Петербурга и Варшавы. Он основал учение о фонеме – теорию фонемы, провозгласив, что фонема – абстрактная лингвистическая единица. Для носителя языка важны только фонемы, а не звуки, на различия которых он не обращает внимания. Состав фонем и их различия закреплены в сознании носителя языка. Используемых звуков речи больше чем фонем. Он считал, что фонема не существует в реальности, а существует в нашем сознании в форме психических представлений. Бодуэн де Куртене исходит из осознания неустойчивой природы, а по сему несовершенства звуков речи как явлений физических, ставя им в соответствие устойчивое психическое представление – фонему. В его понимании фонема – психический эквивалент звука.

Взгляды И.А. Бодуэна де Куртенэ получили дальнейшее развитие в рамках многочисленных фонологических школ. Различие фонологических школ определяется различным пониманием того, какую функцию выполняет фонема в процессе общения. Обратимся к фонологической теории Пражского лингвистического кружка.

Пражская фонологическая школа (Пражский лингвистический кружок / ПЛК) возникла в 20-е гг. 20 века в Праге. Она связана с именами Н.С. Трубецкого и Р.О. Якобсона, которые принесли в зарубежное языкознание идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.М. Щербы. Именно данная школа разработала фонологию как особый раздел языкознания. Н.С. Трубецкой написал книгу «Основы фонологии», где изложены основные представления о структурном устройстве языка и предложены методы структурного анализа языковых явлений. Члены ПЛК основное внимание уделяли изучению дифференциальной функции фонемы. Они считали фонему единицей противопоставления, различающую морфемы и слова. С точки зрения представителей ПЛК, фонема есть пучок дифференциальных признаков. Дифференциальные признаки выявляются через противопоставление фонем в различного рода оппозициях. Далее представители ПЛК обратили внимание на то, что в одних позициях дифференциальные признаки проявляют себя полностью, в других – нейтрализуются. Так в слове dad начальный и конечный согласный [d] функционально различны. В начальной позиции [d] находится в позиции максимального различения, [d] в финальной позиции частично оглушается, т.е. признак глухости-звонкости нейтрализуется. Фонемы в слабой позиции члены ПЛК предложили называть архифонемами. «Dad» можно затранскрибировать как [dæD], где {D} – архифонема, объединяющая черты [d] и [t]. Таким образом, согласно ПЛК, в фонологической последовательности встречаются два типа единиц: фонемы и архифонемы, которые существенно отличаются по своим произносительным свойствам. Пражцы считали, что только фонология может считаться частью лингвистики, фонетика – раздел биологии.

Американская фонологическая школа (американский структурализм)

Теория фонемы «пришла» на американский континент в интерпретации Ф. де Соссюра, в которой подчеркивалась не значимость звука в слове как такового, а звуковых различий, позволяющих отличать слова друг от друга. В этой связи американские лингвисты, также как и члены ПЛК, преувеличивали функциональный аспект фонемы, отдавая приоритет различительной функции фонемы. Родоначальником данной школы является Л. Блумфилд. Звуки интересуют его постольку, поскольку они различают значения. Л. Блумфилд определял фонему как набор дистинктивных характеристик. Именно в рамках данной школы нашла решение проблема сегментирования (разложения) текста на элементарные единицы, что привело к выделению фонем и морфем. Американскими дискриптивистами был изобретен дистрибутивный анализ как эффективный способ установления фонем языка.

Лондонская фонологическая школа

Теория фонемы прочно обосновалась в Англии в 1920 году благодаря деятельности Д. Джоунза, автора “English Pronouncing Dictionary”, а затем и его последователей, прежде всего Дж. Р. Фёрса. Д. Джоунз занимался описанием звукового состава европейских, а также ряда африканских и индийских языков. Как и многих его предшественников, Д. Джоунза привлекали практические проблемы реформы английской орфографии и создание фонетической транскрипции. Создание фонетической транскрипции было бы невозможно без обращения к теории фонемы. Д. Джоунз считает фонему механической суммой её аллофонов и определяет её как семью родственных звуков, преувеличивая тем самым материальный аспект фонемы. Он считает, что «фонема – это объединение звуков данного языка, которые взаимосвязаны по характеру и используются таким образом, что ни один звук никогда не находится в слове в том же фонетическом окружении, что и другой» [7, с. 10]. В качестве основной функции фонемы рассматривается дифференциальная функция, поскольку в процессе выявления фонемной принадлежности звуков Д. Джоунзом подбираются минимальные пары слов, значение которых дифференцируется благодаря различию двух звуков.

Московская фонологическая школа (МФШ) возникла в Москве на рубеже 19-20 веков и получила дальнейшее развитие в 20 веке. Представителями данной школы являются Ф.Ф. Фортунатов, Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и др. Они отличаются иным взглядом на функциональное предназначение фонемы, считая, что фонема призвана 1) различать морфемы и слова (различительная функция) и 2) отождествлять морфемы и слова (перцептивная/рекогнитивная функция). Ведущей функцией фонемы представители Московской фонологической школы считают перцептивную функцию. Они рассматривают фонему только в составе морфемы и не признают фонологический уровень автономным уровнем языка. Исследуя фонему в сильной и слабой позициях, лингвисты стремятся избавиться от понятия архифонемы и свести случаи нейтрализации фонем к минимуму. С этой целью слабую позицию предлагается сделать сильной, поставив согласный перед гласным, а гласный под ударение, к примеру dad – daddy. В тех случаях, когда фонему нельзя поставить в сильную позицию, возникает особая единица – гиперфонема, к примеру, в неизменяемом слове вот <во > – гиперфонема.

С-Петербургская (ленинградская) фонологическая школа (СПФШ) Представители СПФШ (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, М.В. Гордина и др.) в качестве основной функции фонемы выдвигают её способность конституировать слова и называют эту функцию конституирующей или словоопознавательной. При этом они не отрицают её дистинктивную роль. Главная задача фонемы, с их точки зрения, участвовать в процессе опознания звуковой оболочки слова. Лингвисты указывают на независимость фонемы от морфемы, в силу того, что носитель языка способен записывать буквами слова, которые ему не известны. Это свидетельствует, по их мнению, в пользу независимости фонологического уровня как одного из уровней языка. Представители данного фонологического направления не дифференцируют сильные и слабые позиции в слове. С опознавательной точки зрения, они одинаковы, они отличаются друг от друга лишь по степени различительных возможностей фонемы. В предударной части слова фонема однозначно определяется, в заударной части слова фонема распознается не совсем полно и четко. Фонема не подвергается нейтрализации, в этой позиции лишь накладываются ограничения на использование определенного класса фонем, например, в конце слова не используются звонкие шумные согласные и т.п. Вследствие чего в этой позиции происходит чередование фонем сады /сады/ – сад /сат/. Лингвисты данной школы не признают ни архифонем, ни гиперфонем. Фонемы определяются на основе дифференциальных и интегральных признаков.

Факт существования нескольких фонологических школ свидетельствует о том, что фонема – сложная и многоаспектная единица.

17. Lead the way downstairs. 1[d] – становится зубным перед th, 2[d] - смычный переднеязычный апикальный альвеолярный звонкий согласный звук

18. Методы фонологического анализа.Исследовать звуки языка с фонологической точки зрения означает изучить то, как они функционируют, т.е. выяснить, какие звуки языка являются частью его произносительной системы, как звуки группируются в функционально сходные единицы – фонемы.

Цель фонологического анализа – 1) определить, какие различия между звуками являются фонологически существенными, а какие нет, и 2) определить фонемный инвентарь языка.

Процедура установления фонемной структуры языка представляет ряд шагов.

Первым шагом является деление на минимальные повторяющиеся речевые сегменты (звуки) и их транскрибирование (с помощью аллофонической транскрипции). Таким образом собираются звуковые последовательности с различными значениями и в дальнейшем сравниваются. Например, разница в значении пары слов [stɪk] и [stæk] передается разницей звуков [ɪ] и [æ], [stɪk] и [spɪk] ­ разницей между [t] и [p]. Следующим шагом анализа является объединение звуков в функционально сходные группы. Для выполнения этой процедуры используются два метода: дистрибутивный и семантический.

Дистрибутивный метод в основном использовался зарубежными структуралистами, наиболее известные из которых являются Леонард Блумфилд и Зеллиг Харрис. Дистрибутивный метод разработан как арсенал приёмов "обнаружения" языковой системы в речи. Вся процедура анализа разбивается на три этапа: сегментацию высказывания (установление звуков), выявление фонемной принадлежности определенного звука и классификацию фонем. Особенно эффективен дистрибутивный анализ на втором этапе. Его правила гласят:

Если два разных звука не встречаются в тождественном фонетическом окружении, то они находятся в отношении дополнительной дистрибуции и являются аллофонами одной фонемы. Таковы, например, отношения между неаспирированным и аспирированным смычными [t] и [th]. [th] никогда не встречается в финальной позиции и после [s], в то время как [t] в начале слов перед ударной гласной.

Если два разных звука встречаются в тождественном фонетическом окружении и при этом могут служить различению слов, то они находятся в отношении контрастной дистрибуции и являются представителями двух разных фонем: cart [ka:t] – part [pa:t].

Если два разных звука встречаются в тождественном окружении и не различают при этом слова, то между ними имеет место отношение свободного варьирования, и они являются факультативными вариантами одной фонемы. Такая ситуация возникает тогда, когда оба звука существуют в языке, но носители языка непоследовательны в их употреблении англ.: adult [ˈædəlt, əˈdʌlt].

Следует заметить, что иногда идентификация звука только на основе его дистрибуции может привести к некоторым противоречиям. Так, звуки [h] [ŋ], находящиеся в дополнительной дистрибуции, никогда не встречаются в одинаковом фонетическом положении и по правилам дистрибутивного анализа должны рассматриваться как аллофоны одной фонемы, в то время как эти аллофоны принадлежат двум разным фонемам. Таким образом, решения в пользу фонемного статуса того или иного звука не всегда могут быть приняты только на основе его дистрибуции. Должны также учитываться артикуляционные и акустические характеристики звука. Это – недостаток дистрибутивного метода фонологического анализа.

Другой метод фонологического анализа – семантический – широко применяется в отечественной лингвистике. В основу метода положена способность фонемы в одинаковом фонетическом положении различать морфемы и слова. Применение этого метода заключается в постоянной подстановке разных звуков в один фонетический контекст. Данная процедура получила название коммутационного или подстановочного теста. Цель подобного анализа состоит в том, чтобы выяснить, в каких случаях фонетический контекст остается без изменений, а в каких подстановка приводит к смене значения. Конечный результат семантического метода состоит в нахождении минимальных пар слов и их грамматических форм. Под минимальной парой понимается пара слов или морфем, различающихся одной фонемой.

Например, заменяя звук [p] на звук [b] в слове pin [pɪn] - [bɪn], можно заключить, что данные звуки принадлежат разным фонемам, поскольку подстановка привела к изменению значения. Противопоставление [p – b] представляет собой фонологическую оппозицию. Если [ph] в этом же контексте заменить на [p] [phɪn] – [pɪn], значение слова не изменится, хотя произношение звука будет не совсем английским. Следовательно, [p] и [ph] – аллофоны одной фонемы, а тип оппозиции – фонетический.

Для того чтобы установить фонетическую структуру языка, необходимо выявить всю систему оппозиций. Существуют три типа оппозиций: одинарные, бинарные и тройные.

Одинарная оппозиция – оппозиция, члены которой отличаются только одним артикуляторным признаком.

Например, pen – ben. Общие черты: смычность, губная артикуляция. Артикуляторный признак, который дифференцирует звуки, глухость – звонкость.

Бинарная оппозиция – тип оппозиции, члены которого отличаются двумя артикуляторными признаками.

Например, pen – den. Общий признак – смычная артикуляция. Дифференцирующие характеристики: место /активный орган артикуляции: губы – язык; работа голосовых связок: глухость – звонкость. Тройная (множественная) оппозиция – оппозиция трех артикуляторных характеристик, к примеру, pen – then: способ артикуляции ([p] смычный – [ð] щелевой), место /активный орган артикуляции ([p] губной – [ð] межзубный), работа голосовых связок ([p] глухой – [ð] звонкий).

Недостатком метода является то, что теория базируется на положении, что звуки речи – это отдельные легко заменяемы единицы, и не учитывает модификаций, которым звук подвергается в речевой цепи.

19. Проблема, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, считать ли изменение долготы звука релевантной характеристикой системы английских гласных. Если подойти к этой проблеме с фонологической точки зрения, необходимо учесть два правила:

1) релевантная характеристика имеет системный характер, т.е. она присуща целой группе языковых единиц;

2) характеристика носит системный характер, если она не является контекстуально обусловленной, т.е. не подвержена влиянию окружающего контекста, в котором она находится.

Исходя из сказанного, долгота гласного не может быть признана релевантной характеристикой, т.к. она изменяется под действием различных фонетических контекстов. Это положение разделяется отечественными и некоторыми зарубежными исследователями в области английской фонетики.

Так, к примеру, долгота гласного [i:] не одинакова в словах mе, mеа1, meat. Наибольшей долготой [i:] обладает в открытом слоге, слегка укорачивается перед звонким согласным, наименее долгим звук является перед глухим согласным.

При сравнении минимальных пар слов, к примеру [bin -bi:n], дифференциация их значений осуществляется не за счет количественной характеристики звуков, а благодаря различиям в стабильности артикуляции, по ряду и подъему: [i] - монофтонг переднего, отодвинутого назад ряда, высокого подъема широкой разновидности, [i:] - дифтонгоид переднего ряда, высокого подъема узкой разновидности.

 

pot-port

1) устойчивость артикуляции: Краткая- долгая

2) движение и положение языка в горизонтальной и вертикальной плоскостях: в обоях случаях гласные заднего ряда

3) по подъему: открытая гласная широка- открытая гласная узкая

4) характер отступа гласного: у сеченная гласная- неусеченная гласная

5) напряженность: не напряженная- напряженная

three- free

1) сила артикуляции: шумные глухие

2) степень мускульного напряжения: фортистые

2) способ артикуляции: щелевые фрикативные(сильные)

3) место артикуляции и активный орган артикуляции: межзубный, апикальный- губно- зубной

21 Это фонетическая ошибка, так как аллофон одной фонемы подменяется другим аллофоном этой же фонемы. Она не повлияет на значение слова.

22. Спорные вопросы в системе английских фонем Одной из спорных проблем в системе фонем английского языка является проблема фонологического статуса и числа аффрикатов. Спорными являются такие вопросы, как: 1) являются ли английские [ʧ, ʤ]монофонемными или бифонемными образованиями и 2) если они представляют одну фонему, сколько подобных фонем существуют в системе английских согласных, и могут ли [tθ, dθ, tr, dr, ts, dz] считаться аффрикатами?

Согласно точкам зрения отечественных фонетистов, в английском языке только два аффриката [ʧ, ʤ].Зарубежные фонологи считают, что число аффрикатов в английском языке значительно больше. Они относят к смычно-щелевым не только [ʧ, ʤ], но и [tθ, dθ, tr, dr, ts, dz].

Отечественные фонетисты рассматривают проблему аффрикатов с морфологической и фонологической точек зрения, которые позволяют им отнести [ʧ, ʤ]к монофонемным образованиям, а[tθ, dθ, tr, dr, ts, dz] – к бифонемным. Это в свою очередь приводит к игнорированию артикуляторной и акустической неделимости аффрикатов.

Британская фонология первостепенную роль отводят артикуляторно-акустическому единству аффрикатов, игнорируя функциональный аспект. С этой точки зрения, вышеперечисленные аффрикаты неделимы, т.е. представляют монофонемные образования потому, что 1) они принадлежат одному слогу и между ними нельзя провести границу слогоделения, к примеру: butcher[ˈbʊʧ-ə], mattress[ˈmætr-ɪs], curtsey[ˈkɜ:-tsɪ], eighth[eɪtθ], и 2) они произносятся на одном артикуляторном дыхании (усилии).

Другим спорным вопросом в системе английских фонем является вопрос фонемного статуса дифтонгов. Подобно аффрикатам они являются сложными звуками, состоящими из двух элементов. Так же, как и в случае с аффрикатами, возникает вопрос: представляют ли собой дифтонги монофонемные или бифонемные образования?

Отчественная фонология наделяет английские дифтонги статусом монофонемных единиц, т.е. рассматривают их как монофонемные образования. Аргументами в пользу этого могут быть такие факторы как: 1) слоговая неделимость, т.е переход от ядра к глайду происходит в пределах одного слога, между элементами дифтонга нельзя провести границу слогоделения, также как и границу морфемного деления[ˈseɪ-ɪŋ]saying,[ɪn-ˈʤɔɪ-ɪŋ]enjoying; 2) в одинаковых фонетических контекстах долгота дифтонгов соответствует продолжительности произнесения долгих монофтонгов [saɪt – si:t, kəʊt – kɔ:t];3) подстановочный тест доказывает, что дифтонги образуют фонологические оппозиции практически со всеми гласными bite[baɪt] – bit[bɪt], [baɪt] – but [bʌt]и т. д.

Проблема фонетического статуса английских дифтонгов, тем не менее, остается открытой для обсуждения и по сей день.

Еще одной нерешенной проблемой английской фонологии является фонемный статус нейтрального звука [ə]. При рассмотрении его фонологического статуса возникает вопрос, является ли нейтральный звук самостоятельной фонемой или редуцированным аллофоном любой другой фонемы в безударной позиции.

С одной стороны, нейтральный звук, когда противопоставлен другим безударным гласным, формирует минимальные пары и способствует дифференциации значений: armour[ˈa:mə] – army[ˈa:mɪ], sleeper[ˈsli:pə] – sleepy[ˈsli:pɪ]. Следовательно, этот звук может быть признан самостоятельной фонемой. Но, с другой стороны, проблема фонемного статуса нейтрального звука затрагивает морфонологический аспект, т.е. нейтральный звук может являться результатом звуковых чередований: [æ]man – [ə]sportsman. Нейтральный звук в этом примере – это аллофон фонемы [æ]в слабой позиции.

23 cold- gold

1) степень шума: шумный, глухой- шумный, звонкий

2) степень мускульного напряжения: фортисный- ленисный

3) способ артикуляции; смычный взрывной, сильный- смычный взрывной слабый

4) место артикуляции и активный орган: заднеязычные согласные

cart- cut

1) устойчивость артикуляции: монофтонги (долгий- краткий)

2) движение и положение языка в горизонтальной и вертикальной плоскостях: заднего ряда- смешенного ряда

3) по подъему: открытая гласная, широкая- полуоткрытая гласная, широка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.