Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятая структура компетенций




Цель изучения дисциплины

Цель изучения курса «Современный русский язык. Фонетика» – приобретение студентом фундаментальных теоретических знаний в области фонетики, фонологии, орфоэпии и теории письма русского языка, а также глубоких умений и навыков анализа языковых единиц фонетического и фонологического уровней.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ фонетики, орфоэпии, фонологии и теории письма (графики и орфографии);

-овладение терминологическим аппаратом современной лингвистики;

- знакомство с основополагающими работами русских и зарубежных лингвистов;

- формирование самостоятельного осмысления фактов языка с учетом тенденций в их развитии;

- координация современных научных взглядов с трактовкой языковых фактов в школьных учебниках;

- совершенствование в овладении нормами литературного произношения.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.3).

Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Фонетика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

 

1. «Введение в языкознание»

2. «Латинский язык»

3. «Современный русский язык. Лексика»

4. «Старославянский язык»

Освоение дисциплины «Современный русский язык. Фонетика» является необходимой основой для последующего изучения таких дисциплин, как:

1. «Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис»

2. «Русская диалектология»

3. «История русского литературного языка»

4. «Общее языкознание»

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»):

 

СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка».

СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций».

СК-3 «Владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка»

СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные механизмы становления фонетической системы русского языка; основные приемы анализа единиц фонетической и фонологической систем русского языка; основные принципы русского письма; фонетические законы, на которых основывается русское литературное произношение; дискуссионные вопросы фонологии (разные фонологические школы) и орфоэпии (разные нормы); социальные и стилевые характеристики орфоэпических особенностей; основные понятия о функциях языка.

уметь пользоваться артикуляционной классификацией звуков языка для выработки правильного произношения; использовать при необходимости (например, при чтении классических стихов, чтобы не нарушить рифму) старомосковское (сценическое) произношение; соотносить единицы языка (фонемы), единицы речи (звуки) и единицы письма (буквы); пользоваться орфоэпическими словарями и справочниками.

владеть методикой фонетического анализа слова; приемами определения функций звуков и фонем; правилами транскрибирования; особенностями старомосковского (сценического) и современного литературного произношения; методикой определения принципов русской орфографии в том или ином написании слов.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
СК1 СК2 СК3 СК4        
  Раздел 1. Фонетика     +   +        
1. Предмет фонетики; связь с другими разделами современного русского языка, а также с другими предметами.         +        
2. Сегментные и суперсегментные единицы речи     +            
3. Артикуляционная классификация звуков русского языка     +            
4. Акустическая классификация звуков русского языка     +            
5. Синтагматические законы в фонетической системе русского языка.     +            
6. Суперсегментные единицы фонетики. Слог: теория слога, правила слогоделения       +            
7. Ударение, его типы       +            
8. Интонация: функции, типы ИК     +            
  Раздел 2. Фонология     + +          
9. Звуки речи и звуки языка. Фонема: позиции, аллофоны фонемы.     + +          
10. Дифференциальные признаки фонем и интегральные признаки звуков. Гиперфонема. Архифонема. Нейтрализация фонем.     +            
11. Система фонем русского языка     +            
12. Фонологические школы: МФШ, ПФШ, ПЛК                  
. Раздел 3. Орфоэпия.   + +   +        
13. Понятие орфоэпии. Становление и развитие норм русского языка   +              
14. Орфоэпические нормы в области гласных и их сочетаний.   +              
15. Орфоэпические нормы в области согласных звуков и их сочетаний. Произношение некоторых грамматических форм.   + +            
16. Нормы произношения имен и отчеств; иноязычных слов.         +        
  Раздел 4. Теория письма     +            
17. Русская графика     +            
18. Русская орфография     +            
  Итого:                  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.