КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематика контрольных (проверочных) работ и методические рекомендации по их выполнению
План-график самостоятельной работы студентов Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов Структура и содержание самостоятельной работы студентов Формы и методы обучения Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) Не предусмотрено программой
Формы и методы работы: традиционные – 80%; интерактивные – 20%: А) терминологические диктанты на лекциях (темы №№ 1 – 11); Б) дискуссия в малых группах по поводу трактовки фонемы в разных фонологических школах (темы № 12); В) чтение лекций с презентацией дефиниций, таблиц, классификаций; Г) тестирование.
В процессе выполнения самостоятельной работы решаются следующие важные задачи: - образовательная (систематизация и закрепление знаний), - развивающая (развитие памяти, мышления, речи), - воспитательная (воспитание навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и т.п.).
7.1. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы. 1) Конспектирование в рабочей тетради (на самостоятельное изучение вынесено 5 тем, которые освещаются в лекциях, но не отрабатываются на практических занятиях): Тема 1. Предмет и задачи фонетики. В конспекте должны быть отражена следующая информация: - что изучаютразные виды фонетики; - связи фонетики с другими разделами современного русского языка (с конкретными примерами; - связь фонетики с другими дисциплинами лингвистического цикла (с примерами); - связь фонетики с дисциплинами нелингвистического цикла. Объем конспекта – 2-3 страницы. Тема 2. Акустическая классификация звуков речи русского языка. В конспекте должны быть отражена следующая информация: - дихотомический принцип акустической классификации звуков речи; - бинарные оппозиции, характеризующие звуки речи; - значение акустической классификации. Объем конспекта – 2-3 страницы. Тема 3. Звуки речи и звуки языка. Фонема: позиции, аллофоны фонемы. В конспекте должны быть отражена следующая информация: - понятие фонемы; - понятие аллофона фонемы; - сильные и слабые позиции фонем. Объем конспекта – 2-3 страницы. Тема 4. Понятие орфоэпии. Становление и развитие норм русского языка. В конспекте должны быть отражена следующая информация: - история русского литературного произношения: становление норм; - понятие и признаки нормы; - причины нарушения норм произношения; - характеристики современных орфоэпических словарей и справочников. Объем конспекта - 3-4 страницы. Тема 5. Нормы произношения имен и отчеств; иноязычных слов. В конспекте должны быть отражена следующая информация: - зависимость образования отчеств (мужских и женских) от формы имени; - особенности произношение безударного звука [о] в некоторых иноязычных словах; - произношение твердых/мягких согласных перед звуком [э] в некоторых иноязычных словах. Объем конспекта - 2-3 страницы.
2) Работа с монографией (выполняется в рабочей тетради). Тема: Фонологические школы: МФШ, ПФШ, ПЛК. Описать трактовку фонемы по трем фонологическим школам. Выделить основные положения, введенные учеными той или иной фонологической школы. Объем конспекта – 5-6 страниц. При конспектировании обязательно указывать №№ страницы монографии (статьи). Монография(статья): 1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1. – М., 1963. – С. 351 – 361. 2. Реформатский А.А. Основные положения МФШ // Из истории отечественной фонологии. – М., 1970. – С. 114 – 120. 3. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М., 1960. 4. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. – Л., 1983. – С. 1 – 15. 3) Выполнение 2-х проверочных работ по фонетике и по орфоэпии. 1) Проверочная работа по фонетике содержит 4 задания практического характера, в которых отражены знания по артикуляционной классификации звуков и синтагматическим законам в области фонетики. Проверочная работа выполняется на отдельном листе. Оценка работы: 1 и 2 задания оценивается 10-ю баллами, 3 и 4 – 5-ю баллами; максимальное количество баллов - 30. Примерные задания: 1. Затранскрибировать предложенный текст (как правило, это 2-3 стихотворные строфы). 2. Произвести фонетический анализ 1-2х фонетических слов. 3. На примерах текста показать позиционную мену гласных звуков. 4. На примерах текста показать позиционную мену и позиционные изменения согласных звуков.
2)Проверочная работа по орфоэпии содержит 4 практических задания на знания связи между фонетикой и орфоэпией; на знания старомосковских и современных произносительных норм, а также грамматических форм, в которых произошли нормативные изменения. Проверочная работа выполняется на отдельных листах. Оценка работы: 1 задание оценивается 10-ю баллами, остальные – 5-ю; максимальное количество баллов – 25. Примерные задания: 1. Затранскрибировать предложенный стихотворный текст. 2. Указать с помощью соответствующих значков характер мелодики. 3. Произвести фонетический анализ выделенного слова. 4. Выписать примеры слов (в транскрипции), в которых возможно старомосковское/сценическое произношение. Учебно-методические материалы: 1. Современный русский язык. Фонетика: методические рекомендации для студентов-филологов Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» и 050302 – «Родной язык и литература» / сост. О.Е.Соловьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. Ф 776
2.Фонетика: фонетическая и фонематическая транскрипция: учеб.- метод. пособие для самостоятельной работы студентов. Специальность 031200 Педагогика и методика начального образования / сост. М.В.Богачева, Л.А.Дубровская, Н.А.Линк; Перм. гос. пед. ун‑т. – Пермь, 2006 3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фонетика современного русского языка». Специальность: 050301 – «Русский язык и литература»/ сост. Т.А. Сироткина; Перм. гос.пед.ун-т. - Пермь, 2008.
В течение семестра студенты выполняют следующие проверочные работы: 1) Проверочная работа по фонетике содержит 4 задания практического характера, в которых отражены знания по артикуляционной классификации звуков и синтагматическим законам в области фонетики. Проверочная работа выполняется на отдельном листе. Оценка работы: 1 и 2 задания оценивается 10-ю баллами, 3 и 4 – 5-ю баллами; максимальное количество баллов - 30. Примерные задания: 5. Затранскрибировать предложенный текст (как правило, это 2-3 стихотворные строфы). 6. Произвести фонетический анализ 1-2х фонетических слов. 7. На примерах текста показать позиционную мену гласных звуков. 8. На примерах текста показать позиционную мену и позиционные изменения согласных звуков.
2)Проверочная работа по орфоэпии содержит 4 практических задания на знания связи между фонетикой и орфоэпией; на знания старомосковских и современных произносительных норм, а также грамматических форм, в которых произошли нормативные изменения. Проверочная работа выполняется на отдельных листах. Оценка работы: 1 задание оценивается 10-ю баллами, остальные – 5-ю; максимальное количество баллов – 25. Примерные задания: 1. Затранскрибировать предложенный стихотворный текст. 2. Указать с помощью соответствующих значков характер мелодики. 3. Произвести фонетический анализ выделенного слова. 4. Выписать примеры слов (в транскрипции), в которых возможно старомосковское/сценическое произношение. Студент должен продемонстрировать: знание основ транскрибирования; характеристик звуков русского языка; законов сочетаемости звуков речи; орфоэпических норм и их изменений; умение транскрибировать, соблюдая правила позиционных мен и изменений гласных и согласных звуков; анализировать фонетическое слово; квалифицировать явления в области гласных и согласных звуков; пользоваться орфоэпическими словарями; владение навыками транскрибирования; методикой фонетического анализа слова; навыками определения явлений в области гласных и согласных звуков; нормами произношения и ударения старомосковского/сценического и современного общелитературного характера.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |