Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:
· Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;
· Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-
исследовательской деятельности в профессиональной области.
Код компетен-ции
Уровень сформированности
компетенции
Содержательное
описание уровня
Критерии оценки
знает
умеет
владеет
СК-1
Пороговый
Знание основных принципов организации системы языка (видов единиц и типов структурных отно-шений в системе языка), основных тенденций исторических изменений русского языка.
Умение анализи-ровать современное состояние всех уровней языка, исторические изменения, произошедшие на лексическом уровне языковой системы
Знает место русского языка в генеалогической и типологической классификациях языков; единицы лексической системы языка; процессы, изменяющие фонетическую систему русского языка
Умеет анализировать современное состояние фонетической системы языка и исторические изменения, произошедшие в ней.
Владеет базовыми навыками анализа сегментных фонетических единиц.
Повышенный
Знание основных принципов орган-зации системы языка, типологических характеристик русского языка, основных тенден-ций исторических изменений русского языка.
Умение соотносить результаты синхронного и исторического анализов.
Знает принципы организации фонетической и фонологической системы языка; принципы динамического развития фонетической системы.
Умеет соотносить результаты анализов синхронных и диахронных явлений в фонетике и орфоэпии.
Владеет базовыми навыками анализов синхронных и диахронных явлений в фонетике и орфоэпии
Способен соотносить знание о современном состоянии русского языка со знаниями о результатах его диахронического становления.
СК-2
Пороговый
Знание уровневых единиц языковой системы, их формальных признаков.
Умение определять формальные и функциональные признаки единиц языка.
Умение обучать школьников анализу различных единиц языка.
Знает единицы фонетической системы, их функциональные признаки.
Умеет соотносить единицы языка, речи и письма (звук – фонема – буква).
Умеет обучить школьников фонетическому анализу.
Владеет основными навыками соотношения звуков и фонем, звуков и букв, фонем и букв.
Владеет методикой обучения школьников соотносительному анализу единиц речи (звуки), языка (фонемы) и письма (буквы).
Повышенный
Знание сущностных признаков и функционально-семантического потенциала единиц языка.
Умение устанавливать корреляции между формальными признаками единиц языка, их семантикой и функциональной нагрузкой в языковой системе.
Знает сущностные и функциональные признаки фонетических и фонологических единиц языка.
Умеет устанавливать корреляции между функциональными признаками единиц языка и речи.
Владеет методикой выявления функциональных признаков (позиций) единиц языка и речи и определения их функциональной нагрузки в языковой системе.
СК-3
Пороговый
Знание функций языка, основных категорий языка и мышления.
Умение определять функции конкретных языковых сообщений, объяснять основные закономерности развития языка в связи с историко-социальным развитием общества и развитием культуры.
Умение обучить школьников приемам функционально-стилистического анализа текстов
Знает функции фонетических и фонологических единиц языка; основные категорий языка и мышления; орфоэпические нормы; разные стили произношения.
Умеет определять функции фонетических единиц в конкретных языковых сообщениях разных произносительных стилей.
Умеет обучить школьников орфоэпическим нормам и приемам разграническия разных произносительных стилей.
Владеет базовыми навыками разграничения разных произносительных стилей
Способен объяснять разные стили произношения социальными и территориальными факторами, а также в историческом контексте.
Повышенный
Знание сущностных признаков и функционально-семантического потенциала единиц языка.
Умение устанавливать корреляции между формальными признаками единиц языка, их семантикой и функциональной нагрузкой в языковой системе.
Знает сущностные признаки функционального потенциала фонетических единиц языка
Умеет устанавливать корреляции между формальными признаками единиц языка и речи, их функциональной нагрузкой в языковой системе
.
Владеет базовыми основами анализа функций фонетических и фонологических единиц языковой системы.
Способен соотносить знания о фонетических единицах с возможностями и приемами преподавания родного и усвоения иностранного языков.
СК-4
Пороговый
Знание генеалогической и
морфологической (типологической) классификаций языков мира и места русского языка в них.
Умение производить историко-этимологический анализ языковых единиц.
Знает генеалогическую классификаций языков мира и место русского языка в ней; изменения, произошедшие в произношении слов по сравнению со старомосковской нормой.
Умеет определять произносительные особенности иноязычных слов с помощью орфоэпических словарей;
определять изменительные процессы, произошедшие в произношении некоторых слов по сравнению со старомосковской нормой.
Владеет базовыми навыками анализа процессов, изменивших нормы произношения в современном русском языке.
Способен обучить приемам анализа произносительных норм (старормосковской и современной) исконно русских слов.
Повышенный
Знание теоретических принципов компаративистики, разделов типологии языков, ареальной и функциональной типологии языков, языковых универсалий, теории лакун.
Умение определять языковой тип, выявлять языковые универсалии и лакуны, определять характер заимствований.
Знает
процессы взаимодействия современного русского языка с другими языками на фонетическом уровне языковой системы;
особенности произношения заимствованных слов, вошедших в русскую фонетическую систему.
Умеет определять характер фонетического освоения или неосвоенности заимствований.
Владеет базовыми навыками определения норм произношения исконно русских и заимствованных слов. Способен обучить приемам анализа произносительных норм (старормосковской и современной) исконно русских и заимствованных слов в практике преподавания русского языка в школе.
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (см. вопросы к экзамену).
Вопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык. Фонетика».
1. Предмет и задачи фонетики, её содержание, связь с другими
разделами современного русского языка. Разные виды фонетики.
5. Синтагматические законы в области гласных звуков: позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.
6. Синтагматические законы в области согласных звуков: позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.
7. Теория слога. Структура фонетического слога, типы слогов. Слогораздел и правила слогоделения.
8. Ударение как суперсегментная единица речи и его роль в современном русском языке.
9. Интонация как суперсегментная единица речи. И нт онационные конструкции Е.А.Брызгуновой.
10. Паузирование, темп, мелодика, тембр как суперсегментные единицы речи.
11. Звук и фонема. Дифференциальные признаки фонем и интегральные признаки звуков. Гиперфонема. Архифонема. Явление нейтрализации фонем.
12. Состав и система гласных фонем современного русского языка.
13. Состав и система согласных фонем современного русского языка.
14. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Петербургской фонологической школы.
15. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Московской фонологической школы.
16. Понятие фонемы и её реализация в трактовке ученых Пражского лингвистического кружка
17. Русская орфоэпия. Формирование норм русского литературного произношения. Понятие нормы, её признаки. Источники отклонения от норм литературного произношения.
18. Произношение гласных звуков и их сочетаний.
19. Произношение согласных звуков и их сочетаний.
20. Понятие «старомосковской» и «петербургской» норм произношения. Особенности произношения отдельных грамматических форм в сценической практике и на уроках литературы или выразительного чтения.
21. Произношение имен и отчество. Произношение некоторых иноязычных слов.
22. Русская графика: пути становления; понятие буквы, алфавита;
значение букв.
23. Основной принцип русской графики. Обозначение на письме
гласных и согласных фонем. Соотношение букв и фонем в русской
графике.
24. Русская орфография, её основной принцип и правила, основанные на этом принципе.
25. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания в русской орфографии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление