КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой режим государственной территории
Международно-правовое понятие территории, виды территории Тема 7 «Территория (общие международно-правовые вопросы)». С точки зрения правового режима можно выделить три вида территории: 1) Государственная территория. Юридическая природа— это географическое пространство, в пределах которого государство осуществляет свою верховную власть. Правовой режим государственной территории в целом и ее отдельных частей устанавливается внутригосударственным законодательством и правилами международных договоров. Состав государственной территории: сухопутное, водное и воздушное пространство, недра; 2) Международная территория — это пространства, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства (Антарктика, открытое море, космос), пространства, расположенные за пределами национальных территорий. В настоящее время сложилась устойчивая тенденция рассматривать международные пространства как объект общего пользования, общее наследие человечества. Общность правового статуса международных пространств не означает тождества их правового режима. Режим этих пространств определяется различными международно-правовыми актами: Женевскими конвенциями по морскому праву (1958 г.), Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.), Вашингтонским договором об Антарктиде (1959 г.), Договором по космосу (1967 г.) и Соглашением о Луне и других небесных телах (1979 г.). 3) территории со смешанным правовым режимом — международные реки, проливы и каналы, архипелажные воды, континентальный Отличительная черта государственной территории — принцип территориального верховенства государства. Суверенитет государства является основой принципа неприкосновенности государственной территории. Сухопутная государственная территория — это материк, острова и анклавы. Анклав представляет собой часть сухопутной государственной территории, охваченной со всех сторон сухопутной территорией другого государства и не имеющей выхода к морю (например, территорией Заира охвачен округ Кабинда, принадлежащий Анголе). Есть полностью островные (Япония, Великобритания) или архипелажные (Индонезия) государства. В состав водной территории входят воды рек, озер, проливов, каналов, водные пути, расположенные в пределах границ данного государства, внутренние морские воды и территориальное море, которое омывает побережье данного государства. Государственное воздушное пространство представляет собой столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства. Высотные пределы воздушного пространство одновременно являются линией разграничения воздушного и космического пространства (приблизительно 100—110 км над уровнем моря). Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, всецело находятся под его суверенитетом без каких-либо ограничений по глубине. Условная территория государства — это расположенные вне пределов государственной территории принадлежащие этому государству или его лицам объекты: воздушные, речные, морские суда, космические объекты, суда и станции, искусственные острова и установки в Мировом океане и на его дне, научно-исследовательские станции в Антархтиде, помещения дипломатических и консульских представительств. Государство определяет режим своей территории по своему усмотрению. В международном праве существуют ограничения относительно использования государственной территории в определенных целях, в частности запрещена организация на территории одного государства террористических банд для засылки их на территорию других государств. Основные черты территориального верховенства государства: - власть государства является высшей по отношению ко всем лицам, находящимся на государственной территории; - государство не может быть насильно лишено своей территории или ее части, государственные границы нерушимы и неприкосновенны; - верховная власть государства осуществляется через его законодательные, исполнительные, судебные и административные органы; -юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться и за пределы его территории; -земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без согласия территориального суверена. Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории — один из когентных принципов общего между-народного права, но этот принцип является не абсолютно, а частично когентным. Международное право допускает возможность территориальных изменений. Главное правовое основание территориальных изменений — право наций на самоопределение. Право нации на самоопределение может быть осуществлено путем плебисцита. Плебисцит — это выявление воли нации при решении вопроса о государственной принадлежности спорной территории. Плебисцит представляет собой всенародное голосование среди населения, проживающего на спорной территории, по поводу ее передачи или присоединения. Посредством использования этого института в 1944 г. Исландия получила независимость от Дании, в 1993 г. из Эфиопии как самостоятельное государство выделилась провинция Эритрея. Плебисцит практически равнозначен референдуму, но референдум проводится в отношении конституции, политического устройства государства, а плебисцит — только в отношении территориальных вопросов. Иные законные основания изменения принадлежности государственной территории: цессия, обмен территориями, меры в отношении государства-агрессора. Цессия (уступка или продажа территории) — это передача небольших участков территории одним государством другому с учетом географических факторов на основе договора. Обмен территориями (разновидность цессии) — это обмен небольшими участками территории между сопредельными государствами с целью установления более удобного положения линии границ. При проведении новых границ должны быть исключены территориальные потери сторон. Территориальные споры в основном возникают из-за разногласий сторон относительно юридической принадлежности определенных участков территории. В территориальных спорах речь идет именно о юридической принадлежности территории, а не о фактическом владении ею. Территориальные споры являются одним из наиболее опасных видов международных споров, поскольку могут привести к серьезному вооруженному конфликту. Доказательствами истинной юридической принадлежности спорной территории могут быть следующие факторы: -соглашение о прохождении границ; -географические карты, главную роль среди которых играют те, которые непосредственно прилагаются к договору о делимитации. Признание одной из сторон фактической принадлежности территории другой стороне приводит к прекращению спора.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |