Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преступления, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств и народов




Фальшивомонетничество. На универсальном международном овне борьба с фальшивомонетничеством регулируется Женевской конвенцией по борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.) и Про­колом к ней (1929 г.). Перечень преступлений:

1) обманные действия по изготовлению и изменению денежных знаков любого государства;

2) сбыт поддельных денежных знаков;

3) действия по сбыту, транспортировке или получению поддель­ных денежных знаков, если их поддельный характер известен;

4) обманные действия по изготовлению и получению предметов, предназначенных для производства поддельных денежных знаков или для изменения их.

К ответственности привлекаются любые лица независимо от того, валюту каких стран они подделали — государства гражданства или иностранного государства.

Преимущественным правом на установление юрисдикции обла­дает государство, чьи денежные знаки были подделаны. Кроме того, правом на установление юрисдикции обладают государства граждан­ства преступника, его местонахождения и места совершения престу­пления.

Хищение и уничтожение культурных ценностей может являться как международным преступлением, так и преступлением международ­ного характера. Если данное деяние совершается во время военных действий, оно входит в. состав военных преступлений.

Хищение и уничтожение культурных ценностей, совершенные в мирное время, представляют собой преступления международного характера. На универсальном уровне борьбу с этим деянием регули­рует Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на предупреж­дение и запрещение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Эта Конвенция до­полняет Конвенцию 1954 г., регулирующую защиту объектов культу­ры во время войны.

Конвенция 1970 г. предусматривает ответственность не за хище­ние, а за незаконный ввоз, вывоз и передачу права собственности на культурные ценности. Вопросы незаконной торговли такими ценно­стями и незаконных раскопок не урегулированы.

Сравнительно недавно была принята новая универсальная Кон­венция УНИДРУА об украденных и нелегально вывезенных культур­ных объектах (1995 г.), регламентирующая обязательства государств по защите культурного наследия и преследования виновных лиц.

Загрязнение моря вредными веществами как состав преступления международного характера находится в стадии становления.

Общие нормы о режиме охраны морских пространств содержатся в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), которая не регули­рует детальную охрану этих пространств, а отсылает к специальным соглашениям: Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью (1969 г.); Конвенции о вмешательстве в открытом море в случае аварии, приводящей к загрязнению моря нефтью (1971 г.); Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов (1972 г.); Конвенция по предот­вращению загрязнения с судов (1973 г.) с Протоколом (1978 г.).

Пиратское радио- и телевещание. Радио- и телевещание является
пиратским и представляет собой состав преступления международ­ного характера, когда отдельные лица в корыстных целях осущест­вляют радио и телепередачи в нарушение международных соглаше­ний.

В рамках ЕС было принято Страсбургское соглашение о предуп­реждении радиопередач, ведущихся извне национальных территорий (1965 г.). Соглашение принято в соответствии с Правилами радио­ урегулирования (1959 г.) ЕС и в развитие их положений.

 

Перечень преступлений:

1) установление и эксплуатация радиовещательных станций на
борту судов, самолетов или любых других плавательных или лета­
тельных средств, которые вне национальных территорий осуществляют передачи, направленные для приема на территории государств или причиняющие вредные помехи какой-либо радиопередающей службе;

2) акты соучастия, выражающиеся в установлении, эксплуатации
или починке оборудования, предоставлении транспорта или пере-

возки лиц, закупке или производстве любых материалов для ведения таких передач.

Первое универсальное международное соглашение, содержащее нормы о борьбе с пиратским радиовещанием, — Международная конвенция электросвязи (1965 г.). Виновные лица могут быть привлечены к ответственности в судах государств: флага судна; регистрации установки; гражданства виновных лиц; государств, на территории Которых могли приниматься передачи; государств, санкционирован­ному вещанию которых причинены помехи.

Объект посягательства пиратского радиовещания — внутренние Дела государства; статус открытого моря. Нормы о преследовании виновных лиц содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). В открытом море военный корабль любого государства мо­жет подвергнуть осмотру любое иностранное невоенное судно, если 1сть основания полагать, что это судно занимается пиратским радиовещанием.

Разрыв и повреждение подводных кабелей и трубопроводов. В 1884 г. Выла заключена Международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей. Объект охраны — подводные кабели, проло­женные за пределами территориальных вод.

Конвенция 1884 г. предусматривает борьбу только с одним со ставом преступления — разрывом и повреждением подводных телеграфных кабелей. Разрыв или повреждение подводного кабеля, про изведенные умышленно или по преступной оплошности, подлежат Наказанию независимо от гражданского иска о возмещении издержек и убытков.

Особенности Конвенции 1884 г.:

- установила принцип вины в форме умысла или неосторожнос­ти. Преступная оплошность — это неосторожная вина в форме не­брежности или самонадеянности;

-предусмотрела конкретные меры наказания, но не определила их размер: государства обязаны устанавливать за совершение данно­го преступления наказание в виде ареста или денежного штрафа.

Женевская конвенция об открытом море (1958 г.) расширила не­посредственный объект преступного посягательства, предусмотрев ответственность за повреждение трубопроводов, высоковольтных кабелей, телефонных кабелей. Положения Женевской конвенции продублированы в Конвенции ООН по морскому праву: каждое го­сударство обязано принимать меры, предусматривающие, что разрыв и повреждение подводных кабелей в открытом море каким-либо суд­ном, плавающем под его флагом, являются наказуемыми деяниями. Незаконный оборот наркотиков. Международно-правовой меха­низм сотрудничества государств в борьбе против незаконного обо­рота наркотиков в настоящее время регулируют: Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.) с Протоколом (1972 г.), Венская конвенция о психотропных веществах (1971 г.), Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ (1988 г.).

Венская конвенция о борьбе против незаконного оборота нар­котических средств и психотропных веществ (1988 г.) провозгласила искоренение незаконного оборота наркотиков коллективной обязан­ностью всех государств.

Ключевые положения Венской конвенции:

-создание единообразной классификации правонарушений и санкций за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

-определение мер, позволяющих выявлять, замораживать, аре­стовывать и конфисковать доходы, полученные от незаконного обо­рота наркотиков;

-борьба с незаконным оборотом наркотиков на море, в зонах свободной торговли и свободных портах, в воздушном пространстве.

на суше;

-искоренение незаконного культивирования наркосодержащих растений и производства наркотиков, ликвидация всех форм неза­конного оборота наркотиков, сокращение их спроса и потребления.

Конвенция 1988 г. объединяет в одном документе определение наркотических и психотропных веществ, виды правонарушений и санкций за их совершение. Государства должны включать в свои национальные законы в качестве тяжких уголовных преступлений производство, изготовление, хранение и распространение любых наркотических средств и психотропных веществ; изготовление обо­рудования, необходимого для их производства. В перечень преступ­лений введен новый состав преступления — незаконная торговля наркотическими и психотропными веществами.

Конвенция устанавливает санкции за совершение указанных преступлений: тюремное заключение, другие виды лишения свобо­ды, штраф и конфискация.

Коррупция. В настоящее время еще нет универсальных соглаше­ний по борьбе с этим преступлением, борьба с ним регламентируется на региональном уровне. В 1999 г. в рамках Совета Европы были под­писаны две Страсбургские конвенции: об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Термин «коррупция» обычно отождествляется с понятием «взяточничество». В Конвенции об уголовной ответственности за корруп­цию употребляется термин «подкуп» (в понятии «взяточничество»), причем проводится разграничение между активным и пассивным подкупом. Правом на установление юрисдикции обладают государства, если:

-преступление совершено полностью или частично на территории данного государства;

- правонарушитель является гражданином, публичным должностным лицом или членом одного из национальных публичных собраний этого государства;

-в правонарушении замешано одно из публичных должностных лиц или членов национальных публичных собраний, которое при этом является гражданином данного государства.

Конвенция предусматривает возможность привлечения к ответ- ственности юридических лиц: юридические лица могут быть при- влечены к ответственности в связи с совершением уголовных право- нарушений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, совершенных в их интересах каким-либо физическим лицом.

Поскольку указанные в Конвенции уголовные правонарушения имеют тяжкий характер, то в отношении этих уголовных правонарушений государства в своих уголовных законах должны устанавливать эффективные санкции, включая наказания, предусматривающие лишение свободы, которые могут повлечь за собой выдачу.

Борьба с организованной преступностью. В качестве преступления международного характера организованная преступность впервые была определена в Конвенции Совета Европы об отмывании, выяв­лении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990г.):

-конверсия или передача имущества, если известно, что это «имущество получено преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества;

-утаивание или сокрытие действительной природы, происхожде­ния, местонахождения имущества или прав на него, если известно, что это имущество получено преступным путем;

-приобретение, владение или использование имущества, добытого преступным путем.

Каждое государство принимает меры с целью квалифицировать перечисленные деяния в качестве уголовных правонарушений.

Первая универсальная международная конвенция по борьбе с организованной преступностью была принята совсем недавно — Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.).

Перечень преступлений, борьба с которыми регулируется данной Конвенцией, дается в нескольких статьях. Конвенция применяет­ся только в случаях, если эти преступления носят транснациональ­ный характер и совершены при участии организованной преступной группы. Преступление имеет транснациональный характер, если оно совершено:

-более чем в одном государстве;

-в одном государстве, но часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

- в одном государстве, но при участии организованной преступ­ной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;

- в одном государстве, но его последствия имеют место в другом государстве.

Конвенция определяет в качестве преступных и наказуемых три комплексных состава преступления. Каждый из этих составов вклю­чает в себя ряд деяний, любое из которых образует отдельный состав преступления.

1. Состав «криминализация участия в организованной преступ­ной группе»:

сговор с одним или несколькими лицами относительно совер­шения преступления, преследующего цель, связанную с получением материальной выгоды;

деяния какого-либо лица, которое принимает активное уча­стие в преступной деятельности организованной преступной груп­пы, других видах деятельности организованной преступной группы с осознанием того, что его участие содействует достижению преступ­ной цели.

2. Состав «криминализация коррупции»:

— обещание или предоставление публичному должностному лицу
какого-либо неправомерного преимущества, чтобы это должностное
лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполне­нии своих должностных обязанностей;

— вымогательство или принятие публичным должностным ли­цом какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это
должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие
при выполнении своих должностных обязанностей.

3. Состав «криминализация воспрепятствования осуществлению
правосудия»:

применение физической силы, угроз или запугивания или предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний в связи с совершением преступлений, охва­тываемых Конвенцией;

применение физической силы, угроз или запугивания с целью вмешательства в выполнение обязанностей должностным лицом су­дебных или правоохранительных органов в ходе производства в свя­зи с совершением преступлений, охватываемых Конвенцией.

Конвенция устанавливает ответственность не только физичес­ких, но и юридических лиц. Ответственность юридических лиц мо­жет быть уголовной, гражданско-правовой или административной.

Одновременно с Конвенцией были приняты и открыты для под­писания два протокола к ней: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.