КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преступления, направленные против личности, имущества, моральных ценностей
Столкновение судов и неоказание помощи на море — это комплексное преступление, в состав которого входят несколько самостоятельных преступных деяний. Наступление ответственности возможно только при наличии вины. Столкновение судов вследствие непреодолимой силы исключает ответственность за столкновение судов, но не освобождает от ответственности за неоказание помощи, если объективно существовала такая возможность. В современном международном праве действует разветвленный механизм, регулирующий борьбу с этими преступлениями: Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (1910 г.); Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (1910 г.); Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к уголовной компетенции, в вопросах столкновения судов и в других случаях, связанных с навигацией (1952 г.). Брюссельская конвенция о помощи и спасании на море обязывает капитана морского судна оказать в море помощь всякому лицу, терпящему бедствие. Объект помощи — военное, пассажирское, торговое, грузовое, иное судно. Ответственность за неоказание помощи наступает, если: - в открытом море обнаружены погибающие, но им не оказана помощь; -капитан судна получил сигнал бедствия, находясь на расстоянии, позволяющем прибыть к месту бедствия, но не сделал этого; -после столкновения судов возможно было оказать помощь, не подвергая серьезной опасности собственное судно, экипаж и пассажиров. Вопросы юрисдикции регламентируются в Брюссельской конвенции об уголовной компетенции при столкновении судов (1952 г.): в случаях столкновения или какого-либо происшествия с судами в открытом море, влекущих за собой уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или иного лица, преследование таких лиц может быть возбуждено только перед судом или дисциплинарными (властями того государства, под флагом которого ходило судно в момент такого происшествия. Женевская конвенция 1958 г. расширяет круг государств, имеющих право на установление юрисдикции (норма воспринята Конвенцией по морскому праву, 1982 г.): в случае столкновения или какого-либо происшествия с судном в открытом море преследование может быть возбуждено только в государстве флага судна или в том государстве, гражданами которого являются виновные лица. Распространение порнографических изданий является преступлением международного характера, поскольку представляет собой противоестественное явление, угрожает моральным ценностям всего человечества и может спровоцировать совершение иных насильственных преступлений против личности (именно в этом заключается его главная общественная опасность). Основное универсальное международное соглашение о борьбе с этим преступлением — Женевская конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.). Перечень преступлений: -изготовление и хранение порнографических изделий с целью их продажи, распространения или публичного выставления; - ввоз, провоз, вывоз в таких целях указанных предметов или выпуск их в обращение; - торговля, распространение, публичное выставление, сдача в прокат порнографических изделий в качестве профессионального занятия. В данной Конвенции содержится примерный перечень порнографических изделий: любые сочинения, фильмы, открытки, рисунки, гравюры, картины, печатные и изобразительные издания, изображения, фотографии, эмблемы. Произведение считается порнографическим именно тогда, когда изображение интимных отношений имеет непристойный, вульгарный, неприличный характер. Рабство, работорговля, принудительный и обязательный труд, институты и обычаи, сходные с рабством. В 1930 г. в рамках МОТ была принята Конвенция № 29 относительно принудительного или обязательного труда, запретившая использование принудительного труда. Однако принудительный труд не связывался с состоянием рабства, хотя в Конвенции 1926 г. подчеркивалось, что принудительный или обязательный труд может привести к состоянию, сходному с рабством. В настоящее время борьба с рабством и работорговлей на универсальном международном уровне регулируется Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством (1956 г.). Составы преступлений: - обращение другого лица в рабство или склонение другого лица к отдаче себя или лиц, зависящих от него, в рабство; - такие действия для склонения другого лица к отдаче себя или зависящих от него лиц в подневольное состояние, возникающее в результате действия институтов и обычаев, сходных с рабством; - преступления, связанные с рабовладением, — клеймение, искалечение, выжигание или иные способы нанесения знаков рабского или подневольного состояния; совершение таких действий с целью наказания или по каким-либо иным причинам; -обычаи, сходные с рабством, — долговая кабала, семейное и домашнее рабство. Субъекты этих преступлений — только физические лица, действующие вне связи с государством. Если подобные деяния совершаются в рамках государственной политики, они образуют составы международных преступлений — расовую дискриминацию, геноцид и апартеид. Конвенция 1956 г. устанавливает обязанности государств: -включать перечисленные составы преступлений в свои национальные уголовные законы и наказывать виновных лиц; обмениваться информацией, чтобы обеспечить координацию мер по борьбе с работорговлей; уведомлять друг друга о каждом случае работорговли и попытках совершения таких преступлений. В открытом море военный корабль имеет право досмотреть невоенное судно любого государства, если есть основания полагать, что оно занимается перевозкой рабов. Торговля женщинами и детьми и эксплуатация проституции третьими лицами. В настоящее время действует Нью-Йоркская конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1950 г.). Конвенция перечисляет преступления, относящиеся к данному составу: -сводничество, склонение или совращение в целях проституции другого лица даже с его согласия; - эксплуатация проституции других лиц даже с их согласия; - содержание домов терпимости или управление ими, сознательное финансирование такой деятельности или участие в финансировании; - сдача в аренду или наем здания или другого места, зная, что они будут использованы в целях проституции. В Конвенции также сформулирован широкий круг обязанностей государств: -оказывать правовую помощь по делам, возбужденным в связи с совершением преступлений, перечисленных в Конвенции; - при осуществлении эмиграции и иммиграции принимать все меры для пресечения торговли людьми обоего пола с целью проституции; -собирать все сведения об иностранцах, занимающихся проституцией, и сообщать властям государства гражданства с целью репатриации этих лиц. Морское пиратство — самый древний состав преступления международного характера. В настоящее время не существует специальных универсальных соглашений по борьбе с пиратством. Преследование этого преступления международного характера осуществляется на основе норм Женевской конвенции об открытом море (1958 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.). Женевская конвенция 1958 г. признает пиратство преступлением международного характера и содержит перечень действий, квалифицируемых как пиратство: -любой неправомерный акт насилия, задержания и грабежа, совершенный с личной целью экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата и направленное: в открытом море против какого-либо другого судна или лета тельного аппарата, или против лиц и имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна или летательного аппарата или лиц, или имущества в местах, находящихся за пределами юрисдикции какого-либо государства; - любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если лицо знает о пиратской деятельности такого судна или летательного аппарата. Женевская конвенция 1958 г. впервые в международном праве ввела понятие воздушного пиратства— это преступление, совершаемое вне воздушного судна, направленное на его захват и происходящее при полете над открытым морем, Антарктикой и другими международными территориями. Отличие воздушного пиратства от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации заключается в том, что акты незаконного вмешательства совершаются лицами, находящимися на борту этого судна и в любом месте. Аналогичные положения содержатся и в Конвенции 1982 г. Женевская конвенция устанавливает принцип универсальной юрисдикции: любое государство вправе захватить пиратское судно или летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить имущество. Аналогичная норма содержится в Конвенции 1982 г. Конвенция 1982 г. воспроизводит основные положения Женевской конвенции 1958 г., однако в ней есть и нововведения: судно или летательный аппарат, уполномоченные захватит пиратов, должны иметь четкие внешние знаки, позволяющие опо знать их как состоящих на правительственной службе; -все положения по борьбе с пиратством относятся не только открытому морю, но и к исключительной экономической зоне. Понятие пиратства охватывает все совершенные в личных целях незаконные акты насилия одного судна или летательного аппарата против другого судна или летательного аппарата. Обязательный элемент пиратства — наличие двух судов: судна-нарушителя и судна-потерпевшего. В этом состоит отличие пиратства от терроризма на море, при совершении которого, как правило, наличествует только одно судно. Выдача преступников (экстрадиция) Выдача преступников — это акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного лица государством, на территории которого оно находится, государству, на территории которого данное лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения виновного к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора. Основные черты выдачи преступников: все вопросы, связанные с экстрадицией, входят во внутреннюю компетенцию государств; субъект выдачи — физическое лицо, находящееся вне территории государства, требующего выдачи; выдача возможна только после совершения уголовного преступления; выдача предполагает последующее уголовное преследование выданного лица. Международный договор — главное правовое основание выдачи, Государство имеет право выдать преступника во всех случаях, но обязанным к этому оно становится только в случае наличия специального договора о выдаче. Национальные законы также являются правовыми основаниями выдачи преступников. Большинство государств имеют в своем внутреннем праве нормы об экстрадиции. Эти нормы провозглашают правила, которых конкретное государство придерживается в вопросах экстрадиции. Принцип (условие) взаимности. В соглашениях о выдаче и национальном законодательстве государств часто встречается положение о возможной выдаче на условиях взаимности. Взаимность предполагает единообразное поведение государств: если одно государство в отсутствие международного договора удовлетворяет требование о выдаче другого государства, то оно вправе рассчитывать на аналогичное поведение своего контрагента. Основные проблемы выдачи. При разрешении вопроса об экстрадиции может возникнуть конфликт национальной юрисдикции. Это имеет место в случаях, когда преступник бежал в какое-либо государство, а требования о его выдаче поступили от разных государств. Практически во всех универсальных соглашениях о борьбе с преступлениями международного характера предусмотрены правила установления юрисдикции и способы разрешения их конфликта. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1999 г.) устанавливает, что: -каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции, когда: а) преступление совершено на территории этого государства; б) преступление совершено на борту судна, плавающего под флагом этого государства, или летательного аппарата, имеющего регистрацию в этом государстве; в) преступление совершено гражданином этого государства; государство-участник может также установить свою юрисдикцию в отношении любого такого преступления, когда: а) деяние направлено на совершение преступления на территории или в отношении одного из граждан этого государства либо та б) деяние направлено на совершение преступления против государственного или правительственного объекта за границей; в) деяние представляет собой попытку принудить это государство г) преступление совершено лицом без гражданства, которое обычно проживает на территории этого государства; д) преступление совершено на борту воздушного судна, эксплуатируемого правительством этого государства. Конвенция не исключает возможности осуществления любой уголовной юрисдикции, установленной государством-участником в соответствии с его внутренним правом. Основные принципы выдачи преступников: принцип невыдачи собственных граждан. В соглашениях борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, как правило, отсутствует специальная норма о невыдаче собственных граждан. Наоборот, косвенным образом предусматривается возможность выдачи собственных граждан (Конвенция против транснациональной организованной преступности, 2000 г.); истечение срока давности — преследование не допускается вследствие истечения срока давности по закону запрашиваемого государства. Этот принцип не применяется к лицам, совершившим преступления против человечества; принцип двойной преступности (подсудности): выдачу влекут только такие деяния, которые являются уголовно наказуемыми по законодательству обоих государств; принцип «дважды не отвечают заодно и то же преступление»: в отношении лица за то же самое преступление уже вынесен приговор судом запрашиваемого государства или любого иного государства; принцип «либо выдай, либо накажи» — если выдача по какой-либо причине не производится, запрашиваемое государство должно само судить преступника; совершение преступления на территории государства, от которого требуется выдача, является основанием для отказа в ее производстве. Выдача возможна не только в отношении предполагаемых преступников (обвиняемых), но и в отношении уже осужденных лиц. Такая выдача, как правило, представляет собой передачу осужденных лиц в государство их гражданства для отбывания наказания. Передача осужденных лиц регламентируется специальными многосторонними соглашениями 1978 и 1983 гг., многосторонними и двухсторонними договорами. Выдаче подлежат лица, совершившие далеко не всякое уголовное преступление. Для определения круга экстрадиционных преступлений государства используют три системы: В договоре дается перечень всех преступлений, за совершение которых государства обязаны производить выдачу; применяется критерий тяжести наказания: совершение преступления, влекущего выдачу, должно наказываться лишением свободы на срок не менее одного года или более тяжким наказанием по законодательству обоих государств; используется комбинация перечисления составов преступлений и критерия тяжести наказания. Эта система принципиально не отличается от первой, но имеет дополнительное условие относительно тяжести наказания. В итоге выдаче подлежат не все лица, совершившие экстрадиционные преступления, а только те, кому назначено соответствующее наказание. Международные преступления представляют наибольшую опасность для всего международного сообщества, поэтому такие деяния по определению имеют экстрадиционный характер. Их безусловно эктрадиционный характер закреплен в специальных международных соглашениях о борьбе с такими деяниями (конвенции о борьбе с геноцидом и апартеидом, Устав международного военного трибунала). Нормы об эктрадиции есть в договорах по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера: терроризм во всех его проявлениях, незаконный оборот наркотиков, фальшивомонетничество, торговля людьми, коррупция, организованная преступность. Данные конвенции закрепляют экстрадиционный характер перечисленных в них деяний. Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977 г.) главное внимание уделяет именно выдаче преступников. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что выдача является особенно эффективным средством борьбы с международным терроризмом. Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.) и Римский протокол к ней (1988 г.) содержат идентичные положения: перечисленные в Конвенции 1977 г. преступления подлежат включению как преступления, влекущие выдачу, во все соглашения об экстрадиции, действующие между государствами участниками. Государства обязаны включать такие преступления во все экстрадиционные соглашения, которые будут заключены. В Конвенции о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) предусмотрено, что все перечисленные в Конвенции преступления считаются подлежащими включению в качестве преступлений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |